Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Дания – новый игрок на мировом рынке экспорта образования

В 2014 году министерство высшего образования и науки Дании предложило модель по привлечению и удержанию талантов из-за рубежа. Усилия планируется направить на привлечение иностранных студентов, которые в состоянии оплачивать обучение. Особенно из тех стран, которые не входят в Европейский Союз, но имеют восходящий тренд мобильности.

13.03.2015
Просмотров: 67

Г.А. КРАСНОВА, ведущий научный сотрудник Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, доктор философских наук, профессор

А.А. КРАСНОВА, магистрант Университетского колледжа Лондона

Продолжаем публикацию серии статей, представляющих зарубежный опыт по расширению экспорта образовательных услуг. Первая статья размещена в предыдущем номере («Канадские инициативы по увеличению количества иностранных студентов», «АО», № 77, февраль, 2015).

Привлечение инвестиций

В 2014 году правительство Дании приступило к реализации проекта «Дания – привлекательное место для обучения»[1] для мобилизации наиболее способных иностранных студентов на обучение в свои образовательные организации с последующим трудо­устройством[2].

Запуску проекта предшествовало изучение состояния экспорта образования, законодательной базы, рынка труда, ведущих стран-­экспортеров, проведение маркетинговых исследований. Выяснилось, что даже тогда, когда иностранные студенты наряду с датскими обучаются в рамках грантов и образовательных кредитов, они способствуют развитию национальной экономики.

Анализ состояния экспорта образования выявил две основные тенденции: уменьшение количества иностранных студентов из стран, не входящих в Европейский Союз, и увеличение европейской молодежи, выбирающей Данию для получения образования.

Анализ трудоустройства иностранных выпускников после завершения образования в Дании показал, что лишь немногим меньше, чем половина иностранных выпускников остается в стране, в то время как здесь не хватает высококвалифицированных специалистов и собственно национальных выпускников тоже недостаточно.

Конфедерация датской промышленности отметила, что высокообразованные иностранные граждане создают прибыль, соответствующую двум дополнительным рабочим местам в национальной экономике, а высокообразованная иностранная рабочая сила является бенефициаром страны в денежном выражении. По сравнению с другими странами, Дания привлекает сравнительно мало иностранных инвестиций.

Для того чтобы иностранные компании воспринимали Данию как страну, привлекательную для инвестиций, необходимо проведение соответствующей политики: поддержка и развитие на датских предприятиях научно-исследовательских и опытно-конструкторских отделов и производства, обеспечение доступа датских предприятий к высокообразованной рабочей силе с соответствующими профессиональными навыками и исследовательской среде международного уровня.

В новом рейтинге Всемирного экономического форума[3] Дания занимает 19-е место в оценке бизнес-лидеров по привлечению и удержанию высокообразованных иностранных граждан. Ближайшие конкуренты, Швейцария и Сингапур, находятся в лучшем положении. При этом Дания занимает 27-е место среди 103 стран по доступу к высококвалифицированной иностранной рабочей силе.

Учитывая результаты исследований, правительство Дании инициировало реформу найма иностранной квалифицированной рабочей силы. Предполагается, что в результате реформы рекрутинг иностранных специалистов должен стать более простым для бизнеса, а активизация работы по улучшению условий найма должна улучшить позиции страны в глобальных рейтингах.

«Если в целом рассматривать инициативы правительства Дании по экспорту образования, то можно заметить, что основное их направление – это либерализация миграционного и трудового законодательства, а также некоторые послабления образовательного законодательства».

Новая стратегия

В 2014 году министерство высшего образования и науки страны предложило модель по привлечению и удержанию талантов из-за рубежа. Усилия планируется направить, прежде всего, на привлечение иностранных студентов, которые в состоянии оплачивать обучение. Особенно из тех стран, которые не входят в Европейский Союз, но имеют восходящий тренд мобильности.

Одновременно правительство планирует всячески поощрять иностранных выпускников университетов оставаться работать в Дании после окончания учебы. Для реализации этих задач иностранным студентам будут созданы лучшие условия студенческой жизни, способствующие успеш­ной адаптации и интеграции ино­странных выпускников.

В рамках проекта «Дания – привлекательное место для обучения» реализуются два подпроекта. Первый направлен на развитие международной среды в образовательных организациях Дании и формирование международных навыков датских студентов, второй – на привлечение и сохранение талантливых иностранных студентов в Дании.

По указанному проекту правительством разработан план действий до 2020 года, включающий 5 мероприятий и 24 инициативы. Чтобы привлечь наиболее способных иностранных студентов, университетам рекомендовано привести в соответствие с международными измерениями все компоненты образовательных программ и образовательной среды, а также привести отсев иностранных студентов в соответствие с отсевом датских студентов. Поскольку привлечение талантливых иностранных студентов зависит, в том числе, и от языковой среды, правительство планирует поддерживать датские университеты в направлении создания англоязычной образовательной среды.

Кроме того, рекомендуется организовывать и проводить летние школы, разрабатывать и распространять онлайн курсы датских университетов, которые демонстрируют преимущества датских образовательных программ, а также стимулировать образовательные организации в поиске путей повышения качества и эффективности оценки результатов обучения и присвоения квалификации иностранным студентам.

В связи с тем, что законодательно зафиксированная стоимость обучения в датских университетах ограничивает возможности образовательных организаций на мировом рынке образовательных услуг, правительство планирует дать им свободу и гибкость в определении ценовой политики.

В рамках инициатив по привлечению иностранных студентов на обучение правительство также планирует выстраивать диалог с частными фондами и компаниями относительно новых возможностей их вклада в реализацию проекта. В частности, не только того, что они в настоящее время делают путем предоставления стипендий или грантов для привлечения квалифицированных иностранных студентов, а также оказания особого внимания заключению культурных соглашений преимущественно с неевропейскими странами.

