Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Партнёры

В Москве прошла V Глобальная конференция по технологиям в образовании EdCrunch

Журнал «Аккредитация в образовании» и проект «Higher Education Discovery» (HED) выступили информационными партнерами EdCrunch. В репортаже с места события – актуальные тренды, спорные вопросы и эксклюзивное интервью с экспертами.

Просмотров: 73

Материал опубликован в журнале №105 от 24.09.2018.

В Москве прошла V Глобальная конференция по технологиям в образовании EdCrunch

«Данные, которые трансформируют мир» – под таким девизом прошла конференция EdCrunch-2018. На встрече, собравшей 5 тыс. очных и 20 тыс. онлайн-слушателей, выступили более 300 российских и зарубежных спикеров. В рамках 150 презентаций, мастер-классов и дискуссий участники говорили об актуальном в сфере образования: больших данных, новых технологиях и компетенциях, Edtech-трендах и многом другом.

Журнал «Аккредитация в образовании» и проект «HigherEducationDiscovery» (HED) выступили информационными партнерами конференции.

Министр образования и науки РФ Михаил Котюков, выступивший на открытии, пообещал обсудить и интегрировать итоги EdCrunch-2018 в реализацию крупных государственных задач. В первую очередь – в национальные проекты «Образование» и «Наука».

Работа преподавателей должна полностью измениться. Им следует сосредоточиться на создании среды умного обучения для студентов, учитывая тот факт, что поиск, фильтрация и использование информации для ее воссоздания более важны, чем знания сами по себе.

Руководители ведущих вузов страны обозначили тренды современной высшей школы. Ректор НИТУ «МИСИС» Алина Черникова в качестве таковых назвала индивидуальные образовательные траектории, а Ярослав Кузьминов сделал сенсационное заявление о перспективах развития НИУ «Высшая школа экономики»:

– В ближайшие пять лет мы заменим все лекции онлайн-курсами. Лекционные занятия в классической форме отменим, – сказал он, подчеркнув, что традиционные лекции превратились в «профанацию»: их посещаемость во всех вузах оставляет желать лучшего, а у преподавателей не остается времени на исследовательскую работу из-за аудиторной нагрузки.

По словам Я. Кузьминова, переход на цифровой формат должен повысить вовлеченность студентов, разгрузить профессоров и в целом поднять качество университетского образования.

Ложку дегтя, между тем, не преминула добавить заместитель главы Минобрнауки РФ Марина Боровская. Она перечислила несколько неизбежных при переходе на онлайн-курсы вопросов: «Какую долю онлайн-курсов студент может взять при освоении той или иной программы? Готовы ли университеты принять курсы друг друга и засчитывать их прохождение? И сколько учащихся готово рискнуть и выбрать индивидуальный образовательный трек?».

Целесообразности внедрения новых технологий, но уже в школах, была посвящена панельная дискуссия о цифровой образовательной среде в регионах. Участники обсуждения рассказали об опыте внедрения цифровизации в работу образовательных организаций различных субъектов РФ. Кроме того, был поднят вопрос о цифровой грамотности педагогов.

Так, например, директор департамента образования ХМАО-Югры Алексей Дренин отметил, что «многие школы работают с образовательными платформами, однако это часто не приносит результатов. Педагоги часто работают ради отчетности, а мы хотим, чтобы они действительно принимали новые инструменты и верили в них». Также он подчеркнул, что учителей необходимо избавить «от рутинных запросов, экселевских таблиц, вордовских документов и большого количества никому не нужных данных, которые обрабатываются с трудом и только загружают».

В рамках EdCrunch ведущие российские университеты отчитались о результатах работы по приоритетному проекту «Современная цифровая образовательная среда» [1], одна из задач которого – «создание информационного ресурса, обеспечивающего доступ к онлайн-курсам по принципу одного окна и объединяющего целый ряд уже существующих платформ онлайн-обучения благодаря единой системе аутентификации». Планируется, что к 2020 году 80% содержания основных образовательных программ высшей школы и учреждений СПО должно быть доступно для освоения в виде онлайн-курсов, а к 2025 году онлайн-обучение пройдут более 11 млн. человек.

