Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Некоторые подходы к обучению в Дании

Система образования Дании считается одной из лучших в мире. О специфике учреждений СПО этой страны и некоторых подходах к обучению рассказывает руководитель отделения информационных и коммуникационных технологий колледжа SDE и Центра СМИ и визуальных коммуникаций Хенрик ХЁРТ.

Просмотров: 2330

Королевство Дания – самая маленькая и южная из скандинавских стран. Численность ее населения более 5,5 млн. человек, причем почти треть проживает в Копенгагене.

Система образования Дании считается одной из лучших в мире. О специфике учреждений СПО этой страны и некоторых подходах к обучению рассказывает руководитель отделения информационных и коммуникационных технологий колледжа SDE и Центра СМИ и визуальных коммуникаций Хенрик ХЁРТ, участник Всероссийской конференции руководителей профессионального образования.

О колледже

Это очень большое учреждение, существующее сто шестьдесят два года. Здесь работают 900 сотрудников, и обучается примерно 32 тыс. студентов в год. Ежегодный оборот средств составляет около 100 млн. долларов. Крупный масштаб дает некоторые преимущества, в частности, имеется много возможностей для расширения деятельности.

Об образовании

В Дании довольно простая система образования. Обязательная учеба в школе длится девять лет, а после можно как продолжать общее образование, так и переключиться на профессиональное. Оба маршрута ведут к высшему образованию, в котором следуют европейской модели «бакалавр – магистр – доктор наук».

Колледжи Дании – некоммерческие организации, хотя некоторую часть денег они зарабатывают. В условиях, продиктованных рынком труда, колледжам приходится балансировать на рынке образовательных услуг. Например, сейчас в стране много девушек, которые хотят стать парикмахерами. Если пойти всем им навстречу, рынок труда будет перенасыщен. В таких обстоятельствах приходится организовывать подготовку по родственным профессиям.

Поскольку рынок труда постоянно колеблется, появляются новые специальности, изменяются условия работы, техника: скажем, у парикмахера, приходится вырабатывать умение управлять роботом-пылесосом, связанное с программированием. Также появляются условия, общие для всех специальностей, а именно: все должны грамотно обращаться с компьютером, говорить по-английски. Это тоже приходится учитывать.

Доля финансирования колледжей со стороны государства сокращается. Правительство все время требует от них большего. Однако давление идет не только с внутренней, но и с внешней стороны. Дания подписала и Болонское, и Копенгагенское соглашения. Это значит, что профессиональные навыки на выходе из учебного заведения в странах, которые следуют пунктам данных соглашений, должны совпадать, хотя предметы и программы могут быть различными. Таким образом, у датских колледжей появляются конкуренты в других странах. В дальнейшем определенно предполагается соперничество с Россией.

Об интернационализации

Экономики отдельных стран становятся все более взаимосвязанными. В настоящее время наблюдается только верхушка айсберга. В последующие годы в мировой экономике будут развиваться международный обмен рабочей силой и разделение рабочих ролей. Так, в одной из небольших компаний, деятельность которой связана с безопасностью на нефтяных вышках, вся работа выполняется в дистанционном режиме, причем люди, внедряющие системы безопасности, находятся в Сингапуре, а программисты фирмы – в Киеве. В перспективе подобных примеров будет встречаться все больше. Внимание сфокусируется на компетенциях.

Интернационализация для Дании – сложность. К счастью, Европейский Союз финансирует развитие мобильности, и страна принимает участие во многих международных проектах. Это помогает педагогам расширить кругозор, увидеть перспективу, стать более толерантными. Но главное – появляется возможность сравнивать профессиональные навыки. Вдохновляют наблюдения, что и как делают учителя других стран и культур. Это позволяет заглянуть в будущее.

В Дании школьники учат английский язык со второго класса школы, в седьмом классе им предлагают учить немецкий, в восьмом – какой-либо третий язык. Изучение английского продолжается в учреждениях профессионального образования, причем зачастую на нем написаны учебники. Дело в том, что этот язык используется в компаниях для общения. В колледже SDE очень большой IT-отдел. Он является центром по тестированию Cisco и Microsoft. Все материалы, предназначенные для этих центров, – на английском языке.  Думается, его изучение не представляет большой сложности для молодых людей, поскольку они ориентируются в социальных медиа и СМИ, вещающих на английском языке.

Поездки за границу пока невозможны абсолютно для всех будущих специалистов. Это привилегия. Считается, студенту повезло, если у него появилась возможность выехать на три месяца и обучаться за рубежом. На этот случай в Дании аккредитуются образовательные программы других стран.

О рынке труда

Изменения на рынке труда тесно связаны с тем, что в Дании практически исчезает традиционный сектор промышленности и меняется ее характер. В настоящее время линии производства не крупномасштабные, а компактные, интеллектуально организованные. Все производство стало более умным, за ним установлен жесткий контроль. Оборудование в основном автоматизированное и выпускается специально под нужды производителя. Иными словами, рынок труда связан с технологиями. Это требует умных работников, знающих толк в роботах и программировании, владеющих компьютерными навыками и иностранным языком.

