Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

«Наша новая школа»: от теории к практике

Одинцовский университетский образовательный округ - округ с открытым списком: учебными заведениями различного уровня. Его деятельность направлена на реализацию принципов непрерывного образования в районе, повышение эффективности и качества образовательного процесса.

Просмотров: 2293
С.И. КАРПОВА, ректор Одинцовского гуманитарного института, кандидат педагогических наук, доцент

За последние десять лет в российской системе образования назрела острая необходимость практического решения поставленных в начале третьего тысячелетия глобальных задач, в том числе, в муниципальной системе образования.

Стратегия – выявление талантов

В 2001 году была принята Концепция модернизации российского образования. Глава Одинцовского муниципального района А.Г. Гладышев стал инициатором проведения инновационных семинаров для муниципальных служащих, руководителей и ведущих специалистов учреждений. Цель семинаров – определение стратегии развития района в рамках государственной образовательной политики. Без внимания не осталась и родительская общественность. Главный вопрос, который был задан родителям: в какой школе ваш ребенок хотел бы учиться? По результатам социологического исследования были определены противоречия и проблемы, анализ которых позволил определить ряд приоритетных задач для формирования образовательной политики в районе.

В 2004 году решением совета депутатов района принята концепция «Экополис Одинцовский». Ее основными направлениями стали здоровье граждан, современная инфраструктура образовательных учреждений, поддержка талантливых детей.

В этом же году открылся Одинцовский гуманитарный институт, осуществляющий профессиональную подготовку кадров для администраций городских и сельских поселений, предприятий, общеобразовательных учреждений и организаций Одинцовского муниципального района.

В 2006 году был создан Одинцовский университетский образовательный округ с открытым списком участников – учебных заведений различного уровня. Его деятельность направлена на реализацию принципов непрерывного образования в районе, повышение эффективности и качества образовательного процесса, переподготовки и повышения квалификации школьных учителей, руководителей и специалистов учреждений. В настоящее время в структуре Одинцовского гуманитарного института четыре структурных подразделения. Гимназия, колледж, институт, высшая школа бизнеса реализуют различные уровни образовательных программ, и таким образом осуществляется многоуровневая система подготовки кадров. Готовится открытие аспирантуры.

В 2007 году логичным продолжением реализации концепции «Экополис Одинцовский» стала разработка управлением образования Администрации Одинцовского муниципального района совместно со специалистами Одинцовского гуманитарного института концепции долгосрочной муниципальной целевой программы «Одаренные дети» на период до 2020 года.

Ее основными задачами являются:

  • выявление интеллектуально и академически (то есть мотивированных на успех в учебной деятельности) одаренных детей среди учащихся общеобразовательных школ района;
  • диагностика развития детей в условиях целенаправленного обучения по углубленным общеобразовательным программам и программам дополнительного образования;
  • разработка развивающих программ и технологий обучения для одаренных детей в рамках их индивидуальных образовательных траекторий;
  • создание развивающей среды информационно-технического обеспечения образовательного процесса;
  • осуществление организационных мероприятий для работы с одаренными детьми.

Высокая оценка школы

Для решения поставленных задач в 2008 году была открыта гимназия Одинцовского гуманитарного института – как его структурное подразделение и одно из звеньев системы непрерывного многоуровневого образования, реализуемого в институте.

Знаменательным событием в жизни гимназии 14 октября 2008 года стал визит Президента РФ Д.А. Медведева для знакомства с общеобразовательным учреждением нового типа, в комплексе сочетающим:

  • структурный компонент высшей школы, реализующий в рамках профиля института программы углубленного изучения отдельных предметов в объеме государственного образовательного стандарта и предметов по выбору на основе проектно-исследовательских технологий;
  • развитую инфраструктуру, позволяющую образовательному учреждению эффективно функционировать в режиме полного дня и реализовывать программы дополнительного образования спортивного и художественно-эстетического направлений.

Результатом визита президента стала высокая оценка деятельности гимназии как модели общеобразовательного учреждения, на практике осуществляющего идеи национальной образовательной политики.

В ноябре 2008 года было опубликовано Послание Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию, в котором четко определены пять направлений развития российской школы:

  • обновление образовательных стандартов;
  • система поддержки талантливых детей;
  • развитие учительского потенциала;
  • современная школьная инфраструктура;
  • здоровье учащихся.

С 2009 года для гимназии-института начался новый этап развития – реализация основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Обновление образовательных стандартов

В федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения заложена реализация идеи «трёх Т».

  • Требования к структуре образовательного процесса.
  • Требования к условиям реализации образовательного процесса.
  • Требования к результатам образовательного процесса.

В этом аспекте в гимназии происходят последовательные изменения.

Структура образовательного процесса предусматривает, прежде всего, учебный план, основной особенностью которого является интеграция в образовательное пространство Одинцовского гуманитарного института. Содержание образования определяют программы углубленного изучения отдельных предметов: литературы (гуманитарное направление), информатики (информационно-технологическое направление), истории (социальное направление), иностранного языка (филологическое направление). Неотъемлемым компонентом учебного плана является вариативное содержание образования в форме курсов по выбору («Правоведение», «Проба пера», «Занимательная математика», «Риторика», «Решение олимпиадных задач»), направленных на удовлетворение познавательных потребностей гимназистов.

