Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Чтоб не получилось «как всегда»…

Подводя промежуточные итоги попыток модернизировать Россию, можно с уверенностью определить как одну из ключевых проблем противоположность мировоззрения и оценок сложившегося положения "правящей элитой" и "народом". Возможно ли преодолеть разногласия и разработать общую стратегию?

14.10.2011
Просмотров: 1265

Фильм Михаэля Ханеке «Белая лента» – золотой призер Канн-2009 – произвел фурор среди европейских интеллектуалов постиндустриальной эпохи, заставив их вновь с головой окунуться в саморефлексию. Эта история семьи из маленькой немецкой деревеньки накануне Первой мировой поразительно тонко рассказывает, из какого психологического «замеса» выросло поколение, впоследствии на «ура» воспринявшее теорию и практику «высшей расы». Как уродует душу ребенка метод воспитания, основанный на дурно понятом принципе «греха и наказания», и что из этого может получиться (символом такой вот карательной педагогики режиссер и сделал белую ленточку)…Замечательно сказано в одной из рецензий: «Белая лента» – фильм о том, «как самые лучшие намерения часто приводят к самым чудовищным результатам». Стоп-стоп… ничего эта фраза вам не напоминает? Конечно, это же «близнец» самого крылатого афоризма новейшей российской истории: «Хотели как лучше, получилось как всегда»!

Так что же в этом фильме такого, что удивительным образом переносит нас из контекста художественного осмысления европейской истории на почву российской действительности? А вот что. Все чаще в общем дискурсе обсуждения на различных форумах и экспертных площадках модернизационного потенциала страны натыкаешься на все более откровенные высказывания ответственных лиц высокого и очень высокого уровня (чьи конкретные фамилии в данном случае и неважны). Ну, к примеру:

«Желание «делать себя», достигать шаг за шагом личных успехов не является нашей национальной привычкой. Отсюда безынициативность, дефицит новых идей, нерешенные вопросы…».

«Согласно данным опросов социологов, …разговоры о наукоемком производстве, технологиях и так далее в широких народных массах не встречают понимания. Поэтому «зажечь» народ трудно…».

«Уже приходилось называть очень тяжелым нашим недугом широко распространенные в обществе так называемые патерналистские настроения. Уверенность, что кто-то должен решить проблему за тебя – государство или кто-то другой, но не каждый на своем месте, – зачастую очень сильно отбрасывает нас назад…».

Думаете, глухое недовольство «вверенным народом» высказывается лишь в полемическом пылу? Вовсе нет. Это уже оформившееся умонастроение правящей элиты, вполне зафиксированное социологами. Так, на основе проведенного в феврале-марте 2011 года исследования эксперты Центра политических технологий сделали поразительный вывод о недоверии «со стороны государства к обществу» (именно так!), о чем социологи и сообщили на одном из июньских заседаний экспертной группы №8 по доработке «Стратегии-2020». (Правда, о креативности и творческой жилке как национальной черте россиян говорится тоже немало, но все чаще это выглядит не более чем дежурным реверансом).

Психологи категорически предупреждают родителей: если подспудно внушать ребенку, что он плох, недостоин, неумен, несуразен, и т.п., он таким в конце концов и станет. Прямо экстраполировать аксиомы психологии личности на психологию социальную не совсем корректно. И тем не менее, «коллективное бессознательное» чутко к внушаемым комплексам, которые могут сублимировать в совершенно непредсказуемую сторону. Совсем не в ту, о которой мечтают авторы и инициаторы «Стратегии-2020»…

Автор: Марина Брылякова

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: реформы образования, марина брылякова, стратегия 2020

Похожие материалы:
Российское образование. Пять сюжетов Виктора Болотова
Экспресс-форум: Европейские стандарты качества образования
Ректор Европейского университета рассказал о реформе вузов
Союз ректоров: реформировать военные кафедры в вузах
Изменения в системе подготовки педагогов
Плюсы и минусы законопроекта «Об образовании в РФ»
Новой школе – новый учитель
Автономные учреждения: выгода и риски
Автономия Сибирского федерального университета
Почему России нужны федеральные колледжи?