Представители сферы образования должны пойти навстречу переменам, быть открытыми новым технологиям, внедрять их в процесс обучения. Это распространяется на всех: не важно, учите ли вы медсестер, автомехаников или укладчиков кирпича. Технология – неотъемлемая часть образования, это нужно понять и принять.

Думается, в перспективе, устраиваясь на работу в компанию, человек будет рассчитывать только на определённый период времени, в течение которого он будет улучшать свои навыки, делая себя более интересным для рынка труда. Сейчас в нашем колледже обсуждаются условия новых трудовых договоров с преподавателями. Предполагаем, что педагог должен потратить 60 процентов своего времени на обучение, 20 – на экзамены и отпуск, 20 – на повышение навыков и участие в семинарах. Таковы следствия меняющегося рынка труда и среды в целом. Значит, люди, которые руководят педагогами, должны их подталкивать к совершенствованию навыков, заставлять меняться, идти в ногу с новшествами и быть в курсе происходящего вокруг.

О связи с производством

Обучение профессии идет по такой схеме: 20 недель в колледже, 20 – в компании, 15 – в колледже, 25 – в компании. Далее соотношение еще больше меняется в пользу практики, благодаря чему молодые люди, помимо трудовых навыков, приобщаются к культуре и традициям отрасли. Студенты имеют трудовой договор с компанией.

Когда на производстве меняют оборудование, то же самое делает колледж. Проблема заключается в том, что из-за кризиса у некоторых компаний не хватает средств и ресурсов, чтобы брать учеников. В таком случае образовательное учреждение обязано обучать практической работе своими силами.

Об инновациях и проектной деятельности

Инновации означают, что вы придумаете новые методы и способы осуществления своей деятельности. Зачастую люди задаются вопросом, нужно ли для этого быть гениальным человеком, своего рода Эйнштейном? На самом деле, нет.

В колледже SDE есть так называемый класс инноваций, где студенты разных профессий встречаются друг с другом и совместно обсуждают свои идеи. Предлагаемые проекты могут посвящаться работе с металлами, оказанию услуг, производству пищевых продуктов, строительным операциям, решениям в сфере IT, чему угодно. Чем больше профессий охватывает проект, тем лучше.

В классе инноваций экспертом и одновременно консультантом является педагог. Но туда приглашаются и специалисты, которые помогают студентам обращаться с оборудованием.

О педагогической реформе

Руководство колледжа стремится активно стимулировать развитие педагогов, приобщая их к международному опыту, ориентируя на новые характеристики студентов, требуя, чтобы они иначе подавали материал. Важно, чтобы колледж оставался учреждением, где люди учатся с интересом. Единственный способ этого добиться – изменения. Изменять нужно не только себя и свое мышление, но и структуру колледжа и аудиторий. Иногда, например, убирать столы, чтобы студенты не могли сесть, иногда всех объединять в одну группу. А возможно выстроить учебный процесс так, чтобы одной аудитории всегда не хватало, и учителю приходилось решать, что делать в такой ситуации: заниматься, усадив где-либо студентов в круг, вести их на завод или отправить погулять?

Педагоги регулярно обсуждают предложения по улучшению процесса обучения.

Думается, руководители образовательных учреждений должны делать так, чтобы перемены происходили. Колледж должен быть местом, где внедряются новшества.

О контроле качества образования

Испытанный способ контроля – госэкзамены, их результаты образовательные учреждения обязаны размещать на своих вэб-сайтах. Кроме того, в колледже SDE ежегодно проводятся три опроса. Студенты выставляют оценку эффективности обучения онлайн. Компании дают оценку результатам деятельности педагогов и практической работе студентов в своих цехах. В колледже есть отдел, контролирующий качество, но этим также занимается и организация извне, что гарантирует объективность показателей.

Результаты опросов тоже обязательно размещаются на сайте. Управляющий директор обязан сообщить, какую оценку – высокую или низкую – он получил в этом году. Каждый год проводится опрос и по материально-техническим аспектам образовательного учреждения, то есть проверяется качество стульев, столов, температура в помещении и приток свежего воздуха. Исследуется и психологическая атмосфера.

Все контролируется, таковы правила. Колледж – частное учреждение, поэтому для СМИ скрыты некоторые части его бюджета, но для политиков или членов правления открыто все. Утаить ничего невозможно.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Перемены в системе образования понятны не всем работодателям
Современные тенденции развития среднего профессионального образования
Энергетический колледж в Каспийске: нести свет людям
ДПО: между законом и практикой
Модернизация СПО: европейская версия
Йошкар-Олинский строительный техникум: когда победы не случайность
Профессии и специальности завтрашнего дня
Подготовка кадров для строительной отрасли и ЖКХ
Модернизация СПО: европейская версия

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