Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Экспресс-форум: физическое воспитание детей

Беседа с представителями физкультурных вузов страны о физическом воспитании молодежи сттраны, состоянии системы физической культуры и спорта, проблемах и путях их решения.

Просмотров: 2463

Безусловно, России нужна здоровая и активная молодежь. Но только ли соревнования способны стать толчком к развитию массового спорта, и есть ли повсеместно в школах страны условия для качественного физического воспитания учащихся? В продолжение разговора на эту тему наш корреспондент беседует с представителями физкультурных вузов страны. Для размышления им был предложен ряд вопросов.

  1. Как вы оцениваете состояние системы физической культуры и спорта в России и в образовательных учреждениях в частности? Можно ли возродить популярность массовых занятий физкультурой (например, ГТО)?
  2. Занятия в серьезных спортивных секциях финансово доступны далеко не всем гражданам России. При все увеличивающейся коммерциализации спорта насколько корректно говорить о его массовом развитии?
  3. Молодые люди, школьники, восхищаясь супергероями на экранах телевизоров и компьютеров, демонстрируют почти полное равнодушие к собственным физическим данным. С чем связан столь низкий уровень волевой и ценностносмысловой ориентации личности? Что должно мотивировать школьников, студентов к физическому совершенствованию?
  4. Что вы можете сказать об олимпиадном движении по физкультуре среди школьников? Насколько велик интерес к нему со стороны школьников и учителей?
  5. Какими компетенциями должен обладать современный преподаватель физкультуры в школе, тренер в спортивной секции? Какие новые методики, образовательные технологии применяются в этой сфере?

СТРАДЗЕ Александр Эдуардович, проректор РГУФКСиТ

ЧЕСНОКОВ Николай Николаевич, проректор РГУФКСиТ

(1) На сегодняшний день система физической культуры и спорта (ФКиС) в образовательных учреждениях России работает крайне неэффективно. Например, в СССР прослеживалась преемственность спортивного образования: на начальном этапе спортивный резерв страны воспитывался в ДЮСШ, затем в училищах олимпийского резерва (УОР) и, наконец, спортсмены могли продолжить обучение в вузах. Сегодня эта цепочка прерывается на этапе поступления в вуз.

У нас есть система ДЮСШ, УОР, развитая в регионах и на федеральном уровне, где практикуется целевой набор, но в вузах всех подчинений и форм собственности финансируется только оказание образовательных услуг, но не спортивных.

Студенческий спорт является основной базой для развития высших достижений. Если в советское время вопрос создания спортивного клуба в вузе был вопросом государственной важности, то сегодня это удел самого вуза, который самостоятельно не в силах обеспечить полную поддержку функционирования подобных клубов.

Что касается массовой физкультуры и норм ГТО, то их можно и нужно возрождать. Любой студент должен четко понимать, на какой стадии физического развития он находится. Целесообразно включить систему ГТО в рамки государственных образовательных стандартов или какихлибо специальных программ, ввести систему государственной отчетности, и тогда каждый руководитель вуза будет нести персональную ответственность за развитие ФКиС в учебном заведении.

(2) Что подразумевается под понятием «серьезные спортивные секции»? Если это государственная секция, то она интегрирована в детскую спортивную школу, и в ее «серьезности» сомнений не возникает. Другой вопрос – отношение самих спортсменов к занятиям… Все спортивные школы, работающие в системе Москомспорта, общедоступны и могут оказывать физкультурно-спортивные услуги бесплатно. Что же касается доступности таких занятий для взрослого населения, то это действительно требует существенных материальных затрат. Но каждый должен понимать – это деньги, вложенные в себя и свою работоспособность, а значит, в дальнейшую возможность обеспечивать свое экономическое благополучие.