Как пояснил начальник департамента открытого образования университета ИТМО Андрей Лямин, пользователи ресурса online.edu.ru будут иметь возможность регистрироваться в качестве работодателей и размещать вакансии, а закончившие профильные онлайн-курсы смогут откликнуться на них и подтвердить свои компетенции с помощью полученного здесь же сертификата.

Согласно проекту «Современная цифровая образовательная среда» к 2020 году 80% содержания основных образовательных программ высшей школы и учреждений СПО должно быть доступно для освоения в виде онлайн-курсов, а к 2025 году онлайн-обучение пройдут более 11 млн. человек.

 

Экспертное мнение

Актуальные тренды – сквозная тема всех конференций EdCrunch. Что думают о траекториях развития современного образования эксперты с мировым именем, выяснила наш корреспондент.

Дейл ДЖОНСОН – руководитель программы адаптивного обучения Аризонского государственного университета (США).

– Господин Джонсон, как вы думаете, почему адаптивное обучение вызывает озабоченность у представителей профессионального сообщества?

– Некоторые опасаются, что эта модель станет более дешевой и менее качественной заменой преподавателей. Однако мы выяснили, что адаптивное обучение может использоваться в сочетании с активным для повышения вовлеченности студентов и улучшения их результатов. Благодаря реализации такой «смешанной» модели, сочетающей лучшие свойства педагогики в стиле high-tech (адаптивный курс) и hightouch (активное обучение), преподаватели получают больше свободы, помогая студентам развивать пользующиеся весомым спросом у работодателей навыки критического мышления, общения, сотрудничества, творческие способности.

– Как адаптивное обучение применяется в образовании взрослых?

– Такой вид обучения идеально для них подходит, поскольку взрослые студенты зачастую обладают значительным объемом знаний, полученным в результате предыдущего образовательного или жизненного опыта. Адаптивное обучение предназначено для определения уровня уже имеющихся знаний и его учета при составлении индивидуального плана занятия. Подход, предусматривающий выбор занятия в соответствии с конкретными запросами студента в нужное время, гораздо эффективнее традиционного, при котором все студенты одновременно посещают одно и то же занятие независимо от уровня понимания темы.

– Какие компетенции развиваются в процессе адаптивного обучения?

– Адаптивное обучение способствует более эффективному, по сравнению с традиционной моделью преподавания, освоению студентами «запоминания» и «понимания» – основных этапов процесса обучения согласно таксономии Б. Блума [2]. Благодаря этому обучающиеся могут переключать свое внимание на развитие компетенций и на других уровнях таксономии, таких как «применение, анализ, синтез и оценка». В целом же эта система не является панацеей от всех вызовов образования, но представляет собой новый инструмент, позволяющий преподавателям помогать студентам в достижении учебных целей.

 

Оливье КРУЗЕ – директор по педагогике «Школы 42» (Франция).

– Господин Крузе, скажите, пожалуйста, по каким критериям можно оценить качество подготовки студентов, обучающихся по модели «42»?

– Основные показатели качества – это предложения и отзывы от компаний. Учебная программа «Школы 42» предусматривает стажировки, во время каждой из которых представители компаний оценивают студента дважды. Ряд критериев позволяет выявить сильные и слабые стороны наших студентов и менять учебный план в случае необходимости. Кроме того, мы активно практикуем проведение хакатонов, конференций, встреч, сайд-проектов. Подобные неформальные контакты также позволяют оценить профессиональное поведение обучающихся.

– Насколько жизнеспособна модель «42» в качестве альтернативы МООК? Какие еще образовательные модели эта система может заменить полностью или частично?

– На первом этапе своего развития, в 80-е и 90-е годы, информационные технологии использовались для автоматизации деятельности компаний. На втором – когда появились новаторские и революционные бизнес-модели, – использование IТ стало более стратегически выгодным. МООК всего лишь воспроизводит то, что происходит в классе или аудитории. Это только первый шаг на пути к цифровизации образования.

