Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Партнёры

Чтоб не получилось «как всегда»…

Подводя промежуточные итоги попыток модернизировать Россию, можно с уверенностью определить как одну из ключевых проблем противоположность мировоззрения и оценок сложившегося положения "правящей элитой" и "народом". Возможно ли преодолеть разногласия и разработать общую стратегию?

Просмотров: 1295

Фильм Михаэля Ханеке «Белая лента» – золотой призер Канн-2009 – произвел фурор среди европейских интеллектуалов постиндустриальной эпохи, заставив их вновь с головой окунуться в саморефлексию. Эта история семьи из маленькой немецкой деревеньки накануне Первой мировой поразительно тонко рассказывает, из какого психологического «замеса» выросло поколение, впоследствии на «ура» воспринявшее теорию и практику «высшей расы». Как уродует душу ребенка метод воспитания, основанный на дурно понятом принципе «греха и наказания», и что из этого может получиться (символом такой вот карательной педагогики режиссер и сделал белую ленточку)…Замечательно сказано в одной из рецензий: «Белая лента» – фильм о том, «как самые лучшие намерения часто приводят к самым чудовищным результатам». Стоп-стоп… ничего эта фраза вам не напоминает? Конечно, это же «близнец» самого крылатого афоризма новейшей российской истории: «Хотели как лучше, получилось как всегда»!

Так что же в этом фильме такого, что удивительным образом переносит нас из контекста художественного осмысления европейской истории на почву российской действительности? А вот что. Все чаще в общем дискурсе обсуждения на различных форумах и экспертных площадках модернизационного потенциала страны натыкаешься на все более откровенные высказывания ответственных лиц высокого и очень высокого уровня (чьи конкретные фамилии в данном случае и неважны). Ну, к примеру:

«Желание «делать себя», достигать шаг за шагом личных успехов не является нашей национальной привычкой. Отсюда безынициативность, дефицит новых идей, нерешенные вопросы…».

«Согласно данным опросов социологов, …разговоры о наукоемком производстве, технологиях и так далее в широких народных массах не встречают понимания. Поэтому «зажечь» народ трудно…».

«Уже приходилось называть очень тяжелым нашим недугом широко распространенные в обществе так называемые патерналистские настроения. Уверенность, что кто-то должен решить проблему за тебя – государство или кто-то другой, но не каждый на своем месте, – зачастую очень сильно отбрасывает нас назад…».

Думаете, глухое недовольство «вверенным народом» высказывается лишь в полемическом пылу? Вовсе нет. Это уже оформившееся умонастроение правящей элиты, вполне зафиксированное социологами. Так, на основе проведенного в феврале-марте 2011 года исследования эксперты Центра политических технологий сделали поразительный вывод о недоверии «со стороны государства к обществу» (именно так!), о чем социологи и сообщили на одном из июньских заседаний экспертной группы №8 по доработке «Стратегии-2020». (Правда, о креативности и творческой жилке как национальной черте россиян говорится тоже немало, но все чаще это выглядит не более чем дежурным реверансом).

Психологи категорически предупреждают родителей: если подспудно внушать ребенку, что он плох, недостоин, неумен, несуразен, и т.п., он таким в конце концов и станет. Прямо экстраполировать аксиомы психологии личности на психологию социальную не совсем корректно. И тем не менее, «коллективное бессознательное» чутко к внушаемым комплексам, которые могут сублимировать в совершенно непредсказуемую сторону. Совсем не в ту, о которой мечтают авторы и инициаторы «Стратегии-2020»…

Автор: Марина Брылякова

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: реформы образования, марина брылякова, стратегия 2020

Похожие материалы:
Риск-ориентированная модель в образовании: готовность №…
Экспресс-форум: СПО в условиях децентрализации
Эспресс-форум: педагогическое образование в Год учителя
Непрерывное образование: «Весь мир – это школа…»
О проблемах подготовки педагогических кадров
Внедрение нормативно-подушевого финансирования - скальпель или гильотина?
Российское образование в контексте международных индикаторов
Проблемы и перспективы школьного образования
Российское образование. Пять сюжетов Виктора Болотова
Модернизация педагогического образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 2 Оставить комментарий
Султанова Виолетта Зелимхановна, ректор ДГИ Незарегистрированный пользователь
Законопроект об образовании заменит два базовых закона: «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Этот закон охватывает все уровни образования, включая дошкольное, начальное, среднее, высшее и дополнительное. Новый законопроект также решает задачу равнодоступности бюджетных средств для государственного и негосударственного секторов образования. А это значит, что будет сформирована конкурентная среда, без которой невозможно развитие образования. Пусть история российского негосударственного сектора насчитывает всего 20 лет, мы отчетливо понимаем, что образование – не частное дело людей, а такая сфера общественной жизни, от которой зависит существование общества и государства.