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 2 Оставить комментарий
Султанова Виолетта Зелимхановна, ректор ДГИ Незарегистрированный пользователь
Законопроект об образовании заменит два базовых закона: «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Этот закон охватывает все уровни образования, включая дошкольное, начальное, среднее, высшее и дополнительное. Новый законопроект также решает задачу равнодоступности бюджетных средств для государственного и негосударственного секторов образования. А это значит, что будет сформирована конкурентная среда, без которой невозможно развитие образования. Пусть история российского негосударственного сектора насчитывает всего 20 лет, мы отчетливо понимаем, что образование – не частное дело людей, а такая сфера общественной жизни, от которой зависит существование общества и государства.

С переходом на двухуровневую систему высшего образования произошло и укрупнение образовательных программ, сопряженное с их количественным сокращением. Каждый год их число будет сокращаться. Связано это как с демографическим кризисом, так и с необходимостью внедрения модели образования через всю жизнь. Магистратура – это новый феномен для нас. Сегодня возникла острая необходимость к обучению на протяжении всей жизни. Мир меняется с оглушительной скоростью, значит, меняться нужно и нам.

Выпускники вузов должны быть востребованы на рынке труда, они должны быть людьми современными, мыслящими, творческими. Образование – это не только передача знаний, это еще и формирование человеческой личности, нравственной, духовной личности. Нельзя построить успешную экономику, если образование не станет общенациональным делом.

2012-04-12 14:20:56 Ответить пользователю

Федор Незарегистрированный пользователь
"Проблема глухоты народа" давным-давно обсуждается… Ни марксизм, ни капитализм – ничего, в принципе, нам не смог «воткнуть» Запад на постоянной основе. Мы пережевывали и выкладывали совершенно иную модель на стол. Потому и обсуждается это в таком тоне, мол, народ варварский.
Могу точнее объяснить вот эту нотку из политических кругов, мол, народ варится сам в себе и не хочет прислушиваться: каждую неделю в криминальных сводках пробегает новость, что очередная светская львица или там сын высокого чиновника ушел/ушла от ответственности за ДТП, в котором погибло 2-3-4 человека. Всё. Как с такими политическими кругами можно и вообще нужно ли выстраивать диалог?
Вот тут как раз очень точно отмечает автор, что пока человека называешь свиньей, то он и будет становиться свиньёй. А рыба лучше ловится в мутной воде, потому нашим политикам, которые 2 млрд рублей из казны в карман не считают за кражу, очень выгодно бичевать народ, угнетая этот же народ всякими выпадами словесными, мол "вы, народ, - толпа идиотов, были ею и всегда будете".

Вообще, я сторонник умеренного эгоизма. Надо слепить себя (не чтобы тебя слепил проплаченный телевизор или учебники "ссоревские"), а становиться образованнее в своём личном ключе (а не только академически себя обучать и из этого образа никуда не выходить) и, в конце концов, начать создавать, делать своё дело (обучать, помогать, лечить) и не лезть туда, где тебя не ждут, но при этом (и это главное условие) ВСЕГДА помогать там, где тебя ждут и просят помощи.

2011-11-27 18:04:07 Ответить пользователю

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (97) 2017

Ключевая тема номера – эффекты модернизации. Единство и многообразие, порядок и хаос, материальное и духовное, цифровое и реальное – вот только некоторые из коллизий трансформации образовательного пространства. Должен ли быть «сытым» современный студент? – читайте в новом номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#88Прямая оценка качества подготовки
#88Консерватория – часть музыкальной жизни России
#92Модернизация ДПО как гарантия качества
#88Качество определяет конкурентоспособность
#88Перспективы развития экономического образования
Информационная лента
14:43Секреты успеха научных статей в МАИ от Elsevier
14:39СПбГУТ готовится к открытию «BAFO-2017»
11:54На факультете лингвистики ВятГУ запущен проект «Образование без границ»
11:43СОГУ – победитель этапа всероссийского хакатона «Собери университет»
15:26Проект ТувГУ «Кочевники - педагогические отряды на чабанские стоянки»  победитель конкурса грантов Президента РФ