Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Электронный журнал об образовании

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Мы живем в некультурной стране

В статье обсуждается чрезвычайно важная тема, о которой необходимо говорить и писать. В каком состоянии находится культура в нашей стране, как изменить тяжелую ситуацию? Решительную точку зрения высказывает Александр Селицкий, доктор искусствоведения, профессор Ростовской государственной консерватории (академии) имени С.В. Рахманинова. Автором поставлен горький, но правдивый диагноз: Россия – некультурная страна с великой культурой.

20.01.2012
Просмотров: 1856

Обсуждая частности, пусть и крайне важные (состояние художественного образования, гуманитарной науки и другое), стоит подумать о проблемах общих, принципиальных. Как говорится, перейти на один уровень выше.

Вы давно были в ЖЭКе (или как там они теперь называются), в паспортном столе, в районной поликлинике? Народ там… как-то… не очень, правда? А просто в автобусе: почему столько лиц, выражающих готовность к агрессии? «На природу» выходите, видели горы мусора под каждым кустом? А про падающие спутники слышали? Про неработающую легкую промышленность (у китайцев почему-то работает)? На вашей улице каждые две недели в одном и том же месте ломают асфальт, роют яму для устранения прорыва канализационной трубы?

Почему так? Для меня лично ответ очевиден: мы живем в некультурной стране. Да-да, именно так. Чтобы назначить лечение, следует поставить диагноз, даже если он не понравится больному. Россия – некультурная страна с великой культурой. У нас есть громадное культурное достояние (Пушкин и Чайковский, Левитан и Станиславский, Михаил Ульянов, Гилельс и Тарковский – список, к счастью, длинен, немало современных мастеров), которое, увы, ни в малейшей степени не определяет уровень культуры нации. Злые тетки из регистратуры, девушки из налоговой инспекции «со скошенными от постоянного вранья глазами», молодые люди, бросающие окурок мимо урны, – не завезены с Альфа Центавра. Это мы, россияне. И министры, сочиняющие идиотские законы, и думцы, эти законы принимающие, и губернаторы, любящие футбол, и мэры, считающие, что культура – это Газманов и «Любэ», и многие иже с ними – это тоже мы, иначе откуда бы им взяться.

Культура, высокое академические искусство, музейные экспозиции и оперные спектакли, библиотеки и симфонические концерты – воспитывают человека, какой бы избитой ни выглядела эта истина. Человек, приобщенный к культуре – человек мыслящий, человек толерантный, способный к сопереживанию, ценящий красоту в искусстве и в жизни, человек, для которого нравственные идеалы – не пустой звук. Что делает государство, чтобы этот воспитательный процесс был запущен и поддержан? Дайте ответ сами. Скудость финансирования: 0,75% бюджета вместо установленного минимума в 2%, тогда как в других странах в 2-3 раза выше. Отсутствие законов, стимулирующих спонсорскую помощь учреждениям культуры и культурным проектам. Постоянное посягательство на то малое, что у высокой культуры еще осталось.

Если бы некто задался целью удушить российскую культуру, он должен был бы действовать так, как действуют сейчас российские власти. Как часто с высоких трибун вообще звучит слово «культура»?

Почему происходит то, что происходит? Ответов два, и оба неутешительны: либо власть не ведает, что творит, либо власть целенаправленно работает на раскультуривание нации. В первом случае она, власть, катастрофически не справляется с возложенными на нее функциями, во втором – она тоже воспитывает население, но в определенном направлении. Поиск национальной идеи вращается у нас то ли возле спорта, то ли возле армии, то ли вокруг «неповторимости пути». Однако посетители филармонии мне милее, чем футбольные фанаты: первые после квартетного вечера не переворачивают автомобили, не бьют витрины и лица с «неправильной» формой носа. Лейтенант, юноша 21 года от роду, вчерашний выпускник военного, не может получать зарплату, в пять раз превышающую зарплату доцента (а лейтенанту правительство пообещало в ближайшем будущем 50 тыс. руб. в месяц); корректнее сравнивать доцента с подполковником, но тогда станет еще грустнее. Говорят, страна, которая не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую. Справедливо. Но страна, которая не хочет «кормить» свою культуру, будет кормить люмпенов, то есть, простите, стадо.

Назовите мне хоть одно государство, которое имело бы некультурную нацию и высокий уровень жизни одновременно.

