Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Негосударственные вузы: есть надежда, что завтра будет лучше

Если концепция мониторинга эффективности вузов ставит своей задачей выполнение поручения президента по оценке деятельности образовательных организаций, то и название следовало бы сформулировать иначе. Например, «мониторинг деятельности вузов». Это должна быть комплексная многолетняя система наблюдения, в которой эффективность – лишь один из критериев.

Просмотров: 961

К вопросу о мониторинге

Т.И. КОЗЛОВА, ректор Института правоведения и предпринимательства (г. Санкт-Петербург), кандидат юридических наук, профессор

Если концепция мониторинга эффективности вузов ставит своей задачей выполнение поручения президента по оценке деятельности образовательных организаций, то и название мониторинга следовало бы сформулировать иначе. Например, «мониторинг деятельности вузов». Это должна быть комплексная многолетняя система наблюдения, в которой эффективность – лишь один из критериев, так как не всё качественное эффективно, и наоборот.

Исходя из результатов мониторинга, могут составляться программы стратегического развития вузов на последующие годы, а не только приниматься решения о реорганизации.

Целесообразно ввести в процедуру мониторинга качественные показатели, поскольку количественные параметры относятся в основном к условиям реализации образовательного процесса, а не к результату.

Вслед за предстоящим в 2014 году выделением в отдельную категорию педагогических вузов необходимо также поставить вопрос об особом статусе вузов негосударственных. Должны быть учтены не только молодость частного сектора, но и различия стартовых условий развития вузов, полное отсутствие государственной поддержки в материально-техническом обеспечении негосударственных образовательных организаций.

Выделение групп регионов логично продолжить до учета особенностей финансово-экономического состояния и местоположения районов Москвы и Санкт-Петербурга (столичных центров и удаленных пригородов).

Корректировке подлежат и пороговые значения базовых показателей. Например, до сих пор показатель качества образовательной деятельности вуза определяется по среднему баллу ЕГЭ, который вообще-то свидетельствует о качестве обучения в школе и только косвенно – о престиже вуза. На наш взгляд, этот показатель для абитуриентов негосударственных вузов должен быть несколько ниже, чем для государственных. Необходимо контролировать качество подготовленного специалиста на выходе: по результатам ГЭК и уровню выпускной квалификационной работы.

Научная деятельность в частных вузах носит в большинстве своем прикладной характер, так как в первую очередь направлена на образовательный процесс. Кроме того, негосударственные вузы – в основном вузы гуманитарного профиля, где получение внешнего финансирования проблематично, а государственная поддержка также отсутствует. Следовательно, по этому показателю НОУ более уязвимы, а то, что они тратят на научно-исследовательскую работу собственные средства, учитывается мало.

Международная деятельность, которая оценивается по количеству иностранных студентов, – тоже неоднозначный показатель. Перечень вузов, где создаются центры обучения иностранцев, определяется Минобрнауки РФ. Сейчас в нем только государственные вузы, что объективно не позволяет НОУ на равных включаться в выполнение норматива. Негосударственные вузы, как правило, и не ставят такой стратегической цели, поскольку осуществляют подготовку специалистов для своего региона, обучая в большинстве своем местных жителей (иностранец в районное УВД и прокуратуру на работу не пойдет).

Финансовая деятельность в негосударственном вузе строится в основном на условиях самофинансирования. Государственную поддержку и льготы для образовательных организаций следует в равной мере обратить и на негосударственные вузы. Тогда выполнение этого показателя не будет столь напряженным. Убеждены, что обеспечение качественного образования определяется не столько денежными суммами, сколько их хозяйским использованием. Странно, что в настоящее время эффективным вузом считается тот, у которого затраты на подготовку специалиста выше.

Очевидно инфраструктура – это не только метры. Почему же при лицензировании и госаккредитации аренда учитывается, а при мониторинге  нет? Вместе с тем государственный сектор зачастую сдает в аренду площади, предназначенные для обеспечения образовательного процесса. Причем половина аудиторий пустует не только по вечерам и в выходные, но и среди рабочего дня. Кроме того, не всегда помещения госвузов находятся в надлежащем состоянии. Однако помещения, арендуемые частными вузами, в которые они вкладывают существенные средства на реставрацию, реконструкцию объектов и их приспособление под учебные цели, не учитываются при мониторинге. Кто придает значение тому, что купить, приватизировать или арендовать объект не так просто с точки зрения действующего законодательства и иногда совсем неэффективно с точки зрения хозяйственно-финансовой деятельности? Кто учтет эти сложные имущественные отношения негосударственных учреждений и государства? Вопросы риторические.

И, наконец, трудоустройство, о котором говорят все. Этот показатель обещают скорректировать, предлагают разработать систему учета трудоустройства, а также успешности выпускников вузов. Более того, в перспективе именно его могут сделать определяющим. В настоящее время это непрозрачный показатель, не отражающий качества подготовки. Интересно, что трудоустройство выпускников негосударственных вузов значительно выше, чем официальный показатель безработицы в регионах, а также больше, чем у выпускников профильных и педагогических государственных вузов. Служба, созданная для оказания содействия в трудоустройстве, дает сведения, которые ее делают эффективной, а вуз – наоборот. Не учитывается, сколько выпускников без обращений в службу, с учетом отсутствия системы планового распределения, трудоустроено без проблем. А если измерять успешность выпускников по зарплате, то вряд ли вуз, откуда берут выпускников на государственную службу с зарплатой специалиста первой категории в 11 тыс. рублей, будет эффективным.

