Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Дагестанский медицинский стоматологический институт готовит востребованных специалистов на собственной клинической базе

Дагестанский медицинский стоматологический институт – негосударственный вуз, располагающий собственной клинической базой. Институт постоянно развивается и повышает качество образования. На собственные средства вуз строит больницу с поликлиникой.

Просмотров: 298

Материал опубликован в журнале №92 от 20.12.2016.

РАСУЛОВ Магомедкамил Мирзаевич

ректор Дагестанского медицинского стоматологического института, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач РД, заслуженный деятель науки РД, заслуженный изобретатель РД, вице-президент Ассоциации стоматологов Дагестана, академик МАН.

Негосударственный сектор высшей школы как ресурс её развития и повышения качества образования

Сейчас много говорится, в том числе и на самом высоком уровне, о необходимости развития предпринимательской деятельности, оказании государственной помощи тем, кто её ведет. Это важно, поскольку способствует увеличению налоговой базы и повышению благосостояния населения. Однако об образовательных организациях речь при этом не ведется. Они являются некоммерческими, не считаются предпринимательскими, и соответствующие льготы государством им не предоставляются. Вместе с тем, положительное влияние негосударственного сектора на развитие системы образования в России и мире уже очевидно.

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ вузы в процессе реформирования отечественной высшей школы стали появляться в массовом порядке. Как выяснилось впоследствии, их стали открывать везде, несмотря на наличие или отсутствие условий для качественной организации образовательного процесса.

На начальном этапе развития негосударственного сектора образования необходимого опыта работы, по-видимому, не было ни у лицензирующих органов, ни у учредителей, ни у руководителей образовательных организаций. Это привело к тому, что некоторые недобросовестные ректоры начали заниматься выдачей дипломов при слабом или в ряде случаев даже полном отсутствии образовательного процесса. В результате нормальную, перспективную идею негосударственного образования дискредитировали.

Надо сказать, что в 90-е и последующие годы организация образовательного процесса и в государственном секторе высшей школы была далеко не на высоте. Это, на наш взгляд, явилось следствием недостаточного финан­сирования образовательного процесса, слабой материально-технической базы, низкой зарплаты профессорско-преподавательского состава, да и невысокого спроса на хорошо подготовленных специалистов.

Многие выпускники медицинских вузов старались устроиться преимущественно в негосударственном секторе практического здравоохранения или совмещать работу в государственных учреждениях с подработкой в частных лечебных учреждениях, отделениях и кабинетах.

Как правило, негосударственные образовательные организации начинали с нуля, не имея никакого бюджетного финансирования, при отсутствии или наличии минимальной материально-технической базы. Со временем, используя заработанные средства, они постепенно пополняли учебное и лабораторное оборудование, приобретали новую технику и технологии, обновляли библиотечный фонд, создавали учебную и методическую литературу, что позволило улучшить условия организации образовательного процесса. И в то же время, не тратя ни рубля из бюджета, привлекали инвестиции граждан, пополняя бюджеты разных уровней и готовя востребованных специалистов для народного хозяйства.

​Дагестанский медицинский стоматологический институт создан в 2010 году на базе Дагестанского стоматологического колледжа.

В вузе действуют 2 факультета (высшего образования и профессионального образования) и 4 кафедры (гуманитарных и социально-экономических дисциплин, естественнонаучных и медико-биологических дисциплин, профессиональных дисциплин, стоматологии). Работу по обеспечению учебного процесса и социально-бытового обслуживания студентов и сотрудников осуществляют библиотека, физкультурно-оздоровительный центр, столовая, медпункт [2]. Совместно с Ассоциацией стоматологов Дагестана институтом учреждена газета «Стоматология Дагестана».

Институт располагает собственной клинической базой. В клинике проводятся амбулаторные приёмы, имеются хирургическое, терапевтическое, ортопедическое отделения. Ведется строительство клинического центра со стационаром на 100 коек [3]. В 2015 году институт получил лицензию на подготовку специалистов по клинической ординатуре и аспирантуре. В 2016 году первые выпускники ДМСИ успешно прошли аккредитацию специалиста и получили соответствующие сертификаты.

