Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Дискуссия по вопросам социализации продолжается

Что в современных условиях можно и нужно делать для социализации подростков и молодежи – такую тему редакция предложила обсудить руководителям и педагогам колледжей и техникумов в рамках заочного круглого стола. Публикуем мнение директора Кузнецкого индустриального техникума Евгения КОРНЕЕВА и заместитель директора по методической работе Ростовского педагогического колледжа (Ярославская область) Антона ФЕДОСЕЕВА.

Просмотров: 70

Чтоб расцветали юность и талант

Что в современных условиях можно и нужно делать для социализации подростков и молодежи – такую тему редакция предложила обсудить руководителям и педагогам колледжей и техникумов в рамках заочного круглого стола.

Проблема вызвала большой интерес. Часть мнений уже опубликована (см. № 71). Сегодня дискуссию продолжают директор Кузнецкого индустриального техникума, председатель Совета директоров учреждений НПО и СПО Кемеровской области, лауреат премии Президента РФ Евгений КОРНЕЕВ и заместитель директора по методической работе Ростовского педагогического колледжа (Ярославская область) Антон ФЕДОСЕЕВ.

ВОПРОС 1. Если бы вы составляли словесный портрет студента вашего ссуза, какие наиболее ярко выраженные положительные и отрицательные черты личности указали в первую очередь? Какие они, современные учащиеся ссуза?

КОРНЕЕВ Е.П.: – Дать однозначную характеристику современному студенту довольно сложно. С одной стороны, под влиянием демократизации всего общества студенчество становится свободнее и независимее, а с другой – наблюдается снижение уровня общеобразовательной подготовки и культуры.

Сегодняшние студенты – активные пользователи интернета, открывающего возможности для обучения и личностного самосовершенствования. Но виртуализация имеет не только положительные моменты. Социальные сети вытесняют реальное общение, снижая уровень социализации. В большинстве студенты открыты в своих суждениях, не боятся высказать свою точку зрения, с ними интересно общаться. Это большой плюс, но он часто граничит с несдержанностью, неумением принимать мнение другого человека. Вот почему наша задача не только дать профессиональную подготовку, но и научить строить взаимоотношения с окружающими людьми. По­моему, отличительной чертой современных студентов является амбициозность – стремление к обретению статуса и достижению желаемых успешных результатов. Поэтому многие, помимо базового образования, стараются получить еще и несколько дополнительных рабочих профессий, что повышает шансы на удачное трудоустройство.

ФЕДОСЕЕВ А.С.: – Нельзя однозначно сказать, чего в наших студентах больше – плюсов или минусов. Любое собрание педагогического коллектива или педагогический совет мы начинаем с того, что напоминаем: не забывайте – они другие. Эта фраза стала ключевой для нашего учреждения.

Если говорить об отрицательных качествах, прежде всего, стоит отметить зашкаливающий максимализм, выраженный эгоизм и стремление к демонстративному нарушению негласных норм, принятых и устоявшихся в колледже.

К положительным качествам отношу увлекаемость, в том числе учебными дисциплинами и профессиональными модулями, при условии, что преподаватель работает с полной отдачей и справедливо относится к студентам. Кроме этого, отмечу некоторую легкость восприятия жизни и определенную степень свободы, которых, наверное, недостает многим преподавателям, особенно старшего возраста. Еще одно качество – адаптивность к современным реалиям жизни. Студенты живут в современном мире, и, поверьте, им это неплохо удается.

ВОПРОС 2. Что, по вашему мнению, упускает школа, воспитывая подростков?

КОРНЕЕВ Е.П.: – Дело в том, что школа, не прилагая особых усилий, дотягивает слабых учеников до девятого класса и благополучно передает их ссузам, не сформировав элементарных навыков учения. В колледже и техникуме для освоения основных профессиональных образовательных программ требуется достаточно высокий уровень умения работать самостоятельно, к которому выпускники школ просто не готовы.

ФЕДОСЕЕВ А.С.: – Не могу осуждать школу. Она стала заложницей преобразований и чрезмерных требований со стороны всех субъектов, причастных к образовательной деятельности. Но, как мне кажется, в процессе воспитания, да и обучения, ей не хватает системности в понимании психологии современных подростков и единства требований, принятых всеми компонентами системы.

ВОПРОС 3. Что или кто оказывает главное влияние на систему жизненных ценностей и адаптационное поведение большинства студентов: семья, школа, сверст-ники, средства массовой информации, работа, утрата идеалов обществом, образ жизни?..

КОРНЕЕВ Е.П.: – Выделить главное не просто, но это, безусловно, средства массовой информации, которые способствуют утрате идеалов обществом, и семья. В то же время именно в юности происходят глубокие изменения в системе жизненных ценностей, ломка представлений, отказ от иллюзий, появляются новые взгляды, убеждения, оценки, поэтому одной из задач ссуза является корректировка системы ценностей, формирование приоритетов.

