Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Электронный журнал об образовании

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Болонский клуб в Донском государственном техническом университете

ДГТУ в перспективе – инновационно-предпринимательский университет европейского типа. Планируется преобразовать университет в научно-образовательно-промышленный комплекс с академическим ядром.

19.07.2010
Просмотров: 2262

Донские инициативы

Они появляются тогда, когда вуз четко ставит перед собой цели. У ДГТУ такие цели есть!

Ректор Донского государственного технического университета, доктор технических наук, профессор Бесарион МЕСХИ

На днях в Донской государственный технический университет пришла хорошая новость – ДГТУ вошел в число победителей и призеров по итогам мониторинга прозрачности сайтов российских вузов для абитуриентов, проведенного в рамках совместного проекта Общественной палаты РФ и РИА «Новости». Что ж, в год 80-летия университета известие действительно приятное.

Вообще, сегодня вуз переживает своего рода рубежное время. Это время больших серьезных изменений – присоединение к университету ряда учебных заведений, расширение направлений подготовки, открытие первого в России Болонского клуба… Чем сегодня живет «содружество ДГТУ», какие цели перед собой ставит – об этом рассказывает ректор, доктор технических наук, профессор Бесарион МЕСХИ.

Болонский клуб открывает двери

– Бесарион чохоевич, университету в 2010 году исполняется 80 лет. От всей души поздравляем вас, коллектив вуза и студентов с этой датой! В вузе много новых, интересных начинаний и, безусловно, в их ряду – открытие на базе Донского государственного технического университета первого в россии Болонского клуба. Это стало заметным событием и обратило на себя внимание и образовательной общественности, и средств массовой информации. Необычно и приятно уже то, что инициатором стал не столичный вуз, как это происходит обычно. Как появилась идея открытия такого клуба в россии, и какова его цель?

– Благодарен за поздравление и высокую оценку деятельности нашего коллектива, как я обычно говорю, «содружества ДГТУ». Мы гордимся, что к своему юбилею университет подошел обновленным не только с точки зрения материально-технического оснащения, но и стратегически, завершая формирование инновационно-предпринимательской модели университета европейского типа. Взяв курс на интернационализацию образовательного процесса, несколько лет назад ДГТУ начал активно участвовать в международных научно-образовательных программах. И мы достаточно быстро оценили те преимущества, которые дает вузу развитие академической мобильности и международных контактов.

Идея создания Болонского клуба в России возникла в результате участия в европейских образовательных программах TEMPUS и ERASMUS, которые учат работать в команде – консорциуме представителей российских и европейских университетов. А это требует консолидации, согласованности действий и общности позиций. Поэтому первый в России Болонский клуб – это открытое объединение российских университетов, добровольно принимающих на себя обязательства и ответственность по проведению реформ российской системы высшего образования, поиску эффективных путей сближения национальных образовательных систем и созданию единого образовательного пространства, отвечающего общеевропейской тенденции по построению общества, основанного на знаниях. Следует признать, что сама идея появилась в столице. Ее автор – О.Н. Олейникова – директор Национального офиса программы TEMPUS в России. А вот что касается инициативы, то создание концепции, программных документов, бренд-символов – это было сделано Управлением международных связей ДГТУ, которое реализует стратегию интернационализации и гармонизации образовательного процесса университета.

Цель Болонского клуба – активизация сотрудничества и сетевого взаимодействия между университетами и их партнерами для выработки национальной образовательной политики, согласованной с основными принципами Болонской декларации.

«Члены Болонского клуба намерены действовать вместе и сообща, используя свой многолетний опыт и авторитет для достижения и обеспечения:

  • взаимодействия и поддержки членов клуба при реализации международных проектов и программ;
  • распространения и передачи успешного опыта по внедрению основных положений Болонской декларации в образовательный процесс, включая гармонизацию учебных планов, обеспечение качества, внедрение системы переноса зачетных единиц, реструктуризацию систем квалификации;
  • продвижения в России европейской образовательной модели, направленной на взаимодействие с бизнес-сообществом через создание центров карьеры, базовых (корпоративных) кафедр и других профориентационных проектов;
  • широкого многообразия возможностей в сфере образования и подготовки кадров через активизацию дистанционного обучения, модульных курсов, проектов в области развития человеческого капитала в рамках реализации стратегии обучения в течение всей жизни;
  • участия в программах академической мобильности как фактор, оказывающий значительное воздействие на профессиональный и карьерный рост;
  • регионального и национального продвижения для достижения успеха в глобальном обществе знаний XXI века».

(Из Меморандума Болонского клуба)

– Какой отклик эта идея получила у ваших коллег – российских вузов? Насколько мы знаем, членами клуба стали уже не только университеты россии – из Москвы, Санкт-Петербурга, Владимира, к нему присоединились европейские вузы и образовательные компании… Двери для новых партнеров остаются открытыми?