Модель «42» представляет собой пример второго шага: с индивидуальным темпом обучения и собственным путем овладения материалом, с сотрудничеством (которое часто называют «списыванием» в учебном классе), адаптацией, гибкостью ума. Модель не совсем нова, так как очень близка к педагогическим идеям С. Френе, М. Монтессори и Ж. Пиаже, которые, как известно, весьма эффективны. Новым является способ реализации. Я считаю, что большинст­во тем может быть адаптировано к этой системе или система может быть адаптирована под каждую тему: в нашей модели IТ выступают в качестве основного предмета изучения и в то же время средством поддержки учебного процесса. Специалист в области образования должен сначала отделить тему от педагогических столпов и основ, а затем, используя эти принципы, адаптироваться к другой теме – такой, например,  как бизнес, здравоохранение, промышленность.

– Может ли модель обучения без преподавателей применяться в университетах? Если да, то каким образом и на каких этапах?

– Модель «42» подходит не всем, поэтому, полагаю, университет все-таки не сможет обойтись без преподавателей. Вообще, их наличие или отсутствие, вероятно, не является проблемой, с точки зрения образования (хотя, с точки зрения экономической, безусловно, это важно). Думаю, сначала преподавателям нужно понять: процесс передачи знаний сегодня не имеет значения. Их работа должна полностью измениться. Следует сосредоточиться на создании среды умного обучения для студентов, учитывая тот факт, что поиск, фильтрация и использование информации для ее воссоздания более важны, чем знания сами по себе.

Подготовила Людмила СУЛЬДИНА. 

«ШКОЛА 42» – частная образовательная организация альтернативного типа для начинающих и опытных программистов, основанная французским предпринимателем КсавьеНьельем.

Учебный процесс реализуется без участия преподавателей: студенты самостоятельно находят информацию в интернете и совместно работают над проектами. Сотрудники учреждения не контролируют деятельность студентов и проверяют лишь ее результаты. По мнению авторитетного издания «Bloomberg», такой формат продиктован тем, что умение человека работать в команде ценится в IT-индустрии выше, чем диплом.

Многие обучающиеся занимаются собственными проектами, которые впоследствии могут продать IT-компаниям. После первого года обучения студенты получают возможность совмещать учёбу с оплачиваемой интернатурой.

Как отмечают эксперты, концепцию обучения «Школы 42» можно использовать не только в кодинге, но и других сферах деятельности, например, в журналистике.

В последнее время аналогичные проекты появляются по всему миру: в Южной Африке, Румынии, Молдавии, Украине. В конце мая этого года о запуске бесплатной школы программирования «Школа 21» [3] в Москве объявил Сбербанк. Первый набор составил 500 человек, в следующем году это число увеличится до 1 тыс. студентов. Обучение в «Школе 21» длится от полутора до четырёх лет. Выпускники получают негосударственные сертификаты об окончании московской «Школы 21» и французской «Школы 42».

Директор по работе с вузами Mail.RuGroup Сергей Марданов считает, что появление подобных образовательных экспериментов позитивно скажется на развитии IT-рынка. При этом существует риск, что российские студенты окажутся не готовыми к такому формату обучения. В «Школе 42» от обучающихся требуется внутренняя мотивация и самодисциплина, а с ней у большинства получающих образование соотечественников есть проблемы. Кроме того, им очень важна мотивация от преподавателя, регулярная обратная связь, возможность перенимать опыт и в итоге получение официального документа об окончании образовательного учреждения.

Источники: 42.us.org, tjournal.ru, open-education.ne.

АДАПТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ – перспективное и динамично развивающееся направление сферы e-learning. В основе модели лежит идея «подстройки» уровня и типа курсов под способности, знания, умения и даже настроение обучающегося. Подобная оптимизация позитивно влияет на внутреннюю мотивацию и заинтересованность студентов в освоении новых компетенций.

Технологии анализа данных в сфере образования одной из первых стала активно применять компания Knewton. Продукт этой деятельности – адаптивная образовательная платформа, подключаемая к любой современной системе управления учебным процессом (LMS). В компании посчитали, что измерение текущих знаний ученика и адаптация материалов в соответствии с ними являются недостаточными. Было решено не только адаптировать электронные курсы и автоматически корректировать путь обучения, но и предоставлять преподавателям аналитические данные и рекомендации по каждому обучающемуся (рис. 1).

