Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Учитель – ведущее звено в гармоничном развитии учащихся

Приоритетным направлением работы педколлектива является подготовка выпускников со сформированными мировоззренческими убеждениям, ответственной гражданской позицией, готовых к принятию серьезных решений. Педагоги этого учебного заведения имеют свои авторские методики во всех образовательных областях.

Просмотров: 1860

В ходе работы международного симпозиума «Образование в Европе для гармоничного развития учащихся» (см. «АО», № 42) в различных районах Москвы работали 9 площадок, на которых демонстрировался опыт детских садов, школ и научных учреждений столицы в области укрепления здоровья детей, и проводились круглые столы с оживленными дискуссиями о состоянии, проблемах и перспективах здоровьесберегающей деятельности.

Одна из таких площадок была организована в гимназии № 1520 им. Капцовых. Здесь демонстрировались фрагменты передовых образовательных технологий урочной и внеурочной деятельности детей, состоялся круглый стол по теме «Учитель – ведущее звено в гармоничном развитии и воспитании учащихся». Редакция попросила ответить на несколько вопросов руководителя круглого стола, советника председателя Совета Федерации, доктора педагогических наук Марину ДОБРОВОЛЬСКУЮ.

– Марина Карамановна, прежде всего, скажите, почему в качестве площадки была выбрана гимназия № 1520?

– Это очень известное учебное заведение, с огромным опытом работы и замечательными традициями, которые сохраняются в течение десятилетий, а также победитель конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы 2006 и 2008 годов, и конкурса «Лучшая школа России» 2006 года. Названное во многом является заслугой Ольги Овсейчик – директора гимназии, заслуженного учителя России, кандидата педагогических наук.

Приоритетным направлением работы коллектива является подготовка выпускников со сформированными мировоззренческими убеждениями, ответственной гражданской позицией, готовых к самостоятельному решению жизненных вопросов. Педагоги этого учебного заведения имеют свои авторские методики во всех образовательных областях.

Гимназия воспитала много творческих людей. Назову самых известных: поэтесса Юлия Друнина, композитор Максим Дунаевский, актеры Людмила Целиковская и Юлия Рутберг, режиссеры Эмиль Брагинский и Федор Бондарчук.

– Перейдем непосредственно к обсуждаемой теме. Насколько широким был круг участников круглого стола?

– На заседании присутствовали зарубежные гости: государственный секретарь по вопросам образования Министерства национальных ресурсов Венгрии Роза Хоффманн, заместитель министра образования и науки Республики Армения Ара Аветисян, доктор философии, профессор Университета им. Аристотеля города Солоники (Греция) Периклис Павлидис, а также представители определяющих политику в области образования министерств и ведомств разных государств. С российской стороны интерес к теме проявили представители комитета Совета Федерации по образованию, Русской Православной Церкви, Российской академии образования, Департамента по образованию г. Москвы, руководители органов образования 17 регионов России, директора школ и гимназий, учёные, руководители общественных организаций и фондов.

– Какие точки зрения, замечания и предложения по вопросам развития воспитания и образования детей, совершенствования педагогической деятельности высказали участники дискуссии?

– Нужно отметить, что дискуссия была очень заинтересованной, долгой, и в ходе ее прозвучало немало деловых предложений.

Начальник кафедры социологии и политологии Московского университета МВД России, доктор философских наук, профессор В.Ю. Бельский представил данные социологических исследований общественного мнения россиян относительно престижа учительской профессии, оценки профессионального уровня учителя, материальной привлекательности учительского труда, коммерциализации образования и других педагогических проблем. Среди результатов, о которых он говорил, есть очень показательный: 86 процентов респондентов отметили, что учителя только преподают свой предмет, а не формируют взгляды, социальное мировоззрение, отношение детей к жизни, забывая главную заповедь основоположника педагогики К.Д. Ушинского: «Обучай, воспитывая».