Улучшены условия реализации образовательного процесса. Формируются новые ресурсы гимназии: пополнился фонд учебной и учебно-методической литературы библиотеки на 100 процентов, на 30 процентов увеличилось количество цифровых образовательных ресурсов медиатеки, в каждом кабинете гимназии – локальная сеть, позволяющая учителю оформлять электронный журнал и дневник обучающегося, эффективно функционирует система безопасности жизни и здоровья участников образовательного процесса, все учебные классы гимназии оснащены современным интерактивным оборудованием.

Показателями уровня требований к результатам образовательного процесса являются высокие результаты участия гимназистов в различных формах общественной аттестации. В 2009-2010 учебном году 34 учащихся с пятого по одиннадцатый классы стали призерами региональных и районных туров предметных олимпиад, 48 – победителями международных игровых конкурсов «Русский медвежонок» (русский язык) и «Кенгуру» (математика), 2 – победителями всероссийского конкурса «КИТ» (коммуникационные и информационные технологии), 16 – призерами различных творческих конкурсов.

Следует также отметить высокие требования к успеваемости учащихся в гимназии. Согласно положению о гимназии ОГИ, перевод учащихся в следующий класс возможен только при положительных триместровых отметках и положительных результатах промежуточной аттестации, которая включает четыре экзамена: русский язык, математику, предмет по выбору учащегося и публичную защиту научно-исследовательского проекта.

Принадлежность гимназии к высшей школе обусловливает решение задачи активного привлечения гимназистов к основам научной деятельности. Сегодня в проектно-исследовательской деятельности задействованы все учащиеся гимназии. Каждый учитель овладел методикой руководства проектной деятельностью. В 2008 году в гимназии создано и активно действует научное гимназическое общество, ежегодно проводятся научно-практические конференции учащихся с целью отбора лучших индивидуальных и групповых исследовательских работ для участия в районной научно-практической конференции школьников «ЛУЧ». В 2009-2010 учебном году ее победителями стали 12 проектно-исследовательских работ учащихся гимназии.

Система поддержки талантливых детей

Талант – это, прежде всего, яркая индивидуальность, а значит – реализация на практике принципа индивидуализации обучения. Полученный ребенком багаж знаний должен быть полезен ему в жизни, способствовать его профильному самоопределению. С этой целью психологи и педагоги гимназии осуществляют психолого-педагогическое сопровождение учащихся, построение индивидуальной образовательной программы, включающей траекторию учебной и внеучебной деятельности.

Основу воспитательно-образовательного процесса в гимназии составляет гуманитарно-педагогический подход, то есть обращение к личности учащегося.

Индивидуально-ориентированный подход в начальной школе осуществляется на основе интеграции урочной, внеклассной и домашней познавательной деятельности. Суть интеграции заключается в том, что детям и родителям даются ориентиры – задания, при условии последовательного выполнения которых они достигают успешных результатов в познавательной деятельности. Эти ориентиры-задания, объединенные одной целью, могут выполняться не только в рамках урока, но и в группах продленного дня, внеклассной работе, а самое главное – вне рамок гимназии.

Для реализации гуманитарно-педагогического подхода и индивидуализации обучения в гимназии существует система «тьюторства» (наставничества). Тьютором является высококвалифицированный педагог, реализующий индивидуальную работу с конкретным одаренным ребенком. Его основная задача заключается в определении наиболее эффективной стратегии индивидуального роста подопечного.

Развитие учительского потенциала

Педагогический коллектив гимназии активно вовлекается в проектно-инновационную деятельность участников образовательного процесса как способа аттестации. Прежде всего, изменились подходы к процедуре аттестации педагогических работников в условиях учебного заведения: главный акцент ставится на проектирование индивидуальной образовательной программы профессионального роста педагога, включение его в исследовательскую деятельность. Около 70 процентов педагогов гимназии участвуют в разработке учебных программ вариативного содержания образования и цифровых образовательных ресурсов, подготовке публикаций методических и учебно-дидактических материалов. Так, за два года работы педагогическим коллективом были составлены 24 авторские программы.

Современная школьная инфраструктура

Говоря об облике и структуре школьных зданий, президент Д.А. Медведев подчеркивал, что «наша новая школа не может быть ветхой».

Гимназия Одинцовского гуманитарного института – уникальное образовательное учреждение с особой инфраструктурой. Здание гимназии построено по экспериментальному проекту заслуженного архитектора России В.В. Степанова.

