Мы живем в некультурной странеВ статье обсуждается чрезвычайно важная тема, о которой необходимо говорить и писать. В каком состоянии находится культура в нашей стране, как изменить тяжелую ситуацию? Решительную точку зрения высказывает Александр Селицкий, доктор искусствоведения, профессор Ростовской государственной консерватории (академии) имени С.В. Рахманинова. Автором поставлен горький, но правдивый диагноз: Россия – некультурная страна с великой культурой. Просмотров: 2046
Обсуждая частности, пусть и крайне важные (состояние художественного образования, гуманитарной науки и другое), стоит подумать о проблемах общих, принципиальных. Как говорится, перейти на один уровень выше. Вы давно были в ЖЭКе (или как там они теперь называются), в паспортном столе, в районной поликлинике? Народ там… как-то… не очень, правда? А просто в автобусе: почему столько лиц, выражающих готовность к агрессии? «На природу» выходите, видели горы мусора под каждым кустом? А про падающие спутники слышали? Про неработающую легкую промышленность (у китайцев почему-то работает)? На вашей улице каждые две недели в одном и том же месте ломают асфальт, роют яму для устранения прорыва канализационной трубы? Почему так? Для меня лично ответ очевиден: мы живем в некультурной стране. Да-да, именно так. Чтобы назначить лечение, следует поставить диагноз, даже если он не понравится больному. Россия – некультурная страна с великой культурой. У нас есть громадное культурное достояние (Пушкин и Чайковский, Левитан и Станиславский, Михаил Ульянов, Гилельс и Тарковский – список, к счастью, длинен, немало современных мастеров), которое, увы, ни в малейшей степени не определяет уровень культуры нации. Злые тетки из регистратуры, девушки из налоговой инспекции «со скошенными от постоянного вранья глазами», молодые люди, бросающие окурок мимо урны, – не завезены с Альфа Центавра. Это мы, россияне. И министры, сочиняющие идиотские законы, и думцы, эти законы принимающие, и губернаторы, любящие футбол, и мэры, считающие, что культура – это Газманов и «Любэ», и многие иже с ними – это тоже мы, иначе откуда бы им взяться. Культура, высокое академические искусство, музейные экспозиции и оперные спектакли, библиотеки и симфонические концерты – воспитывают человека, какой бы избитой ни выглядела эта истина. Человек, приобщенный к культуре – человек мыслящий, человек толерантный, способный к сопереживанию, ценящий красоту в искусстве и в жизни, человек, для которого нравственные идеалы – не пустой звук. Что делает государство, чтобы этот воспитательный процесс был запущен и поддержан? Дайте ответ сами. Скудость финансирования: 0,75% бюджета вместо установленного минимума в 2%, тогда как в других странах в 2-3 раза выше. Отсутствие законов, стимулирующих спонсорскую помощь учреждениям культуры и культурным проектам. Постоянное посягательство на то малое, что у высокой культуры еще осталось. Если бы некто задался целью удушить российскую культуру, он должен был бы действовать так, как действуют сейчас российские власти. Как часто с высоких трибун вообще звучит слово «культура»? Почему происходит то, что происходит? Ответов два, и оба неутешительны: либо власть не ведает, что творит, либо власть целенаправленно работает на раскультуривание нации. В первом случае она, власть, катастрофически не справляется с возложенными на нее функциями, во втором – она тоже воспитывает население, но в определенном направлении. Поиск национальной идеи вращается у нас то ли возле спорта, то ли возле армии, то ли вокруг «неповторимости пути». Однако посетители филармонии мне милее, чем футбольные фанаты: первые после квартетного вечера не переворачивают автомобили, не бьют витрины и лица с «неправильной» формой носа. Лейтенант, юноша 21 года от роду, вчерашний выпускник военного, не может получать зарплату, в пять раз превышающую зарплату доцента (а лейтенанту правительство пообещало в ближайшем будущем 50 тыс. руб. в месяц); корректнее сравнивать доцента с подполковником, но тогда станет еще грустнее. Говорят, страна, которая не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую. Справедливо. Но страна, которая не хочет «кормить» свою культуру, будет кормить люмпенов, то есть, простите, стадо. Назовите мне хоть одно государство, которое имело бы некультурную нацию и высокий уровень жизни одновременно. Если диагноз верен (я и сам бы хотел себе возразить, да нечего), то и рецепт очевиден. Так исторически сложилось, что «снизу» в России ничего хорошего не происходит: либо апатия и пофигизм, либо революция. Чрезвычайно сильны патерналистские настроения. Государство должно действовать исходя из этого. А именно – перевернуть с головы на ноги всю ту систему, которую я коротко описал выше. И тогда – через два-три поколения, может быть – в моей стране что-то начнет меняться. Разумеется, всё сказанное не означает, что до тех пор не надо предпринимать никаких конкретных действий в защиту памятников, системы художественного образования или гуманитарной науки. Но заниматься только этим – значит, уподобиться тем, кто регулярно латает регулярно рвущуюся канализационную трубу. Ее менять надо, прогнила давно. Александр Селицкий, доктор искусствоведения, профессор Ростовской государственной консерватории (академии) имени С.В. Рахманинова. Ответ на публикацию "Творческое образование в свете модернизации" Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы:
Комментарии пользователей: 1
Оставить комментарий
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|