Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

В Китае сформирован небывалый общественный интерес к образованию

Международная экспертиза образовательной программы «Журналистика и новые медиа» проведена в Национальном исследовательском Томском государственном университете в конце 2018 года. Процедура проводилась совместно двумя аккредитационными агентствами: Национальным центром профессионально-общественной аккредитации (Россия) и Центром оценки высшего образования (HEEC) Минобразования КНР. В рамках взаимного сотрудничества – это третий аккредитационный визит китайских коллег в Россию. HEEC представляла новый директор госпожа ФАН Вэй (FAN Wei), которая любезно согласилась ответить на вопросы «АО».

Просмотров: 8

Материал опубликован в журнале №106 от 26.10.2018.

Свет соседа для учебы. 

Встречи с преподавателями, студентами и выпускниками, посещение телестудии, фотолаборатории и типографии, проведение информационного семинара по экспорту образования – эти и другие мероприятия состоялись в рамках международной экспертизы образовательной программы «Журналистика и новые медиа», проведенной в Национальном исследовательском Томском государственном университете с 31 октября по 2 ноября 2018 года. Как сообщается на официальном сайте ТГУ, это первая в России образовательная программа по подготовке журналистов, которую оценивали международные эксперты.

Процедура проводилась совместно двумя аккредитационными агентствами: Национальным центром профессионально-общественной аккредитации (Россия) и Центром оценки высшего образования (HEEC) Минобразования Китайской Народной Республики. В рамках взаимного сотрудничества – это третий аккредитационный визит китайских коллег в Россию. HEEC представляла новый директор госпожа ФАН Вэй (FAN Wei), которая любезно согласилась ответить на вопросы «АО».

 

– В 2016 году в рамках совместной аккредитации российские эксперты побывали в одном из лучших китайских вузов – Университете Цзинань. У нашей делегации осталась масса положительных впечатлений от визита: это и современный университетский кампус, и высокий профессионализм преподавателей, и отличная организационная подготовка принимающей стороны. Особое внимание эксперты обратили на высочайшую мотивированность китайских студентов к учебе: «Они настоящие фанаты знаний!» – отметили россияне. В связи с этим наблюдением вопрос: в чем секрет столь высокой мотивации, стремления молодого поколения китайцев к знаниям? Это результат воспитания в семье, школе или каких-то комплексных мер, предпринимаемых совместно обществом и государством?

– Действительно, молодое поколение в Китае стремится к получению знаний вследствие многочисленных и довольно непростых факторов: наследования традиции и культуры, социального и экономического развития, давления со стороны конкурентов и развития социальных систем оценивания. Если говорить подробнее, то суть этих факторов в следующем.

Во-первых, проявление уважения к знаниям и высокая трудоспособность являются отличительной чертой китайской традиционной культуры. Являясь великим государством с более чем пятитысячелетней историей, Китай с древних времен уделяет большое внимание доброй традиции проявлять уважение к знаниям и чтению. Такие классические китайские идиомы, как «привязать волосы к бревну и ударить себя шилом, чтобы не уснуть» или «просверлить дырку в стене, чтобы использовать свет соседа для учебы» (в буквальном переводе. – Прим. ред.), наглядно описывают, насколько трудоспособным и устремленным к получению знаний должен быть ученик.

Во-вторых, мечта о национальном возрождении способствует развитию исторической ответственности и чувства долга. Чжоу Эньлай, один из основоположников Нового Китая, в молодости поставил грандиозную цель – «читать, чтобы Китай возродился», вдохновив последующие поколения китайцев на усердную учебу ради исполнения мечты о великом национальном возрождении.

В-третьих, в последние четыре десятилетия реформ и открытости Китай быстро развивался в экономическом и социальном планах, что также стало мощным импульсом для молодых поколений к получению знаний. Сегодня в стране продолжают развертываться передовые отрасли промышленности, реализуются новые многочисленные проекты, привлекающие внимание всего мира: от высоко­скоростных железных дорог до пилотируемых космических полетов. Потребность таких проектов в талантливых, хорошо образованных людях крайне велика, что стимулирует современную китайскую молодежь учиться, раскрывать и развивать свои таланты.

