Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

СГПУ активно участвует в окружной комплексной программе обновления кадров

Сургутский государственный педагогический университет – одна из ведущих организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в сфере дополнительного профессионального образования педагогов. Только в 2016 году на базе вуза обучение прошли около 4 тыс. специалистов.

Просмотров: 26

Материал опубликован в журнале №94 от 29.03.2017.

ТЕРЕХОВА Светлана Анатольевна

руководитель образовательного ресурсного центра, начальник отдела дополнительного образования Сургутского государственного педагогического университета, кандидат исторических наук.

Среда профессионального развития

Сургутский государственный педагогический университет – одна из ведущих организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в сфере дополнительного профессионального образования педагогов. Только в 2016 году на базе вуза обучение прошли около 4 тыс. специалистов. Сегодня СурГПУ активно участвует в окружной комплексной программе обновления кадров в интересах инновационного развития региона и РФ.

Актуальное содержание

Дополнительное профессиональное образование – важнейшая часть деятельности вуза: это не просто вопрос его позиционирования на рынке образовательных услуг, но и социальной ответственности университета по реализации задачи повышения профессионального уровня педагогических работников.

В 2013 году на базе вуза создан образовательный ресурсный центр (ОРЦ), реализующий комплекс мер для профессионального развития педагогических работников в соответствии с меняющимися условиями трудовой деятельности и социальной среды.

Считаем, что одним из основополагающих принципов деятельности системы ДПО является качество предоставляемых образовательных услуг. Это касается и содержания дополнительных профессиональных программ, и формата организации повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

Введение ФГОС и профессиональных стандартов повлекло за собой изменение содержания программ ДПО. Проведенный ОРЦ мониторинг обозначил потребность в программах, направленных на практическую подготовку в сфере профессиональной деятельности, формирование компетенций, необходимых для реализации программ общего образования согласно актуальным требованиям. Кроме того, востребованы программы, позволяющие в короткие сроки обучить привлеченных в систему образования выпускников непрофильных вузов, создать вариативные маршруты подготовки педагогических кадров.

При разработке дополнительных профессиональных программ в СурГПУ была принята установка: программа должна давать педагогу инструмент. Именно поэтому из реестра программ ДПО университета исчезли абстрактные названия, типа «Актуальные проблемы…», и появились конкретные формулировки: например, «Формирование у обучающихся универсальных учебных действий и мониторинг метапредметных результатов на уровне основного общего образования», «Предметно-развивающая среда в организации сотрудничества педагога и детей: реализация ФГОС дошкольного образования», «Проектная и исследовательская деятельность по математике как средство самореализации обучающихся с высоким потенциалом развития» и другие. Мы сознательно пошли на конкретизацию формулировки названия программ повышения квалификации, так как в ней заложен механизм необходимости их постоянного совершенствования.

Процесс обновления содержания образования требует от системы ДПО гибкости, тем более, что многие образовательные организации ХМАО – Югры являются пилотными площадками по различным проектам. СурГПУ осуществляет ежегодное обновление пакета дополнительных профессиональных программ в объеме около 70 %. Конечно, этот процесс требует организационных, интеллектуальных, методических, информационных и административных затрат, но именно он позволяет точно и адресно реагировать на запросы педагогического сообщества. На сегодняшний день в каталоге дополнительных профессиональных программ СурГПУ представлено более 130 актуальных, апробированных, предметно-ориентированных программ повышения квалификации и 11 программ профессиональной переподготовки в области «Образование и педагогика». В список также включены программы, связанные с формированием и обновлением компетенций учителей и воспитателей в области инклюзивного и специального образования.

СурГПУ – ведущий вуз региона в области дефектологического образования. По данному направлению реализуются 15 программ повышения квалификации и 4 программы профессиональной переподготовки, в том числе новые – «Сурдопедагогика» и «Тифлопедагогика». Понимая важность и сложность задачи социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, университет регулярно проводит повышение квалификации руководящих и педагогических работников соответствующих реабилитационных, образовательных центров и организаций: в 2016 году обучение прошли 572 человека. Для координации деятельности структурных подразделений вуза, направленных на научное и научно-методическое сопровождение реализации инклюзивного и специального образования региона, на базе СурГПУ создан ресурсный центр образовательных технологий по работе с детьми, имеющими особенности развития.

Востребованные форматы

Специфика региона (удаленность и труднодоступность многих территорий, затрудненность сообщения, особенности учебного процесса в связи с актировками) обусловила организационное переформатирование деятельности университета в области дополнительного профессионального образования.

Так, насущной необходимостью и одним из немногих вариантов сделать ДПО доступным для каждого педагога ХМАО – Югры стало внедрение дистанционного формата обучения. Компенсировать территориальную, информационную и методическую оторванность некоторых муниципалитетов позволило создание образовательного портала СурГПУ.

