Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

ОГИИК: надежда как точка опоры

Ректор Орловского государственного института искусств и культуры Николай Паршиков подводит итоги сорокалетней деятельности вуза. ОГИИК – не просто высшее учебное заведение, это единый научно-образовательный и методический центр, своего рода художественная лаборатория, в которой исследуются вопросы воспитания творческой личности, взращивания талантов и педагогов, патриотов и носителей культуры своей страны.

Просмотров: 2463
Паршиков Николай Александрович, ректор Орловского государственного института искусств и культуры, доктор педагогических наук, профессор

Ректор Орловского государственного института искусств и культуры Николай ПАРШИКОВ подводит итоги сорокалетней деятельности вуза

– Николай Александрович, какова, с вашей точки зрения, степень соответствия института «идеальному» современному российскому вузу культуры?

– Логично, что в памятный для вуза год мы подводим итоги, радуемся достижениям и анализируем допущенные ошибки, чтобы двигаться дальше – в правильном направлении.

Мы убеждены, что вузу искусств и культуры принадлежит особая роль в реализации политики в области культуры, в том числе в воспитании кадров для социокультурной сферы. Наш институт не просто высшее учебное заведение, это единый научно-образовательный и методический центр, своего рода художественная лаборатория, в которой исследуются вопросы воспитания творческой личности, взращивания талантов и педагогов, патриотов и носителей культуры своей страны. Поэтому педагогическая деятельность ОГИИК предполагает, прежде всего, освоение студентами гуманитарных ценностей, их общекультурное духовное и личностное развитие.

Институт входит в систему отраслевых вузов, которая не имеет прецедентов в истории мировой высшей профессиональной школы ввиду многопрофильности, инновационного подхода к подготовке кадров. Основой этой системы является синтез гуманитарно-культурологического и художественного образования. Безусловно, это подразумевает широкий спектр направлений и специальностей. В ОГИИК ведется обучение специалистов по шести укрупненным группам направлений подготовки (специальностей): «Культура и искусство», «Гуманитарные науки», «Социальные науки», «Экономика и управление», «Образование и педагогика», «Сфера обслуживания».

Вуз искусств и культуры в настоящее время – одна из научных площадок в сфере изучения процессов, влияющих на трансформацию культуры, искусства, образования в новых интеграционных условиях. На базе ОГИИК систематически проходят международные и всероссийские научно-практические конференции. В числе недавно прошедших: «Сохранение и развитие социокультурного потенциала региона», «Информационное пространство для науки, образования, культуры», «Роль вуза искусств и культуры в формировании и развитии культурного пространства» и другие. Тематика и проблематика проводимых институтом ежегодных мероприятий – таких как Славянские, Музейные, Денисьевские чтения – охватывает различные вопросы современного осмысления духовно-нравственного наследия.

Вместе со всеми вузами страны ОГИИК с 1 сентября 2011 года перешел на новые федеральные государственные образовательные стандарты: мы начали готовить бакалавров по 13 направлениям и 21 профилю.

Безусловно, этот багаж появился не вдруг. Институт взрослел вместе с педагогическим коллективом, увеличивал количество факультетов и специальностей, нарабатывал опыт, отшлифовывал методики, обрастал имущественным комплексом, партнерскими отношениями с другими творческими вузами, со средними учебными заведениями, налаживал международные связи.

После посещения всех, без исключения, институтов культуры России мы имеем право заявить: Орловский государственный институт искусств и культуры занимает среди них достойное место. У вуза хорошая материальная база: огромное количество просторных аудиторий, оснащенных всем необходимым для занятий музыкой, театральным искусством, хореографией, огромная библиотека, в новом корпусе – прекрасный комфортабельный концертный зал на 550 мест.

Необходимо обязательно упомянуть о таком капитале нашего института, как великолепный преподавательский состав. ОГИИК достиг высокого научного ценза, который на сегодняшний день составляет 71,2 процента. В вузе работают лучшие музыканты, актеры, режиссеры, работники культуры РФ, деятели искусств, имеющие звания лауреатов конкурсов различного уровня. Средний возраст преподавателей – сорок пять лет, а это значит, что рядом с маститыми педагогами работают их молодые коллеги, зачастую – выпускники кафедр института. Не секрет, что работать с творческими людьми сложно, но нам удалось создать в вузе очень доброжелательную атмосферу.

– На сегодняшний день подготовлен уже третий вариант проекта закона «Об образовании». Как мы знаем, ранее в нем не было раздела о художественном образовании…

– Можно с облегчением вздохнуть, появилась надежда на то, что система непрерывного художественного образования в стране будет сохранена. Вся общественность была свидетелем того, как на защиту традиционного художественного образования встали плечом к плечу интеллигенция и преподавательский состав творческих вузов страны, доказывая необходимость сохранения уникальной системы отечественного художественного профобразования. Ценность ее заключается, прежде всего, в непрерывности образовательного процесса – согласно годами выверенной формуле «школа – училище – вуз», реализация которой обеспечивает подготовку специалиста высокого класса, способного к работе на уровне мировых стандартов.

