Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Аккредитационные коллизии ДПО

Широкую дискуссию вызвала актуализация темы проведения общественной аккредитации организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, сформулированная в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года.

Просмотров: 227

Материал опубликован в журнале №87 от 29.04.2016.

В.В. БОРОДАЧЕВ, директор Межотраслевого института повышения квалификации и переподготовки кадров Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, кандидат технических наук, профессор

В связи с серьезными изменениями в сфере ДПО многие общественные организации инициируют обсуждение актуальных вопросов дополнительного профессионального образования. В их числе и Межгосударственная ассоциация последипломного образования (МАПДО), члены которой приняли участие во всероссийском форуме, посвященном проблемам профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ и общественной аккредитации образовательных организаций, их реализующих. Модератором мероприятия выступил член правления МАПДО, председатель экспертной комиссии I Всероссийского конкурсного медиапроекта в сфере ДПО «Образовательный марафон» Владислав БОРОДАЧЕВ, предс­тавляющий обзор ключевых вопросов и итогов форума на страницах журнала «АО».

Причина и следствие

Широкую дискуссию на форуме вызвала актуализация темы проведения общественной аккредитации организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, сформулированная в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года.

Национальным советом при Президенте РФ по профес­сиональным квалификациям (НСПК) были приняты и утверждены Базовые принципы профессионально-общественной аккредитации (ПОА) профессиональных образовательных программ (ПОП), а именно: порядок отбора, мониторинга и контроля деятельности организаций, ее осуществляющих, а также порядок проведения самой профессионально-общественной аккредитации, оформления ее результатов и предоставления информации в НСПК. Кроме того, по решению Национального совета на заседании в конце сентября прошлого года был значительно расширен реестр организаций, допущенных к проведению данного вида независимой оценки качества образования.

В связи с этим с октября 2015 года существенно активизировались процессы, механизм которых в значительной степени увеличил затраты организаций ДПО на проведение аккредитационной экспертизы программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации, подготовку и аттестацию экспертов по профессионально-общественной аккредитации. К сожалению, принятые документы не решают вопроса авторских прав на образовательные программы, не содержат механизма приобретения авторских образовательных программ при франчайзинговых отношениях.

Спектр мнений

Учитывая значимость рассматриваемой проблемы и общую заинтересованность учреждений ДПО в ее адекватном решении, в рамках форума было предложено обсудить предлагаемые национальным советом порядок и механизм проведения ПОА образовательных программ и выслушать мнения профессионалов, работающих в сфере дополнительного профобразования, по ряду актуальных вопросов, затрагивающих различные аспекты процедур профессионально-общественной и общественной аккредитации.

Всего организаторы форума получили более 70 посланий с предложениями в адрес Госдумы РФ, Минобрнауки РФ, Минтруда РФ, других федеральных отраслевых министерств и ведомств, а также общественных формирований: таких, например, как Национальный Совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, отраслевые советы по профессиональным квалификациям, МАПДО.

Спектр высказанных мнений варьировался от нейтральных до однозначно негативных. Так, по поводу целесообразности проведения профессионально-общественной аккредитации отмечалось, что эта процедура «имеет право на жизнь и может быть полезна как образовательной организации, так и заказчику», а в некоторых случаях следует вернуться к государственной аккредитации, доверив ее проведение соответствующим отраслевым ведомствам.

На вопрос о том, какие образовательные программы требуют профессионально-общественной аккредитации, участники форума отвечали по-разному. Указали на необходимость проведения аккредитационной процедуры по отношению к программам профессиональной переподготовки, связанным с особо опасным производством. Поступило предложение и вовсе переиначить вопрос, сделав акцент на смысле осуществления аккредитации как таковой, мотивировав такую метаморфозу убежденностью в том, что аккредитация – «это очередной побор за непонятно навязанную услугу».

Подобный настрой был замечен и в рассуждениях о необходимости проведения общественной аккредитации. В основном ответы носили резкий характер, вплоть до замечаний в духе «аккредитация государственная нужна, а общественная не нужна» и «нет никакой общественной аккредитации, все эти «ассоциации стоматологов», которыми прикрывались рекламщики зубной пасты, – это смешно».

Много нелестных замечаний было высказано и в ответ на вопрос об оплате процедуры общественной аккредитации образовательными организациями. Например, озвучили суждение такого плана: «Аккредитация должна быть направлена на повышение качества обучения. В первую очередь обучения! Но используется только (в России) для сбора денег ни за что и не известно, кем».

Подытоживая мнения участников форума по поводу подлинной сути аккредитации, можно констатировать, что она должна представлять собой процесс, направленный на повышение качества обучения, истинными ценителями которого могут считаться только постоянные клиенты и заказчики, а не «сообщество старушек Клинского района».