ФЕДОСЕЕВ А.С.: – Если мы говорим в основном про подростков, то, на мой взгляд, на первом месте должна быть семья, затем где­то рядом группы сверстников и образовательные организации. К сожалению, практика показывает, что это далеко не так. Считаю, что при правильно организованном, заинтересованном и продуманном подходе образовательные организации вполне могли бы занять лидирующую позицию как трансляторы жизненных ценностей и примеров адаптивного поведения.

ВОПРОС 4. Почему, на ваш взгляд, непопулярны рабочие и, в частности, сельскохозяйственные профессии? Выпускники школ идут в охранники и менеджеры, но не на завод или в фермерское хозяйство? Каким образом можно изменить отношение к рабочим профессиям?

КОРНЕЕВ Е.П.: – Изменить имидж рабочих профессий можно и нужно. Для этого необходимо платить достойную заработную плату за квалифицированный труд, реализовывать программы материальной поддержки молодых специалистов, что возможно только при заинтересованности в притоке рабочих кадров со стороны работодателей.

Хотелось бы видеть поддержку со стороны СМИ в информировании о достижениях рабочих в различных отраслях промышленности, пропаганду тезиса «Я – квалифицированный рабочий, специалист!».

ФЕДОСЕЕВ А.С.: – Сложный и неоднозначный вопрос, требующий глубокого подхода и понимания всей сути обстоятельств.

На мой взгляд, одной из причин являются ложные стереотипы. Люди считают, что рабочие профессии связаны с монотонной, малооплачиваемой, непосильной работой в отягченных условиях труда. Необходимо поднимать статус этих профессий, хотя бы демонстрацией успешного опыта высокотехнологичных предприятий, а также приводить примеры деятельности успешных людей, которые трудятся на заводах, фабриках, в сельском хозяйстве.

ВОПРОС 5. Что в учебной и внеучебной деятельности более всего влияет на социализацию и формирование физически и духовно здоровой личности?

КОРНЕЕВ Е.П.: – Комплексный подход. Например, в нашем техникуме реализуется комплексная целевая программа развития воспитательной системы, включающая проведение культурно-­массовых, физкультурно-спортивных, научно-просветительских мероприятий, организацию досуга студентов, психологическую поддержку, социально­-педагогическое сопровождение, моральное и материальное стимулирование студентов, участвующих в организации внеучебной деятельности.

ФЕДОСЕЕВ А.С.: – Наверное, всех необходимых возможностей и инструментов нет. Остро стоит вопрос финансирования (а это поездки, обмен опытом, участие в конкурсах и прочие мероприятия, связанные с социализацией). Далее: не все педагоги продуктивно занимаются своим делом. Одни – дорабатывают последние годы, вторые – просто зарабатывают, третьи – не могут и не хотят заниматься воспитанием, считая, что хватит учебы. В деле социализации такие недочеты недопустимы. Уверен, если большинство педагогов будет делать свое дело не просто хорошо, а с полной отдачей, положительный результат появится через несколько лет.

Считаю также, что в данном вопросе стоит говорить о заинтересованном включении в образовательный процесс социальных партнеров и потенциальных работодателей, а также организации учебной деятельности, нацеленной на социализацию.


ВОПРОС 6. Какую роль в социализации студентов должны сыграть кураторы группы, воспитатели в общежитиях?

КОРНЕЕВ Е.П.: – В целом направляющую, организационно-воспитательную.

Большое значение имеет организация куратором самоуправления в группе, индивидуальной работы со студентами, мероприятий, направленных на адаптацию, формирование позитивного отношения к учебе, привлечение к научной и общественной работе, содействие созданию в группе атмосферы психологического комфорта. По отношению к иногородним студентам важная роль отводится воспитателям общежитий. Их помощь нужна в вопросах общей адаптации и налаживания быта, организации досуга.

При этом приоритетным в деятельности и куратора, и воспитателя общежития является решение личностных и общественно значимых проблем студентов.

ФЕДОСЕЕВ А.С.: – Может, я не прав, но считаю, что классное руководство и кураторство некоторыми коллегами рассматривается как приносящая дополнительный доход деятельность. К сожалению, в таком случае она носит бесцельный характер, напоминая собой движение по течению и зарабатывание ложного авторитета. В идеале кураторы, руководители и воспитатели – это образцы социализации, люди успешные, уверенные в себе и в системе действий, направленных на воспитание молодежи. Они должны постоянно повышать уровень своей квалификации и главное – понимать, каким должен быть результат и собственной деятельности, и деятельности образовательной организации в целом.

ВОПРОС 7. В системе СПО часто говорят о том, что нужно воспитать успешную, конкурентоспособную личность. Но добиться настоящего успеха удается далеко не всем. А что делать остальным? В конкурентной борьбе тоже побеждает далеко не каждый. Может быть, установка на воспитание успешной личности нуждается в корректировке? Тогда какую формулировку предлагаете вы? К какой главной воспитательной цели должна стремиться образовательная организация?

