Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Система национальных исследовательских университетов в России

В начале октября 2009 года в России были объявлены результаты конкурса на получение категории «национальный исследовательский университет», в котором участвовали 110 университетов со всей страны.

Просмотров: 2030

Национальных исследовательских университетов могло быть меньше

Председатель комитета по образованию Госдумы РФ Григорий Балыхин

В начале октября 2009 года в России были объявлены результаты конкурса на получение категории «национальный исследовательский университет», в котором участвовали 110 университетов со всей страны. Они боролись за получение не только высокого статуса, но и серьезного финансирования со стороны государства – в размере до 1,8 млрд. рублей. В тонкостях университетского марафона нам помог разобраться председатель комитета по образованию Государственной Думы РФ Григорий БАЛЫХИН, работавший в конкурсной комиссии по оценке вузов.

Университеты мирового уровня

Создание в России вузов такого масштаба было продиктовано необходимостью, связанной с реализацией серьезных проектов развития высокотехнологичного сектора экономики. Старт формированию сети национальных исследовательских университетов в рамках приоритетного нацпроекта «Образование» был дан Указом Президента РФ в январе 2009 года. Вскоре были четко сформулированы факторы, благодаря которым национальный исследовательский университет должен качественно отличаться от классического вуза.

Он должен не просто эффективно вести научную и образовательную деятельность, но и генерировать знания, обеспечивать внедрение разработанных технологий в экономику, проводить широкий спектр фундаментальных и прикладных исследований, иметь высокоэффективную систему подготовки магистров и кадров высшей квалификации, а также развитую систему программ послевузовской переподготовки и повышения квалификации. По замыслу, сеть таких вузов окажет содействие динамичному развитию научно-технологического комплекса России и обеспечению его в полной мере необходимыми людскими ресурсами. Государство вызвалось оказать финансовую поддержку национальным исследовательским университетам, которые должны достигнуть мирового уровня, а они, в свою очередь, должны быть способны взять на себя ответственность за сохранение и развитие кадрового потенциала науки, высоких технологий и профессионального образования. Как кажется, задача для обеих сторон вполне выполнимая.

Чтобы стать участником конкурса по отбору национальных исследовательских университетов и претендовать на получение средств поддержки от государства, университет должен был не только соответствовать заданным критериям, но и разработать программу развития. В десятилетней программе развития вузы, как правило, показывали условия осуществления и критерии оценки эффективности научных исследований и образовательного процесса, формы и механизмы, а также конкретные меры по интеграции образовательной и научно-исследовательской деятельности, модернизации и совершенствованию материально-технической базы и социально-культурной инфраструктуры, переподготовке кадров, а еще и интеграции в международное научно-образовательное пространство.

Кроме того, претендентам на «исследовательскую категорию» не мешало позаботиться о том, чтобы их разработки имели возможность реального коммерческого воплощения, например, путем создания инновационного пояса малых научных компаний.

Экспертная оценка

Работа по определению национальных исследовательских университетов началась с того, что на первом же заседании конкурсной комиссии, которую возглавлял министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, по формальным признакам были «отсеяны» 25 вузов, подавших заявки. Они нарушили условия конкурса. После предварительного отбора в борьбу вступили 110 российских университетов, представивших для экспертной оценки данные о нынешнем состоянии и динамике развития вуза за последние несколько лет. Оценки выставлялись по таким группам критериев, как кадровый потенциал, инфраструктура образовательного процесса и научных исследований, эффективность научно-инновационной, образовательной деятельности и системы подготовки кадров, международное и национальное признание.

Затем эксперты оценивали программы развития университетов. Предварительно критерии и целевые показатели для ранжирования программ выносились на широкое обсуждение научной общественности. В результате вуз должен был получить 17 оценок своей деятельности.

Каждый университет прошел экспертизу со стороны двух специалистов. Положение о проведении конкурса предусматривало включение в конкурс третьего эксперта, если результаты двух экспертиз разнились от минимального до максимального значения.

В итоге были выявлены 28 финалистов конкурса со следующими оценками.

Связанные одной сетью

На последнем этапе университеты-финалисты распределились среди членов конкурсной комиссии так, чтобы каждому досталось по нескольку вузов. В финале члены комиссии выступали с докладами по «своим» университетам и могли высказывать точку зрения по «чужим». И лишь после широкого обсуждения состоялось голосование, в котором определились победители:

  1. Государственный университет – Высшая школа экономики,
  2. Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева,
  3. Московский авиационный институт (государственный технический университет),
  4. Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана,
  5. Московский физико-технический институт (государственный университет),
  6. Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского,
  7. Новосибирский государственный университет,
  8. Пермский государственный технический университет,
  9. Самарский государственный аэрокосмический университет им. акад. С.П. Королева,
  10. Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г.В. Плеханова (технический университет),
  11. Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики,
  12. Томский политехнический университет.