 

– Вы посетили с аккредитационным визитом Томск, который в России имеет репутацию одного из лучших сибирских центров развития высшей школы. Какие сильные стороны посещаемого университета вы бы отметили?

– Томский государственный университет произвел на меня впечатление, как только я зашла внутрь. Это один из лучших национальных университетов России, имеющий великое историческое наследие, конкурентоспособный преподавательский состав, разнообразную и содержательную культуру в кампусе, активных и мотивированных студентов и глубокую научно-исследовательскую деятельность.

Дальнейшая проверка только подтвердила первые впечатления. Прежде всего, ТГУ высоко интегрирован с городом. Томск – студенческий центр, здесь треть населения получает высшее образование. Томский государственный университет развивался одновременно с городом и, обмениваясь с ним ресурсами развития, стал здесь лидером. Также история и сегодняшний день в университете гармонично сочетаются: университетские музеи соседствуют с современными лабораториями, передовые образование и наука живут в необычных зданиях-памятниках архитектуры. Наконец, ТГУ, прошедший отбор в первую группу проекта 5-100 и занимая высокие позиции среди российских университетов, сосредотачивает свое внимание на быстром динамичном развитии. В частности, факультет, который посетили эксперты, характеризуется высококачественной подготовкой, рациональным распределением ресурсов, отличными студентами и профессиональным управлением.

 

– В целом что вам как представителю китайской высшей школы наиболее интересно в российской системе высшего образования? Какие перспективные направления и форматы партнерства между университетами наших стран вы бы назвали?

Такие классические китайские идиомы, как «привязать волосы к бревну и ударить себя шилом, чтобы не уснуть» или «просверлить дырку в стене, чтобы использовать свет соседа для учебы», наглядно описывают, насколько трудоспособным и устремленным к получению знаний должен быть ученик.

– Высшее образование России отличается добрыми многолетними традициями и высокой международной репутацией. В частности, российская образовательная модель совмещает теорию и практику, науку и технологии, базовое теоретическое образование. Все это произвело на меня глубокое впечатление, которое укрепилось и во время нашего визита в Томский государственный университет: работники факультета крайне ответственны, преподаватели посвятили себя своей профессии, а студенты усердно учатся. Методы преподавания схожи с методами большинст­ва западных стран: они гибкие и делают акцент на развитие навыков студентов. Преподаватели и студенты активно взаимодействуют друг с другом. Что поразило меня более всего: в российском высшем образовании особое внимание уделяется взращиванию талантов.

Считаю, что в рамках последующего российско-китайского сотрудничества нужно улучшить следующие моменты: расширить область взаимного признания результатов оценки и аккредитации; усилить академические обмены между двумя странами; расширить сотрудничество между странами-участниками проекта «Один пояс – один путь», способствуя взаимному признанию академических квалификаций и обмену кадровым потенциалом. В этой связи напомню, что 12 сентября 2018 года председатель КНР Си Цзиньпин на пленарном заседании IV Восточного экономического форума во Владивостоке выступил с речью на тему «Обмен новыми возможностями в развитии Дальнего Востока и создание яркого нового будущего в Северо-Восточной Азии». В этом выступлении он как раз сосредоточил внимание на продвижении и развитии сотрудничества в области образования. Наконец, следует расширить студенческий обмен между нашими странами.

 

– В связи с развитием новых перспективных технологий, глобальной цифровой революцией высшее образование во всем мире переживает глубокую трансформацию или, по крайней мере, стоит на пороге изменений. Такая динамичная университетская трансформация становится серьезным вызовом для системы аккредитации: и национальной, и международной. Не так ли?

– Действительно, сегодня развитие информационных технологий вызывает быстрые и революционные изменения в сфере высшего образования. В связи с этим и системе оценки качества высшего образования необходимо постоянно приспосабливаться к изменениям системы высшего образования. Полагаю, оптимальной моделью, способствующей развитию нормальной, объективной и надежной системы оценки качества высшего образования, является сочетание количественного мониторинга и независимой оценки качества экспертами.