Минобрнауки РФ привлекает к корректировке концепции мониторинга академическое сообщество через Ассоциацию ведущих вузов, Российский союз ректоров, межведомственные рабочие группы. Ассоциация негосударственных вузов (АНВУЗ) тоже должна быть в этом перечне.

Имеет смысл обсудить

На коллегии Минобрнауки РФ, кроме анализа состояния дел по результатам мониторинга эффективности деятельности вузов, имело бы смысл обсудить ряд сопутствующих вопросов.

В установленном порядке в рамках самостоятельного правового документа, либо в рамках подпрограммы плана стратегического развития, возможно принятие федеральной программы развития негосударственных вузов. Для некоммерческих образовательных организаций законодательно должна быть закреплена возможность подготовки специалистов для инновационной России. Это реальный шаг в направлении поддержки частных вузов в стране.

Комплексная программа на период, например, до 2020 года создаст определённую стабильность, стимулирует вкладывать и развиваться, а не ждать, когда закроют.

В каждом отдельно взятом плане стратегического развития (науки, образования, молодёжного движения) должно быть указание о частных вузах, которые так же, как и другие, имеют равный доступ к реализации этих планов.

Только после создания действительно равных условий, с точки зрения государственной поддержки (финансы, материально-технические ресурсы, учебные здания, общежития, налоги, льготы, компенсации), можно переходить к равным требованиям по критериям оценки деятельности негосударственных вузов.

Возможно, анализ результата мониторинга эффективности деятельности в динамике и четкое установление адекватных критериальных значений позволит ряд частных вузов перевести в разряд вполне успешных, принимая во внимание социальную значимость их для развития регионов.

Кстати, на наш взгляд, мониторинг эффективности деятельности нужен не столько для закрытия, сколько для того чтобы найти пути движения вузов вперёд. В международных рейтингах вузов именно частные вузы США и Великобритании уверенно занимают ведущие позиции. Если наши частные вузы нужны как элемент инновационного развития экономики, следует найти пути оптимизации их деятельности.

В рамках АНВУЗа можно разработать дорожную карту объединения вузов с учетом специализации и последующим возможным созданием комплексов, холдингов, кластеров. Для чего необходимо централизованно разработать типовые макеты нормативно-правовых и организационных документов. Желательно сделать это с привлечением специалистов Минобрнауки РФ, которые потом будут работать с подобными образовательными объединениями, принимая отчеты от каждого участника отдельно. Необходимо учесть также, что если процедура закрытия вуза хоть как-то предусмотрена в действующем законодательстве, то вопросы, связанные с последующим обучением студентов этого вуза, не всегда ясны.

Аналогично можно разработать и реализовать межвузовские проекты научной и образовательной деятельности, позволяющие объединить усилия, оптимизировать расходы по совместному использованию некоторых ресурсов, материально-технической базы и кадрового потенциала. При этом необходимо использовать сетевое взаимодействие с вузами как негосударственного, так и государственного сектора.

Следует обратить особое внимание на прикладной бакалавриат, поскольку именно частные вузы, где академический бакалавриат вызывает некоторые затруднения, вполне могли бы осуществлять такую подготовку. Вместе с тем в пилотном проекте Минобрнауки РФ пока задействован только государственный сектор.

В частных вузах успешно создаются базовые кафедры с привлечением работодателей, что положительно сказывается не только на качестве подготовки или трудоустройстве выпускников, но и на кадровом и ресурсном обеспечении образовательного процесса. При этом удивительно, почему при «равных» условиях получить целевой приём или заказ на подготовку специалиста для государственной службы частным вузам почти невозможно.

Контрольные цифры приёма в частные вузы надо не сокращать, а увеличивать. Причем именно на негосудар­ственные вузы можно переложить подготовку выпускников, например, гуманитарного профиля. Так при сокращении непрофильных направлений подготовки в ведущих специализированных государственных вузах эту подготовку вполне можно передать в негосударственный сектор образования вместе со студентами.

С целью повышения эффективности оценки качества образования в частных вузах при организации различных форм их проверки и контроля необходимо включать представителей АНВУЗа в состав межведомственной комиссии по мониторингу эффективности деятельности вузов, комиссий по лицензированию, госаккредитации.

Очень жаль закрывать филиалы, которые работают хорошо и чуть-чуть не дотягивают до нормы по критериям. Они вполне могут быть трансформированы в консультационные пункты с правом обучения по неполному циклу, для чего можно разработать и принять соответствующее правовое сопровождение.

Иногда кажется, что количество проблем беспросветно, но если их систематизировать и всесторонне обсудить, то, возможно, всё не так плохо. Главное – целесообразно организовать конструктивное взаимодействие всех заинтересованных сторон. И тогда есть надежда, что завтра будет лучше.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Актуальные вопросы качества высшего образования
Минобрнауки создаст систему рейтингов образовательных программ вузов
Юг России оставят без инженеров?
Рейтинги университетов: построить или построиться?
Что сдерживает развитие профессионально-общественной аккредитации?
Критерии конкурентоспособности должны стимулировать на достижение результатов
Александр Климов о государственной образовательной политике
Независимая аккредитация на Украине: вопрос остается открытым
Слагаемые качества юридического образования
Политика качества в негосударственных учебных заведениях

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