Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Что сдерживает развитие профессионально-общественной аккредитации?

Поворотным в становлении независимого аудита качества образования и независимой аккредитации образовательных программ стал 2013 год, когда вступил в силу закон «Об образовании в РФ», многие положения которого закрепляют позитивный опыт, накопленный образовательным сообществом в области независимой оценки и общественной аккредитации.

Просмотров: 5413

С момента принятия нового закона об образовании прошло чуть более года. Как это отразилось на независимой оценке качества образования и общественной аккредитации в частности?

И.В. ЗЫРЯНОВ, начальник управления качества и стратегии развития образования Алтайского государственного университета (г. Барнаул)

Поворотным в становлении независимого аудита качества образования и независимой аккредитации образовательных программ стал 2013 год, когда вступил в силу закон «Об образовании в РФ», многие положения которого закрепляют позитивный опыт, накопленный образовательным сообществом в области независимой оценки и общественной аккредитации.

Общественная оценка качества образования хотя и существовала прежде, но не признавалась государством в должной мере. Например, Ассоциация инженерного образования России (АИОР), созданная в 2002 году, с момента основания занималась общественно-профессиональной аккредитацией образовательных программ технических вузов. Независимая оценка качества образования не находила отражения в нормативных документах – вплоть до принятия федерального закона № 293 в 2010 году, который среди прочего установил, что свидетельство об общественно-профессиональной аккредитации можно прикладывать к заявлению на прохождение процедуры государственной аккредитации. Однако реального эффекта это не дало – факт независимой аккредитации образовательных программ не принимался во внимание при государственной аккредитации.

Новый федеральный закон об образовании впервые определяет государственно-общественный характер управления системой образования. Впервые к этой системе отнесена независимая оценка качества образования, общественная и профессионально-общественная аккредитация образовательных программ (ст. 89, ч. 2). Таким образом, инструменты независимой оценки и аккредитации получили государственное признание наравне с государственной системой управления и мониторингом эффективности деятельности образовательных организаций.

Закон уточняет использовавшуюся ранее терминологию: предлагается понятие «профессионально-общественная аккредитация образовательных программ» – по сути, синоним широко используемого термина «общественно-профессиональная аккредитация». Предложенный в документе вариант – для однозначности понимания – следует признать более предпочтительным. Таким образом, понятия «общественная» и «профессионально-общественная аккредитация» разделены. Разницу между ними определяет ст. 96 закона:

  • «общественную» аккредитацию могут проводить общественные организации – например, российские и зарубежные аккредитационные агентства – на основании собственных критериев;
  • «профессионально-общественную» аккредитацию могут проводить работодатели, их объединения и уполномоченные ими организации на основании профессиональных стандартов и требований рынка труда.

Институт аккредитации в системе российского образования имеет почти двадцатилетнюю историю, и на сегодняшний день можно выделить несколько направлений аккредитации.

Государственная аккредитация образовательных организаций (с 2013 года – аккредитация образовательной деятельности по образовательным программам), изначально задуманная как добровольная процедура признания государством уровня соответствия качества деятельности образовательного учреждения установленным показателям и соответствия реализуемых им образовательных программ государственным образовательным стандартам, с 2005 года носит обязательный характер для всех образовательных организаций, желающих выдавать документ об образовании государственного образца. Согласно действующему Положению о государственной аккредитации образовательной деятельности она проводится относительно образовательных программ на предмет соответствия образовательным стандартам. Другими словами, государство через механизм госаккредитации контролирует соблюдение задаваемого стандартом минимального уровня требований к реализации образовательной программы. Об измерении качества подготовки специалистов (бакалавров, магистров) речь не идет, в существующей методике оно представлено номинально – в виде оценок текущей успеваемости, остаточных знаний, выпускных квалификационных работ.

«Государственная и независимая аккредитация преследуют разные цели, но признание факта общественной (профессионально-общественной) аккредитации при прохождении процедуры государственной послужило бы серьезным мотивирующим фактором для многих образовательных организаций и сэкономило бы человеческие и материальные ресурсы».

