Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

ОмГТУ в системе рыночных отношений

Совместно с крупными промышленными предприятиями ОмГТУ осуществляет ряд проектов по созданию высокотехнологичных производств, базирующихся на научно-технических разработках университета. В рамках целевой подготовки кадров высшей квалификации для участия в инновационных проектах активно привлекаются молодые ученые.

Просмотров: 2178

Курс на новый технологический уклад

Виктор ШАЛАЙ, ректор ОмГТУ, доктор технических наук

Омский государственный технический университет – образовательное учреждение, в котором активно используются возможности, предоставленные законом № 217 о малых предприятиях при вузах. О том, что помогает поднять вузовскую науку на новый уровень, встроить вуз в систему рыночных экономических отношений и вписаться в новый технологический уклад, мы беседуем с ректором, доктором технических наук Виктором ШАЛАЕМ.

– Виктор Владимирович, известно, что в ОмГТУ выстроена многоуровневая инновационная система создания и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности. Что она представляет собой в целом?

– Менеджментом интеллектуальной деятельности в университете занимается управление инновационных проектов и коммерциализации технологий, в состав которого входят центр интеллектуальной собственности, являющийся крупнейшей патентной службой Омской области, и деловой центр «Фабрика бизнеса». Деловой центр объединяет молодежный бизнес-инкубатор и технопарк малых и средних предприятий, аффилированных с вузом, 4 ресурсных центра, филиалы факультетов и кафедр на предприятиях.

– В планах вуза было создание наноцентра. Какие задачи будет решать это подразделение?

– В 2010 году в качестве первоочередной меры по продвижению в научном направлении «Нанотехнология» в университете на базе кафедры физики радиотехнического факультета за счет собственных средств был создан инновационно-образовательный ресурсный центр нанотехнологий (РЦН). Он решает такие задачи, как подготовка высококвалифицированных кадров, фундаментализация и увеличение глубины прикладных исследований по направлениям «машиностроение» и «радиоэлектроника», создание и продвижение нанотехнологий как основы прорывных технологий для развития региона.

Центр предназначен для коллективного пользования не только в рамках университета, но и региона.

В число основных направлений научных исследований, подготовки и переподготовки кадров, над которыми работают в этом подразделении, входят следующие:

  • наноматериаловедение – создание новых типов материалов и структур с заданными свойствами;
  • наноэлектроника – конструирование нанометровой элементной базы для ЭВМ следующего поколения, нанопроводов, полевых транзисторов, выпрямителей, дисплеев, миниатюрных сверхчувствительных датчиков;
  • нанотрибология – определение наноуровневых сил трения.

В области наноматериаловедения уже выполнены работы по четырем направлениям.

Основой для создания научного направления «Нанотехнология» и ресурсного центра служат разработки ученых университета в области материаловедения, трибологии, радиоэлектроники, химических технологий. Они выполнялись по федеральным целевым программам и грантам РФФИ. Результаты неоднократно представлялись на конференциях всех уровней, в том числе в других странах, публиковались в отечественной и зарубежной печати. В рамках данного направления было установлено тесное сотрудничество со многими российскими предприятиями, организациями, вузами и НИИ.

Создание инновационно-образовательного ресурсного центра позволяет объединить усилия и скоординировать работу предприятий ОПК, научных и образовательных центров Сибирского региона по развитию нанотехнологий, осуществлению качественного рывка как в решении кадровых, так и технологических и производственных задач. Центр оснащается современным уникальным оборудованием, производимым отечественными и зарубежными фирмами. Это позволяет организовать на его базе учебный процесс (в том числе обучение аспирантов), осуществлять повышение квалификации и профессиональную переподготовку и проводить научно-исследовательские работы по всем реализуемым в университете приоритетным направлениям.

– Чтобы поднять вузовскую науку на новый уровень и встроить вуз в систему рыночных экономических отношений, кроме инфраструктуры, нужны люди, способные вести научные разработки, рождать гениальные идеи, коммерциализировать результаты интеллектуальной деятельности. Что предпринимается в вашем университете для подготовки таких кадров?

– У нас производится обучение по программе элитной подготовки высококвалифицированных кадров для университета и внешних заказчиков, предусматривающей уже на первомвтором курсах углубленную фундаментальную подготовку и вовлечение студентов в научно-исследовательскую деятельность, чтобы, окончив вуз, они могли поступить в магистратуру и аспирантуру. Ежегодно ее осваивает более 100 человек. Отбор кандидатов производится по сумме баллов, набранных на ЕГЭ. Далее студенты закрепляются за научными руководителями.