(3) Если бы школьники меньше времени проводили у экранов телевизоров и компьютеров, возможно, у них было бы больше мотивации и времени для заботы о собственном здоровье. На наш взгляд, нынешние супермены – псевдогерои. Как можно подражать интегрированному в комиксы или компьютерные игры персонажу? Для решения этой проблемы необходимо пересматривать всю систему пропаганды. Возвращаясь к советской системе: мы гордились, если в школу, вуз, на предприятие приходили олимпийские чемпионы. Рядом со спортсменами такого уровня у школьников был уже совершенно другой уровень устремлений. Сегодня же олимпийских чемпионов просто не знают. В первую очередь, образ жизни и мода могут мотивировать молодежь к активному физическому совершенствованию. Модными должны стать занятия в спортзале, а не хождение по ночным клубам или распитие спиртных напитков в барах.

(4) В 1999-2000 учебном году Минобразования РФ впервые включило физкультуру в перечень учебных предметов, по которым проводится Всероссийская олимпиада школьников. Победители и призеры ее заключительного этапа принимаются без вступительных испытаний в ссузы и вузы для обучения по специальностям, соответствующим профилю олимпиады.

Но олимпиада не простой отбор абитуриентов. Сегодня она имеет все признаки общественного движения, нацеленного на формирование высокой культуры тела, духа и разума современного человека, выявление талантливой молодежи в области ФКиС.

С каждым годом количество участников всероссийских олимпиад школьников растет: в 2009-2010 году в заключительном этапе приняли участие 209 человек, представляющих 62 региона страны. Потенциал России огромен.

(5) Прежде всего, это должен быть Учитель, который может сплотить вокруг себя и повести за собой детей, умеет увлечь и побудить их к занятиям физкультурой. Он должен уметь противостоять «маргинальным вызовам улицы»: употреблению алкоголя, наркотиков, дурным компаниям. Необходимо быть профессионалом в своем деле и очень его любить.


КЛЮЧНИКОВА Александра Николаевна, профессор, декан факультета заочного обучения Дальневосточной государственной академии физической культуры

(1) Состояние системы физкультуры и спорта в России вообще и в образовательных учреждениях сегодня можно оценить как неудовлетворительное. И результатом этого является нездоровое по коление.

Идея возрождения комплекса ГТО может быть воспринята положительно, при условии изменения его статуса в государственном масштабе. Этот комплекс выполнял возложенные на него функции до тех пор, пока его не превратили в обязательный элемент физического воспитания во всех возрастных группах населения.

Уместно отметить, что проведение спартакиад различного уровня играет положительную роль в популяризации массовых физкультурных занятий, но она была бы еще более эффективной, если бы для участия в подобных соревнованиях в школьные, вузовские и другие команды не включались те, кто занимается спортом практически на профессиональном уровне.

(2) Сегодня еще рано говорить о массовом развитии спорта в нашей стране. В программы спартакиад не включаются массовые виды спорта, а только те, которые включены в программу Олимпийских игр. Занятия массовыми видами спорта практически не финансируются. В нашем городе хотя и ставится вопрос о возрождении занятий физкультурой при жилмассиве, но условия отсутствуют: нет площадок, инвентаря, специалистов. Кроме того, спортсмены массовых разрядов не могут воспользоваться услугами специалистов-медиков, поскольку диспансеры во многих городах России закрыты.

(3) Интерес у населения к здоровому образу жизни (ЗОЖ) и двигательной активности снизился до минимума. Это связано с тем, что пропаганда ЗОЖ в том виде, в котором она проводится в нашей стране в настоящее время, не может конкурировать с рекламой пива, сигарет и компьютерных игр. Опрос школьников показал, что учебный материал по физкультуре, преподаваемый с помощью имеющихся технологий, слабо воспринимается и усваивается учащимися. Применяемые технологии не способны вызвать интерес к самостоятельному самосовершенствованию. Кроме того, обязательные два урока физкультуры в неделю не дают возможность детям получить необходимый заряд энергии на целую неделю.

Для усиления мотивации молодежи в нашем вузе активно внедряются интерактивные средства обучения, создано научное общество учащихся по предмету «Физическая культура», проводится исследовательская деятельность на базе одной из школ Хабаровска, где количество уроков физкультуры доведено до пяти.