Общественная аккредитация образовательных организаций общественными организациями в свете нового закона выступает как признание соответствия условий образовательной организации стандартам качества общественной или экспертной организации, профессионального сообщества. Таким образом, аккредитующая организация признает, что условия, определяющие образовательный процесс, достаточны, чтобы обеспечить неизменчивость достижения заданного уровня результата образовательной деятельности. При этом повышение качества процессов может регламентироваться соответствующей системой качества в организации.

Профессионально-общественная аккредитация проводится в отношении конкретных образовательных программ соответствующими профессиональными организациями или их объединениями. Основополагающим критерием являются требования аккредитующей организации в отношении качества подготовки выпускников и соответствие профстандартам (при их наличии).

На сегодняшний день на рынке уже сложились различные объединения работодателей, представляющие интересы как бизнеса крупного (Российский союз промышленников и предпринимателей, Союз машиностроителей России) и среднего («Опора России»), так и отдельных профессиональных сообществ (ассоциации менеджеров, юристов, Федерация рестораторов и отельеров и другие).

Эти объединения заявляют о необходимости консолидации российского образования и бизнеса, поскольку уже сегодня испытывают серьезный кадровый голод. А такой инструмент как профессионально-общественная аккредитация является оптимальным подходом к решению имеющихся проблем. При этом профессиональные объединения, не дожидаясь нормативной регламентации профессионально-общественной аккредитации со стороны государства, самостоятельно или совместно с образовательными учреждениями разрабатывают перечни профессиональных компетенций, профессиональные стандарты и обращаются к образовательному сообществу с предложением корректировки образовательных программ. В этом отношении показателен опыт сотрудничества Федерации рестораторов и отельеров России с ссузами.

Представляется, что при должном развитии профстандартов с обязательным включением в этот процесс как образовательных организаций, так и работодателей в недалеком будущем профессиональные сообщества смогут прийти к системе сертификации специалистов и присвоения им соответствующих квалификаций. Подобный положительный опыт уже есть у АИОР, которая на протяжении нескольких последних лет успешно проводит сертификацию инженеров с привлечением иностранных аккредитационных агентств.

Международная аккредитация образовательных программ зарубежными экспертными сообществами (или с привлечением иностранных экспертов) – явление относительно новое в российской образовательной среде, однако набирающее обороты. Возрастающее число аккредитованных зарубежными организациями образовательных программ свидетельствует, с одной стороны, о стремлении образовательных организаций выйти на международный рынок услуг, с другой – о желании соответствовать международным стандартам. В условиях всеобщей глобализации и интеграции образовательных систем сложно переоценить изучение и внедрение передового опыта ведущих мировых вузов. Аккредитация зарубежными агентствами или российскими, но с привлечением зарубежных экспертов – это не только констатация факта соответствия международным стандартам, но и консалтинг экспертного сообщества и погружение в лучшие мировые практики.

Все направления независимой оценки качества образовательных организаций и образовательных программ достаточно представлены сегодня на рынке образовательных услуг, но тем не менее развитие профессионально-общественной аккредитации сдерживается в силу нескольких причин.

Главным фактором, на наш взгляд, является непроработанная нормативно-правовая база в сфере независимой оценки качества образования и как следствие – недопонимание необходимости прохождения независимой аккредитации. Казалось бы, закон «Об образовании в РФ» признает существование независимой оценки, но для многих образовательных организаций вопрос о ее необходимости остается открытым, ведь обязательность государственной аккредитации никто не отменял. Процедура проведения последней для каждой организации является своего рода испытанием, которое нужно пройти раз в шесть лет. К ней начинают готовиться за год, а то и раньше, что требует привлечения дополнительных человеческих, материальных, финансовых ресурсов – вряд ли найдутся вузы, желающие повторять эту процедуру по своей воле.

Процедуры независимой оценки качества образования во многом пересекаются с государственной аккредитацией, но в первом случае больший акцент делается на качестве подготовки специалистов, которое анализируется через качество образовательных программ, образовательных технологий, анкетирование студентов и работодателей, изучение особенностей рынка труда и прочее. В целом можно отметить, что с организационной точки зрения профессионально-общественная аккредитация во многом более трудоемка и для образовательной, и для аккредитующей организации. Результат экспертизы (отчет) в бóльшей степени информативен и имеет более широкую целевую аудиторию.

