Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Разработка федеральных государственных образовательных стандартов для общей школы

Беседа с Александром Кондаковым, руководителем группы разработчиков новых школьных стандартов об основных задачах новых стандартов и требованиях к условиям реализации образовательных программ.

Просмотров: 2451

Школа должна жить по-новому. А как?

Известно, что разработка первого поколения государственных образовательных стандартов общего образования продолжалась в нашей стране довольно долго, но так и не привела к результату, который устроил бы все заинтересованные стороны: учителей, родителей, государство. Начиная с 2005 года, началась разработка второго поколения государственных стандартов для школы. Исполнителями проекта по поручению Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию являются Российская академия образования и Российская Академия наук. Коллектив разработчиков состоит из семнадцати групп, каждая из которых отвечает за конкретное направление работы. Возглавляют группы известные ученые.

В настоящее время готовы государственные образовательные стандарты для начальной школы, которые могут быть введены в действие с 1 сентября 2010 года. Завершается работа над стандартами для средней школы и продолжается – для старшей. Разработка проекта близится к концу и не за горами время, когда школа будет жить по-новому. Объяснить, что предлагают нам ученые, чем новые стандарты будут отличаться от имеющихся и какие изменения в образовательной деятельности произойдут после их введения, редакция попросила Александра КОНДАКОВА, научного руководителя проекта, доктора педагогических наук.


– Александр Михайлович, объясните, пожалуйста, на каких принципах строятся новые государственные образовательные стандарты для общеобразовательных учреждений? Чем они принципиально отличаются от имеющихся?

– Главная задача новых стандартов – формирование российской идентичности как условия построения гражданского общества. Школа должна воспитывать патриота и гражданина. Подобные идеи были выдвинуты разработчиками задолго до послания Президента Д.А. Медведева Федеральному Собранию РФ, в котором он привел высказывание Петра Столыпина: «Прежде всего, надлежит создать гражданина, и, когда эта задача будет осуществлена, гражданственность сама воцарится на Руси. Сперва – гражданин, а потом – гражданственность. А у нас обыкновенно проповедуют наоборот».

В новом понимании стандарты являются своеобразным договором между семьей, обществом и государством. И это меняет статус самого образования как основы построения гражданского общества. Мы обычно говорим, что задача системы образования – реализовать конституционное право каждого гражданина на получение бесплатного, доступного и качественного образования. В новых стандартах речь идёт об ответственности за соблюдение этого права. Она оговаривается в общественном договоре между семьей, школой и муниципалитетом. Важно отметить, что смысл новых стандартов не в том, чтобы ученик освоил определенную сумму знаний, а в том, чтобы по окончании школы он приобрел определенные личностные качества, обеспечивающие его успешность в дальнейшей жизни.

Когда мы говорим о воспитании гражданина, развитии личности ребенка, нужно понимать, какими качествами выпускник школы должен обладать, что в наше время является основой понятия «современный гражданин России». То есть мы должны разъяснить, какие ценности современного общества должна транслировать школа и что, собственно, мы понимаем под ценностями.

Новые стандарты дают ответ на этот вопрос. Под ценностями мы понимаем убеждения, устойчивое отношение к чему-либо или к кому-либо, духовные, нравственные, моральные принципы, которые приняты обществом. Подходы к определению современной российской системы ценностей были обозначены в 2004 году в послании Федеральному Собранию РФ Президента В.В. Путина, в котором было сказано, что «мы строим открытое гражданское общество». Но, пожалуй, впервые ценности современного российского общества были названы осенью 2008 года в аналогичном послании Президента Д.А. Медведева. Это жизнь человека, социальная справедливость, личностная и индивидуальная свобода, семейные традиции, патриотизм, вера в Россию и глубокая привязанность к родному краю, межнациональный мир. При разработке проекта ценностная составляющая стала для нас определяющей. Она закладывается в основу предметных программ и программы воспитания и социализации, разрабатываемые в рамках ГОС. В соответствии с новыми стандартами воспитание превращается в результат образования. А значит, в школу возвращается вторая половина дня, и не только де-факто, но и де-юре, то есть с обеспечением оплаты работы учителя. Это очень существенный момент.

– Что представляет собой система требований, заложенная в основу ФГОС второго поколения?

– Раньше стандарты школьного образования представляли собой обязательный минимум содержания образования и требования к выпускникам. Теперь, согласно федеральному закону № 309ФЗ от 1 декабря 2007 года, это трехуровневая система требований. Как говорят специалисты, система «трех Т». Первое из них – требования к структуре основных образовательных программ, второе – требования к уровню подготовки выпускников, третье — требования к условиям реализации основных образовательных программ. Третья группа особенно важна, ведь раньше никто не вписывал в стандарты нормы, определяющие техническое оснащение учебного процесса, принципы оплаты труда учителей и т.д., то есть обязательства государства и муниципалитетов по отношению к системе образования. Теперь же ситуация иная: условия должны соответствовать заявленным нормам. Если в стандарты первого поколения входили федеральный, национальнорегиональный и школьный компоненты (содержание образования, определяемое соответственно федерацией, регионом и учебным заведением), то теперь компоненты совсем другие: инвариантный (обязательный для всех) и вариативный (формируемый участниками образовательного процесса).

