Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Электронный журнал об образовании

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Технология внедрения профессиональных стандартов

Внедрение профессиональных стандартов является одним из приоритетных направлений образовательной политики РФ. В настоящее время существует 812 новых профстандартов, которыми охвачены порядка 55 процентов работающих.

18.04.2017
Просмотров: 3
В.В. БОРОДАЧЕВ, советник при ректорате Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, кандидат технических наук, профессор

В июле 2016 года вступает в силу ФЗ №122 «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», устанавливающий порядок применения профессиональных стандартов (ПС) и обязывающий вузы внести соответствующие изменения во ФГОС до июля 2017 года. О наиболее актуальных вопросах внедрения ПС читателям журнала «АО» рассказывает экс­перт Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, председатель экспертной комиссии I Всероссийского конкурсного медиапроекта в сфере ДПО «Образовательный марафон».

Стандартные процедуры

Внедрение профессиональных стандартов является одним из приоритетных направлений образовательной политики РФ. В настоящее время существует 812 новых профстандартов, которыми охвачены порядка 55 процентов работающих. Поставлена задача за два-три года обеспечить профстандартами всю сферу занятости, включая постоянное обновление уже принятых ПС. Принимая во внимание, что профессиональные стандарты носят комплексный характер и раскрывают сущность необходимых для выполнения работником трудовых функций, знаний и умений, в их внедрении принимают участие государство и работодатели.

Государство информирует граждан о востребованных и перспективных профессиях, современных требованиях к работникам и их учете в системе подготовки кадров. Так, Минтруд РФ ведет реестр профессиональных стандартов (перечень видов профессиональной деятельности) на специализированном информационном портале, там же размещается информация о ПС, разрабатываемых или планируемых к разработке.

Постановлением от 12 апреля 2016 года Правительство РФ утвердило изменения в Правила разработки, утверждения ФГОС и внесения в них коррективов, а также сроки предоставления Минтрудом РФ информации в Минобрнауки РФ об утверждении профстандартов и изменениях, внесенных в них (в течение 10 календарных дней). В свою очередь, ведомству дается 20 календарных дней для передачи этой информации разработчикам, которые должны за месячный срок определить необходимость доработки или разработки новых ФГОС в части профессиональных компетенций, вытекающих из требований новых (измененных) профстандартов и информировать об этом Минобрнауки РФ.

В течение месяца министерство рассматривает сведения, полученные от разработчиков, и при необходимости обеспечивает создание и рассмотрение проектов ФГОС после принятия соответствующих профстандартов на протяжении года. Указанные проекты Минобрнауки РФ направляет в Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям для оценки их соответствия ПС.

Что касается работодателей, то они несут ответственность и имеют полномочия по принятию кадровых решений на базе профессиональных стандартов, которые задают планку современным требованиям и принципам для выстраивания кадровой политики.

Рисунок. Схема применения профессиональных стандартов в системе высшего и дополнительного профессионального образования

Профессиональные стандарты

В центре внимания

Одним из самых часто задаваемых является вопрос о том, в каких случаях применение профессиональных стандартов считается обязательным. Ответ на него можно найти в Трудовом кодексе (ТК) РФ, который устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профстандартах, в следующих случаях:

  • согласно части второй статьи 57 ТК РФ, наименования должностей, профессий, специальностей и квалификационных требований к ним должны соответствовать требованиям квалификационных справочников и профессиональных стандартов, если выполнение работ по этим должностям, профессиям и специальностям связано с предоставлением компенсаций и льгот либо наличием ограничений;
  • согласно статье 195.3 ТК РФ, требования к квалификации работника, содержащиеся в профстандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ.

Следует отметить, что обязательность применения требований ПС не зависит от форм собственности организации и статуса работодателя, который имеет полномочия и несет ответственность по принятию кадровых решений, в том числе с внедрением профессиональных стандартов. При определении содержания трудового договора работодатель может принять профстандарт в целом как рекомендованный методический документ с обязательным соблюдением требований, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными нормативными правовыми актами.