Если диагноз верен (я и сам бы хотел себе возразить, да нечего), то и рецепт очевиден. Так исторически сложилось, что «снизу» в России ничего хорошего не происходит: либо апатия и пофигизм, либо революция. Чрезвычайно сильны патерналистские настроения. Государство должно действовать исходя из этого. А именно – перевернуть с головы на ноги всю ту систему, которую я коротко описал выше.

И тогда – через два-три поколения, может быть – в моей стране что-то начнет меняться.

Разумеется, всё сказанное не означает, что до тех пор не надо предпринимать никаких конкретных действий в защиту памятников, системы художественного образования или гуманитарной науки. Но заниматься только этим – значит, уподобиться тем, кто регулярно латает регулярно рвущуюся канализационную трубу. Ее менять надо, прогнила давно.

Александр Селицкий, доктор искусствоведения, профессор Ростовской государственной консерватории (академии) имени С.В. Рахманинова.

Ответ на публикацию "Творческое образование в свете модернизации"

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: александр селицкий, ростовская консерватория (академия) им.С.В. Рахманинова, культура, творческое образование

Похожие материалы:
Проект программы развития музыкального образования в России на 2015-2020 годы
Грандиозная постановка оперы Дж. Верди «Аида» состоится в Ростове-на-Дону
Источник жизненного вдохновения
Научная конференция памяти учителей пройдет в Ростовской консерватории
В СГУ обсудили развитие отечественного художественного образования
О достижениях Уральского колледжа прикладного искусства
Практические аспекты взаимодействия творческого вуза и работодателей
Профессия – дарить людям радость
Предпрофессиональные программы в школах искусств
Плещущий родник творчества и успеха

Комментарии пользователей: 1 Оставить комментарий
Анна Михайлова Незарегистрированный пользователь
"Но страна, которая не хочет «кормить» свою культуру, будет кормить люмпенов, то есть, простите, стадо"
У нас все направлено на унижение человеческого достоинства и подчинение власть и златоимущему, вся система держится на страхе. Ты обязан быть все время виноватым. Тебе платят копейки, но позволяют приворовывать, потому что если попадешься, то это будут уже твои проблемы. Или паши до изнеможения на 3 работах, чтобы не только кино, света белого не видеть. Большинство норм и законов придуманы так, что их невозможно не нарушить, т.е. опять же виноват. Конечно, государству в его нынешнем виде нужно стадо, потому что стадом легче управлять, легче обманывать. Пока люди не станут свободными, не получат права и защиту, никакие вливания в музеи, памятники и гуманитарное образование не вернут нам культуру. Культуру, ни как "джентльменский набор" интеллигента - Достоевский, Тарковский, Мусоргский и т.д., а как духовность, как общечеловеческие ценности, как уважение к внутренней свободе каждого и осознание каждым своего места в обществе.

2012-01-25 16:54:27 Ответить пользователю

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 8 (92)

На обложке журнала ректор Нижегородского государственного педагогического университета им. К.Минина А.А.Фёдоров. «Дети перестали читать книги, погружены в социальные сети и игровые приставки? Но кто позволил это всё изобрести и запустить в производство, сделав тотальным и тоталитарным? Разве не те самые взрослые, которые пятьдесят лет назад призывали к научно-техническому прогрессу и спонсировали новые поколения к постижению правил его ускорения?», – задается вопросами ректор Мининского университета. Читайте в 92 номере «АО» его статью «Новое педагогическое образование».
Слово редактора


С 2015 года в проекте «Лучшие образовательные программы инновационной России» используется звездная система оценки образовательных программ и классификации типов профессионально-общественной аккредитации. Хотите пройти аккредитацию на 5 звезд?
Подробнее о проекте
Популярные статьи
Открыт приём заявок на участие во II Всероссийском форуме русского языка
С 19 по 21 апреля 2017 года в Рязанском государственном университете имени С.А. Есенина состоится...
Из журнала
#86Четыре "звезды" Российского экономического университета
#86Независимая оценка образовательной деятельности ДОО
#84Углубление интеграции систем образования России и Беларуси
#86ДПО: независимая оценка и признание качества
#87Высокий потенциал негосударственного сектора
Информационная лента
09:29Case-in: новое слово в инженерном образовании!
09:23Открыт набор в Российско-Китайский бизнес-инкубатор
09:35Высшая школа автомобильного сервиса откроется в СФУ
09:19ПВГУС снова в числе лидеров
14:00Конкурс на соискание премий Алтайского края в области науки и техники