ФЕДОСЕЕВ А.С.: – Могу заблуждаться, но в моем понимании направление достаточно верное. Важно воспитать успешную и конкурентоспособную личность. И следует помочь студентам взять курс на эти эталоны, постепенно идти к ним, а успехи и поражения сделают молодых людей более сильными и устойчивыми к воздействию среды.

КОРНЕЕВ Е.П.: – Нельзя понятие «конкурентоспособная личность» напрямую приравнивать к конкурентной борьбе, где все средства хороши. Важно помнить, что большая часть молодежи способна освоить только модель адаптивного труда и лишь малое количество – модель профессионального развития. Прежде всего, нужно добиваться, чтобы студент осознал себя как личность и свое место в системе будущей профессиональной деятельности и общения. Только осознанное целенаправленное поведение способно заложить основу ответственности и стремления к высокому результату труда, что соответствует характеристике конкурентоспособной личности. Такому подходу способствует расширение психологического образования молодежи, введение дополнительных программ по социально­-психологической адаптации.

ВОПРОС 8. Какие социально­психологические задачи необходимо решить нашему государству, чтобы образовательные организации могли эффективнее воздействовать на процесс социализации личности? Какие меры для этого принять?

КОРНЕЕВ Е.П.: – Нужно перестать экспериментировать со специалистами, призванными обеспечивать адаптацию, социализацию, личностное познание и развитие обучающихся, – педагогами-психологами, социальными педагогами, бесконечно сокращая их в образовательных организациях. Нужно также помочь специалистам этой сферы использовать передовой опыт, существующий именно в системе СПО, организовать их взаимодействие, сообщество.

ФЕДОСЕЕВ А.С.: – Наше государство предлагает достаточно интересные идеи и в большинстве своем перспективные направления работы. На уровне фантомов все выглядит замечательно. Дело осложняется тем, что подобные предложения могут идти вразрез с предыдущими, не прилагаться к реальным ситуациям, сложившимся в системах образования субъектов, не учитывать риски реализации.

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ

Нет сомнения, что перемены, происходящие во всех сферах жизни нашего общества, наложили свою печать на поведение подростков и молодежи. Проблемы, связанные с возрастом, конечно, остались. Но появились и другие. Например, нельзя не обратить внимание на одну особенность, характерную для многих современных подростков, – это ориентация на материальное благополучие. Девушки, юноши, подростки стремятся получить как можно больше благ, жить по принципу «как хочется», самоутверждаться любой ценой и сред¬ствами. Добавьте к этому недостаточно развитые умения соразмерять желания и возможности и контролировать себя… Что в итоге получится? То самое поведение, которое в науке называется девиантным – противоречащим принятым в социуме нормам. В легкой форме это выражается в нежелании соблюдать требования дисциплины, грубом отношении к окружающим, вспышках ярости и агрессии, в тяжелой – приводит к преступлению либо самоубийству.

Причин девиантного поведения подростков и молодежи много, но одна из них, и довольно весомая, – пробелы в воспитании.
Вряд ли кто-либо скажет точно, сколько в России молодых людей с девиантным поведением. В октябре прошлого года в ходе правительственного часа в Совете Федерации, глава МВД Владимир Колокольцев сообщил, что ежегодно на профилактический учет в органы внутренних дел ставится 3 млн. граждан, в том числе 100 тыс. несовершеннолетних. Причем, как правило, полиция появляется в жизни подростков чаще всего тогда, когда они уже оступились и предпринимать что-либо поздно. По данным Генеральной прокуратуры РФ, около 75 процентов несовершеннолетних, совершивших преступления в 2013 году, – учащиеся и студенты. В связи с этим в главном юридическом ведомстве даже предложили создавать в учебных заведениях специальные органы, способствующие формированию правосознания подростков и предупреждению правонарушений.

В феврале 2014 года пути преодоления детской и подростковой преступности обсудили и в Общественной палате РФ. Выступившие отметили несколько моментов, на которые нужно обратить внимание для профилактики преступности.

Несмотря на декларации, воспитание в учебных заведениях остается словно бы за кадром. Рейтинги школ опираются на ЕГЭ и ГИА. Нужно, чтобы воспитание тоже стало основным целевым показателем рейтингов.

Обучать детей основам нравственности и толерантности, прививать отвращение к преступной среде должны родители и образовательные учреждения.

Имеет значение и подготовка учителей для работы с трудными детьми, сотрудничество с психологами, социальными педагогами.

Проблема профилактики правонарушений – комплексная, взаимодействие ведомств и институтов необходимо укреплять.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Интернационализация высшего образования: вызовы и реалии
Оценка руководителями вузов мониторинга эффективности
Дзержинский химический техникум: Творческий труд
Как зажечь факел, или По каким учебникам учатся победители?
Плавучий университет. Поморов учит море
Дискуссия по поводу социализации подростков и молодежи
К вопросу об исследовательской компоненте качества вуза
Управление качеством в условиях модульно-компетентностного подхода
Отечественный и зарубежный опыт профессиональной ориентации школьников
ДПО: точка отсчета – потребности в компетенциях

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