Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Андрей Рудской об образовательных трендах сегодняшнего дня

Об образовательных трендах сегодняшнего дня рассуждает ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, академик РАН А.И.Рудской.

Просмотров: 158

Материал опубликован в журнале №101 от 26.02.2018.

Андрей Иванович РУДСКОЙ

Знание высоких достижений

Об образовательных трендах сегодняшнего дня рассуждает ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, академик РАН Андрей РУДСКОЙ.

– Андрей Иванович, в программе «Цифровая экономика Российской Федерации» констатируется, что применение цифровых технологий в системе образования расширяется, но вместе с тем численность подготовки кадров и соответствие образовательных программ нуждам цифровой экономики ещё недостаточны. Какие условия создаются в СПбПУ для подготовки кадров цифровой экономики?

– Прежде всего стоит понимать: применение и развитие цифровых технологий в системе образования связано с пониманием того, что мы живем сегодня в совершенно ином, нежели пятнадцать лет назад, мире, в котором происходит постепенная, но достаточно стремительная смена наиболее востребованных специальностей и требований, выдвигаемых к выпускникам. У современных студентов есть большой задел для восприятия этих новшеств и современного, инновационного и технологичного развития нашей науки, экономики, социальной сферы, медицины и систем безопасности.

Сегодня уже мало просто научиться чему-то. Необходимо уметь учиться, иметь для этого возможности и делать это на протяжении всей жизни. Основной образовательный тренд сегодняшнего дня – цифровая революция, которая, с одной стороны, требует формирования новых компетенций преподавателей, а с другой – перестройки всей системы образования. Активное развитие информационных технологий влечет за собой такие технологические изменения, которые смогут обеспечить доступность качественного образования любому желающему.

Сегодня невозможно подготовиться к жизни в условиях возрастающей неопределенности. Полученных однажды знаний будет недостаточно. Образование перестает быть только профессиональной подготовкой, а становится ресурсом, включающим в себя все сферы жизни и учитывающим растущую продолжительность жизни, так называемый «третий возраст». Это значит, что образование теперь должно длиться всю жизнь, и не обязательно на университетской скамье. Саморазвитие и самообучение – важные навыки, которые мы должны привить своим студентам однажды, чтобы они пользовались ими ежедневно на протяжении всей своей жизни. Это дает возможность самостоятельно определять направления своего роста и не быть строго привязанным только к одной профессиональной сфере. Однако для этого качество самого процесса научения и связанные с ним переживания – такие как радость от получения новых знаний, любовь, доверие и принятие – должны вновь встать в центр образования.

Аспекты автоматизации и цифровизации, безусловно, проникают в структуру образования, к студентам и выпускникам выдвигаются новые требования в рамках их профессиональных компетенций. Современная модель «индустриального» образования становится принципиально несостоятельной, поскольку формирует «навыки прошлого», а не «навыки будущего», и готовит студентов к реальности, которая уходит и которой уже не будет. Важная проблема и задача, стоящая перед отечественным образованием, заключается в том, что нам необходимо серьезно пересмотреть образовательные подходы, процессы и форматы, для того чтобы дать молодым людям возможность формировать профессиональные, общественные и личност­ные навыки, необходимые для достижения успеха в XXI веке.

Мы не можем научить людей быть творческими, давая стандартные упражнения двадцати и даже десятилетней давности, не можем их научить работать в команде, если со студенческой скамьи у них не вырабатывается умение командной работы и командной ответственности. Мы не можем научить их учиться, если идем по шаблонам, учим стандартным классическим подходам и наказываем за ошибки. Мы не можем научить сопереживанию и сформировать необходимый в технологичном мире эмоциональный интеллект, если гуманитарная и эмоциональная составляющие исключены из образовательного процесса. Наконец, мы не можем научить грамотно общаться с современными технологиями, если сами их не понимаем и не создаем. Это все наиболее острые сегодня вызовы высшего образования, которые требуют качественных решений и пересмотров многих систем не только на уровне конкретных вузов, а на всем отечественном образовательном пространстве.

– В рамках реализации приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» всё больше внимания привлекают возможности и перспективы цифрового образовательного пространства. Как в университете развивается онлайн-образование?

– Еще раз подчеркну, что у современного поколения меняется восприятие информации, что приводит к «цифровой трансформации» и превращает университет в площадки для инноваций. Это значит, что мы не можем ограничиваться только традиционными образовательными подходами, так как это будет не столь эффективно. СПбПУ – один из восьми вузов-учредителей проекта национальной платформы «Открытое образование». Мы одними из первых не просто внедрили онлайн-курсы в образовательный процесс, но и реализовали смешанную модель обучения с активным внедрением онлайн-ресурсов.