– На сегодняшний день среди действительных членов клуба – 13 российских вузов. Помимо уже названных, представлены университеты Нижнего Новгорода, Сочи, Ставрополя и, конечно, Ростова-на-Дону. Болонский клуб – объединение российских университетов, и только они могут получить статус действительных членов клуба. Но, согласно уставу, предусмотрен и статус ассоциированного партнера, который уже получили: международная образовательная компания ALEXNOVA-ICUR (г. Мадрид), Балтийская международная школа индустрии деловых встреч (г. Санкт-Петербург), зарубежные вузы, а также гимназия № 36 и муниципальная альтернативная школа «Финист» (г. Ростов-на-Дону). Хочу отметить, что открытие Болонского клуба поддержали «Главэкспертцентр», Рособрнадзор, региональное Министерство образования, представители администрации и бизнес-сообщества, и, что особенно для нас ценно, – клуб получил благословение духовенства.

Что касается новых членов клуба, безусловно, что это открытое объединение, и мы рады новым членам и партнерам. К нам постоянно обращаются представители различных вузов с заявками на вступление в Болонский клуб. Подчеркну, что процедура принятия в члены клуба демократична и прозрачна, но, как и любая клубная организация, требует рекомендаций университетов – действительных членов клуба.

Уверен, что партнерство на основе общности интересов, взаимного уважения и доверия, каким и является БК, будет расширяться, и вскоре количество университетов – владельцев клубных карт увеличится.

– Болонский процесс предполагает и сохранение лучших практик, например. что лучшее из опыта российского образования вы хотели бы сохранить?

– На мой взгляд, прежде всего, это присущая российской системе фундаментальность образования, смысл которой не столько в строгой научности и академичности преподавания базовых теоретических дисциплин, сколько в универсальности высшего образования в целом. Универсальность высшего образования подразумевает, что оно должно выполнять функции «стража и светоча». То есть университеты должны не просто изучать тенденции будущего общественного развития, но и определять выбор оптимального пути развития, исходя из принципа, согласно которому будущее в меньшей степени зависит от технически возможного, а в большей – от возможного и желательного с точки зрения социального развития.

ДГТУ: стратегические цели

– Выше вы уже сказали, что цель ДГТУ – преобразование в инновационно-предпринимательский университет европейского типа. Почему европейского – понятно, а как вы «расшифруете», что такое инновационно-предпринимательская модель применительно к вузу?

– Отвечая на ваш вопрос, хочу заметить, что трактовка данной модели может основываться на разных подходах. Остановлюсь на двух базовых, которые легли в основу концепции развития ДГТУ.

Один из них – технологический – определяет преобразование университета в научно-образовательно-промышленный комплекс с академическим ядром и междисциплинарной проекто-ориентированной периферией, в которую входят сетевые, инновационные, высокотехнологичные структуры и малые предприятия, активно взаимодействующие с промышленностью, бизнесом и обществом в целом.

Другой – гуманистический – ориентирован на обеспечение устойчивого развития личности и общества в целом и базируется на принятии идеи непрерывного образования и трансформации университета в центр программирования регионального развития экономической, экологический и социо-культурной сферы.

– У ДГТУ – серьезные связи с работодателями, вуз имеет базовые (корпоративные) кафедры с крупными предприятиями. Как ведется работа с ними, например, по проектированию и содержанию образовательных программ? И удалось ли переломить их отношение к выпускнику бакалавриата?

– Сегодня в ДГТУ успешно функционируют базовые кафедры таких лидеров российской промышленности, как Новочеркасский электровозостроительный завод (НЭВЗ), Ростовский вертолетный завод (Роствертол), Таганрогский автомобильный завод (Тагаз) и другие. Специалисты предприятий активно участвуют в проектировании и реализации образовательных программ, являясь непосредственными руководителями итоговых аттестационных работ. Результаты курсовых и дипломных проектов студентов ДГТУ ориентированы на практическое применение в процессах управления, производства и мониторинга данных компаний.

К сожалению, отношение к статусу бакалавра со стороны предприятий пока настороженное. Как отмечалось на последнем «круглом столе» с представителями компаний, они заинтересованы в сокращении сроков обучения и пойдут на признание модернизации российской системы технического образования, но при условии актуализации профессиональной переподготовки, обновления знаний через систему повышения квалификации при высших учебных заведениях, вовлеченных в систему образования на протяжении всей жизни. В современном мире непрерывное образование не желание, а потребность! Постоянные и быстрые перемены требуют столь же интенсивной модернизации умений и профессиональных квалификаций. И это как раз коррелирует с положениями Болонской декларации, которые сегодня активно реализуются в нашем вузе.

Объединенные ресурсы, новые проекты

– В составе университета действует 16 факультетов, реализуются 90 направлений подготовки. Значительно выросло и количество обучающихся после присоединения к ДГТу ряда образовательных учреждений города и области. Как это отразится на качестве образовательных услуг вуза? Вообще каковы, по вашему мнению, критерии качества современного образования?