Кроме того, работодатель может применять профстандарты для выявления потребности в работниках с конкретным уровнем квалификации, рационального разделения и организации труда, определения трудовых обязанностей работников с учетом особенностей применяемых технологий. Особую значимость для работодателя профстандарты имеют при организации подготовки работников в рамках профессионального и дополнительного профессионального образования и обучения, а также для установления системы оплаты труда.

Необходимо обратить пристальное внимание на тот факт, что обязанности работников не могут изменяться автоматически в связи с принятием профессиональных стандартов. Объективной основой изменения обязанностей, связанных с выполнением какого-либо вида работ, является изменение организационных и технологических условий труда. Однако в этом случае, согласно статье 74 ТК РФ, изменение трудовой функции работника по инициативе работодателя не допускается. Оно может осуществляться только на основе соглашения между работником и работодателем об изменении определенных сторон условий трудового договора.

Еще один актуальный вопрос – соответствие работников требованиям к образованию и статусу, содержащимся в профстандарте. Данные требования являются обязательными в случаях, когда с выполнением определенной работы связано наличие льгот, гарантий и ограничений, либо соответствующие требования уже установлены ТК РФ и другими нормативными правовыми актами РФ. Необходимо подчеркнуть, что вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников. Допуск работника к выполнению трудовой функции является полномочием работодателя.

Работодатели также вправе проводить аттестацию работников. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, указанных в разделе «Требования к квалификации профстандарта», но качественно и в полном объеме выполняющие возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии могут назначаться на соответствующие должности наряду с лицами, которые соответствуют квалификационным требованиям. В целом же необходимость подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников для собственных нужд определяет работодатель на условиях и в порядке, которые  устанавливаются коллективным и трудовым договорами, а также коллективным соглашением.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ФГОС, качество образования, профессиональные стандарты, ао-88, владислав бородачев, точка зрения

Похожие материалы:
Мультимодульная модель образования
Повышение профессионального уровня педагогов
Актуализация ФГОС при внедрении новых стандартов
Аккредитация: шаг вперёд и два назад
Аккредитационные коллизии ДПО
Профстандарты: технология внедрения
Негосударственные вузы: есть надежда, что завтра будет лучше
Организация системы профессиональных квалификаций
Как развить скорость системе образования?
ЕГЭ для бакалавров?

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 8 (92)

На обложке журнала ректор Нижегородского государственного педагогического университета им. К.Минина А.А.Фёдоров. «Дети перестали читать книги, погружены в социальные сети и игровые приставки? Но кто позволил это всё изобрести и запустить в производство, сделав тотальным и тоталитарным? Разве не те самые взрослые, которые пятьдесят лет назад призывали к научно-техническому прогрессу и спонсировали новые поколения к постижению правил его ускорения?», – задается вопросами ректор Мининского университета. Читайте в 92 номере «АО» его статью «Новое педагогическое образование».
Анонс журналаСлово редактора


С 2015 года в проекте «Лучшие образовательные программы инновационной России» используется звездная система оценки образовательных программ и классификации типов профессионально-общественной аккредитации. Хотите пройти аккредитацию на 5 звезд?
Подробнее о проекте
Популярные статьи
Инновационная площадка дуального обучения
Повышение качества профессионального образования – одна из важнейших задач сегодня, а укрепление...
Проект развития Тюменского индустриального университета
В российской высшей школе формируется новый кластер образовательных организаций – опорные вузы....
Международное сравнительное исследование инженерного образования
Центр мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ и Научно-исследовательский...
Инженерная школа XXI века
На современном образовательном рынке Санкт-Петербургский государственный университет...
Продвижение вуза-лидера
В рамках всероссийского конкурсного проекта «МЕДИАактивность вузов РФ» издательство «Аккредитация...
Из журнала
#88Дуальное образование в России
#84Новации в Пермском педагогическом колледже
#88Паспорт региона: Самарская область
#89Международное сравнительное исследование инженерного образования
#83Конкурентоспособность частной образовательной организации
Информационная лента
09:29Case-in: новое слово в инженерном образовании!
09:23Открыт набор в Российско-Китайский бизнес-инкубатор
09:35Высшая школа автомобильного сервиса откроется в СФУ
09:19ПВГУС снова в числе лидеров
14:00Конкурс на соискание премий Алтайского края в области науки и техники