Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Аккредитационные коллизии ДПО

Широкую дискуссию вызвала актуализация темы проведения общественной аккредитации организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, сформулированная в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года.

Просмотров: 502

Материал опубликован в журнале №87 от 29.04.2016.

В.В. БОРОДАЧЕВ, директор Межотраслевого института повышения квалификации и переподготовки кадров Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, кандидат технических наук, профессор

В связи с серьезными изменениями в сфере ДПО многие общественные организации инициируют обсуждение актуальных вопросов дополнительного профессионального образования. В их числе и Межгосударственная ассоциация последипломного образования (МАПДО), члены которой приняли участие во всероссийском форуме, посвященном проблемам профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ и общественной аккредитации образовательных организаций, их реализующих. Модератором мероприятия выступил член правления МАПДО, председатель экспертной комиссии I Всероссийского конкурсного медиапроекта в сфере ДПО «Образовательный марафон» Владислав БОРОДАЧЕВ, предс­тавляющий обзор ключевых вопросов и итогов форума на страницах журнала «АО».

Причина и следствие

Широкую дискуссию на форуме вызвала актуализация темы проведения общественной аккредитации организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, сформулированная в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года.

Национальным советом при Президенте РФ по профес­сиональным квалификациям (НСПК) были приняты и утверждены Базовые принципы профессионально-общественной аккредитации (ПОА) профессиональных образовательных программ (ПОП), а именно: порядок отбора, мониторинга и контроля деятельности организаций, ее осуществляющих, а также порядок проведения самой профессионально-общественной аккредитации, оформления ее результатов и предоставления информации в НСПК. Кроме того, по решению Национального совета на заседании в конце сентября прошлого года был значительно расширен реестр организаций, допущенных к проведению данного вида независимой оценки качества образования.

В связи с этим с октября 2015 года существенно активизировались процессы, механизм которых в значительной степени увеличил затраты организаций ДПО на проведение аккредитационной экспертизы программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации, подготовку и аттестацию экспертов по профессионально-общественной аккредитации. К сожалению, принятые документы не решают вопроса авторских прав на образовательные программы, не содержат механизма приобретения авторских образовательных программ при франчайзинговых отношениях.

Спектр мнений

Учитывая значимость рассматриваемой проблемы и общую заинтересованность учреждений ДПО в ее адекватном решении, в рамках форума было предложено обсудить предлагаемые национальным советом порядок и механизм проведения ПОА образовательных программ и выслушать мнения профессионалов, работающих в сфере дополнительного профобразования, по ряду актуальных вопросов, затрагивающих различные аспекты процедур профессионально-общественной и общественной аккредитации.

Всего организаторы форума получили более 70 посланий с предложениями в адрес Госдумы РФ, Минобрнауки РФ, Минтруда РФ, других федеральных отраслевых министерств и ведомств, а также общественных формирований: таких, например, как Национальный Совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, отраслевые советы по профессиональным квалификациям, МАПДО.

Спектр высказанных мнений варьировался от нейтральных до однозначно негативных. Так, по поводу целесообразности проведения профессионально-общественной аккредитации отмечалось, что эта процедура «имеет право на жизнь и может быть полезна как образовательной организации, так и заказчику», а в некоторых случаях следует вернуться к государственной аккредитации, доверив ее проведение соответствующим отраслевым ведомствам.

На вопрос о том, какие образовательные программы требуют профессионально-общественной аккредитации, участники форума отвечали по-разному. Указали на необходимость проведения аккредитационной процедуры по отношению к программам профессиональной переподготовки, связанным с особо опасным производством. Поступило предложение и вовсе переиначить вопрос, сделав акцент на смысле осуществления аккредитации как таковой, мотивировав такую метаморфозу убежденностью в том, что аккредитация – «это очередной побор за непонятно навязанную услугу».

Подобный настрой был замечен и в рассуждениях о необходимости проведения общественной аккредитации. В основном ответы носили резкий характер, вплоть до замечаний в духе «аккредитация государственная нужна, а общественная не нужна» и «нет никакой общественной аккредитации, все эти «ассоциации стоматологов», которыми прикрывались рекламщики зубной пасты, – это смешно».