– Действительно, в начале 2010 года мы завершили процесс объединения, который отразился и на структуре нашего вуза – увеличилось количество специальностей и факультетов, и на образовательном процессе – лицензирован ряд новых направлений подготовки бакалавров и магистров. В формировании перечня направлений подготовки принимали участие представители Союза работодателей Ростовской области, Торгово-промышленной палаты и областного центра занятости, что, на мой взгляд, уже свидетельствует о заинтересованности в выпускниках Донского государственного технического университета, их востребованности и конкурентоспособности. Все эти преобразования благоприятно отразятся на качестве образовательных услуг ДГТУ. Полагаю, что только рынок способен объективно оценить качество образовательных услуг: насколько подготовка выпускника соотвествует требованиям рынка, насколько эффективно он способен выполнять возлагаемые на него функции и обязанности – это и есть критерии качества образования.

Среди услуг, которые может получить абитуриент, поступивший сегодня в наш университет, хотел бы перечислить наиболее значимые: обучение по модульному принципу; возможность попробовать себя в научно-исследовательской работе; практический курс и стажировки в компаниях и учреждениях; возможность участия в международных студенческих обменах и приглашение зарубежных специалистов (visiting professors) для реализации преподавательской деятельности и введения по ряду специальностей аналогового обучения на иностранных языках. ДГТУ предлагает обучающимся и другие преимущества, сопутствующие образовательным: возможность проживания в общежитиях вуза, современный менеджмент по подготовке к карьере и трудоустройству выпускников, культурные и оздоровительные программы, предоставляемые бесплатно или с частичным финансированием.

– В последнее время университет реализует немало социально ориентированных программ и проектов, в частности «DSTU-edumobile». расскажите, пожалуйста, подробнее об этой программе?

– Этот проект был задуман, прежде всего, с целью развития регионального образовательного и делового туризма. На сегодняшний день Донской государственный технический университет – первый региональный вуз, который разработал программу изучения русского языка как иностранного, реализуемую по широко распространенной в Европе системе «summer campus», сочетающую языковую и профессиональную стажировки с отдыхом и культурно-познавательным туризмом.

В университете разработан ряд практико-ориентированных программ по тренингу специалистов, работающих в индустрии деловых встреч и в сфере управления инвестициями и проектами; на базе ДГТУ открыто представительство Балтийской международной бизнес-школы (г. Санкт-Петербург). По оценкам независимых экспертов, бизнес-образование, широко распространенное в ведущих европейских странах, имеет серьезные перспективы и с точки зрения экономической эффективности способствует созданию положительного имиджа вуза и региона в целом, как инструмент повышения доходности и дополнительного финансирования.

Особое внимание программа уделяет участию ДГТУ в подготовке специалистов к Олимпиаде – 2014. Акцент сделан на следующих направлениях: техническая безопасность спортивных объектов и сооружений, автоматизированные системы программного обеспечения зрелищно-спортивных мероприятий, обеспечение экологической безопасности природоохранных и туристических зон. Уверены – справимся достойно!

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: бесарион месхи, донской государственный технический университет, болонский процесс, ВПО, alma mater, ао-40

Похожие материалы:
Информатизация как фактор развития вуза
Студенческое самоуправление как компонент гарантии качества
Исследовательская деятельность в Пермской фармацевтической академии
ДГТУ в образовательном комплексе юга России
Новый педагог – поле особого внимания Северо-Осетинского государственного педагогического института
Удмуртский государственный университет - вуз исследовательского типа
Подготовка специалистов машиностроительного профиля на основе корпоративного партнерства
Образование с учетом специфики Севера
Опыт реализации положений Болонского процесса
Путеводная звезда Налоговой академии

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (91) 2016

По приглашению Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ журнал «Аккредитация в образовании» выступил официальным информационным партнером крупного всероссийского совещания по созданию и развитию опорных университетов. В репортаже с места события освещаются вопросы стратегии инновационного развития российской высшей школы. Представители профессионального сообщества и органов власти сошлись во мнении, что опорные вузы стали ключевым фактором развития многих регионов. Читайте об этом в 91 номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора


Подведены итоги пятого этапа проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России».Лучшими в рамках проекта 2016 года названо более 3000 программ высшего образования из 25 000.
Подробнее о проекте


Журнал «Аккредитация в образовании» стал лауреатом конкурса
«Лидер СПО-2012»Подробнее


Популярные статьи
Дайджест № 91 «Аккредитация в образовании»
В 2016 году Минобрнауки РФ изменило модель распределения субсидий для вузов-участников проекта...
Из журнала
#83Новости 83
#84ОЭСР: мировые тенденции и национальные традиции
#84Новая повестка аграрного образования
#86Независимая оценка образовательной деятельности ДОО
#86Четыре "звезды" Российского экономического университета
Информационная лента
13:19Семь ученых мирового уровня посетят ЮУрГУ
11:38В САФУ обсудили проблематику управления лесами
11:35Инновационный опыт Тольяттинского госуниверситета в массы
11:20Конкурс проектов для ученых России и Болгарии
11:13Магистранты ИРНИТУ проходят обучение в Университете Отто-фон-Герике