Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Ранняя профориентация в школе искусств

Воспитанию творческой личности в Екатеринбурге уделяется особенно пристальное внимание, здесь разработано несколько творческих программ, адресованных талантливым детям и подросткам.

Просмотров: 3667
Рогозина Елена Владимировна – директор Детской художественной школы №1 имени П.П. Чистякова г. Екатеринбурга, председатель клуба преподавателей образовательной программы «Ранняя профессиональная ориентация»

В 2007 году в Екатеринбурге была разработана Программа ранней профессиональной ориентации в системе художественного образования «Профи», инициированная Управлением культуры Администрации города Екатеринбурга для выпускников школ искусств. Группа инициативных директоров совместно с учредителем (Управление культуры) создала уникальную многоступенчатую образовательную модель, которая позволяет выпускникам, не расставаясь со школой и преподавателями, ставшими родными за четырех- или семилетний период обучения, повысить свой профессиональный уровень и обогатить собственный творческий опыт для успешного вступления в профессиональную жизнь.

Главной целью программы стало создание условий эффективного обучения и развития одаренных учащихся для дальнейшего получения профессионального образования в сфере искусства. Одаренных ребят в Екатеринбурге много. Более двенадцати тысяч детей, т.е. каждый десятый ребенок Екатеринбурга в возрасте от 7 до 16 лет обучается в школах искусств. Это 14 музыкальных, 4 художественных, 3 хоровых, 14 школ искусств и театральная школа, а так же общеобразовательное учреждение культуры «Гимназия «Арт-Этюд».

Елена Рогозина, директор Детской художественной школы №1 имени П.П. Чистякова рассказала о значении подобного рода программ для выпускников школ искусств:

– Многие ребята завершают обучение в ДШИ, не закончив 11-летний курс общеобразовательной школы. И, как правило, имеют одно- или двухлетний временной пробел в закреплении и развитии профильных навыков, необходимых для получения среднего и высшего специального образования в сфере культуры и искусства. Многие из выпускников школ искусств, получив законченное художественное образование первой ступени, уходят в другую профессию. Конечно, все наши выпускники, и «физики» и «лирики», отмечают реальную пользу навыков и умений, полученных в школе искусств, в любой профессии, выбранной ими для дальнейшей жизни. В то же время, осознавая жесткую конкуренцию с массовой культурой и индустрией развлечений в современном мегаполисе, мы очень хорошо понимаем, насколько важно для успешной социализации в завтрашнем обществе, где все больше ценится креативность мышления и творческая составляющая личности, воспитание особых качеств и получение уже в раннем возрасте особых компетенций. Для этого необходимо как можно дольше поддерживать подростков в период становления их характера в привычной для них творческой среде, которая окружала их в школе искусств.

Реализация программы «Профи» в пилотном режиме началась в 2007-2008 учебном году по двум направлениям: «Музыкальное искусство» на площадке Детской музыкальной школы № 11 (директор Крашенинникова К.С.) и «Изобразительное искусство» на площадке Детской художественной школы № 1 (директор Рогозина Е.В.). Первый опыт реализации программы оказался весьма успешным и вдохновляющим, и в следующем учебном году к программе подключились еще три школы. На сегодняшний день она объединяет уже 12 школ искусств Екатеринбурга.

По словам Елены Рогозиной, основными задачами городской программы «Профи» являются развитие и воспитание личности, способной к творческой самореализации, а также оказание выпускнику профессиональной поддержки и психологической помощи в самоопределении и выборе будущей профессии. Ключевое значение программы определяется тем, что она реализует систему непрерывного художественного образования в условиях городского пространства.

Для наполнения программы качественно иным содержанием, учитывающим возрастные и психологические особенности подростков, находящихся на этапе самоосознания и самоопределения, были определены особые инструменты и пути реализации. Среди них:

  • специально разработанные комплексные учебные программы;
  • малочисленные группы и индивидуальный образовательный маршрут;
  • система консультативного сопровождения;
  • тестирование с учетом требований приемных экзаменов в учреждения СПО и ВПО;
  • включение в образовательный процесс панорамы профильных учебных заведений Екатеринбурга следующей ступени.