Принимая во внимание, что условия для членов семей иностранных выпускников являются неудовлетворительными, в связи с чем высококвалифицированные иностранные специалисты покидают Данию, правительство особое внимание уделяет созданию условий для супругов/партнеров иностранных специалистов и профессорско-преподавательского состава в датских учебных заведениях. Иностранные докторанты из неевропейских стран в настоящее время имеют разные условия по получению вида на жительство, связанные с тем, работают они в частном или государ­ственном секторах. Правительство гарантирует, что всем докторам PhD будет предоставлен вид на жительство на шесть месяцев в период поиска работы, и в целом правила получения вида на жительство будут упрощены. В настоящее время иностранные выпускники магистратуры датских образовательных учреждений из неевропейских стран должны подавать заявки относительно вида на жительство, как и остальные иностранные граждане. Для сохранения иностранных выпускников магистратуры из числа наиболее успешных и имеющих высокие академические результаты правительство планирует ввести для этой категории иностранных граждан и иностранных выпускников докторантуры новые правила по получению ими вида на жительство и трудоустройства, а именно: вид на жительство на два года будет выдаваться без каких-­либо ограничений и требований, в том числе к доходам. Кроме того, будет предоставлена возможность начать свой собственный бизнес в Дании.

Для быстрой и простой процедуры получения студенческого вида на жительство гражданами неевропейских стран правительство инициировало процесс оцифровки заявок на получение вида на жительства в студенческих общежитиях. Иностранным студентам, приехавшим на обучение в рамках программы Erasmus Mundus, а также студентам, обучающимся по международным совместным образовательным магистерским программам, правительство изменяет миграционные правила таким образом, чтобы эта категория иностранных студентов получала вид на жительство на весь период обучения, а не только на отдельный компонент образовательной программы, осуществляемой в Дании, как было ранее.

В рамках изменения трудового законодательства правительство гарантирует иностранным студентам после получения студенческого вида на жительство предоставление разрешения на работу. Иностранным студентам из стран, не входящих в Европейский Союз, планируется разрешить работать, как и датским студентам, 20 часов в неделю, а также полные рабочие дни в каникулярный период времени летом. Ранее иностранным студентам было законодательно разрешено работать только 15 часов в неделю. Потенциальным докторантам из неевропейских стран, принимающих участие в процессе отбора, разрешено работать без специального разрешения до трех месяцев.

Инициативы правительства, направленные на сохранение международных выпускников после завершения ими обучения в датских образовательных организациях, включают профессиональную ориентацию и информирование иностранных студентов. Это способствует распространению знаний о рынке труда Дании, перспективах трудоустройства и карьерного роста. Осознавая, что знакомство и интеграция с рынком труда в период обучения иностранных студентов являются ключевым фактором в принятии ими решения о дальнейшем проживании и карьере в Дании после окончания учебы, правительство планирует расширять число рабочих мест для иностранных студентов и мест для стажировок в период обучения. С учетом того, что значительным источником информации о датских учебных заведениях является сайт studyindenmark.dk, правительство планирует уделять особое внимание его расширению и поддержке.

Таким образом, если в целом рассматривать инициативы правительства Дании по экспорту образования, то можно заметить, что основное их направление – это либерализация миграционного и трудового законодательства, а также некоторые послабления образовательного законодательства. Можно предположить, что эта новая стратегия не останется незамеченной иностранными студентами и их число в Дании значительно вырастет. Вместе с тем никаких существенных финансовых вложений для осуществления своих целей в отношении иностранных студентов и иностранных выпускников правительство не планирует, что особенно важно в условиях финансового кризиса.

  1. Denmark – an attractive study destination (англ.).
  2. Подробнее: Model calculation undertaken by DREAM for the Danish Ministry of Higher Education and Science, 2014, ufm.dk.
  3. «Глобальная конкурентоспособность 2014-2015». Режим доступа: http://www.weforum.org/reports/global-competitiveness-report-2014-2015
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-78, точка зрения, экспорт образования, Дания, зарубежный опыт

Похожие материалы:
Слагаемые качества юридического образования
Канадские инициативы по увеличению количества иностранных студентов
Расширение экспортных возможностей российских вузов
Экспорт российского образования: кто «даст добро»?
Архитектура казахстанской высшей школы четко определена
Гуманитарное знание. Освободиться от предрассудков
Мобилизация инженерной мысли
Инженерное образование: компетентность – вектор модернизации
Мобилизация инженерной мысли
Экспорт образования: дайджест мировых тенденций

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (97) 2017

Ключевая тема номера – эффекты модернизации. Единство и многообразие, порядок и хаос, материальное и духовное, цифровое и реальное – вот только некоторые из коллизий трансформации образовательного пространства. Должен ли быть «сытым» современный студент? – читайте в новом номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора

Партнеры
Популярные статьи
СамГУПС на выставке «Образование. Наука. Бизнес»
23 ноября в выставочном комплексе «Экспо-Волга» открылась восьмая межрегиональная выставка-форум...
Из журнала
#91Слово редактора к №91
#93Гражданское воспитание
#88Пути эффективного развития сферы ДПО в России
#90Актуальные направления развития российского образования
#89Международное сравнительное исследование инженерного образования
Информационная лента
10:58СамГУПС на выставке «Образование. Наука. Бизнес»
11:51XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов
14:15Сотрудничество по направлению БРИКС выходит на новый уровень
14:03Разработки учёных ЮУрГУ помогают приблизить четвёртую промышленную революцию
16:52 Рейтинг вузов-участников германской программы академического обмена