Много нелестных замечаний было высказано и в ответ на вопрос об оплате процедуры общественной аккредитации образовательными организациями. Например, озвучили суждение такого плана: «Аккредитация должна быть направлена на повышение качества обучения. В первую очередь обучения! Но используется только (в России) для сбора денег ни за что и не известно, кем».

Подытоживая мнения участников форума по поводу подлинной сути аккредитации, можно констатировать, что она должна представлять собой процесс, направленный на повышение качества обучения, истинными ценителями которого могут считаться только постоянные клиенты и заказчики, а не «сообщество старушек Клинского района».

​МНЕНИЯ участников всероссийского форума Межгосударственной ассоциации последипломного образования

 

– Может ли государство требовать учить только по аккредитованным программам? Думаю, в определенных случаях может. Например, по направлениям, связанным с безопасностью человека, государства, общества. В этом случае оно должно сказать, какая требуется аккредитация, то есть установить требования к аккредитующим органам или даже перечислить их.

 

– Если мы хотим пропуск на рынок – это аккредитация. Аккредитация – диктат потребителя! Потребителем может быть тот, кто реально следит за рынком в качестве законного регулятора, и тот, кто будет диктовать условия. А не какой-то дядя за наши же деньги (как тут некоторые хотят) будет решать, достойны мы преподавать или нет. И, мол, без заветной бумажки от этого дяди (получающего зарплату черт знает от кого) мы на рынок не выйдем.

 

– Единственным аккредитатором может быть только государство, и желательно только в тех областях, где это надо. Работодатель, слушатель, общество – это все безликие и неопределенные отговорки. Все уже много раз было придумано, сделано и реализовано. Нет, опять начинаем сначала.

Подведение итогов

В ходе обсуждения сообщество организаций ДПО выразило серьезную озабоченность процессом перехода с системы государственной аккредитации программ и учреждений дополнительного профессионального образования на общественную аккредитацию в связи с возможностью полной коммерциализации и возникновения серьезной коррупционной составляющей при ее проведении.

В связи с тем, что в настоящее время организации ДПО находятся на полной самоокупаемости, не получая никаких государственных субсидий, введение оплаты за профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ и общественную аккредитацию образовательных организаций повлечет за собой существенное подорожание учебных курсов.

Это накладывает дополнительные финансовые расходы на первичные организации работодателей, чьи взносы обеспечивают всю иерархическую структуру отраслевых общественных организаций, которые будут проводить процедуру аккредитации.

Помимо финансового вопроса, выступающие высказались и по поводу авторских прав на образовательные программы, контрольно-измерительные материалы системы онлайнового обучения и контроля, обсудили работу экспертов и экспертных комиссий, проводящих общественную аккредитацию.

В целом участниками форума был рассмотрен широкий спектр вопросов проведения общественной аккредитации отдельными образовательными организациями и их профессиональными общественными объединениями как на федеральном уровне (в разрезе отраслевом и межотраслевом), так и на уровне субъектов федерации.

Ряд обобщенных замечаний и предложений организаторы форума передали в адрес Экспертного совета по дополнительному и корпоративному образованию Комитета Госдумы РФ по образованию и непосредственно в сам комитет в преддверии очередного заседания.

На заседании вопрос о профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ был рассмотрен одним из первых. По итогам обсуждения статья 96 закона «Об образовании в Российской Федерации» была признана требующей серьезной доработки.

Предложения участников форума также направлены в Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям для дальнейшего совершенст­вования положений и рекомендаций по проведению общественной аккредитации образовательных программ и образовательных организаций.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Управление качеством в сфере ДПО
«Неархитектурный» стандарт
Национальная система квалификаций должна стать катализатором роста человеческого капитала
Пути модернизации профессионального образования
Организация системы профессиональных квалификаций
Награды победителям «Образовательного марафона» вручены в Госдуме РФ
Мультимодульная модель образования
ДПО: независимая оценка и признание качества
Технология внедрения профессиональных стандартов
Преподаватель глазами студентов

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