Как отметил Президент РФ Д.А. Медведев, «сегодня как никогда надо действовать на опережение, создавая основу национальной конкурентности там, где можно будет получить будущие выгоды и преимущества». Если этот посыл отнести к сфере образования, то вузы уже сейчас могут организовать опережающую подготовку кадров для будущего технологического уклада, особенно по тем направлениям, где наша страна сегодня еще находится в мировых лидерах. Для университетов это значит, что они должны организовать свое развитие, с одной стороны, в тесном взаимодействии с наукой, бизнесом и властью, а с другой – интегрируя все уровни образования. Это позволит:

  • осуществлять системную подготовку кадров, начиная со стратегического планирования и заканчивая сопровождением инновационных продуктов и услуг;
  • развивать образовательные инновационные подходы и методики с целью формирования компетенций, востребованных будущим технологическим укладом;
  • разрабатывать (или участвовать в разработке) и коммерциализировать инновационные продукты и услуги путем встраивания процесса подготовки кадров в процессы исследований, проектирования и производства этих продуктов как на предприятиях и в институтах, так и в производственных структурах, которые имеет вуз.

Если все вышесказанное перенести на наш университет, то мы уже выделили приоритетные направления развития. Это ракетно-космическая техника, машиностроение, радиоэлектроника и приборостроение. Подкрепив и наполнив их нано- и информационными технологиями и основываясь на договоре с Правительством Омской области, руководство университета сформулировало стратегическую задачу: в первую очередь организовать опережающую подготовку специалистов для оборонно-промышленного комплекса, который является базовым для Омска. Решается эта задача путем создания собственных образовательных программ и сети ресурсных центров как в университете, так и на производстве, участия в работе регионального технопарка (это служит базой получения новых профессиональных компетенций). Происходит интегрирование всех уровней образования: с одной стороны, через лицензирование подготовки по рабочим профессиям, с другой – путем формирования вокруг университета корпоративного комплекса, состоящего из техникумов и профессиональных училищ. Вокруг университета развивается инновационный пояс в виде малых предприятий и других форм организации производства.

– Управлять инновационной деятельностью, продвижением и коммерциализацией идей и научных разработок могут только истинные лидеры. Как вы их выделяете, и как формируете у студентов лидерские качества?

– Специалист-инноватор должен быть лично заинтересован в продвижении своей идеи и знать все, что нужно для внедрения и функционирования нововведений, то есть от него требуется хорошо ориентироваться в нюансах производства. Также ему необходимо разбираться в механизмах коммерциализации научных идей, уметь эффективно осваивать денежные средства, выделенные под проекты.

В инновационной экономике усиливается роль менеджера. Лидерским качествам обучить сложно, лидеров-инноваторов приходится выявлять и развивать их способности, привлекая к участию в созидательных проектах, конкурсах и соревнованиях, творческих мероприятиях.

В нашем вузе выделение лидеров проводится через систему элитного образования и программу «Фабрика бизнеса», где основной девиз – «соревновательность, ресурсность, проектность».

Соревновательность обеспечивается участием во всех доступных на сегодняшний день конкурсах молодых ученых – «У.М.Н.И.К.», «Старт» и других. С их помощью мы формируем молодежный инновационный актив. Сегодня он насчитывает более 150 студентов и аспирантов.

Ресурсность предполагает возможность актива воплощать в жизнь собственные планы, работать в науке и на предприятиях на самом передовом оборудовании. Ресурсные центры открываются у нас каждый год. Это традиция. Все они оснащены не только современным оборудованием, но и опытным производством и интегрированы с ведущими омскими предприятиями. В каждом центре могут одновременно проводить исследования и разработки не менее 30 ученых.

Проектность реализуется за счет активного налаживания связей со всеми российскими институтами развития, ответственными за инновационную реорганизацию промышленности: Рособразованием, Роснаукой, Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Российской венчурной компанией, Роснанотехом. Она предполагает работу молодежи над составлением проектов и заявок на конкурсы. Так активисты получают хорошую практику. Из числа победителей конкурсов формируются команды во главе с лидером, которые создают проекты и инновационные предприятия. Сегодня в ОмГТУ выкристаллизовалось 30 таких проектов и лидеров, в стадии оформления находится 9 предприятий. Такие команды будут претендовать на внедрение своих проектов в наукограде «Сколково». Наш вуз серьезно нацелен на долгую и продуктивную работу в этом направлении.

