Андрей Рудской об образовательных трендах сегодняшнего дняОб образовательных трендах сегодняшнего дня рассуждает ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, академик РАН А.И.Рудской. Просмотров: 158
Материал опубликован в журнале №101 от 26.02.2018.
Знание высоких достижений Об образовательных трендах сегодняшнего дня рассуждает ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, академик РАН Андрей РУДСКОЙ. – Андрей Иванович, в программе «Цифровая экономика Российской Федерации» констатируется, что применение цифровых технологий в системе образования расширяется, но вместе с тем численность подготовки кадров и соответствие образовательных программ нуждам цифровой экономики ещё недостаточны. Какие условия создаются в СПбПУ для подготовки кадров цифровой экономики? – Прежде всего стоит понимать: применение и развитие цифровых технологий в системе образования связано с пониманием того, что мы живем сегодня в совершенно ином, нежели пятнадцать лет назад, мире, в котором происходит постепенная, но достаточно стремительная смена наиболее востребованных специальностей и требований, выдвигаемых к выпускникам. У современных студентов есть большой задел для восприятия этих новшеств и современного, инновационного и технологичного развития нашей науки, экономики, социальной сферы, медицины и систем безопасности. Сегодня уже мало просто научиться чему-то. Необходимо уметь учиться, иметь для этого возможности и делать это на протяжении всей жизни. Основной образовательный тренд сегодняшнего дня – цифровая революция, которая, с одной стороны, требует формирования новых компетенций преподавателей, а с другой – перестройки всей системы образования. Активное развитие информационных технологий влечет за собой такие технологические изменения, которые смогут обеспечить доступность качественного образования любому желающему. Сегодня невозможно подготовиться к жизни в условиях возрастающей неопределенности. Полученных однажды знаний будет недостаточно. Образование перестает быть только профессиональной подготовкой, а становится ресурсом, включающим в себя все сферы жизни и учитывающим растущую продолжительность жизни, так называемый «третий возраст». Это значит, что образование теперь должно длиться всю жизнь, и не обязательно на университетской скамье. Саморазвитие и самообучение – важные навыки, которые мы должны привить своим студентам однажды, чтобы они пользовались ими ежедневно на протяжении всей своей жизни. Это дает возможность самостоятельно определять направления своего роста и не быть строго привязанным только к одной профессиональной сфере. Однако для этого качество самого процесса научения и связанные с ним переживания – такие как радость от получения новых знаний, любовь, доверие и принятие – должны вновь встать в центр образования. Аспекты автоматизации и цифровизации, безусловно, проникают в структуру образования, к студентам и выпускникам выдвигаются новые требования в рамках их профессиональных компетенций. Современная модель «индустриального» образования становится принципиально несостоятельной, поскольку формирует «навыки прошлого», а не «навыки будущего», и готовит студентов к реальности, которая уходит и которой уже не будет. Важная проблема и задача, стоящая перед отечественным образованием, заключается в том, что нам необходимо серьезно пересмотреть образовательные подходы, процессы и форматы, для того чтобы дать молодым людям возможность формировать профессиональные, общественные и личностные навыки, необходимые для достижения успеха в XXI веке. Мы не можем научить людей быть творческими, давая стандартные упражнения двадцати и даже десятилетней давности, не можем их научить работать в команде, если со студенческой скамьи у них не вырабатывается умение командной работы и командной ответственности. Мы не можем научить их учиться, если идем по шаблонам, учим стандартным классическим подходам и наказываем за ошибки. Мы не можем научить сопереживанию и сформировать необходимый в технологичном мире эмоциональный интеллект, если гуманитарная и эмоциональная составляющие исключены из образовательного процесса. Наконец, мы не можем научить грамотно общаться с современными технологиями, если сами их не понимаем и не создаем. Это все наиболее острые сегодня вызовы высшего образования, которые требуют качественных решений и пересмотров многих систем не только на уровне конкретных вузов, а на всем отечественном образовательном пространстве. – В рамках реализации приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» всё больше внимания привлекают возможности и перспективы цифрового образовательного пространства. Как в университете развивается онлайн-образование? – Еще раз подчеркну, что у современного поколения меняется восприятие информации, что приводит к «цифровой трансформации» и превращает университет в площадки для инноваций. Это значит, что мы не можем ограничиваться только традиционными