​МНЕНИЯ участников всероссийского форума Межгосударственной ассоциации последипломного образования

 

– Может ли государство требовать учить только по аккредитованным программам? Думаю, в определенных случаях может. Например, по направлениям, связанным с безопасностью человека, государства, общества. В этом случае оно должно сказать, какая требуется аккредитация, то есть установить требования к аккредитующим органам или даже перечислить их.

 

– Если мы хотим пропуск на рынок – это аккредитация. Аккредитация – диктат потребителя! Потребителем может быть тот, кто реально следит за рынком в качестве законного регулятора, и тот, кто будет диктовать условия. А не какой-то дядя за наши же деньги (как тут некоторые хотят) будет решать, достойны мы преподавать или нет. И, мол, без заветной бумажки от этого дяди (получающего зарплату черт знает от кого) мы на рынок не выйдем.

 

– Единственным аккредитатором может быть только государство, и желательно только в тех областях, где это надо. Работодатель, слушатель, общество – это все безликие и неопределенные отговорки. Все уже много раз было придумано, сделано и реализовано. Нет, опять начинаем сначала.

Подведение итогов

В ходе обсуждения сообщество организаций ДПО выразило серьезную озабоченность процессом перехода с системы государственной аккредитации программ и учреждений дополнительного профессионального образования на общественную аккредитацию в связи с возможностью полной коммерциализации и возникновения серьезной коррупционной составляющей при ее проведении.

В связи с тем, что в настоящее время организации ДПО находятся на полной самоокупаемости, не получая никаких государственных субсидий, введение оплаты за профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ и общественную аккредитацию образовательных организаций повлечет за собой существенное подорожание учебных курсов.

Это накладывает дополнительные финансовые расходы на первичные организации работодателей, чьи взносы обеспечивают всю иерархическую структуру отраслевых общественных организаций, которые будут проводить процедуру аккредитации.

Помимо финансового вопроса, выступающие высказались и по поводу авторских прав на образовательные программы, контрольно-измерительные материалы системы онлайнового обучения и контроля, обсудили работу экспертов и экспертных комиссий, проводящих общественную аккредитацию.

В целом участниками форума был рассмотрен широкий спектр вопросов проведения общественной аккредитации отдельными образовательными организациями и их профессиональными общественными объединениями как на федеральном уровне (в разрезе отраслевом и межотраслевом), так и на уровне субъектов федерации.

Ряд обобщенных замечаний и предложений организаторы форума передали в адрес Экспертного совета по дополнительному и корпоративному образованию Комитета Госдумы РФ по образованию и непосредственно в сам комитет в преддверии очередного заседания.

На заседании вопрос о профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ был рассмотрен одним из первых. По итогам обсуждения статья 96 закона «Об образовании в Российской Федерации» была признана требующей серьезной доработки.

Предложения участников форума также направлены в Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям для дальнейшего совершенст­вования положений и рекомендаций по проведению общественной аккредитации образовательных программ и образовательных организаций.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: дополнительное профессиональное образование, качество образования, ао-87, владислав бородачев, точка зрения

Похожие материалы:
Мультимодульная модель образования
Как развить скорость системе образования?
Почему государство отказывается аккредитовывать программы ДПО
ДПО: независимая оценка и признание качества
Управление качеством в сфере ДПО
Пути модернизации профессионального образования
Организация системы профессиональных квалификаций
Марафон ДПО
Слагаемые качества юридического образования
Технология внедрения профессиональных стандартов

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!

Партнеры
Популярные статьи
Российско-Грузинский молодёжный форум пройдет в Москве и Пятигорске
В рамках семидневного Форума задумано обсуждение сразу нескольких инициатив – ежегодное...
В БФУ им. И. Канта пройдет I международный форум «Я-НАСТАВНИК»
Ключевыми мероприятиями Форума станут: пленарное заседание, круглые столы, образовательные...
Пути совершенствования системы госаккредитации обсудили в Госдуме РФ
Парламентские слушания по теме «Правовое обеспечение государственной регламентации...
В ЮФУ проходит форум "Международный диалог: инклюзия через всю жизнь"
В Южном федеральном университете 13-15 ноября проходит Всероссийский образовательный форум с...
АлтГУ и Федерация шахмат Алтайского края подписали соглашение о сотрудничестве
В соответствии с документом стороны будут совместно развивать шахматный спорт на территории...
Из журнала
#98Развитие сетевого взаимодействия в школе
#99Алексей Чаплыгин о силе брендов российских вузов
#101Дайджест № 101 «Аккредитация в образовании»
#101Артур Лященко о поддержке экспортной деятельности в России
#102BabySkills – ранняя профориентация по стандартам WSR
Информационная лента
09:13II Всероссийский Smart City & IoT Хакатон стартует в ТИУ 30 ноября
09:08СГАУ - лидеры студенческой олимпиады "Авиационные двигатели и энергетические установки"
09:02Команда Стерлитамакского филиала БашГУ выиграла московский хакатон «КосМосХак»
08:56Студентов приглашают стать участниками цикла вебинаров по развитию soft skills
08:34В САФУ появится «умный» свет