– Какие условия созданы в университете для раскрытия творческих способностей студентов, расширения массовости и повышения результативности участия студентов в научно-исследовательской работе?

– Раскрытие творческих способностей студентов и молодых ученых начинается с участия в программе «У.М.Н.И.К.», проводимой Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Университет служит площадкой продвижения инновационных идей студентов и аспирантов всех омских вузов. Молодые ученые пользуются его ресурсной базой для выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и инфраструктурой для последующей коммерциализации проектов. В молодежном бизнес-инкубаторе они получают необходимые знания в области инновационного менеджмента и защиты интеллектуальной собственности, учатся оформлять права на созданную ими интеллектуальную собственность (изобретения, полезные модели, программные продукты).

Из 10 малых предприятий университета 4 выиграли конкурс в рамках программы «Старт» Фонда поддержки малых предприятий в научно-технической сфере. Участие в этом конкурсе также способствует раскрытию творческих способностей студентов.

– Какие проекты, связанные с реализацией результатов инновационной деятельности воплощаются в жизнь в настоящее время? Привлекаются ли к ним студенты?

– Совместно с крупными промышленными предприятиями ОмГТУ осуществляет ряд проектов по созданию высокотехнологичных производств, базирующихся на научно-технических разработках университета. Назову несколько. Это производство металлорежущего инструмента (совместно с ОАО «Омскагрегат»), сверхскоростных шлифовальных станков (белорусское ЗАО «Визас»), медицинской аппаратуры (ОАО «ЦКБА»), разработка и производство приводных радиостанций (ПО «Иртыш»).

В рамках целевой подготовки кадров высшей квалификации для участия в инновационных проектах активно привлекаются студенты, аспиранты, молодые ученые. Все это делается для наиболее продуктивной совместной научно-исследовательской деятельности.

– Есть ли применение инновационным идеям вашего учебного заведения в вашем регионе и вузе?

– Инновационные идеи активно внедряются в экономику нашего региона. Так, например, для реализации технических разработок сотрудников были созданы малые предприятия (они же общества с ограниченной ответственностью) «Точная электроника», где разрабатывается и выпускается радиоэлектронная аппаратура, Научно-исследовательский институт радиоэлектроники и приборостроения, «Супермодификатор сплавов», занимающийся производством модифицирующих комплексов с наночастицами для повышения служебных свойств сплавов (хладостойкость, жаропрочность, износостойкость), «Политех-Прибор», специализирующийся на производстве приборов и средств измерения линейно-угловых размеров, и еще 6 других. Объем работ этих предприятий за последний год составил более 20 млн. рублей.

– Как влияют результаты инновационной деятельности на подготовку кадров высшей квалификации?

– В последние два года в развитие инновационной инфраструктуры вложены значительные материально-технические ресурсы. Благодаря созданным на базе вуза ресурсным центрам на порядок увеличился объем средств по заключенным хоздоговорам. Профильные факультеты и институты теперь обеспечены современным высокотехнологичным оборудованием мирового уровня, что позволило перейти на целевую подготовку высококвалифицированных кадров.

Высокие результаты инноваций и коммерческий эффект, получаемый от внедрения разработок, стимулируют интерес студентов и молодых ученых к осуществлению научной деятельности. Появляется личная заинтересованность в повышении качества собственного образования. Участвуя в конкурсах и претендуя на гранты, молодые ученые получают финансовую поддержку своих инновационных проектов, что в свою очередь дает возможность удержать ценные кадры в вузе. А высокие результаты инновационной деятельности являются ориентиром для будущих научных деятелей.

Заинтересованность молодых инноваторов в разработке своих идей – основной элемент высокопродуктивной экономики. Прибавьте к этому всеобщее признание и финансовую независимость в научной деятельности, и вы получите высококвалифицированные кадры, которые смогут не только разрабатывать идеи, но и создать фундамент для подготовки будущих кадров в системе инноваций.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Университет как научный, образовательный и инновационный комплекс
Читинский государственный университет: акцент на науку
Взаимодействие вуза и социально-культурной среды
Развитие не бумажной, а живой науки
Майкопский государственный технологический университет: комплексное развитие
Архитектура посткризисного периода
Адыгейский государственный университет - Центр космических услуг
Пути повышения мотивации талантливой молодежи к получению инженерного образования
Десять ресурсных центров одного университета
Лаборатория инноваций в творческом вузе

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