Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Риск-ориентированная модель в образовании: готовность №…

В прошлом номере журнала «АО» (№108) была опубликована редакционная статья «Риск-ориентированная модель: новый раунд реформы». Мы решили продолжить эту тему в рамках постоянной рубрики «Заочный круглый стол», попросив руководителей образовательных организаций ответить на ряд вопросов. Первый участник обсуждения – ректор Томского государственного архитектурно-строительного университета (ТГАСУ), доктор физико-математических наук, профессор Виктор ВЛАСОВ.

Просмотров: 404
  1. По вашему мнению, какие кардинальные позитивные эффекты для российской высшей школы в целом и образовательной организации в частности может дать внедрение риск-ориентированной модели? И при соблюдении каких условий?

  1. Имеются ли у этой модели также и потенциальные риски для деятельности высшей школы? Какие превентивные меры должно принять государство при внедрении, чтобы их купировать?

  1. По вашей оценке, каков уровень готовности к переходу на риск-ориентированную модель у самих образовательных организаций? В частности, каких конкретных действий это потребует от вузов: переформатирования внутривузовской системы оценки и управления качеством, переподготовки сотрудников, создания новой структуры в рамках вузов?

(1) Внедрение риск-ориентированного подхода в вопросах государственного контроля и надзора для различных сфер народного хозяйства является в настоящее время одним из восходящих трендов в управлении. Результатом экспертной проработки вопроса стал тот факт, что 27 февраля 2019 года Президент РФ Владимир Путин по итогам послания Федеральному собранию поручил Правительству РФ обеспечить внесение в законодательство изменений, включающих введение с начала 2021 года норм государственного контроля с требованиями риск-ориентированного подхода. При этом будут отменены все нормативные акты в этой сфере, действующие в настоящее время.

Основанием для принятия таких решений – несомненно, революционных – является широкое проникновение во все сферы жизни цифровизации, bigdata, блокчейна и других современных технологий, позволяющих осуществлять автоматизированный контроль отчетной информации.

В сфере высшего образования до недавнего времени государственный контроль и надзор над деятельностью университетов осуществлялся посредством сдачи различных форм отчетности, часто в бумажном виде. Процесс получения государственной аккредитации образовательной деятельности и проверок был, в первую очередь, связан с выездами экспертов и их работой на местах.

Подходы к внедрению риск-ориентированной модели к контролю деятельности образовательной организации начали формироваться в 2013 году, когда постановлением Правительства РФ от 10 июля 2013 года, № 582 утверждены Правила размещения на официальном сайте образовательной организации в сети интернет информации об образовательной организации. В документе в общем виде приведен список материалов, требуемых к размещению. Приказом Рособрнадзора от 29 мая 2014 года, № 785 эти требования были уточнены в части структуры специального раздела «Сведения об образовательной организации», на котором необходимо размещать информацию. Позже эти нормативные документы дополнили отдельными актами, добавляющими требования к размещению информации о стипендиальном обеспечении, советах обучающихся, расходовании средств на культурно-массовую, спортивную и оздоровительную работу, особенностях получения образовательных услуг лицами с ограниченными возможностями здоровья и прочем.

Также для обеспечения возможности автоматической обработки данных на сайтах образовательных организаций разработан ряд версий практических рекомендаций по размещению информации. Они детализируют вид, форму представления, наличие специальных тегов микроразметки веб-страниц сайта, внедряемых в код для того, чтобы специальная программа-сборщик могла отмечать ее наличие и формировать отчеты. На основании полученных таким образом данных легко оценить деятельность образовательной организации и определить риски в ее деятельности, слабые места, в отношении которых возможна непосредственная проверка человеком. В настоящее время такой механизм уже выходит на первое место в вопросах получения государственной аккредитации образовательных программ.

Безусловно, такой подход является удобным для оценки деятельности образовательных организаций со стороны экспертов и  проверяющих органов, поскольку позволяет существенно сократить время на обработку информации, а также сконцентрировать усилия на наиболее проблемных участках. Кроме того, удобно и то, что необходимая информация по любой образовательной организации может быть найдена в определенном месте официального сайта, ведь коды и имена страниц раздела являются едиными для всех. Это является важным элементом открытости всей системы образования нашей страны.

С точки зрения образовательных организаций такой подход позволяет систематизировать и централизовать важнейшую информацию университета, доступную для всех заинтересованных лиц – сотрудников, студентов, абитуриентов.

Максимальный эффект от внедрения риск-ориентированной модели контроля может быть достигнут в том случае, если большая часть запрашиваемой информации будет сформирована в одном месте, открытом и доступном для просмотра всеми заинтересованными лицами и структурами.

 

(2) Основные риски предлагаемого подхода связаны с недостаточной централизацией сбора информации об образовательных организациях. Например, помимо сбора данных с официального сайта сохраняются иные механизмы формирования отчетности: в частности, формы статистического наблюдения и другие, требующие дополнительного заполнения на сторонних ресурсах. В результате  различные проверяющие органы могут иметь различное видение ситуации.

Кроме того, оценка деятельности вузов на основе внедрения подобных механизмов может не учитывать специфику образовательных организаций. Например, организации, предлагающие обучение творческим специальностям, могут не иметь существенной научной базы; материалы, размещаемые на сайтах, могут не в полной мере отражать реальный образовательный процесс; талант, мастерство и профессиональный уровень педагогов также сложно оценить в цифровых данных.

Основными мерами по сглаживанию подобных рисков должно стать активное вовлечение профессионального сообщества работодателей к оценке результативности обучения выпускников в вузе на основе удовлетворенности их работой – как это отражено в национальном проекте «Образование». Участие работодателей в оценке качества и сейчас реализуется, например, через механизмы практики, стажировок, дипломирования, участия в государственных экзаменационных и аттестационных комиссиях. Тем не менее вопросы мотивации работодателей к участию в обозначенном процессе пока остаются открытыми.

 

(3) В рамках мероприятия «Развитие механизмов оценки и обеспечения качества образования в соответствии с государственными образовательными стандартами» Государственной программы РФ «Развитие образования» проведен мониторинг заполнения образовательными организациями официального сайта. Выяснилось, что более 93% организаций высшего образования имеют официальные сайты, из которых 20% полностью соответствуют требованиям, а еще 66% имеют степень заполнения 80-99%. Проанализирована работа 1519 образовательных организаций и филиалов всех форм собственности. По сравнению с 2017 годом количество вузов со степенью размещения информации «более 80%» практически не изменилось, произошло лишь подтягивание отстающих в этой группе. Остальные 14-17% образовательных организаций, по-видимому, не стремятся к улучшению результатов и могут попасть в зону риска. Таким образом, система высшего образования в целом готова к внедрению риск-ориентированного подхода к государственному контролю.

 

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Воспитывая достойные кадры для республики и страны
Перспективы набора казахстанских студентов на обучение в российские вузы
Законодательство о целевой подготовке студентов
По числу иностранных студентов Россия побила рекорды СССР
Эксперты, работающие над «программой Кудрина», рассказали о больших вызовах для образования
Чтоб не получилось «как всегда»…
Игорь Реморенко: «Поиск стратегий развития образования идет во всем мире»
Проблемы и перспективы развития отраслевого образования
Будущее рынка труда в России и мире
ОмГПУ делится опытом проведения зимней языковой школы

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