Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Проблема подготовки востребованных специалистов

Вузы выпускают массу специалистов, не востребованных рынком. Впрочем, и система среднего профессионального образования уже практически разрушена. То есть главной проблемой образования в России является явное несоответствие получаемых в высших учебных заведениях компетенций реальным потребностям рынка труда.

25.03.2011
Просмотров: 2643

Предложение есть, спроса нет…

Борис ТИТОВ, председатель организации "Деловая Россия"

«Деловая Россия» – организация, созданная с целью установления стратегического альянса между бизнесом и государством и создания в стране благоприятного делового климата. В ее состав входят люди, которые не понаслышке знают, что такое производство и в чем оно нуждается больше всего.

С Борисом ТИТОВЫМ, председателем этой организации, наш корреспондент обсуждает одну из важнейших проблем современной экономики – недостаток рабочих кадров и специалистов среднего звена.

– Известно, что нашей стране не хватает квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. Как вы считаете, почему сложилась такая ситуация?

– У нас отличное начальное и среднее профессиональное образование, и в большинстве своем плохое высшее. Хорошее высшее тоже было, но в условиях индустриализации и государственного планирования. Сейчас старые схемы не работают, а вузы по-прежнему выпускают массу специалистов, не востребованных рынком. Впрочем, система среднего профессионального образования уже практически разрушена. То есть главной проблемой образования в России является явное несоответствие получаемых в высших учебных заведениях компетенций реальным потребностям рынка труда. Другими словами, практическое высшее образование не ориентировано на спрос.

– Проект федеральной целевой программы развития образования до 2015 года предполагает сокращение на одну треть числа студентов вузов и увеличение доли получающих начальное и среднее профессиональное образование в ПТУ и техникумах. Одобряете ли вы предполагаемое преобразование? Достаточно ли только такой меры?

– Да, это своевременная мера. Тяга к высшему образованию понятна, но ситуацию, когда до 90 процентов выпускников школ подает документы в вуз, нельзя считать нормальной. Вместе с низким качеством высшего образования это приводит к печальным последствиям на рынке труда страны. СПО нужно всемерно поддержать!

– Каждому предприятию, каждой фирме нужны свои кадры, соответствующие особенностям производства, а государственный стандарт, определяющий содержание той или иной дисциплины, – документ усредненный. Что, на ваш взгляд, целесообразнее для работодателя: создать свой учебный центр (или другое подразделение) или профинансировать подготовку специалиста в колледже или техникуме?

– Для каких-либо крупных производств, типа Уралмаша, наверное, легче создавать свои учебные центры, но для большинства предприятий целесообразнее финансировать подготовку специалистов в образовательных учреждениях. Многие компании практикуют выдачу кредитов на обучение, но, к сожалению, эта практика мало распространена, скорее всего из-за низкой информированности о наличии такой услуги.

– Но на практике большинство работодателей России использует для привлечения специалистов рекрутинг, и только единицы в какой-то мере сотрудничают с учебными заведениями. Как вы думаете, почему компании не желают финансировать образование, почему так медленно складывается механизм взаимодействия предприятий с учебными заведениями?

– Работодатели вполне готовы к выдаче образовательных кредитов, но на это предложение просто нет спроса. Возможно потому, что отдельное предприятие не может провести достаточно массированную рекламную кампанию такой услуги. Тут нужен системный подход со стороны государства, направленный на развитие целевого образования. Наверное, имеет смысл создавать при департаментах образования центры, где потенциальные абитуриенты смогут получить информацию о предлагаемых разными компаниями образовательных кредитах.

Механизм взаимодействия бизнеса и образования складывается медленно, потому что до недавнего времени проблема кадров перед предприятиями стояла не столь остро. К тому же, это разные сферы деятельности, и раньше у них просто не было точек соприкосновения.

– Как вы относитесь к идее возродить наставничество по образцу советского времени?

– Фактически она воплощена в жизнь на очень многих производствах и даже в компаниях с офисным трудом. Практически к каждому новому работнику приходится прикреплять кого-либо со стажем и два-три месяца вводить новичка в курс дела. Хорошо, если такая система будет институализирована и получит государственную поддержку.

– Какие, на ваш взгляд, проблемы, связанные с подготовкой кадров, требуют первоочередного решения?

– Считаю, что нужно отразить в законе «Об образовании» всемерную поддержку развития среднего профессионального образования и повышение его престижа, а также создание инфраструктуры и финансовых инструментов для этого (например, тех же образовательных кредитов). Проблему нужно освещать в средствах массовой информации.

– Что предпринимает «Деловая Россия» для повышения эффективности взаимодействия бизнеса и образования, помощи образовательной системе или ее отдельным подразделениям и учреждениям?

– Мы проводим мастер-классы, семинары и круглые столы на эту тему. Так, недавно в Санкт-Петербурге прошло заседание Столыпинского клуба, участники которого обсуждали совместимость новой реформы образования с курсом на модернизацию экономики, а также пути взаимодействия вузов и бизнеса. В среднесрочных планах «Деловой России» – создание собственной бизнес-школы.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: борис титов, деловая россия, СПО, по сути, ао-46

Похожие материалы:
Кого, чему и зачем учить?
Качество образования - основа созидания специалиста
Потенциал человека во многом определяется образованием
Модернизация начального и среднего профобразования Сибири
У нас – инновационная политика, в Европе – обычное явление
Подготовка кадров для строительной отрасли и ЖКХ
Некоторые результаты работы сетевых экспериментальных площадок СПО
Интегрированный закон: что волнует СПО?
Точка приложения усилий – кадры для АПК
Проблемы профобразования: как привить любовь к труду

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (103) 2018

Удивительное рядом. Цифровизация шагает по стране, а количество обучающихся на онлайн-курсах составляет всего 4,05% от общего числа интернет-пользователей. Люди пенсионного возраста помогают иностранцам постигать азы русского языка через Skype, а вот школьных педагогов обучать премудростям профессии некому. Как всегда, у нас много интересного!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Дайджест № 103 «Аккредитация в образовании»
О главном результате дополнительного образования, от каких учителей исходит активное...
Major/Minor, или Что нужно знать о новой модели образования ТюмГУ?
Одним из преимуществ индивидуальной образовательной траектории в ТюмГУ считается возможность...
Из журнала
#93Внеучебная деятельность в благовещенском педагогическом университете
#90Проект «Химический инкубатор" в Тольятти
#92Особенности организации системы ДПО в вузе
#92Негосударственный сектор как ресурс
#91Академическая мобильность ангольских студентов
Информационная лента
17:12Major/Minor, или Что нужно знать о новой модели образования ТюмГУ?
15:34Совместный проект «ДИОР» объединит усилия НИЯУ МИФИ и Университета ИТМО
14:48«Сельскохозяйственные биотехнологии» - в списке компетенций FutureSkills
14:42ЮУрГУ воспитывает социальных «инженеров будущего»
14:33Международная конференция "Excellence in European Studies"