 

– Важная тема – информационная открытость выс­шей школы. Как проблема открытости решается в китайских университетах?

– Университет – это не башня из слоновой кости. Он должен быть открытой системой, что обеспечивается двумя условиями: правом общественности быть осведомленной о высшем образовании, а также привлечением внешних стейкхолдеров к оценке образования и обмену ресурсами.

В рамках гарантии и расширения права общественности на осведомленность об учебном процессе университеты Китая развивают систему предоставления ежегодных отчетов о качестве. В отношении вовлечения заинтересованных сторон в образовательный процесс Китай стремится к привлечению предприятий содействовать процессу взращивания талантов, улучшению системы оценки качества, а также созданию эффективного механизма участия стейкхолдеров в оценке качества образования.

Университет – это не башня из слоновой кости. Он должен быть открытой системой, что обеспечивается двумя условиями: правом общественности быть осведомленной о высшем образовании, а также привлечением внешних стейкхолдеров к оценке образования и обмену ресурсами.

 

– В 2019 году исполнится пятнадцать лет со дня создания НЕЕС. Наработан большой опыт: кадровый, методический, организационный. Что из этого багажа вы бы определили как самое ценное? Какие стратегические задачи НЕЕС ставит перед собой на следующее десятилетие – на 20-е годы ХХI века?

– Да, с начала своего основания Центр оценки высшего образования (HEEC) Минобразования Китайской Народной Республики ориентирован на систему внешней гарантии качества, которая характеризуется многообразием, открытостью и стремлением к постоянному совершенствованию. Основываясь на различных методах гарантии качества – таких как оценка преподавания в вузах, программная аккредитация и статистический мониторинг, – центр способствует пониманию вузами важности разработки и реализации политики качества, созданию внутренней системы гарантии качества, а также достижению главной цели – развития всеобъемлющей культуры качества.

Также в фокусе нашего постоянного внимания – работа над укреплением взаимодействия между образовательными административными департаментами, агентствами по оценке образования, университетами, экспертами и другими ресурсами, которые формируют работоспособные механизмы и соответствующую среду для достижения общей цели.

Что касается самого ценного багажа, весь пятнадцатилетний опыт работы центра показал, насколько важны для этой сферы деятельности такие факторы, как профессионализм команды и эффективная система управления. Необходимо постоянно повышать квалификацию работников, формировать надежную экспертную комиссию, высокоразвитую и прозрачную систему управления, а также обеспечивать добросовестное и четкое исполнение работы. Только с соблюдением этих приоритетов организация может развиваться активно и поступательно.

В следующем десятилетии HEEC Минобразования Китая продолжит работу по обеспечению профессиональной и эффективной внешней гарантии качества, сосредоточив внимание на специализации, информатизации и интернационализации. Центр продолжит применять информационные технологии в мониторинге качества высшего образования и внешней экспертизе, совершенствовать анализ и обработку данных, расширять международные обмены и сотрудничество, постоянно отслеживать и применять опыт международной гарантии качества высшего образования. В то же время, центр намерен активно поддерживать политику открытости, чтобы другие страны больше узнавали о лучших практиках в области гарантии качества высшего образования Китая, и тем самым способствовать развитию мировой системы образования в целом.

 

– Российский китаевед и переводчик Бронислав Виногродский, изучая традиционную китайскую систему образования, резюмирует: в основе всего образования страны лежала идея постоянного саморазвития, которое выражено иероглифами, означающими «исправление себя». Какие новые акценты, новое содержание внесло современное бурное развитие вашей страны в эту традиционную смысловую формулу?