Однако, несмотря на это, результаты независимой аккредитации не учитываются ни во время процедуры госаккредитации, ни при вынесении решения о ней. Несомненно, государственная и независимая аккредитация преследуют разные цели, но признание факта общественной (профессионально-общественной) аккредитации при прохождении процедуры государственной послужило бы серьезным мотивирующим фактором для многих образовательных организаций и сэкономило бы человеческие и материальные ресурсы.

«Найти компромисс между требованиями работодателей и предложением образовательных организаций могут помочь общественные аккредитующие организации – Нацаккредцентр, АККОРК, АИОР и другие».

Минобрнауки РФ неоднократно заявлялось, что государственные органы власти при принятии решений не могут опираться на выводы общественных организаций. Однако государство может создать условия для развития такой экспертной среды, которой можно доверять. В частности, введение единого государственного реестра аккредитующих организаций, имеющих право проводить независимую оценку качества образования, благоприятно скажется на развитии института независимого образовательного аудита. С одной стороны, государство объявляет критерии, соответствие которым гарантирует качество проводимых процедур оценки общественными организациями. С другой – образовательному сообществу будут предъявлены те организации, которые проводят независимую оценку. Более того, введение такого реестра разрешит многие вопросы ценообразования, стандартов, методики и алгоритмов работы общественных организаций, сделает их работу более прозрачной.

Следующим фактором, сдерживающим развитие профессионально-общественной аккредитации, является слабая вовлеченность в этот процесс профессионального сообщества – работодатели до сих пор проявляют слабую заинтересованность в развитии образования и оценке его качества.

Стоит еще раз подчеркнуть, что ряд крупных объединений работодателей, представляющих интересы крупного и среднего бизнеса, уже озадачился формированием механизмов влияния на образование через независимую аккредитацию, разработкой профстандартов, систем квалификаций. Профильные объединения работодателей – такие как Ассоциация российских банков, Гильдия маркетологов, АИОР и другие – уже сформулировали свои критерии оценки образовательных организаций, требования к сформированности компетенций выпускников и готовы включиться в процесс совершенствования образования.

Но на данном этапе развития независимой оценки качества образования образовательные организации и работодатели трудно находят общий язык, что объясняется разными причинами. Во-первых, у образовательных организаций основным заказчиком и работодателем является государство, которое выделяет целевые субсидии на подготовку специалистов и контролирует выполнение госзаказа (лицензирование и аккредитация образовательных программ, мониторинг эффективности), оно же и определяет качество подготовки выпускников (ФГОС, компетенции).

Во взаимоотношениях государства и образовательной организации в таком формате нет места работодателю. Все заявления о практикоориентированности образовательных программ и включении в их проектирование работодателей носят декларативный характер и выполняются «соответственно». Во-вторых, работодателя интересует только конечный результат образовательного процесса – сформированность необходимых профессиональных компетенций. При этом такие «священные» для каждого образовательного учреждения факторы, как организация учебного процесса, научно-исследовательской работы студента, индикаторы и показатели развития науки, представителей бизнеса не волнуют – вплоть до непонимания значимости общекультурных компетенций у выпускника.

Найти компромисс между требованиями работодателей и предложением образовательных организаций могут помочь общественные аккредитующие организации (Нацаккредцентр, АККОРК, АИОР и другие). Опираясь на требования работодателя, хорошо разбираясь в специфике образовательного процесса и понимая, какие условия необходимы для формирования тех или иных компетенций у выпускника, они могут провести качественную независимую экспертизу образовательной организации (образовательной программы) и представить работодателю отчет соответствии его требований  возможностям учебного заведения обеспечить надлежащее качество подготовки выпускников. Образовательные организации и работодатели нуждаются в такого рода посредниках. У различных заинтересованных сторон – образовательных организаций, работодателей, абитуриентов, общества – существует потребность в независимой оценке деятельности организаций в сфере образования. Кроме того, соответствующие общественные структуры могли бы взять на себя функции анализа рынков труда и образовательных услуг и ориентации образовательных организаций на развитие перспективных направлений подготовки с учетом экономических условий и региональной специфики.

Необходимо учитывать, что в последнее время ассоциации образовательных организаций России – классических и технических университетов, юридического образования и другие – берут на себя роль навигатора в развитии современного образования (заменяя тем самым устаревающие УМО), определяя стратегию развития образования, в том числе через независимую аккредитацию образовательных программ.