(4) Результаты олимпиады школьников по физкультуре показывают, что она способна быть мощным стимулирующим фактором вовлечения детей в регулярные самостоятельные занятия ФКиС. Если на краевом этапе 2003 года звание победителей оспаривали 35 школьников из 8 муниципальных образований Хабаровского края, то в 2010 году уже 64 человека из 16. И это самая массовая предметная олимпиада. Хабаровский краевой институт развития образования на семинарах и курсах повышения квалификации учителей физкультуры обязательно проводит разбор олимпиадных заданий. Практика показывает, что наиболее сложными для учителей и школьников являются теоретический конкурс и снарядная гимнастика. Это связано с отсутствием у учителей края учебников по ФК, по которым разрабатываются олимпиадные задания, а также полным отсутствием в школах гимнастических снарядов.

(5) В настоящее время проведено достаточное количество исследований, позволивших создать компетентностную модель специалиста по ФКиС (В.Н. Введенский, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.В. Хутогорский и др.). Из общего количества вариантов можно выделить следующие группы компетенций: социально-личностные – общегражданские качества взрослого человека, культурный уровень и дееспособность; экономические и организационно-управленческие – организация работы коллектива, системы менеджмента качества продукции; общенаучные и общепрофессиональные – решение познавательных задач, поиск нестандартных решений; специальные – подготовка к конкретным для данного направления объектам и предметам труда.

Что касается новых образовательных технологий, скажу, что у нас организованы семинары с международными специалистами по физвоспитанию, широко пропагандируется проведение занятий в школе по миниволейболу, цирковой педагогике, внедряются здоровьесберегающие технологии.

В декабре 2010 года стартовал первый этап новых соревнований среди школьников – Президентских состязаний и Президентских спортивных игр. Предполагается, что в них примет участие более 13 млн. детей.

Вести.ru

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: спортивное образование, здоровьесберегающие технологии, общеобразовательная школа, экспресс-форум, ао-44

Похожие материалы:
Год учителя. Итоги
Система образования созрела для высокотехнологичных изменений
Судьба математического образования в школе
Экпресс-форум: педагоги о Годе Учителя
Проблемы здоровьесбережения в системе образования
Образовательные методики для современных детей
Экспресс-форум: Интегрированный закон в системе СПО и НПО
Веское слово учителей математики
Векторы развития Чурапчинского государственного института физической культуры и спорта
Модернизация системы образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!

Партнеры
Популярные статьи
Российско-Грузинский молодёжный форум пройдет в Москве и Пятигорске
В рамках семидневного Форума задумано обсуждение сразу нескольких инициатив – ежегодное...
Пути совершенствования системы госаккредитации обсудили в Госдуме РФ
Парламентские слушания по теме «Правовое обеспечение государственной регламентации...
В БФУ им. И. Канта пройдет I международный форум «Я-НАСТАВНИК»
Ключевыми мероприятиями Форума станут: пленарное заседание, круглые столы, образовательные...
В ЮФУ проходит форум "Международный диалог: инклюзия через всю жизнь"
В Южном федеральном университете 13-15 ноября проходит Всероссийский образовательный форум с...
МГТУ и исландский университет Акюрейри подписали соглашение о сотрудничестве
В Министерстве экономического развития России состоялся 18 раунд Российско-Исландских...
Из журнала
#101Калининградский филиал Санкт-Петербургского ГАУ развивает практико-ориентированное образование
#98Новый рейтинг российских вузов по результатам мониторинга эффективности – 2017
#96Демонстрационный экзамен как этап последовательного перехода к новым ФГОС СПО
#98Слово редактора к №98
#95Глазовский государственный педагогический институт успешно решает проблемы педагогического образования
Информационная лента
09:15Корабль жизни: в СевГУ проектируют медицинский плавцентр
09:09Посол Республики Кот-д’Ивуар посетил Новгородский университет
08:52В ТюмГУ разрабатывают новый способ доступа к аккаунтам
08:34«Холод как преимущество»: в СВФУ обсудят проблемы идентичности арктических городов
08:27АлтГУ и Федерация шахмат Алтайского края подписали соглашение о сотрудничестве