С учетом двух национальных исследовательских университетов МИСИС и МИФИ, которые в рамках пилотного проекта были еще весной определены указом Президента РФ, в совокупности вузов новой категории получилось 14.

Расширять или сокращать?

– Категория «национальный исследовательский университет» будет присвоена победителям конкурса на 10 лет с правом досрочного отзыва этой категории, – рассказывает председатель комитета по образованию ГД РФ Григорий Балыхин. – И такая мера предусмотрена неспроста. Дело в том, что еще в ходе конкурса комиссия столкнулась в ряде случаев с явным завышением показателей-индикаторов. Например, один вуз в количестве исследований, патентов и лицензий на одного преподавателя заложил такие показатели, какие не имеет половина академических и научных институтов России! Конечно, это было сделано для того, чтобы вместе с категорией получить и соответствующее финансирование. Однако для тех, кто позволил себе завысить показатели-индикаторы, кроется подвох. Возможно, в некоторых вузах надеялись на то, что проверять ход реализации представленной программы никто не будет. Но такие проверки в течение всех 10 лет будут регулярными. И в случае, если национальный исследовательский университет не будет выполнять заявленные показатели-индикаторы, то правительство снимет категорию.

Проведенный конкурс условно рассчитан на три года. По истечении этого срока, скорее всего, состоится новый конкурс, с помощью которого, в зависимости от финансирования из федерального бюджета, будет решаться вопрос о том, что необходимо сделать с сетью национальных исследовательских университетов – расширять или сокращать.

На период 2010-2012 годов средства на поддержку 14 избранных вузов в федеральном бюджете предусмотрены. Деньги на реализацию проекта, способного преобразовать передовые российские университеты в научно-образовательные центры, есть. Как есть у проекта и поддержка Президента РФ Дмитрия Медведева, который, собственно, сам выступил с инициативой создания национальных исследовательских университетов. Глава государства считает, что Россия должна иметь среди университетов крупные научно-образовательные центры, и они должны получать дополнительную государственную поддержку.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ВПО, григорий балыхин, реформы образования, , ао-34

Похожие материалы:
Профессиональное образование – фактор социализации молодежи
Послание Президента: экономическая свобода школам
Соответствовать авторитету головного вуза
Совет ректоров вузов Ставрополья
Инновационная программа Ставропольского государственного аграрного университета
Развитие высшего образования Украины
Автономия Сибирского федерального университета
Особенности нижегородского профессионального образования
Плюсы и минусы законопроекта «Об образовании в РФ»
Аккредитация: доверять или проверять?

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!

Партнеры
Популярные статьи
В БФУ им. И. Канта пройдет I международный форум «Я-НАСТАВНИК»
Ключевыми мероприятиями Форума станут: пленарное заседание, круглые столы, образовательные...
В ЮФУ проходит форум "Международный диалог: инклюзия через всю жизнь"
В Южном федеральном университете 13-15 ноября проходит Всероссийский образовательный форум с...
АлтГУ и Федерация шахмат Алтайского края подписали соглашение о сотрудничестве
В соответствии с документом стороны будут совместно развивать шахматный спорт на территории...
Первый Байкальский международный салон образования объединит профессионалов в области новых образовательных технологий
С 22 по 24 ноября 2018 года в Иркутске в выставочном комплексе «Сибэкспоцентр» впервые пройдет...
В ТюмГУ разрабатывают новый способ доступа к аккаунтам
Студенты ТюмГУ разрабатывают приложение для управления учётными данными на основе биометрической...
Из журнала
#94Ярославский колледж управления и профессиональных технологий достойно принимает вызовы времени
#96Цифровая трансформация в образовании
#99Свердловскому художественному училищу им. И.Д. Шадра исполнилось 115 лет
#98Развитие сетевого взаимодействия в школе
#98Цифровизация образования в России и мире
Информационная лента
09:07Сотрудничество СПбГИКиТ с зарубежными партнерами и корпорацией Canon Inc.
08:56Новая образовательная программа повышения квалификации ВятГУ и ООО «Нанолек»
08:53БГТУ им.В.Г.Шухова и Ферганский политех создадут российско-узбекский факультет
08:43РЭУ им. Г.В. Плеханова презентовал программы и проекты по цифровой экономике для институциональных инвесторов
08:26СКФУ стал международной площадкой для диалога о проблемах инклюзивного образования