Экспресс-форум СПО: работа по новым правиламУчастники экспресс-форума обсуждают позитивные и негативные моменты Федерального закона «Об образовании в РФ». В том числе отвечают на вопросы об особенностях приемной кампании – 2013, уровне подготовки поступающих и о том, какие новые задачи предстоит решать образовательным организациям в условиях нового закона. Просмотров: 330
В прошлом номере журнала участники экспресс-форума обсуждали позитивные и негативные моменты Федерального закона «Об образовании в РФ». Тема вызвала большой интерес у наших читателей. Публикуем новые отклики на вопросы, поставленные редакцией:
– (1) У вчерашних школьников было два преимущества. Первое: благодаря ЕГЭ можно было попытаться поступить сразу в пять университетов. Второе: с 2013 года в учреждения среднего профессионального образования принимали без экзаменов. Строительная отрасль – одна из наиболее масштабных по количеству вовлечённых в её деятельность людей. Но все же и она испытывает острую нехватку подготовленных кадров. В связи с этим приятно отметить, что число желающих поступить в колледж выросло. Но особенно увеличился поток абитуриентов на специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов». Традиционно велико количество иногородних абитуриентов. На мой взгляд, высокий интерес абитуриентов к строительным специальностям обусловлен активной политикой колледжа в области профессиональной ориентации и достижениями учебного заведения в различных сферах деятельности. – (2) Прием на общедоступной основе, безусловно, повысил возможность доступа незанятой молодежи из всех слоев населения к среднему профессиональному образованию и получению специальностей, востребованных рынком труда. Но в то же время уравнивание условий приема оказывает влияние на качество обучения. Сейчас к подготовке специалиста среднего звена предъявляются широкие требования. Помимо разработки и проектирования технологических процессов и операций, общие и профессиональные компетенции выпускников предполагают умение организовывать производственную деятельность структурного подразделения, выполнять руководящие и контролирующие функции, задания по одной или нескольким профессиям рабочих и должностям служащих, многое другое. Из этого следует, что поступающий на обучение в колледж должен обладать более высоким общим интеллектом, развитыми специальными и коммуникативными способностями, быть мотивированным на получение профессионального образования. Отсутствие механизмов конкурсного отбора, помимо временных рамок подачи документов, требует от педагогов дополнительных усилий. Абитуриентам не хватает знаний по таким дисциплинам, как математика, русский язык, информатика. Поступивших приходится доучивать. – (3) Что касается задач, сегодня мы с помощью социальных партнеров занимаемся разработкой модели многофункционального центра прикладных квалификаций, обсуждаем вопросы его нормативного и методического сопровождения и сетевые формы образовательных программ СПО. Также рассматривается механизм реализации краткосрочных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, ориентированных на потребности рынка труда. – (4) В соответствии с законом в настоящее время среднее профессиональное образование, кроме программ подготовки специалистов среднего звена, реализует еще и программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих. Считаю это совершенно оправданным шагом. С одной стороны, требования к рабочим очень высоки. Например, в области сервиса необходимо знать основы информационных технологий, а в некоторых случаях даже иностранный язык. С другой стороны, качество выпускников учреждений НПО уже не удовлетворяет потребностям экономики. И это положение закона расширяет возможности лиц, окончивших профессиональное училище или лицей, в получении как уровневого, так и дополнительного профобразования. В настоящее время мы занимаемся приведением в соответствие с законом нормативно-правовой основы функционирования и развития ссуза, созданием системы мониторинга, оценки качества новых образовательных результатов.
– (1) Отличительной особенностью вступительных кампаний последних лет является конкурс на бюджетные места. Объясняется это просто: во-первых благодаря открытой и постоянно обновляющейся информации о заявлениях и общем числе баллов каждого поступающего, абитуриенты могли взвешенно подходить к выбору специальности и формы обучения, во-вторых, зачисление как на коммерческой, так и бюджетной основывалось без экзаменов. Следует отметить, что найти «своего абитуриента» сейчас сложнее, в условиях конкуренции требуется индивидуализация профориентационной работы. – (2) Уровень подготовки абитуриентов – прямой фактор, влияющий на качество обучения, а он, действительно, несколько ухудшился. Первокурсников приходится доучивать по математике, физике, химии и ряду других предметов, являющихся базовыми при изучении дисциплин профессиональной направленности. – (3) Новый закон учитывает все многообразие возможностей получения образования. Основная задача нашего учреждения: предоставить каждому обучающемуся максимальные условия для получения качественного профессионального образования, которое в дальнейшем позволит выпускникам совершенствоваться, осваивать новые технологии, повышать квалификацию по имеющейся профессии или пройти переподготовку и получить смежную профессию для выполнения конкретных функций или работы на конкретном оборудовании. – (4) Практика работы по новым правилам выявила ряд положительных моментов: закон сохранил базовые принципы и нормы, действовавшие ранее и оправдавшие себя на практике, – гарантии обеспечения доступности и качества образования и др. Большинство положений получило дополнительную детализацию и было обеспечено реализационными механизмами. В законе закрепляются современные требования к образованию, связанные с внедрением в практику новых форм образовательных программ, технологий, форм и методов обучения.
