Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

О необходимых изменениях в системе непрерывного образования с позиции бизнеса

Современное производство в условиях рыночных отношений предъявляет высокие требования к профессиональным кадрам. Существует необходимость в новых формах подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров.

29.10.2013
Просмотров: 1682

Тройственный союз

Современное производство в условиях рыночных отношений предъявляет высокие требования к профессиональным кадрам. В ходе научно-технического прогресса и модернизации производства одни профессии отмирают, другие – появляются, третьи – модифицируются. Всё это порождает необходимость в новых формах подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров.

МОРДВИНЦЕВ Александр Иванович – председатель Совета директоров Волгограда, доцент кафедры экономики Волгоградского филиала Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, кандидат экономических наук.
Родился в 1963 году в хуторе Орлы Волгоградской области. В 1983 году с отличием окончил Михайловское педучилище по специальности «учитель начальных классов», в 1988 году – Горьковский государственный университет им.Н.И.Лобачевского по специальности «радиофизика и электроника». С 1988 года работал на Волгоградском тракторном заводе инженером-электроником, в 1992-1995 годах – руководитель торгово-промышленной группы «Росагромет», после 1995 года – заместитель генерального директора, генеральный директор Волгоградского тракторного завода, председатель Совета директоров Волгоградского завода тракторных деталей и нормалей.
Автор 27 научных и 11 учебно-методических работ по экономике.
Депутат Волгоградской городской думы, председатель комитета по бюджету, налогам и сборам. Награжден Почетной грамотой главы администрации Волгоградской области.
Женат, двое детей, внук.

На весах качества

Вступивший в силу «Закон об образовании в РФ» устанавливает, что основным регулятором дополнительных образовательных программ будет являться профессионально-общественная аккредитация. Под нею подразумевается признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших программу в конкретном образовательном учреждении ДПО. Основными принципами аккредитации должны стать добровольность и независимость, а проводить её могут работодатели, профессиональные сообщества, а также уполномоченные ими организации.

Сразу же появляются вопросы: а какие критерии должны соблюдаться при оценке качества, готовы ли работодатели принять новые стандарты, как выбрать нужную программу? Все прекрасно понимают, что возникает угроза появления массы сомнительных траекторий обучения, и под удар ставится качество образования в целом.

Так, важным направлением деятельности может стать объединение образовательных учреждений и работодателей области, а инициатором развития подобного стратегического партнерства готова выступить общественная организация «Совет директоров Волгограда». В настоящее время работа уже ведется: советом была организована серия круглых столов о развитии системы подготовки кадров для промышленных предприятий Волгограда в современных условиях, о создании механизма взаимодействия предприятий города с учебными заведениями в рамках действия нового закона об образовании.

Наиболее серьезным вопросом, несомненно, является качество образовательных программ. Каким образом будет осуществляться процедура оценки? В Англии и Германии, например, значительную роль в организациях непрерывного образования играют попечительские советы. Наш бизнес, к сожалению, до такого уровня еще не дошел, но определенные наработки уже существуют.

В области ведет работу общественная организация социально-экономического развития «Волгоградское качество». Ею был разработан региональный знак, который волгоградские предприятия и организации могут использовать для маркировки своей продукции или услуг после прохождения добровольной экспертизы. Недавно на знак «Волгоградское качество» стали претендовать и учебные заведения региона. Его уже получили Волгоградский строительный техникум, Волгоградский институт бизнеса и Волгоградский экономико-технический колледж.

Правление организации утвердило новый регламент присвоения знака организациям, оказывающим образовательные услуги. За критерии оценки были взяты процент трудоустройства выпускников, успешность их карьеры, количество выпускников, получивших дипломы с отличием, соблюдение сроков лицензирования и государственной аккредитации. Важной стороной начинания стало то, что при «Волгоградском качестве» создан экспертный совет, то есть организация, по сути, являющаяся как раз тем инструментом, который осуществляет общественную аккредитацию организаций.

У Совета директоров Волгограда также назрела необходимость создать при организации экспертный совет, в который войдут представители науки и руководители предприятий различного профиля. Они будут проводить квалифицированную экспертизу проектов нормативно-правовых актов, поскольку в адрес организации часто поступают предложения от профильных министерств области и администрации Волгограда. Только за один месяц было получено 8 таких документов. Вопрос о создании центра профессионально-общественной сертификации образовательных программ ДПО на базе волгоградских общественных организаций должен выйти на стадию практической реализации.

Но ставить знак тождества между качеством программ и результатом их воплощения было бы неверно. Работодателям следует активнее оценивать уровень знаний обучаемых после завершения учебного процесса, участвуя в проведении экзамена. Не секрет, что зачастую он носит формальный характер. Актуальность имеет и анкетирование руководителей предприятий об уровне знаний работников, прошедших обучение в системе ДПО.

Для того чтобы вывести экономику региона на новый уровень, возникла необходимость более активного участия предприятий в подготовке квалифицированных специалистов. Ведущие западные организации затрачивают на профессиональное развитие значительные средства – от 2 до 10 процентов фонда заработной платы, и эти вложения оправдываются. Предоставление места для прохождения практики, развитие системы наставничества, участие специалистов предприятий в учебном процессе, знакомство педагогов с новыми технологиями на производстве – возможностей для совершенствования системы ДПО достаточно много.

