Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Если инновацию встречают в штыки…

Проблема внедрения изменений едва ли не самая важная для руководителя образовательного учреждения нашего времени. Ее острота особенно ярко проявилась в ходе введения ФГОС и снова выходит на передний план с началом действия федерального закона «Об образовании в РФ».

23.08.2013
Просмотров: 614
Е.В. ТЕПЛОВ, директор Тверского кооперативного техникума Тверского облпотребсоюза

Проблема внедрения изменений едва ли не самая важная для руководителя образовательного учреждения нашего времени. Ее острота особенно ярко проявилась в ходе введения федеральных государственных стандартов нового поколения и снова выходит на передний план с началом действия федерального закона «Об образовании в РФ».

Поскольку за время реформы подходы к обучению очень сильно изменились, это породило массу психологических проблем. И если урегулирование экономических вопросов зависит от финансового положения учебного заведения, то устранение или сведение к минимуму психологических трудностей в полной мере определяется личностными качествами руководителя.

Над чем конкретно приходится работать директору?

Одна группа психологических проблем связана с формированием ориентации сотрудников на стратегические цели учредителя и руководства учебного заведения, другая – с приятием или неприятием готовящихся нововведений.

Чтобы к достижению целей, поставленных учредителем и руководством учебного заведения, стремился каждый сотрудник, необходимо эти цели конкретизировать и сделать измеримыми. Например, для создания отсутствующей методической документации нужно не просто описать задачу и обосновать необходимость предстоящей работы, но и определить, как и на основании каких критериев будет оплачиваться выполненное задание.

Стратегические цели – допустим, открытие новых специальностей или прохождение процедуры аккредитации – достигаются с помощью четкого обозначения тактических целей, которые отражаются в ежегодных планах работы заведующих отделениями и структурных подразделений: учебной части, предметных цикловых комиссий, библиотеки, методкабинета. Благодаря этому все сотрудники обеспечиваются оперативной информацией о перспективах деятельности учебного заведения.

В соответствии с новым законом об образовании повышение квалификации преподавателей будет проводиться раз в три года, а не в пять лет, как было ранее. Кроме того, в современных условиях от педагога требуются непрерывное совершенствование способов и методов работы, поиск новых подходов к организации учебного процесса, создание методического обеспечения. Все это связано с солидными временными затратами. Дополнительная нагрузка может вызвать неприятие нововведений, сопротивление инновациям. Как нейтрализовать или свести к минимуму такую реакцию? Для начала нужно выявить причины, которые порождают неприятие – экономические, социальные, личностные.

К экономическим причинам могут относиться боязнь сокращения, связанная с уменьшением учебной нагрузки и предъявлением более высоких требований к квалификации; уменьшение заработка; возрастание интенсификации труда, связанное с дополнительными затратами времени на научно-методическое обеспечение занятий, повышение квалификации, стажировку.

Личностными причинами являются обида на критику устаревших методов работы; боязнь того, что имеющиеся профессиональные навыки окажутся ненужными и будет ущемлена профессиональная гордость; уверенность, что нововведения приведут к усилению контроля, повышению интенсивности труда, уменьшению чувства собственной значимости преподавателя. Также сотрудники страшатся неопределенности, обусловленной отсутствием гарантий занятости после введения ФГОС.

В круг социальных причин входит нежелание преподавателей и сотрудников приспосабливаться к изменяющемуся психологическому климату; стремление сохранить привычные социальные связи и иерархию; боязнь, что новая обстановка приведет к меньшей удовлетворенности работой; нежелание выполнять требования лиц, внедряющих новшества; недовольство слабостью личного участия в решении вопросов перехода на ФГОС.

Для устранения этих причин руководитель еще на этапе планирования должен предусмотреть возможность появления психологических проблем и разработать меры по их нейтрализации, а именно:

  • определить учебную нагрузку преподавателей на перспективу (два-три учебных года);
  • заключить с преподавателями долгосрочные трудовые договоры;
  • обеспечить условия эффективной организации трудового процесса (предоставить работникам необходимую оргтехнику, современные информационные ресурсы, возможность прохождения стажировки на передовых предприятиях отрасли);
  • разработать адекватные методы оценки деятельности сотрудников (систему стимулирования);
  • предусмотреть материальную компенсацию за дополнительную работу по подготовке методического обеспечения занятий;
  • исследовать социально-психологический климат в структурных подразделениях с целью выявления неформальных лидеров и ориентации их на процесс внедрения инноваций;
  • привлечь преподавателей и сотрудников к планированию нововведений.

Изменения для руководителя образовательного учреждения – это новые перспективы развития учебного заведения, поиск нестандартных решений, неординарных задач, возможность проявления творческих и интеллектуальных способностей. Переосмыслив приписываемый Конфуцию афоризм, скажем: дай бог нам жить в эпоху перемен.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-65, личный опыт, инновации, тверской кооперативный техникум

Похожие материалы:
Общественная экспертиза компетентностной модели выпускника
Опыт внедрения методики servicelearning в образовательный процесс
Развивать регион – задача вузовской науки
ТвГУ: факторы развития инновационной инфраструктуры
Наукоемкий бизнес России
Госуниверситет – УНПК: проекты и труд на благо региона
Социальная ответственность высших учебных заведений
Программа «Green Metallurgy» Норильского индустриального института
Адыгейский государственный университет - Центр космических услуг
Пути и условия оптимизации учебного процесса в СтГМУ

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (99) 2017

– Обучение должно быть веселым, – считает специальный гость международного форума DiGIT Ю Кай Чоу. По мнению председателя Совета директоров учреждений профобразования Пермского края Станислава Красных, с помощью демонстрационного экзамена вряд ли можно оценить воспитательный потенциал будущего педагога. Об этом и многом другом – в новом номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора

Партнеры
Популярные статьи
Продлен прием заявок на участие в «Образовательном марафоне»
С целью популяризации лучших практик ДПО страны издательство «Аккредитация в образовании» с 2016...
Из журнала
#88Региональный аспект профессионального образования
#93Чемпионат «Молодые профессионалы» в Хабаровске
#88Самые привлекательные работодатели России
#89Прорыв Томского госуниверситета в рейтинге QS
#90Управление качеством образования: новые подходы
Информационная лента
14:26Лекции по предмету астрономия для учителей российских школ
11:55КубГУ посетил профессор из США
11:27В Казани презентовали систему интраоперационной навигации с технологией дополненной реальности
15:34В ТюмГУ назрела необходимость смены образа вуза
15:24Исследование экстремальных микроорганизмов поможет получить новые электропроводники