Очень важную мысль высказала преподаватель социально-гуманитарных дисциплин технологического колледжа № 28 г. Москвы, кандидат философских наук С.Ю. Виноградова. Рассуждая о влиянии повышенных интеллектуальных нагрузок на нервную и физическую систему человека, она отметила, что сегодня главной задачей учителя становится не только передача совокупности сведений о предмете учебной дисциплины, но и самой логико-методологической культуры эффективной работы с поступающей информацией. По словам выступающей, во многих учебниках изучаемый предмет представлен хаотически, из-за чего изучение превращается в бесконечный процесс накопления информации, которую невозможно осмыслить, а можно только постараться запомнить. Движение по этому пути ведёт к перегрузке детей сведениями о различных взглядах, ракурсах, аспектах, подходах и т.п. Такое обучение не даёт понимания сущности изучаемого предмета, требует огромных затрат времени, сил и здоровья. Способом наиболее адекватного отображения и изложения изучаемого предмета, законов и закономерностей его познания и преподавания, по мнению С.Ю. Виноградовой, являются логика и методология «восхождения от абстрактного к конкретному», в наиболее полном и развитом виде раскрытая в работах В.А. Вазюлина.

Член совета по делам инвалидов при председателе Совета Федерации, кандидат медицинских наук А.Е. Лысенко предложил принять дополнительные меры материального и морального стимулирования учреждений образования и педагогов, применяющих здоровьесберегающие технологии в образовании и имеющих устойчивые положительные практические результаты. Он также высказался в пользу разработки учебно-трудового законодательства, регламентирующего нагрузки школьников и студентов с целью совершенствования безопасности образования.

Кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой теории и практики управленческой деятельности в образовании Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования А.Б. Бакурадзе считает, что признание учителя в качестве ключевого звена в гармоничном развитии и воспитании учащегося предполагает, прежде всего, чтобы руководители всех уровней образования признали здоровье педагогов главной ценностью современной школы и заботились о нем, а также вели специально организованную работу по повышению самооценки учителей, осознанию у них чувства собственной значимости. А.Б. Бакурадзе предложил создать специализированные программы, ориентированные на формирование у учителей готовности к ведению здорового образа жизни.

Заместитель директора Научно-практического объединения СПО-ФДО, доктор педагогических наук И.И. Фришман подчеркнула, что основным результатом гармонизации используемых в образовательном процессе технологий должен стать набор компетентностей личности в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и других сферах. Основой процесса гармонизации она считает взаимодействие учителя и учащихся, присущее традиционному российскому представлению о школе. Также И.И. Фришман обратила внимание на важность реализации в наиболее полном виде следующего положения педагогической позиции А.С. Макаренко: «Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа как представительница государственного воспитания. Школа должна руководить семьей». Родительские семинары, организованные общеобразовательным учреждением, помогут решить основную задачу – изменить сферы сознания и самосознания родителей и реальные формы взаимодействия в семье.

Аналогичной позиции придерживается и В.А. Родионов, директор гимназии № 1562 им. Артема Боровика, назвавший родителей самой заинтересованной стороной в успешной работе школы. Педагог призвал законодательно предусмотреть более широкое участие родителей в повседневной жизни учебного заведения, а не отгораживаться от них высокими заборами и охраной.

Директор департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа И.К. Сидорова напомнила собравшимся, что по заказу Министерства образования и науки РФ разработан проект «Паспорта здоровья школьника», нацеленный на то, чтобы объединить усилия детей, их родителей, школьных врачей и педагогических коллективов в достижении физического, психического, нравственного и интеллектуального здоровья школьников. Он будет способствовать комплексному укреплению здоровья ребенка. По мнению выступающей, очень важно перестроить цели и задачи профессиональной подготовки учителей так, чтобы все они осознавали здоровье детей и свое собственное как высшие ценности. Необходимо также, способствовать распространению публичных знаний о здоровьесберегающих методах обучения среди учителей, врачей и родителей, изучать и пропагандировать опыт работы Европейской сети школ здорового развития. Еще одно перспективное направление развития И.К. Сидорова видит в том, чтобы создавать общественные ассоциации родителей, которые обеспечат демократичность и государственно-общественный характер управления образованием, помогут объединить усилия семьи, школы и общества в деле гармоничного развития подрастающих поколений.