Слово в защиту культа

Другой, менее очевидной стороной проблемы качества знаний работников является явный дефицит на рынке труда самых востребованных рабочих профессий: станочников, слесарей-сборщиков, сварщиков, электромонтеров, монтажников. Сложно поднимать уровень профессиональной квалификации в условиях острого дефицита кадров.

В Волгограде можно отметить положительный опыт кадровой политики на предприятии «Волгограднефтемаш». Здесь ведется целенаправленная и системная работа по обеспечению производства необходимыми квалифицированными кадрами, включающая профориентацию, систему оценки персонала, развитие системы непрерывной профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки кадров, создание условий для профессионального роста, совершенствование системы мотивации и многое другое.

Целый ряд волгоградских предприятий стремится поднять престижность рабочих профессий: проводятся конкурсы «Лучший по профессии», организуются экскурсии и дни открытых дверей. У многих налажена связь со школами, с межшкольными учебными комбинатами.

В этом направлении ведут работу и структурные подразделения городской администрации. Таким образом, складывается трехсторонний союз бизнеса, системы образования и власти. Для реализации концепции промышленной политики Волгограда на 2010¬2015 годы администрацией города был разработан план мероприятий по популяризации рабочих профессий и инженерных специальностей среди молодежи. Это должно способствовать профессиональному самоопределению молодых людей по выбору рабочих и инженерных профессий и переориентировать молодежь с офисных профессий на производственные специальности.

Одной из целей стартовавшего в городе фестиваля «Волгоградская земля – Волгоградское качество» стало повышение престижа человека труда, ознакомление младшего поколения с достижениями местных производителей товаров и услуг.

Здесь ставится в первую очередь идеологическая задача. К сожалению, в последнее время подрастающее поколение не всегда правильно оценивает значимость рабочих профессий и труда в целом. Молодые люди, оканчивая учебное заведение, зачастую считают, что теперь перед ними открывается масса возможностей трудоустройства. Но, увы, современный кадровый рынок переполнен квалифицированными специалистами, конкуренция очень высока. Парадоксально, что при этом на промышленных предприятиях наблюдается кадровый дефицит.

Уважение к труду и промышленный патриотизм прежде всего должны прививать детям учителя, а также средства массовой информации: печатные издания, телевидение и в особенности Интернет, которому молодые люди сегодня уделяют особое внимание.

СМИ – это четвертая власть и очень сильный инструмент влияния на массовое сознание. Молодого человека ежедневно окружают многочисленные информационные потоки. Именно поэтому общественная организация «Совет директоров Волгограда» организует в рамках фестиваля конкурс среди печатных и электронных средств массовой информации на лучшее освещение темы, направленной на популяризацию рабочих профессий «Рабочий-КЛАСС».

К таким вопросам, не находящим пока должного отражения в журналистике, следует обращаться вновь и вновь, чтобы возродить уважение к человеку труда, более того – спровоцировать волну культа труда, привлечь молодежь на предприятия и, несомненно, повысить качество подготовки рабочих и инженерных кадров в учреждениях начального и среднего профессионального образования.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: аккредитация, волгоградская область, александр мордвинцев, дополнительное профессиональное образование, точка зрения, ао-67

Похожие материалы:
Знак качества высшего образования
Государственная аккредитация уходит из системы дополнительного образования
Почему государство отказывается аккредитовывать программы ДПО
Качество образования: гаранты и гарантии
Независимая аккредитация на Украине: вопрос остается открытым
Дополнительное образование: найти нишу, чтобы не зайти в тупик
Очередное заседание Национального аккредитационного совета
Обеспечение качества программ ДПО
Стратегические ориентиры воспитательной работы
Аккредитационные коллизии ДПО

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (103) 2018

Удивительное рядом. Цифровизация шагает по стране, а количество обучающихся на онлайн-курсах составляет всего 4,05% от общего числа интернет-пользователей. Люди пенсионного возраста помогают иностранцам постигать азы русского языка через Skype, а вот школьных педагогов обучать премудростям профессии некому. Как всегда, у нас много интересного!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Изменения в законе о целевом обучении вступят в силу в 2019 году
Президент России Владимир Путин подписал 3 августа Федеральный закон об улучшении механизмов...
ИРНИТУ на форуме «ГеоБайкал – 2018»
Сотрудники Иркутского технического университета и компании «Гелиос» выступили с докладами на V...
ICSAM2018 в НИУ «БелГУ»
Белгородский государственный национальный исследовательский университет стал организатором...
РНФ начал прием заявок на конкурс по поддержке лабораторий мирового уровня
Гранты выделяются на реализацию научных и научно-технических проектов на базе существующих...
САФУ запускает проект для молодежи с ограниченными возможностями здоровья
В новом учебном году Волонтерский центр САФУ, Ресурсный центр инклюзивного образования САФУ и...
Из журнала
#90Развитие академической мобильности французских студентов
#93В Плехановском университете обсудили будущее высшего образования
#93Духовно-нравственное воспитание студентов
#93Рейтинги: гонка лидеров
#90Слово редактора к №90
Информационная лента
08:06Онлайн-курс ТюмГУ в проекте Courses in Russia
07:57Конференция PHENMA-2018 в Южной Корее
15:22РНФ начал прием заявок на конкурс по поддержке лабораторий мирового уровня
15:21В России вузам могут предоставить права на проведение антикоррупционной экспертизы
15:18ИРНИТУ на форуме «ГеоБайкал – 2018»