– (1,2) Прием на обучение по программам среднего профессионального образования стал общедоступным. Это позволяет будущим абитуриентам спокойно определится с выбором профессии и уровнем образования, подумать, что лучше: идти в высшие учебное заведение, но на конкурсной основе, или в колледж без вступительных испытаний. Закон оговаривает особые испытания для некоторых специальностей связанных с творчеством, физкультурой, педагогикой. Почему бы не ввести подобное правило для поступающих в медицинские и фармацевтические образовательные организации? Хороший средний балл аттестата не покажет степень стрессоустойчивости и психологической готовности видеть ежедневные страдания, отчаяние, боль. Постановление правительства РФ № 697, обязывающие проходить предварительный медицинский осмотр, решает данную проблему только отчасти. Уровень подготовки абитуриентов разный, есть откровенно слабые, а есть и одаренные, но вторых мало. Думается, что отношение к этому должно быть философским: если молодые люди сделали выбор в пользу образования, необходимо учить всех. Доучивать приходится практически по всем общеобразовательным дисциплинам, особенно по химии и математике. У первокурсников наблюдается какой-то бессистемный набор знаний, у части – слабая мотивация к обучению. Для многих профессию выбрали родители, в этом случае вчерашний школьник внезапно для себя погружается в неведомый процесс напряженного, профессионального обучения. Но самое главное– уже на первом курсе проводится производственная практика, где приходится отдавать свои знания, умения, сердце. На такое способны далеко не все выпускники, а что говорить о первокурсниках? В итоге наблюдается большой процент отчисленных студентов, не выдержавших специфики обучения. – (3,4) Положительно оцениваем норму закона о получении студентами дополнительного профессионального образования, и то, что выпускникам выдаются диплом и сертификат специалиста. Обращаем внимание на проблему. Когда в нашем колледже готовились приступить к обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению, было очень трудно найти преподавателей для специальности «Медицинский массаж». Сертификат специалиста в этой области могут иметь только лица со средним медицинским образованием, а преподавать– лицо, имеющие высшее медицинское образование. Время покажет, нужно ли вести речь об изменениях в законе, покажет время, а вот изменить образовательные стандарты, особенно по специальностям «Сестринское дело» и «Фармация» крайне необходимо.
– (1) Из-за того, что в соответствии с новым законом прием в колледж на все образовательные программы проходил без вступительных испытаний, поначалу было опасение, что набор новых студентов окажется слабым. Но ничего страшного не произошло, напротив, контрольные цифры были выполнены в срок на 100 процентов, и еще удалось набрать одну внебюджетную группу вследствие большого спроса на специальность «Земельно-имущественные отношения». – (2) На программы технического профиля – «Технология машиностроения», «Техническое регулирование и управление качеством», «Слесарь КИПиА»– пришли в основном неплохо подготовленные студенты. Радует, что интерес к специальностям прикладного технического характера начинает возрождаться. В этом году приняли нескольких студентов из ближнего зарубежья. Их приходится доучивать по русскому языку, но у них имеется большое стремление получить российское образование. Этому нужно поучиться нашим местным абитуриентам. – (3) Учредитель поставил перед всеми учебными заведениями начального и среднего профессионального образования Томской области задачи готовиться к проведению профессионально-общественной аккредитации образовательных программ и к сертификации квалификаций выпускников. Система независимой оценки качества профессионального образования в Томской области только складывается, предстоит много работы. – (4) На мой взгляд, все задачи решаемы. Требуется только множество подзаконных актов, регламентирующих механизмы отдельных положений, закона. Например, такой частный вопрос: на какой курс можем зачислять заочников на базе 11 классов: на первый или на третий? От ответа на него зависит количество дней оплачиваемого учебного отпуска, объем нагрузки заочной группы. Есть и другие вопросы: например насколько смело можно перекраивать устав образовательной организации? До сих пор ждем примерное Положение о стипендиальном обеспечении студентов в соответствии с новым законом. Хотим, чтобы был регламентирован порядок организации сетевого взаимодействия, электронного обучения и т.д. Типовых нормативных документов пока нет, а региональные органы управления образованием не успели разработать их сами. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|