Формы учебной работы с подростками, помимо привычных аудиторных часов, включают в себя мастер-классы, семинары и творческие встречи с ведущими преподавателями и признанными мастерами в своей профессии. Ребята участвуют во внутришкольных и городских творческих проектах (в том числе мультимедийных), в профессиональных конкурсах и выставках различных уровней. Положительным опытом является крепкое творческое содружество с родственными учреждениями культуры Екатеринбурга. Например, преподаватели и учащиеся имеют возможность по персональным пластиковым картам в течение учебного года бесплатно посещать муниципальные учреждения культуры Екатеринбурга – музеи и театры, зоопарк, парк культуры и отдыха.

Двигаясь к одной цели и решая одни стратегические задачи, каждое из направлений программы ранней профессиональной ориентации имеет ряд специфических особенностей.

– Поскольку обучение в музыкальной школе преимущественно индивидуальное, – рассказывает Елена Владимировна, – то к работе по направлению «Музыкальное искусство» были привлечены значительные педагогические силы. Энтузиазм и мастерство преподавателей, упорство и трудолюбие учащихся приносят прекрасные плоды. В течение учебного года ребята принимают участие более чем в 100 концертах на ведущих площадках города.

Результат трудно переоценить. Каждый учебный год приносит детям более 30 дипломов и грамот различных конкурсов от городского до международного уровня. Как правило, к концу года все учащиеся самостоятельно определяются с образовательным учреждением следующего звена и выбирают для будущей профессии именно творческие специальности в сфере культуры и искусства.

Обучение по направлению «Изобразительное искусство» осуществляется в малочисленных группах (5-7 человек), что позволяет вести занятия в тесном контакте с мастером. А с детьми занимаются замечательные мастера, как правило, преподаватели высшей категории. Особенностью учебного плана «Профи» является специально разработанная профессиональным психологом, арт-терапевтом, программа «Курс креативного общения», которая позволяет преподавателю решать важные задачи адаптации творческой личности к «взрослой жизни. Кроме того, групповые формы психологических занятий способствуют наработке практических навыков эмоциональной устойчивости подростка, снижению тревожности, развитию доверия и открытости, и, как результат, помогают ему внимательно относиться к себе и делать осознанный выбор в любой сфере жизни.

Учащиеся программы направления «Хореографическое искусство» не только работают над артистизмом, выразительностью в классе, но и выступают на фестивалях и конкурсах, участвуют в творческих проектах и концертной деятельности в течение всего учебного года.

За четыре учебных года полный курс обучения по программе «Профи» в Екатеринбурге успешно освоили 252 выпускника. Всем им были торжественно вручены Сертификаты Управления культуры Администрации Екатеринбурга на «Форуме юных дарований в сфере культуры и искусства», который традиционно проводится в конце учебного года и является большим городским праздником детского творчества. Сертификат не просто подтверждает прохождение полного цикла программы «Профи» – он создает выпускникам дополнительные условия при поступлении в профессиональные учебные заведения среднего и высшего звена. Чаще всего для дальнейшего обучения выпускники школ выбирают ведущие вузы Екатеринбурга, Москвы и Санкт-Петербруга.

– Воспроизводство профессиональных кадров в сфере искусства и культуры – задача не одного года, – убеждена Елена Рогозина, – и происходит это, в числе прочих стараний, и благодаря глубокой профориентационной работе образовательных учреждений культуры. За последние пять лет в Екатеринбурге более 700 выпускников продолжили обучение в средних специальных и высших образовательных учреждениях. Они достойно пополняют творческую элиту города. Мы надеемся, что Программа ранней профессиональной ориентации, осуществляемая в школах искусств города Екатеринбурга, качественно пополнит профессиональное творческое сообщество современного мегаполиса и оставит свой след в культуре России.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Кубанский государственный университет: наука побеждать
СМК гарантирует перспективы
Инновации в воспитательной работе со знаком качества
Предпрофессиональные программы в школах искусств
Курс на формирование компетенций
Международная программа MBA «Агробизнес»
Актуальные проблемы лесного образования
Практические аспекты взаимодействия творческого вуза и работодателей
Творческая лаборатория – источник профессионализма
Колледж большой химии: стратегия и результат

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