Требования к условиям реализации основных образовательных программ представляют собой систему нормативов и регламентов, которые необходимы для реализации этих программ и достижения планируемых результатов общего образования. Обращаю внимание – в системе заложены новые нормативы: такие как информационное обеспечение учебного процесса, обеспечение доступа учащимся и учителям к базам данных, которые адекватны соответствующей ступени обучения. Кроме того, она предполагает комфортную, дружественную по отношению к учащимся, учителям и родителям среду, позволяющую достичь личностных, социальных, познавательных, коммуникативных результатов образования. В послании Президент России обратил на это особое внимание.

Именно понимание стандартов как системы требований и создает систему эффективного управления качеством образования в школе.

– Как изменится в соответствии с новыми стандартами содержание образования?

– Теперь основа содержания образования не входит в сами стандарты, а является сопровождающим его документом – «фундаментальным ядром» по каждому предмету (емкий текст на две-три страницы). «Фундаментальное ядро» фиксирует основополагающие элементы научного знания, в том числе ценностно-мировоззренческие, предназначенные для обязательного изучения в общеобразовательных учреждениях: ведущие теории, научные идеи и категории, методы научного познания, события, явления и т.п. В нем обобщенно описываются универсальные учебные виды деятельности личностного, регулятивного, познавательного, коммуникативного характера, формирование и развитие которых осуществляется в ходе образовательного процесса.

Методологическая основа новых стандартов – системно-деятельностный подход, рассчитанный на практико-ориентированный характер обучения и ценность личностного, а не предметного результата образования ребёнка. Школьник должен научиться проектировать собственную деятельность, овладеть универсальными компетентностями, быть готовым к выбору профессии и вектора дальнейшего образования, а также приобрести гуманистические, демократические ценностные ориентации, умение следовать этическим, нравственным, моральным нормам, оценивать не только других, но и себя. А что касается предметного результата, я бы обратил внимание на то, что самое важное – научить ребёнка применять в повседневной жизни приобретенные знания, умения, навыки, компетенции.

– Предполагают ли готовящиеся стандарты изменение системы оценивания знаний обучающихся?

– К новым разработкам в области стандартов можно отнести систему оценивания достижений обучающихся, основанную на критериальном подходе, а также изучении и обобщении требований семьи, общества и государства к результатам образования, которая позволила создать новый для нашей педагогики документ – ««Планируемые результаты». Он является ориентиром в деятельности образовательного учреждения. Система оценки учебных достижений обучающихся включает:

  • описание объекта и содержания оценки (требования, структурированные в соответствии с используемой таксономией);
  • критерии и процедуры оценивания;
  • состав инструментария;
  • формы представления результатов;
  • условия и границы применения.

Инструментарий для оценки достижения планируемых результатов освоения программ каждой ступени общего образования разрабатывался применительно к основным группам результатов.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: образовательные стандарты, общеобразовательная школа, александр кондаков, по сути, ао-28

Похожие материалы:
Образовательный эксперимент «Школа здоровья»
Уроки биологии в школе
Педагог в системе школьного образования
Проблемы и перспективы школьного образования
Британский рейтинг ведущих университетов мира
Год учителя. Итоги
Проблемы качества современного начального образования
Экспресс-форум: Качество школьного образования
Первоклассники первыми перейдут на новый стандарт
«Наша новая школа»: от теории к практике

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (107) 2018

За молодыми учеными – будущее страны. По крайней мере, таков расклад, отраженный в нацпроекте «Наука». Что же касается самих начинающих и не очень исследователей – они в большей степени озабочены настоящим, в котором их зарплата несоизмерима с заработками менеджеров по продажам, а без участия в конкурсах, направленных на коммерциализацию результатов исследований, получить средства на научную деятельность практически невозможно. Оценка качества образования, рейтингование, информационная открытость, практико-ориентированное обучение, интернационализация и модернизация… Традиционно «АО» держит вас в курсе острых тем и актуальных трендов. Новый номер – не исключение. Читайте прямо сейчас!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
ЮУрГУ вновь проводит Международный форум «Коммуникационный лидер XXI века»
Вот уже четвертый раз ЮУрГУ становится площадкой проведения крупнейшего международного...
Шестая всероссийская конференция «Дошкольное образование: лучшие программы, практики и технологии»
С 8 по 11 апреля в г. Москва пройдет Шестая всероссийская конференция «Дошкольное образование:...
В ТвГУ пройдет Международная научно-практическая конференция «Языковой дискурс в социальной практике»
Конференция пройдет при участии института межкультурной коммуникации института русистики...
Организуемая в АлтГУ международная конференция по качеству питания получила поддержку РФФИ
С 24 по 26 июня на базе Алтайского государственного университета будет проходить 16-я...
О методике оценки уровня счастья рассказала на форуме в Москве завкафедрой НовГУ
На прошедшей неделе в Москве, в Технопарке Сколково прошел II Форум «Счастье как бизнес-модель»....
Из журнала
#98Гусь-Хрустальный технологический колледж успешно внедряет дуальное обучение
#101Луховицкий авиационный техникум развивает социальное партнерство
#94По числу иностранных студентов Россия побила рекорды СССР
#95Курский государственный медицинский университет развивает экспорт образования
#102Апрельские тезисы ректора юридического вуза
Информационная лента
09:08Из Великобритании - с идеями о сотрудничестве
09:06АГУ и итальянский университет развивают научное партнёрство
09:04Компания Schlumberger запускает кейс-чемпионат для студентов старших курсов и выпускников
09:02О методике оценки уровня счастья рассказала на форуме в Москве завкафедрой НовГУ
08:38XX Международная научно-практическая конференция «Eurasiascience»