Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Партнёры

Система национальных исследовательских университетов в России

В начале октября 2009 года в России были объявлены результаты конкурса на получение категории «национальный исследовательский университет», в котором участвовали 110 университетов со всей страны.

Просмотров: 2040

Национальных исследовательских университетов могло быть меньше

Председатель комитета по образованию Госдумы РФ Григорий Балыхин

В начале октября 2009 года в России были объявлены результаты конкурса на получение категории «национальный исследовательский университет», в котором участвовали 110 университетов со всей страны. Они боролись за получение не только высокого статуса, но и серьезного финансирования со стороны государства – в размере до 1,8 млрд. рублей. В тонкостях университетского марафона нам помог разобраться председатель комитета по образованию Государственной Думы РФ Григорий БАЛЫХИН, работавший в конкурсной комиссии по оценке вузов.

Университеты мирового уровня

Создание в России вузов такого масштаба было продиктовано необходимостью, связанной с реализацией серьезных проектов развития высокотехнологичного сектора экономики. Старт формированию сети национальных исследовательских университетов в рамках приоритетного нацпроекта «Образование» был дан Указом Президента РФ в январе 2009 года. Вскоре были четко сформулированы факторы, благодаря которым национальный исследовательский университет должен качественно отличаться от классического вуза.

Он должен не просто эффективно вести научную и образовательную деятельность, но и генерировать знания, обеспечивать внедрение разработанных технологий в экономику, проводить широкий спектр фундаментальных и прикладных исследований, иметь высокоэффективную систему подготовки магистров и кадров высшей квалификации, а также развитую систему программ послевузовской переподготовки и повышения квалификации. По замыслу, сеть таких вузов окажет содействие динамичному развитию научно-технологического комплекса России и обеспечению его в полной мере необходимыми людскими ресурсами. Государство вызвалось оказать финансовую поддержку национальным исследовательским университетам, которые должны достигнуть мирового уровня, а они, в свою очередь, должны быть способны взять на себя ответственность за сохранение и развитие кадрового потенциала науки, высоких технологий и профессионального образования. Как кажется, задача для обеих сторон вполне выполнимая.

Чтобы стать участником конкурса по отбору национальных исследовательских университетов и претендовать на получение средств поддержки от государства, университет должен был не только соответствовать заданным критериям, но и разработать программу развития. В десятилетней программе развития вузы, как правило, показывали условия осуществления и критерии оценки эффективности научных исследований и образовательного процесса, формы и механизмы, а также конкретные меры по интеграции образовательной и научно-исследовательской деятельности, модернизации и совершенствованию материально-технической базы и социально-культурной инфраструктуры, переподготовке кадров, а еще и интеграции в международное научно-образовательное пространство.

Кроме того, претендентам на «исследовательскую категорию» не мешало позаботиться о том, чтобы их разработки имели возможность реального коммерческого воплощения, например, путем создания инновационного пояса малых научных компаний.

Экспертная оценка

Работа по определению национальных исследовательских университетов началась с того, что на первом же заседании конкурсной комиссии, которую возглавлял министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, по формальным признакам были «отсеяны» 25 вузов, подавших заявки. Они нарушили условия конкурса. После предварительного отбора в борьбу вступили 110 российских университетов, представивших для экспертной оценки данные о нынешнем состоянии и динамике развития вуза за последние несколько лет. Оценки выставлялись по таким группам критериев, как кадровый потенциал, инфраструктура образовательного процесса и научных исследований, эффективность научно-инновационной, образовательной деятельности и системы подготовки кадров, международное и национальное признание.

Затем эксперты оценивали программы развития университетов. Предварительно критерии и целевые показатели для ранжирования программ выносились на широкое обсуждение научной общественности. В результате вуз должен был получить 17 оценок своей деятельности.

Каждый университет прошел экспертизу со стороны двух специалистов. Положение о проведении конкурса предусматривало включение в конкурс третьего эксперта, если результаты двух экспертиз разнились от минимального до максимального значения.

В итоге были выявлены 28 финалистов конкурса со следующими оценками.

Связанные одной сетью

На последнем этапе университеты-финалисты распределились среди членов конкурсной комиссии так, чтобы каждому досталось по нескольку вузов. В финале члены комиссии выступали с докладами по «своим» университетам и могли высказывать точку зрения по «чужим». И лишь после широкого обсуждения состоялось голосование, в котором определились победители:

  1. Государственный университет – Высшая школа экономики,
  2. Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева,
  3. Московский авиационный институт (государственный технический университет),
  4. Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана,
  5. Московский физико-технический институт (государственный университет),
  6. Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского,
  7. Новосибирский государственный университет,
  8. Пермский государственный технический университет,
  9. Самарский государственный аэрокосмический университет им. акад. С.П. Королева,
  10. Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г.В. Плеханова (технический университет),
  11. Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики,
  12. Томский политехнический университет.