образовательными подходами, так как это будет не столь эффективно. СПбПУ – один из восьми вузов-учредителей проекта национальной платформы «Открытое образование». Мы одними из первых не просто внедрили онлайн-курсы в образовательный процесс, но и реализовали смешанную модель обучения с активным внедрением онлайн-ресурсов. Создана и действует локальная нормативная база, регламентирующая внедрение онлайн-курсов в образовательный процесс, отражение этих изменений в нагрузке преподавателей и расписании студентов. Созданы необходимые методические материалы для создателей таких ресурсов. Отработаны методики тестирования студентов в поточных компьютерных аудиториях при итоговой аттестации по онлайн-курсам. Сейчас у нас успешно реализуется формат смешанного обучения, когда чередуются традиционные очные занятия и занятия в дистанционном формате. И в этом мы фактически продвинулись дальше всех вузов. Серьезные наработки СПбПУ в области онлайн-образования помогли нам одержать значимую победу в конкурсе Минобрнауки РФ на создание региональных центров компетенций в области онлайн-обучения. На сегодняшний день в основной образовательный процесс нашего университета включено более 15 онлайн-курсов. В основном ими замещаются часы поточных лекций, когда аудитория превышает 100 человек. Это требует от преподавателя значительной переработки материала лекций, но в результате мы получаем ресурсы гибкие и эффективные, соответствующие современным образовательным трендам. Практика, конечно, остается в аудитории, хотя не исключено, что в недалеком будущем виртуальная реальность и симуляторы позволят и практические занятия проводить по-новому. Онлайн-лекции сопровождаются конспектами, презентациями. В обязательном порядке действует контроль самостоятельной работы студентов. Это дает возможность активно реализовывать востребованные сегодня индивидуализированные образовательные траектории. Наибольшей популярностью, причем не только в нашем вузе, но и за его пределами, пользуются онлайн-курсы по таким дисциплинам, как философия, история, теория физической культуры. Создание и внедрение онлайн-курсов в образовательный процесс позволяет не только оптимизировать и делать его более эффективным, но и способствует росту имиджа вуза на внешнем рынке. Внедрение новых технологий в образовательный процесс позволяет сделать качественное образование доступным для всех, вне зависимости от места проживания, возраста и социального статуса. Все это вкупе с грамотной информационной политикой закономерно сказывается на повышении узнаваемости СПбПУ и его успешном продвижении в международных рейтингах. – Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого входит в Консорциум вузов-экспортеров высшего образования. Что делается в университете для достижения целевых показателей приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования»? – В прошлом году СПбПУ стал одним из первых вузов-участников проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». Одна из главных целей проекта – повышение конкурентоспособности российского образования – всецело совпадает с политикой университета, направленной на интеграцию российского образования в мировое образовательное пространство. Мы входим в тройку лидеров среди университетов России по числу иностранных студентов, а среди российских технических вузов безоговорочно занимаем первое место. У нас учатся почти 6 тыс. иностранных студентов из более чем 100 стран мира, из них около 3,5 тыс. – на основных образовательных программах. Политехнический университет – лидер среди отечественных вузов по количеству международных образовательных программ магистратуры на английском языке и программ двух дипломов. Особенной популярностью среди иностранных учащихся пользуются краткосрочные программы. Например, Международная политехническая летняя школа сохраняет статус крупнейшей летней школы для иностранцев в России. Мы стремимся быть ближе к нашим студентам: в 2016 году открыли представительство в Шанхае, в 2017 – информационный центр в Мадриде. Безусловно, одна из приоритетных задач проекта – повысить привлекательность отечественных образовательных программ для зарубежных студентов. Чтобы осуществить это, мы должны разрабатывать и внедрять новые форматы международных образовательных программ, урегулировать процесс признания документов о зарубежном образовании, расширить возможности онлайн-сервисов. Я уже не раз говорил, что российское образование является уникальным и достаточно востребованным продуктом, и его экспорт – задача национального масштаба. Участие в проекте «Экспорт образования» дает нам возможность не только продемонстрировать потенциал и возможности СПбПУ на международном образовательном рынке, но и способствовать усилению конкурентоспособности всего российского образования, тем самым внося свой вклад в экономическое развитие страны. Беседовала Екатерина СИНДЕЕВА. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|