О положительных результатах практического применения комплексного подхода к сопровождению студентов со специальными образовательными потребностями рассказал заведующий кафедрой Сибирского государственного технологического университета, доктор психологических наук, профессор В.С. Нургалеев.

- Как руководитель круглого стола вы, конечно же, не остались в стороне от обсуждения. Каковы ваши предложения?

- Очевидно, что необходимо совершенствовать нормативно-правовую базу для обязательного внедрения здоровьесберегающих учебных технологий, законодательно установить ответственность образовательных учреждений и органов управления образования за нанесение педагогического ущерба развитию и здоровью обучающихся, разработать учебно-трудовое законодательство, регламентирующее учебные нагрузки школьников и студентов.

Мнения участников дискуссий были учтены при выработке рекомендаций симпозиума правительствам и парламентам европейских государств и международным организациям. На центральное место в рекомендациях выдвинута задача создания здоровьесберегающего образования.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: общеобразовательная школа, марина добровольская, здоровьесберегающие технологии, , актуальное интервью, ао-43

Похожие материалы:
Развитие интеллекта - задача современной школы
PISA-2012: мы ждем перемен?
Женская гимназия XXI века
Образовательный эксперимент «Школа здоровья»
Проблемы здоровьесбережения в системе образования
Первоклассники первыми перейдут на новый стандарт
Система образования созрела для высокотехнологичных изменений
Образовательные методики для современных детей
Учитель года России - Наталья Никифорова

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (107) 2018

За молодыми учеными – будущее страны. По крайней мере, таков расклад, отраженный в нацпроекте «Наука». Что же касается самих начинающих и не очень исследователей – они в большей степени озабочены настоящим, в котором их зарплата несоизмерима с заработками менеджеров по продажам, а без участия в конкурсах, направленных на коммерциализацию результатов исследований, получить средства на научную деятельность практически невозможно. Оценка качества образования, рейтингование, информационная открытость, практико-ориентированное обучение, интернационализация и модернизация… Традиционно «АО» держит вас в курсе острых тем и актуальных трендов. Новый номер – не исключение. Читайте прямо сейчас!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
ЮУрГУ вновь проводит Международный форум «Коммуникационный лидер XXI века»
Вот уже четвертый раз ЮУрГУ становится площадкой проведения крупнейшего международного...
Шестая всероссийская конференция «Дошкольное образование: лучшие программы, практики и технологии»
С 8 по 11 апреля в г. Москва пройдет Шестая всероссийская конференция «Дошкольное образование:...
В ТвГУ пройдет Международная научно-практическая конференция «Языковой дискурс в социальной практике»
Конференция пройдет при участии института межкультурной коммуникации института русистики...
Организуемая в АлтГУ международная конференция по качеству питания получила поддержку РФФИ
С 24 по 26 июня на базе Алтайского государственного университета будет проходить 16-я...
В рамках полярной экспедиции «Трансарктика-2019» состоится рейс «Арктический плавучий университет»
Заместитель председателя Правительства РФ — полномочный представитель президента РФ в ДФО Юрий...
Из журнала
#96Исследовательское образование
#101Моздокский механико-технологический техникум готовит квалифицированные кадры
#96Плюсы и минусы российского рынка труда
#101Медицинский колледж Управделами Президента РФ готовит конкурентоспособных специалистов
#103Искитимский медицинский техникум отметил юбилей
Информационная лента
09:08Из Великобритании - с идеями о сотрудничестве
09:06АГУ и итальянский университет развивают научное партнёрство
09:04Компания Schlumberger запускает кейс-чемпионат для студентов старших курсов и выпускников
09:02О методике оценки уровня счастья рассказала на форуме в Москве завкафедрой НовГУ
08:38XX Международная научно-практическая конференция «Eurasiascience»