С учетом двух национальных исследовательских университетов МИСИС и МИФИ, которые в рамках пилотного проекта были еще весной определены указом Президента РФ, в совокупности вузов новой категории получилось 14.

Расширять или сокращать?

– Категория «национальный исследовательский университет» будет присвоена победителям конкурса на 10 лет с правом досрочного отзыва этой категории, – рассказывает председатель комитета по образованию ГД РФ Григорий Балыхин. – И такая мера предусмотрена неспроста. Дело в том, что еще в ходе конкурса комиссия столкнулась в ряде случаев с явным завышением показателей-индикаторов. Например, один вуз в количестве исследований, патентов и лицензий на одного преподавателя заложил такие показатели, какие не имеет половина академических и научных институтов России! Конечно, это было сделано для того, чтобы вместе с категорией получить и соответствующее финансирование. Однако для тех, кто позволил себе завысить показатели-индикаторы, кроется подвох. Возможно, в некоторых вузах надеялись на то, что проверять ход реализации представленной программы никто не будет. Но такие проверки в течение всех 10 лет будут регулярными. И в случае, если национальный исследовательский университет не будет выполнять заявленные показатели-индикаторы, то правительство снимет категорию.

Проведенный конкурс условно рассчитан на три года. По истечении этого срока, скорее всего, состоится новый конкурс, с помощью которого, в зависимости от финансирования из федерального бюджета, будет решаться вопрос о том, что необходимо сделать с сетью национальных исследовательских университетов – расширять или сокращать.

На период 2010-2012 годов средства на поддержку 14 избранных вузов в федеральном бюджете предусмотрены. Деньги на реализацию проекта, способного преобразовать передовые российские университеты в научно-образовательные центры, есть. Как есть у проекта и поддержка Президента РФ Дмитрия Медведева, который, собственно, сам выступил с инициативой создания национальных исследовательских университетов. Глава государства считает, что Россия должна иметь среди университетов крупные научно-образовательные центры, и они должны получать дополнительную государственную поддержку.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ВПО, григорий балыхин, реформы образования, , ао-34

Похожие материалы:
Инновационная программа Ставропольского государственного аграрного университета
Совет ректоров вузов Ставрополья
Система негосударственного высшего образования в России
Послание Президента: экономическая свобода школам
Профессиональное образование – фактор социализации молодежи
Особенности нижегородского профессионального образования
Аккредитация: доверять или проверять?
Автономия Сибирского федерального университета
Развитие высшего образования Украины
Инновационная экономика начинается с образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 9 (109) 2019

Готова ли система образования России к переходу на риск-ориентированную модель оценки качества? Почему российские работодатели не заинтересованы в развитии своих сотрудников? Что включает цикл обучения в Бразилии? Каковы перспективы набора студентов из Казахстана на обучение в российские вузы? Знакомьтесь с мнениями экспертов в новом номере «АО»!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Кадровый потенциал Чукотки
Стратегию развития Чукотского многопрофильного колледжа определяет ответственная задача,...
Продолжается прием заявок на региональный этап конкурса Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов
До 31 мая идет прием заявок на областной конкурс, проводимый в рамках регионального этапа...
Ученые СКФО планируют открыть единый центр по развитию нанотехнологий
Современное материаловедение и связанные с ним области невозможно развивать без приборов с...
Информационный центр ОИЯИ организует IT-школу молодых ученых Юга России
Главный проект — на базе ОИЯИ строится сверхпроводящий коллайдер протонов и тяжелых ионов NICA,...
В ТюмГУ начинают готовить регионоведов
В СоцГуме состоится первый набор на новое направление бакалавриата «Зарубежное регионоведение»
Из журнала
#100Новости образования «АО-100»
#103БАЙХОСТ организует баварско-российские научные конференции
#100Волгодонский инженерно-технический институт отметил юбилей
#103Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова стал инновационным центром региона
#104Специфика подготовки музыкантов в системе высшего образования
Информационная лента
11:23В ТюмГУ создается Центр системного инжиниринга
09:17В Ульяновской области будет построен новый ветропарк мощностью 75 МВт
09:16Неделя арктической науки: САФУ принимает учёных из разных стран мира
09:08Выставка «Заповедное ожерелье Амура» в Музее ВГУЭС: уникальные фотографии животных и растений
09:06“Professional update”: будущее образования и знаний обсудили в Казани