Практически все реализуемые в Сургуте сетевые программы повышения квалификации содержат стажировочный модуль на базе образовательных организаций города, где не только рассказывается о возможностях реализации новых или совершенствуемых компетенций в реальном педагогическом процессе, но и демонстрируется на практике. Университет работает в плотном взаимодействии с Департаментом образования г. Сургута, который активно под­держал данный формат и позиционирует его. С 2016 года в качестве сетевых партнеров выступают 18 образовательных организаций города: школы, детские сады и учреждения дополнительного образования детей, имеющие статус региональных инновационных площадок. Такой подход позволяет слушателям ознакомиться с апробированными педагогическими технологиями, а авторам программ – скорректировать дальнейшую работу. В перспективе ОРЦ планирует внедрять такой формат при работе с другими муниципалитетами.

Кроме того, с прошлого года ОРЦ реализует внутрифирменное обучение как одну из актуальных технологий развития кадрового потенциала организации. В 2016-2017 годах в таком формате квалификацию повысили коллективы 19 образовательных учреждений ХМАО – Югры. Особенно радует, что вместе с педагогами учатся и руководители.

Убеждены, что именно педагогический вуз должен выступать флагманом модернизации в сфере образования. Для осуществления этой миссии следует, прежде всего, внедрять изменения в собственную профессиональную деятельность. Овладение преподавателями педагогических вузов новыми профессиональными компетенциями, важными для реализации системно-деятельностного похода, – на наш взгляд, первостепенная задача. В этом контексте университет давно и плодотворно сотрудничает с доктором психологических наук, академиком РАО Валерием Семеновичем Лазаревым. В 2014 году ученый совет СурГПУ принял решение о необходимости повышения квалификации преподавателей вуза, работающих по программам педагогического образования и программам освоения деятельностных технологий. В результате было организовано обучение 3 групп профессорско-преподавательского состава.

Помимо деятельности в сфере дополнительного профессионального образования (организация и проведение курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки, формирование депозитария программ ДПО и их методического обеспечения), в круг профессиональных интересов ОРЦ СурГПУ входят и другие направления деятельности. В их числе мониторинг профессиональных потребностей педагогических и руководящих работников образовательных организаций, эффективности реализации программ ДПО, проведение сертификационных процедур и экспертной оценки качества разрабатываемых дополнительных профессиональных программ и учебно-методических комплексов, инновационных образовательных методик и проектов педагогов, сопровождение инновационной проектной деятельности образовательных организаций.

Актуальность содержания дополнительных профессиональных программ, ориентированность на запросы клиентов, использование востребованных форматов обучения, а также широкий спектр направлений деятельности – все это позволяет образовательному ресурсному центру СурГПУ создавать благоприятную для профессионального развития педагогов среду. Отрадно слышать отзывы слушателей после завершения курсов: «Мы уже попробовали это на практике и видим результат!». В этом главное признание эффективности работы коллектива вуза.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: лучшие практики, ао-94, дополнительное профессиональное образование

Похожие материалы:
Приоритетные направления развития ДПО педагогического вуза
Высшие курсы иностранных языков Минэкономразвития России обеспечивают непрерывное образование граждан
Дополнительное профессиональное образование добивается равноправия
КузГТУ занимает лидирующие позиции по подготовке кадров для российской угольной промышленности
ИПКиПРО Тульской области успешно реализует программу развития
О работе центров ответственности по распределению контрольных цифр приема в высшем образовании
Региональная модель повышения квалификации педагогов
МИЭТ объявляет набор слушателей на практические семинары по энергосбережению
Федеральная инновационная площадка Архангельской области
САФУ: арктические горизонты

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 10 (110) 2019

Парадоксы – наше всё! По данным доклада Организации экономического сотрудничества и развития «Инновации в образовании: что изменилось в классе за последнее десятилетие», российское образование вошло в тройку самых инновационных среди стран-участниц ОЭСР. Между тем в результате того, что в России 98% учителей задают домашнюю работу минимум два раза в неделю, 36% старшеклассников не умеют использовать полученные знания и принимать решения. Еще больше парадоксов – в новом номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
«VR-журналистика» – в новый учебный год журфак ЮУрГУ входит с новым учебным курсом
На кафедре журналистики и массовых коммуникаций факультета журналистики ИСГН ЮУрГУ разработан...
Минобрнауки РФ запускает обсуждение будущего законопроекта «О научной и научно-технической деятельности в РФ»
Министерство науки и высшего образования РФ запустило обсуждение будущего законопроекта «О...
Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
Исследование Арктики является одной из приоритетных задач государства, Правительством РФ...
Магистерская программа «Информационные и гибридные конфликты» запускается в ИОНМО СевГУ
На базе Севастопольского государственного университета впервые начинает действовать магистерская...
Популяризируя знания о Байкале
Проект «Байкальские зарисовки», реализуемый под руководством молодого ученого ИГУ, стал призером...
Из журнала
#94СГПУ активно участвует в окружной комплексной программе обновления кадров
#99Состояние и перспективы развития зарубежных филиалов в мире
#103Психологические проблемы непрерывного образования
#106Воскресенский колледж развивает систему наставничества
#104Форум сети INQAAHE состоялся на острове Маврикий
Информационная лента
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний
09:51Популяризируя знания о Байкале
09:51Магистерская программа «Информационные и гибридные конфликты» запускается в ИОНМО СевГУ
09:40Новые материалы и технологии: российские ученые переходят на экологичное производство