Четырехэтажное, круглой формы, оно вызывает ассоциацию с фантастическим образом инопланетного космического корабля, «тарелки», общей площадью – 116 117 кв. метров. На первом этаже располагаются большой выставочный зал, зимний сад с экзотическими растениями и небольшой бассейн с фонтаном, зрительный зал на 450 посадочных мест, оснащенный современным информационно-техническим и звуковоспроизводящим оборудованием, 5 кабинетов технологии (столярные, слесарные, радиомонтажные и швейные мастерские, кабинет кулинарии), столовая на 378 посадочных мест. На втором этаже находятся кабинеты начальной школы с игровыми комнатами, в каждой из которых имеются телевизор и видеомагнитофон, компьютер и удобная детская мебель, кабинеты предметного обучения, лекционный зал, спортивный зал общей площадью 523 кв. метра с 4 раздевалками, душевыми и тренерскими комнатами, библиотека с читальным залом, медиатека и малый зимний сад. На третьем этаже сосредоточены учебные кабинеты естественнонаучного цикла (химии, физики, биологии) с лаборантскими комнатами, кабинеты информатики, большой хореографический зал, студии художественного и народного творчества, кабинет музыкального и изобразительного искусства, кабинеты иностранного языка. На четвертом этаже – лингафонные кабинеты и информационный ресурсный центр. В большой специальной пристройке к основному зданию гимназии расположен спортивно-оздоровительный блок, включающий медицинский, стоматологический, массажный кабинеты, процедурную, кабинет психолога, тренажерный зал и бассейн с двумя плавательными чашами.

Здоровье учащихся

Такая развитая инфраструктура школьного здания позволяет эффективно решать задачи пятого, очень важного направления национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» – формирования и укрепления здоровья детей.

В гимназии организовано ежедневное сбалансированное горячее трехразовое питание. Наличие в штатном расписании ставки педиатра и двух ставок медицинской сестры, а также хорошее оснащение медицинских кабинетов позволяют правильно организовать медицинское обслуживание: проводить ежегодный осмотр детей узкими врачами-специалистами, своевременно осуществлять вакцинацию учащихся, предпринимать меры по профилактике простудных и других заболеваний.

Решая задачу формирования и укрепления здоровья, приоритетным направлением системы дополнительного образования учащихся в гимназии является спорт. Активно работают спортивные секции: плавания, таэквон-до, бадминтона, тенниса и большого тенниса, мини-футбола, волейбола, лыжных гонок. В 2009-2010 учебном году здесь занимались 46 процентов детей.

Реализуя целенаправленно все направления национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», гимназия создает необходимые условия обучения, воспитания и развития детей, с помощью которых раскрываются их возможности и способности, получают профессиональное развитие педагогические работники.

Внедрение принципов непрерывности и открытости в практику образовательной деятельности гимназии позволило приобрести ей статус регионального образовательного учреждения в рамках экспериментальной деятельности Педагогической академии последипломного образования Московской области. Создается модель образовательного учреждения, реализующего принципы профильного обучения.

Так национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» активно реализуется в гимназии Одинцовского гуманитарного института.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: образовательные стандарты, одинцовский гуманитарный институт, общеобразовательная школа, личный опыт, ао-42

Похожие материалы:
«ЕГЭ» для бакалавров
В рамках образовательного стандарта
Как оценить компетенции?
Образовательные стандарты. Гуманитарный аспект
Образовательный эксперимент «Школа здоровья»
Система губернаторских образовательных учреждений
Самый престижный образовательный стандарт в России
Разработка федеральных государственных образовательных стандартов для общей школы
Этнокультурное образование учащихся: опыт и перспективы
Машиностроительному комплексу нужны инженеры

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!

Партнеры
Популярные статьи
Российско-Грузинский молодёжный форум пройдет в Москве и Пятигорске
В рамках семидневного Форума задумано обсуждение сразу нескольких инициатив – ежегодное...
Пути совершенствования системы госаккредитации обсудили в Госдуме РФ
Парламентские слушания по теме «Правовое обеспечение государственной регламентации...
В БФУ им. И. Канта пройдет I международный форум «Я-НАСТАВНИК»
Ключевыми мероприятиями Форума станут: пленарное заседание, круглые столы, образовательные...
В ЮФУ проходит форум "Международный диалог: инклюзия через всю жизнь"
В Южном федеральном университете 13-15 ноября проходит Всероссийский образовательный форум с...
МГТУ и исландский университет Акюрейри подписали соглашение о сотрудничестве
В Министерстве экономического развития России состоялся 18 раунд Российско-Исландских...
Из журнала
#100Новости образования «АО-100»
#97Баварско-российская конференция по экономическим наукам
#99Тульский государственный машиностроительный колледж им. Никиты Демидова продолжает дело русских промышленников
#101Научно-методическое обеспечение образовательного процесса в Уссурийском агропромышленном колледже
#97Новые параметры проекта «5-100»
Информационная лента
09:15Корабль жизни: в СевГУ проектируют медицинский плавцентр
09:09Посол Республики Кот-д’Ивуар посетил Новгородский университет
08:52В ТюмГУ разрабатывают новый способ доступа к аккаунтам
08:34«Холод как преимущество»: в СВФУ обсудят проблемы идентичности арктических городов
08:27АлтГУ и Федерация шахмат Алтайского края подписали соглашение о сотрудничестве