Создана и действует локальная нормативная база, регламентирующая внедрение онлайн-курсов в образовательный процесс, отражение этих изменений в нагрузке преподавателей и расписании студентов. Созданы необходимые методические материалы для создателей таких ресурсов. Отработаны методики тестирования студентов в поточных компьютерных аудиториях при итоговой аттестации по онлайн-курсам.

Сейчас у нас успешно реализуется формат смешанного обучения, когда чередуются традиционные очные занятия и занятия в дистанционном формате. И в этом мы фактически продвинулись дальше всех вузов. Серьезные наработки СПбПУ в области онлайн-образования помогли нам одержать значимую победу в конкурсе Минобрнауки РФ на создание региональных центров компетенций в области онлайн-обучения. На сегодняшний день в основной образовательный процесс нашего университета включено более 15 онлайн-курсов. В основном ими замещаются часы поточных лекций, когда аудитория превышает 100 человек.

Это требует от преподавателя значительной переработки материала лекций, но в результате мы получаем ресурсы гибкие и эффективные, соответствующие современным образовательным трендам. Практика, конечно, остается в аудитории, хотя не исключено, что в недалеком будущем виртуальная реальность и симуляторы позволят и практические занятия проводить по-новому. Онлайн-лекции сопровождаются конспектами, презентациями. В обязательном порядке действует контроль самостоятельной работы студентов. Это дает возможность активно реализовывать востребованные сегодня индивидуализированные образовательные траектории.

Наибольшей популярностью, причем не только в нашем вузе, но и за его пределами, пользуются онлайн-курсы по таким дисциплинам, как философия, история, теория физической культуры. Создание и внедрение онлайн-курсов в образовательный процесс позволяет не только оптимизировать и делать его более эффективным, но и способствует росту имиджа вуза на внешнем рынке.

Внедрение новых технологий в образовательный процесс позволяет сделать качественное образование доступным для всех, вне зависимости от места проживания, возраста и социального статуса. Все это вкупе с грамотной информационной политикой закономерно сказывается на повышении узнаваемости СПбПУ и его успешном продвижении в международных рейтингах.

– Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого входит в Консорциум вузов-экспортеров высшего образования. Что делается в университете для достижения целевых показателей приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования»?

– В прошлом году СПбПУ стал одним из первых вузов-участников проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». Одна из главных целей проекта – повышение конкурентоспособности российского образования – всецело совпадает с политикой университета, направленной на интеграцию российского образования в мировое образовательное пространство. Мы входим в тройку лидеров среди университетов России по числу иностранных студентов, а среди российских технических вузов безоговорочно занимаем первое место. У нас учатся почти 6 тыс. иностранных студентов из более чем 100 стран мира, из них около 3,5 тыс. – на основных образовательных программах.

Политехнический университет – лидер среди отечественных вузов по количеству международных образовательных программ магистратуры на английском языке и программ двух дипломов. Особенной популярностью среди иностранных учащихся пользуются краткосрочные программы. Например, Международная политехническая летняя школа сохраняет статус крупнейшей летней школы для иностранцев в России. Мы стремимся быть ближе к нашим студентам: в 2016 году открыли представительство в Шанхае, в 2017 – информационный центр в Мадриде.

Безусловно, одна из приоритетных задач проекта – повысить привлекательность отечественных образовательных программ для зарубежных студентов. Чтобы осуществить это, мы должны разрабатывать и внедрять новые форматы международных образовательных программ, урегулировать процесс признания документов о зарубежном образовании, расширить возможности онлайн-сервисов. Я уже не раз говорил, что российское образование является уникальным и достаточно востребованным продуктом, и его экспорт – задача национального масштаба. Участие в проекте «Экспорт образования» дает нам возможность не только продемонстрировать потенциал и возможности СПбПУ на международном образовательном рынке, но и способствовать усилению конкурентоспособности всего российского образования, тем самым внося свой вклад в экономическое развитие страны.

Беседовала

Екатерина СИНДЕЕВА.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Слово редактора к №101
Тобольский медицинский колледж отметил 140-летие
Владимир Наводнов о первом российском рейтинге сайтов вузов
Интеллектуальная экономика: Второй день Форума «Открытые инновации»
Парадоксы информационной открытости на ВУЗПРОМЭКСПО
В Удмуртском государственном университете откроется центр развития передовых технологий
ГТО: перезагрузка
Республиканский медицинский колледж развивает в Тыве волонтерское движение
ВУЗПРОМЭКСПО – территория инноваций
Артур Лященко о поддержке экспортной деятельности в России

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