Таким образом, можно выделить трех основных игроков, определяющих векторы развития образования:

  • государство, представленное Минобрнауки РФ;
  • образовательные организации (их ассоциации),
  • работодатели и их объединения.

Каждая сторона имеет свое представление о том, как должно развиваться образование, какие тренды будут востребованы в будущем. В этой связи очень важно соблюдать паритет интересов, чтобы избежать явных перекосов в чью-либо сторону. Немалую роль в таком регулировании могли бы сыграть общественные организации, экспертные сообщества (Нацаккредцентр, АККОРК, АИОР).

Третьим фактором, сдерживающим развитие независимой оценки качества образования, является слабо развитая мотивация образовательных организаций в прохождении соответствующих процедур. Выше уже упоминалось об отсутствии преемственности между процедурами государственной и общественной аккредитации, а это могло сыграть решающую роль в принятии решений об участии в независимой оценке качества образования.

Бóльшая часть региональных вузов находится в монопольном, доминирующем положении в своем регионе, и дополнительные аргументы «за качество образования» для них не очевидны. Например, Алтайский государственный университет, являющийся единственным классическим вузом в регионе, по праву называют флагманом высшего образования на Алтае.

АлтГУ имеет опыт общественной аккредитации образовательных программ среднего, высшего и дополнительного профессионального образования с 2011 года, ряд реализуемых программ признан лучшими образовательными программами инновационной России. При ближайшем рассмотрении фактор общественной аккредитации не обеспечивает выраженных преимуществ для вуза: ни при наборе студентов – абитуриенты не обращают на это внимание, ни при трудоустройстве специалистов – подготовку по аккредитованным направлениям ведет только АлтГУ. Для работодателей факт наличия общественной аккредитации вторичен: более важно, какая образовательная организация выдала документ об образовании – есть вузы, которые котируются на рынке труда, а есть нежелательные.

Но Алтайский государственный университет развивается, открываются новые направления, до этого не представленные на рынке образовательных услуг (например, медицинская физика, биотехнологии), укрепляются международные связи с приграничными государствами.

И при среднесрочном планировании становится очевидным позитивное влияние фактора наличия общественной оценки образовательных программ. Профессионально-общественная аккредитация вновь открываемых программ поможет убедить работодателей в качестве подготовки выпускников, а абитуриентов – в актуальности и востребованности этих направлений. Сегодня стало также понятно, что международная аккредитация определенных образовательных программ – это неотъемлемый атрибут работы с иностранными студентами. Учитывая азиатскую ориентацию АлтГУ, за такой аккредитацией – будущее.

Независимая оценка качества образования, общественная и профессионально-общественная аккредитация становятся важнейшими механизмами формирования и поддержания добросовестной конкуренции на рынке образовательных услуг, развития системы гарантии качества образования как на российском, так и международном уровнях.

Помимо этого, с каждым днем все более очевидно движение самих работодателей навстречу образовательным организациям. С целью участия в подготовке специалистов они все чаще обращаются с просьбами подготовить специалистов с определенными компетенциями. Причем и сами работодатели готовы участвовать в этом процессе, предоставляя свою материально-техническую базу. Важно, что и общественные организации, понимая, что независимая оценка является серьезным испытанием для образовательной организации, идут им навстречу. В частности, Нацаккредцентр предлагает сегодня кластерную аккредитацию образовательных программ, которая более привлекательна для вузов за счет оптимизации трудозатрат.

Остается надеяться, что при должном регулировании со стороны государства и поступательном движении навстречу друг другу образовательных и экспертных организаций и работодателей, наше общество придет к цивилизованному регулированию качества образования через независимую оценку и систему сертификации специалистов.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Стратегические ориентиры воспитательной работы
Негосударственные вузы: есть надежда, что завтра будет лучше
АлтГУ принимает участие в эксперименте Рособрнадзора
Время не ждёт
Российская система аккредитации в сфере образования прошла знаковые рубежи
Независимая аккредитация на Украине: вопрос остается открытым
Четвертый Болонский политический форум
Итоги приемной кампании в ведущих вузах Сибири
Опыт высшей школы Казахстана: стратегия обеспечения качества
«ГОС» или «НЕГОС»: выбор в пользу качества

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