Аризонский государственный университет [4] совместно с компанией CogBooks провел исследование о влиянии адаптивных систем обучения нового поколения на успеваемость. В результате использования адаптивной платформы на курсах биологии и истории в течение одного семестра количество студентов с положительными баллами выросло с 76% до 94%. Число тех, кто прекратил обучение, сократилось с 15% до 1,5%.

Успехи применения адаптивного обучения не исключают критики в его адрес. Так, специалисты по педагогике сомневаются в универсальности подхода Knewton, предполагающего, что всегда существует правильный ответ. Скептики от образования утверждают: инструменты, которые хорошо работают, например, в области точных наук, зачастую нельзя применить в других дисциплинах.

С 2004 года экспертная группа NewMediaConsortium выпускает ежегодные независимые отчеты «HorizonReport» о технологиях и тенденциях в сфере высшего образования. Авторы доклада 2017 года[5] прогнозируют: в ближайшее время нас ожидает бурное технологическое развитие адаптивных систем обучения.

Источники: habr.com, vesety.com, scorcher.ru, pvsm.ru.

 

[1] Подробнее на neorusedu.ru.

[2] В 1956 году профессор Чикагского университета Бенджамин Блум опубликовал книгу «Таксономия образовательных целей». Он выделил шесть уровней познавательной деятельности, которые десятилетиями успешно использовались в педагогике как руководство при планировании обучения, стимулирующего развитие мыслительных навыков высокого уровня.

[3] Подробнее на www.21-school.ru.

[4] Подробнее на edplus.asu.edu/newsroom/dale-johnson-shares-how-implement-adaptive-learning.

[5] Подробнее на edplus.asu.edu/newsroom/dale-johnson-shares-how-implement-adaptive-learning.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: с места события, людмила сульдина, ао-105, EdCrunch, HED, конференция

Похожие материалы:
Диалог Европа – Азия: такие ли мы разные?
Баварско-российская конференция по экономическим наукам
Впервые в России проведен масштабный форум APQN
Независимая оценка качества образования: современные вызовы и лучшие практики
В Госдуме РФ обсудили создание единого образовательного пространства
От Года учителя - к веку образования
Международная конференция APQN: Расширяя горизонты гарантии качества
В Нюрнберге прошла I Баварско-Российская конференция по экономическим наукам
Интегрированный закон: проблемы и риски
Опубликован список зарубежных спикеров конференции EdCrunch

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 9 (109) 2019

Готова ли система образования России к переходу на риск-ориентированную модель оценки качества? Почему российские работодатели не заинтересованы в развитии своих сотрудников? Что включает цикл обучения в Бразилии? Каковы перспективы набора студентов из Казахстана на обучение в российские вузы? Знакомьтесь с мнениями экспертов в новом номере «АО»!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Андрей Кречетов: «Для мощного движения вперёд необходим технологический прорыв. Убеждён, это возможно»
Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачёва располагает всеми...
Кадровый потенциал Чукотки
Стратегию развития Чукотского многопрофильного колледжа определяет ответственная задача,...
Мир исследователей и повседневность встретятся на Летней школе ТюмГУ “Пересечения”
Старт регистрации. Школа организована Институтом социально-гуманитарных наук при поддержке...
Информационный центр ОИЯИ организует IT-школу молодых ученых Юга России
Главный проект — на базе ОИЯИ строится сверхпроводящий коллайдер протонов и тяжелых ионов NICA,...
Изобретение студента Астраханского госуниверситета поможет людям с ОВЗ
Четверокурсник факультета математики и информационных технологий АГУ Дмитрий Молимонов разработал...
Из журнала
#107Опыт внедрения проектного обучения в Инженерно-технологической академии ЮФУ
#97Приоритет Правительства РФ – цифровая экономика
#100Новости образования «АО-100»
#95Глазовский государственный педагогический институт успешно решает проблемы педагогического образования
#102BabySkills – ранняя профориентация по стандартам WSR
Информационная лента
09:19Ученые СКФО планируют открыть единый центр по развитию нанотехнологий
09:14Проект музея в Ту-144 презентовали членам правительства России
09:13Эффективная работа с научной информацией: инструменты Web of Science
09:11Продолжается прием заявок на региональный этап конкурса Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов
09:09В ТюмГУ начинают готовить регионоведов