СЕГОДНЯ наш небольшой вуз (320 студентов) вносит в бюджет более 6 млн. рублей в год в виде налогов. Думается, это неплохо, тем более для дотационной Республики Дагестан. Одновременно на собственные сред­ства мы строим базовую клиническую больницу на 100 стационарных коек с поликлиникой на 100 посещений в смену. Думается, это будет хорошим подспорьем для овладения практическими навыками учащимися, получения квалифицированной медицинской помощи населением и в определённой степени поможет разгрузить бюджет республики, так как отпадет необходимость строительства лечебного учреждения в данном районе города.

Зачастую образовательные организации вынуждены тратить заработанные средства на работы не первой значимости, а умственные ресурсы – на абсолютно ненужные бумажные работы (отчеты – их масса), проверки и переписки. Помнится, в своё время Б.Н. Ельцин говорил о необходимости уменьшения количества бумаг, но получилось, как получилось. Вводятся всё новые и новые формы отчётов, в ряде случаев приходится их дублировать и в электронном варианте.

Основной задачей медицинских вузов является подготовка квалифицированных специалистов-врачей. Согласно ФГОС этим должны заниматься 65-70 процентов лиц, имеющих ученые степени. Возможно, требование и правильное, но готовим-то мы в вузах не научных работников, а специалистов. И в практическом здравоохранении работает немало высококвалифицированных, имеющих достаточные теоретические знания и большой практический опыт врачей, но без ученой степени. А вот когда речь идёт о профессорско-преподавательском составе при подготовке в аспирантуре, то такая постановка во­проса, безусловно, правомерна.

Между тем, если рассмотреть зарубежный опыт, ведущие вузы во многих странах являются негосударственными. Такова, скажем, почти треть всех голландских вузов. Самым большим, разнообразным и, по утверждению многих авторов, эффективным признан американский сектор частного образования. Частные университеты, являясь источником инноваций, играли значительную роль во всей истории образования и научных исследований в США [1, с. 238].

Считается, что в любой области лучшими часто являются именно частные университеты, где качество преподавания выше, чем в государственных. Примерами могут служить такие престижные университеты, как Стэндфордский, Йельский, Гарвардский, Принстонский, Колумбийский, Университет Южной Кали­форнии [1, с. 240-241].

В Китае закон о стимулировании негосударственного образования определил его характер и правовой статус, провозгласив в качестве общественно полезного дела. Закон уравнял правовой статус негосударственных и государственных учебных заведений, их преподавателей и учащихся, предоставив последним равные права [1, с. 238].

ДУМАЕТСЯ, что для нашего государства было бы очень выгодно развитие негосударственного сектора высшей школы. Это, во-первых, существенная экономия бюджета. Во-вторых, вовлечение инвестиций населения в подготовку специалистов и создание базы для образовательных организаций, в частности, в медицинских вузах – создание собственных базовых лечебных учреждений без привлечения бюджетных средств. Кроме того, образовательные организации пополняют налоговую базу, дают работу определённому количеству людей.

Чем выше будет образованность населения, тем меньше будет противозаконных проявлений. Поэтому особенно важным представляется всяческое поощрение стремления граждан к учёбе, и государство от этого только выиграет.

Республика Дагестан – один из регионов с высокой рождаемостью. В то же время есть проблемы с трудо­устройством, а значит, и с возможностью заработать на жизнь. К сожалению, в этих условия молодёжь не всегда находит правильное решение поиска работы. Думается, одним из путей решения этой проблемы является возможность приобретения специальности молодыми людьми через обучение в вузе или ссузе.

В целом нам представляется, что негосударственное образование имеет перспективы только в том случае, если будут заинтересованность и поддержка со стороны государства. Это позволило бы существенно поднять уровень организации образовательного процесса и престиж образования в стране и мире.

Литература

  1. Зернов В.А., Солоницын В.А., Анцих Б.И. и др. Негосударственная высшая школа России. Становление, состояние, перспективы развития. – М., 2009.
  2. Подробнее http://bit.ly/DMS92rpt
  3. Подробнее http://bit.ly/DMS92pub
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Негосударственные вузы: есть надежда, что завтра будет лучше
Каковы перспективы негосударственных вузов?
Политика качества в негосударственных учебных заведениях
Негосударственное образование в России. Ситуация изменилась
Критерии конкурентоспособности должны стимулировать на достижение результатов
Движущая сила реформы – качество
Обзор системы СПО Республики Дагестан
Слагаемые качества юридического образования
Негосударственные вузы: выживание или развитие?
Как взвесить успешность?

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