Осознавая, что заявления о едином европейском стандарте образования диктуют необходимость пристального изучения опыта высшей школы других стран, ОГИИК наладил творческие и научные связи с зарубежными коллегами. Наша профессура и преподаватели участвуют во многих международных конференциях, научно-практических семинарах, творческих лабораториях, мастер-классах. Однако близкое знакомство с европейской вузовской системой образования привело нас, казалось бы, к парадоксальному выводу: в целом отечественная система художественного образования гораздо выше по классу, и разрушать ее – преступление.

Как известно, 2011 год стал поистине переломным для системы российского образования в сфере культуры и искусства. Судите сами, в течение почти двадцати последних лет решение насущных проблем художественного образования не находило отражения в законодательных или подзаконных актах. Очевидно, количество выступлений и обращений всех граждан, обеспокоенных судьбой отечественной культуры, превысило критическую массу. В минувшем году Президентом РФ было подписано три закона, касающихся деятельности вузов творческой направленности. Первый из них решает проблему ассистентуры-стажировки, столь необходимой нам творческой аспирантуры, которая успешно существовала в советское время, но была упразднена. Второй – в значительной мере регулирует деятельность детских школ искусств. А третий – закрепляет правомочность обучения одаренных детей музыкальному и хореографическому искусству с раннего школьного возраста. Однако этого мало: в упомянутых законах не нашло отражение главное – механизм, обеспечивающий непрерывность образования. Не получили пока что отражения и вопросы социального статуса работников культуры, нормы, регламентирующие процессы обучения и послевузовской подготовки.

Известно, что в третьей версии нового интегрированного закона об образовании статья, касающаяся особенностей реализации образовательных программ в области искусства, существует как самостоятельная, однако объективно она нуждается в доработке. В настоящее время законопроект еще не внесен в Государственную Думу.

– Хорошие законы, безусловно, очень важны. Однако носителем культуры по-прежнему является человек. В частности, будущий выпускник вашего института. Кто он, студент ОГИИК? Каковы перспективы его трудоустройства?

– За годы существования институт подготовил более 14 тыс. специалистов. Наших выпускников можно найти во многих регионах страны и за рубежом: они являются руководителями департаментов, занимают руководящие должности в отделах культуры, создают свои творческие коллективы или трудятся в уже известных широкому зрителю. Многие из них посвятили себя педагогической деятельности – в музыкальных, хореографических, художественных высших и средних специальных учебных заведениях, школах искусств. Библиотечное и музейное дело также подпитывается выпускниками нашего вуза.

Золотая молодежь не учится в нашем вузе. Как правило, это дети работников культуры, учителей, продолжатели творческих династий. У них, заметим, далеко не блестящее материальное положение, поэтому они вправе рассчитывать на государственную поддержку: стипендии, общежития, медицинскую помощь. Вуз может предоставить места в общежитии 543 студентам, работают медпункт, столовая. Мы стремимся, насколько это в наших силах, создать условия для комфортного обучения и проживания студентов.

Проблемой трудоустройства выпускников в вузе занимается специальная структура. Впрочем, как известно, сегодня в сфере культуры работу найти пугающе легко: вакансий много, заполняются они плохо, а причина известна: низкая оплата труда. Заработная плата молодого специалиста составляет 4300 рублей, перспективы на повышение – почти никакой. В сельских районах зарплата несколько выше, можно работать на две ставки, но в полный рост встает другая больная проблема – жилье. Строительство жилых домов для работников культуры, преподавателей учебных заведений – дело государства, у нас нет средств для осуществления этой деятельности, хотя в Орле давно назрела острая необходимость такого строительства.

Приходится констатировать, культура, как и в прежние времена, финансируется по остаточному принципу или даже хуже. Главное, не пройти точку невозврата, ведь если не изменить приоритеты государственной политики, то и культуры может не остаться – только шоу.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Интервью с лауреатами Зворыкинской премии
Реформы образования в сфере культуры и искусства
Виктор Шалай: «Инженеру нужно платить много»
Михаил Опёнков: Технология и мифология легко уживаются друг с другом
Проблемы современного архитектурного образования
Практические аспекты взаимодействия творческого вуза и работодателей
Источник жизненного вдохновения
Экспорт российского образования: кто «даст добро»?
Интервью с Геннадием Бордовским: об учительстком труде
Профессия – дарить людям радость

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