– Недавно председатель КНР Си Цзиньпин опубликовал систему взглядов на то, что «качество основывается на стандартах, высокие стандарты ведут к высокому качеству». С развитием китайской экономики и общества высшее образование стало доступно не только для элиты, но всех граждан. Поэтому, как и в случае с другими продуктами и услугами, в области высшего образования наблюдается появление большего количества заинтересованных сторон и, соответственно, разнообразных стандартов. Каждый стандарт установлен для различных целей и запросов, чтобы оценить и улучшить качество образования. Так, вузы сосредотачивают свое внимание на взращивании талантов, научно-исследовательской работе, социальных услугах, инновации культурного наследия, международных обменах и сотрудничестве. У каждого университета свои направления развития и приоритеты.

На национальном уровне Китай сегодня делает акцент на развитии высшего образования и взращивании талантов как на основной миссии, подчеркивая основополагающие цели, опыт и результаты обучения студентов, сосредотачивая энергию и ресурсы, формируя системы оценки и улучшения качества, а также постоянно совершенствуя систему развития талантов своих граждан. И мы видим ответную реакцию – небывалый интерес к образованию со стороны общества.

 

Беседовала Марина БРЫЛЯКОВА.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: актуальное интервью, ао-106, международная аккредитация, аккредитация в образовании, томский государственный университет, китай, марина брылякова

Похожие материалы:
Интервью с Виктором Дёминым
Второе дыхание УМО
Развитие негосударственного сектора высшей школы
Интервью с лауреатами Зворыкинской премии
Подтверждая высокий статус российской музыкальной школы
Елена Дзятковская: «На путь проб и ошибок у нас, вероятно, не осталось времени»
Нацаккредсовет рассмотрел вопросы аккредитации вузов культуры и искусства
Аккредитационные агентства России и Китая ведут совместную работу
Игорь Реморенко: «Поиск стратегий развития образования идет во всем мире»
Научно-техническое сотрудничество ТГУ и Университета Тсиньхуа

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (107) 2018

За молодыми учеными – будущее страны. По крайней мере, таков расклад, отраженный в нацпроекте «Наука». Что же касается самих начинающих и не очень исследователей – они в большей степени озабочены настоящим, в котором их зарплата несоизмерима с заработками менеджеров по продажам, а без участия в конкурсах, направленных на коммерциализацию результатов исследований, получить средства на научную деятельность практически невозможно. Оценка качества образования, рейтингование, информационная открытость, практико-ориентированное обучение, интернационализация и модернизация… Традиционно «АО» держит вас в курсе острых тем и актуальных трендов. Новый номер – не исключение. Читайте прямо сейчас!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
III Международная конференция «Наука будущего» и IV Всероссийский форум «Наука будущего — наука молодых»
Главная задача конференции и форума – формирование у молодежи представления о науке как о...
ЮУрГУ вновь проводит Международный форум «Коммуникационный лидер XXI века»
Вот уже четвертый раз ЮУрГУ становится площадкой проведения крупнейшего международного...
Шестая всероссийская конференция «Дошкольное образование: лучшие программы, практики и технологии»
С 8 по 11 апреля в г. Москва пройдет Шестая всероссийская конференция «Дошкольное образование:...
Школьники создали прототип наноспутника под руководством студентов университета
Команды-победители конкурсов "Дежурный по планете", которые состоят из школьников команды...
«Газпром нефть», Петербургский и Туринский политехнические университеты будут сотрудничать
ПАО «Газпром нефть», Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого и...
Из журнала
#101Минобрнауки РФ готовится к масштабной реформе профессионального образования
#105В Ярославском колледже управления и профессиональных технологий развивается инклюзивное образование
#100Ставропольский ГМУ отметил восьмидесятилетие
#99Алексей Чаплыгин о силе брендов российских вузов
#98Студенческая оценка качества образования
Информационная лента
11:06В рамках полярной экспедиции «Трансарктика-2019» состоится рейс «Арктический плавучий университет»
11:05Научно-практическая конференция как площадка межвузовского сотрудничества
10:57По японской программе
10:55Организуемая в АлтГУ международная конференция по качеству питания получила поддержку РФФИ
10:53Конкурс архитектурно-строительного проектирования «Мастер-Renga»