С переходом на двухуровневую систему высшего образования произошло и укрупнение образовательных программ, сопряженное с их количественным сокращением. Каждый год их число будет сокращаться. Связано это как с демографическим кризисом, так и с необходимостью внедрения модели образования через всю жизнь. Магистратура – это новый феномен для нас. Сегодня возникла острая необходимость к обучению на протяжении всей жизни. Мир меняется с оглушительной скоростью, значит, меняться нужно и нам.

Выпускники вузов должны быть востребованы на рынке труда, они должны быть людьми современными, мыслящими, творческими. Образование – это не только передача знаний, это еще и формирование человеческой личности, нравственной, духовной личности. Нельзя построить успешную экономику, если образование не станет общенациональным делом.

2012-04-12 14:20:56 Ответить пользователю

Федор Незарегистрированный пользователь
"Проблема глухоты народа" давным-давно обсуждается… Ни марксизм, ни капитализм – ничего, в принципе, нам не смог «воткнуть» Запад на постоянной основе. Мы пережевывали и выкладывали совершенно иную модель на стол. Потому и обсуждается это в таком тоне, мол, народ варварский.
Могу точнее объяснить вот эту нотку из политических кругов, мол, народ варится сам в себе и не хочет прислушиваться: каждую неделю в криминальных сводках пробегает новость, что очередная светская львица или там сын высокого чиновника ушел/ушла от ответственности за ДТП, в котором погибло 2-3-4 человека. Всё. Как с такими политическими кругами можно и вообще нужно ли выстраивать диалог?
Вот тут как раз очень точно отмечает автор, что пока человека называешь свиньей, то он и будет становиться свиньёй. А рыба лучше ловится в мутной воде, потому нашим политикам, которые 2 млрд рублей из казны в карман не считают за кражу, очень выгодно бичевать народ, угнетая этот же народ всякими выпадами словесными, мол "вы, народ, - толпа идиотов, были ею и всегда будете".

Вообще, я сторонник умеренного эгоизма. Надо слепить себя (не чтобы тебя слепил проплаченный телевизор или учебники "ссоревские"), а становиться образованнее в своём личном ключе (а не только академически себя обучать и из этого образа никуда не выходить) и, в конце концов, начать создавать, делать своё дело (обучать, помогать, лечить) и не лезть туда, где тебя не ждут, но при этом (и это главное условие) ВСЕГДА помогать там, где тебя ждут и просят помощи.

2011-11-27 18:04:07 Ответить пользователю

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 9 (109) 2019

Готова ли система образования России к переходу на риск-ориентированную модель оценки качества? Почему российские работодатели не заинтересованы в развитии своих сотрудников? Что включает цикл обучения в Бразилии? Каковы перспективы набора студентов из Казахстана на обучение в российские вузы? Знакомьтесь с мнениями экспертов в новом номере «АО»!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Кадровый потенциал Чукотки
Стратегию развития Чукотского многопрофильного колледжа определяет ответственная задача,...
Продолжается прием заявок на региональный этап конкурса Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов
До 31 мая идет прием заявок на областной конкурс, проводимый в рамках регионального этапа...
Информационный центр ОИЯИ организует IT-школу молодых ученых Юга России
Главный проект — на базе ОИЯИ строится сверхпроводящий коллайдер протонов и тяжелых ионов NICA,...
Изобретение студента Астраханского госуниверситета поможет людям с ОВЗ
Четверокурсник факультета математики и информационных технологий АГУ Дмитрий Молимонов разработал...
Ученые СКФО планируют открыть единый центр по развитию нанотехнологий
Современное материаловедение и связанные с ним области невозможно развивать без приборов с...
Из журнала
#99Национальная система профессиональных квалификаций отметила первый юбилей
#98Общество «Знание» и Кубанское казачье общество основали техникум
#95Об основных целях и задачах высшего образования на Кипре
#102Опыт дуального обучения и перспективы его развития
#107Индивидуальный подход в обучении – залог успешности будущего специалиста
Информационная лента
11:23В ТюмГУ создается Центр системного инжиниринга
09:17В Ульяновской области будет построен новый ветропарк мощностью 75 МВт
09:16Неделя арктической науки: САФУ принимает учёных из разных стран мира
09:08Выставка «Заповедное ожерелье Амура» в Музее ВГУЭС: уникальные фотографии животных и растений
09:06“Professional update”: будущее образования и знаний обсудили в Казани