Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Электронный журнал об образовании

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Перспективы Северного (Арктического) федерального университета

Архангельский государственный технически университет с 2008 года участвует в проекте создания Северного (Арктического) федерального университета, это обусловлено многочисленными факторами, в том числе стратегическим положением Арктики.

05.10.2009
Просмотров: 2545

У будущего – перспективный вариант

НЕВЗОРОВ Александр Леонидович – ректор Архангельского государственного технического университета, доктор технических наук, профессор

Архангельский государственный технический университет в 2009 году отмечает восьмидесятилетие. Без преувеличения, этот год для вуза стал точкой отсчета нового этапа развития: без замечаний пройдена очередная процедура государственной аккредитации, и, главное, АГТУ активно участвует в проекте создания Северного (Арктического) федерального университета.

«Российское могущество прирастать будет Сибирью и Ледовитым океаном» – эти прозорливые слова М.В. Ломоносова приобретают в настоящее время особую актуальность как для сибиряков, так и для жителей европейского севера России, связанных с Северным Ледовитым океаном. Такова точка зрения Александра НЕВЗОРОВА, ректора АГТУ, доктора технических наук, профессора.

Сегодня АГТУ является реальным лидером профессионального образования в регионе. Имеющийся потенциал и тесная связь вуза с реальным сектором экономики обуславливают его активность в создании в Архангельске Северного (Арктического) федерального университета.

Стратегия и практика создания федеральных университетов не может не учитывать того факта, что Россия была и остаётся самой большой в мире по территории северной страной, ведущим приарктическим государством в циркумполярном мире, непосредственно обращеным своим фасадом к Арктике.

Проблемы освоения северных, арктических территорий в XXI веке занимают первостепенное место в системе геополитических, военных, экономических, экологических интересов многих стран мира, так как Арктика имеет громадные запасы минерального и биологического сырья. Это экологическая кладовая чистого воздуха и пресной воды, климатическая лаборатория всей планеты, уникальное коммуникационное пространство, один из последних оставшихся на Земле недостаточно освоенных резервов для России и всего человечества.

Национальные интересы России в Арктическом макрорегионе были сформулированы Президентом России Д.А. Медведевым в 2008 году: «Этот регион, без преувеличения, имеет стратегическое значение для нашей страны, и с его развитием прямо связано решение долгосрочных задач развития государства, его конкурентоспособности на глобальных рынках… Конечно, наша первая и главная задача – превратить Арктику в ресурсную базу России XXI века, и уже для того чтобы решить эту задачу, должен быть решён и целый ряд специальных вопросов. Главный вопрос – это обеспечение надёжной защиты национальных интересов России в регионе».

Решение масштабных стратегических задач деятельности России в Арктике, поставленных Президентом и Правительством Российской Федерации в 2008 году, невозможно без интеллектуального, информационного, кадрового, научно-образовательного, инновационного, финансового, ресурсного обеспечения. Роль науки и образования для Арктики особенно велика в связи с тем, что происходящие здесь природные явления и глобальные процессы на Земле теснейшим образом взаимосвязаны, а решение
экономических, оборонных и социальных задач без надлежащего научно-образовательного обеспечения в Арктике просто невозможно.

Федеральный университет в Архангельске должен создаваться как вуз, решающий общенациональные задачи, готовящий кадры, способные участвовать в протекающих на Севере Европы и в Арктике масштабных процессах и управлять ими.

Архангельск имеет все основания стать опорной площадкой для интеллектуального обеспечения защиты национальных интересов Российской Федерации в Арктике. Выбор Архангельска для создания Северного (Арктического) федерального университета обусловлен рядом факторов.

  • Возрастанием роли арктического пространства в глобальном социуме ипотребностью России в новом освоении Арктики в XXI веке, в обеспечении реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике.
  • Геополитическим положением Архангельской области в Арктической зонеРоссии.
  • Потребностями в научно-образовательном, инновационном обеспечении нового индустриального освоения Арктики,северных территорий России и перехода к постиндустриальному, информационному обществу.
  • Функционированием в регионе мощного военно-промышленного комплекса мирового уровня, не имеющего аналогов ни в одном другом субъекте Российской Федерации.
  • Развитием транспортно-логистической инфраструктуры в Арктике, а также возрастающим значением Северного морского пути в XXI веке для устойчивого развития Российской Федерации.
  • Наличием в регионе природных ресурсов федеральной и мировой значимости, необходимостью их добычи и переработки (нефть и газ, алмазы, бокситы, лес).
  • Необходимостью изучения и сохранения циркумполярной цивилизации, культуры коренных малочисленных народов Севера.
  • Исторически ключевой ролью Архангельска как культурно-духовной столицы Русского Севера с конца XIV века, первого морского порта России, отечественного центра судостроения с XVI столетия, места встречи цивилизаций, ворот в Арктику.

В отличие от других городов Арктического макрорегиона, Архангельск располагает образовательным и инженерно-производственным потенциалом для развертывания на своей территории новых научных и инженерных школ, направленных на инновационное обеспечение нового освоения Русского Севера и Арктики.

Таким образом, цель создания и развития Северного (Арктического) федерального университета может быть определена как интеллектуальное, научно-образовательное обеспечение защиты национальных, геополитических, экономических интересов России в стратегически важном Арктическом макрорегионе, укрепление обороноспособности страны.

АРХАНГЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕГОДНЯ

  • Образовательная деятельность осуществляется по 71 образовательной программе высшего профессионального образования, в том числе по 49 специальностям,21 направлению подготовки бакалавров, 8 направления мподготовки магистров;по 11 образовательным программам среднего профессионального образования; по 18 программам послевузовского образования; по 57 программам профессиональной подготовки рабочих, а также по общеобразовательной программе «Дошкольное образование».
  • Контингент обучающихся – 15087 человек.
  • Выпуск специалистов с высшим и средним профессиональным образованием за последние три года составил 7552 человек.
  • Общая численность парка персональных компьютеров, находящихся на балансе университета, – 2513 единиц. В учебном процессе используется 1450 компьютеров. Серверный парк университета включает 35 высокопроизводительных узлов.
  • В октябре 2007 года университет прошёл сертификационный аудит системы менеджмента качества ассоциации по сертификации «Русский Регистр». АГТУ ежегодно принимает участие в конкурсе Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования». По результатам конкурса, проводившегося в 2007 году, университет признан лауреатом.
  • В соответствии с двухсторонними договорами о сотрудничестве АГТУ развивает международные связи с 22 университетами и 6 различными организациями Германии, Норвегии, Швеции, Финляндии, Китая, США. Ежегодно увеличивается количество студентов, участвующих в программах краткосрочной академической мобильности, финансируемых зарубежными фондами: DAAD (Германия), программа FIRST (Финляндия), ERAMSUS MUNDUS, Fellowship Programme for studies in the North, North2North (Норвегия), VISBY (Швеция). В рамках межвузовских договоров в 2004-2008 годах прошли обучение за рубежом 504 студента и аспиранта.
  • В 2008 году студенты АГТУ опубликовали более 200 научных работ, из них 81 – без соавторства с научным руководителем. Патенты на объекты промышленной собственности в составе рабочих групп получили 8 учащихся университета. 23 студента заняли призовые места на международных и всероссийских конкурсах и олимпиадах. Работы 68 студентов АГТУ отмечены дипломами и грамотами конкурсов и олимпиад всех уровней. Всего вуз израсходовал на развитие студенческой науки 1,5 млн. рублей, из них более 1 млн. – на материальное поощрение студентов.
  • Образовательная и научная деятельность обеспечивается высоким качественным составом ученых: число преподавателей, имеющих ученую степень и (или) звание, составляет 70,8 процента, в том числе докторов, профессоров – 14,4 процента. Средний возраст преподавателей вуза – 48 лет.

Концепцию СевФУ поддержали исполнительная и законодательная власти Архангельской области и Ненецкого автономного округа, городов Архангельска и Северодвинска, Союз промышленников и предпринимателей Архангельской области, профсоюзы, Архангельская и Холмогорская епархия, Уральское отделение РАН и Совет ректоров вузов Архангельской области. Правительство Архангельской области создало Фонд целевого капитала содействия созданию и развитию Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова.

Федеральный университет не может не появиться в Архангельске, и именно технический университет станет сердцевиной и катализатором его развития.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: Архангельская область, архангельский государственный технический университет, САФУ, федеральные университеты, ао-33

Похожие материалы:
В МШУ СКОЛКОВО состоялось совещание ректоров и представителей федеральных вузов
САФУ: геополитический вектор
САФУ и Министерство культуры Архангельской области обсудили перспективы сотрудничества
САФУ: арктические горизонты
Состоялось заседание Совета ректоров вузов Архангельской области
Федеральные университеты должны использовать сильные стороны друг друга
Продолжается сетевое взаимодействие федеральных университетов
Развитие сетевого сотрудничества федеральных вузов
Правительство РФ одобрило Программу развития САФУ до 2020 года
Игорь Орлов: САФУ — базовый центр системы образования области

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (91) 2016

По приглашению Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ журнал «Аккредитация в образовании» выступил официальным информационным партнером крупного всероссийского совещания по созданию и развитию опорных университетов. В репортаже с места события освещаются вопросы стратегии инновационного развития российской высшей школы. Представители профессионального сообщества и органов власти сошлись во мнении, что опорные вузы стали ключевым фактором развития многих регионов. Читайте об этом в 91 номере «АО».
Слово редактора


Подведены итоги пятого этапа проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России».Лучшими в рамках проекта 2016 года названо более 3000 программ высшего образования из 25 000.
Подробнее о проекте


Журнал «Аккредитация в образовании» стал лауреатом конкурса
«Лидер СПО-2012»Подробнее


Популярные статьи
Слово редактора к №91
По приглашению Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ...
Из журнала
#86Отраслевое образование – сильное звено в цепи трансформаций
#87Информационная среда как фактор успеха
#87Роль университета на территории опережающего развития
#84Региональный аграрный кластер: становление и развитие
#86Роль филиала в развитии региона
Информационная лента
13:19Семь ученых мирового уровня посетят ЮУрГУ
11:38В САФУ обсудили проблематику управления лесами
11:35Инновационный опыт Тольяттинского госуниверситета в массы
11:20Конкурс проектов для ученых России и Болгарии
11:13Магистранты ИРНИТУ проходят обучение в Университете Отто-фон-Герике