Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Колледж и комбинат – яркий пример содружества

Липецкий металлургический колледж имеет мощного и надежного партнера - ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» и благодаря этому развивается как базовый образовательный и инновационный центр, интегрированный в реальный сектор экономики.

Просмотров: 1157
С.Г. Петухов, директор Липецкого металлургического колледжа

Липецкий металлургический колледж – это обновленное временем и усилиями творческих, заинтересованных и ответственных людей многопрофильное федеральное государственное образовательное учреждение, где на очном и заочном отделениях обучается более 1500 человек по 10 специальностям. Колледж имеет мощного и надежного социального партнера – ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» и благодаря этому развивается как базовый образовательный и инновационный центр, интегрированный в реальный сектор экономики. Партнерские отношения обязывают учебное заведение ко многому. Прежде всего, не позволяют работать по старым шаблонам и заставляют проявлять гибкость и мобильность в организации образовательного процесса, а также осуществлять инновационную деятельность. Сегодня, несмотря на известные трудности, Новолипецкий металлургический комбинат осуществляет грандиозную программу технического перевооружения. Это продиктовано жесткой конкуренцией на зарубежных рынках, трудоемкостью производимой продукции и необходимостью снизить ее себестоимость. Колледж должен внести свой вклад в реализацию этой программы: осуществить переход к подготовке специалистов и рабочих нового поколения, способных быстро включаться в производственно-технологический процесс и создавать конкурентоспособную продукцию. Следует признать, что пока претензии работодателей к качеству профессионального образования обоснованы: на практике имеют место и недостаточная квалификация выпускников, и длительная адаптация к специфике производства, и необходимость “доучивания”. Наблюдаются также существенные различия между полученными знаниями и требованиями металлургического производства.

Такое положение надо менять, и мы с помощью комбината приступили к кардинальному преобразованию системы обучения. Во-первых, специалисты предприятия разработали требования к выпускникам, на основе которых были созданы профессионально-квалификационные “Модели выпускника (специалиста)» колледжа. Во-вторых, мы провели аудит существующих учебных планов и программ, для того, чтобы адаптировать их содержание к специфике металлургического производства. В-третьих, была внедрена сертифицированная система менеджмента качества, предусматривающая тестирование профессиональных знаний на начальном, промежуточном и итоговом этапах обучения. Впереди – создание Центра сертификации профессиональных квалификаций.

Для повышения конкурентоспособности выпускников мы усилили подготовку в области компьютерных, производственных технологий. Большое внимание уделяется изучению иностранных языков.

Новолипецкий металлургический комбинат инициировал объединение профессионального лицея № 10 и колледжа. На основе двух учебных заведений создается единый учебно-производственный комплекс, структура которого, дает возможность реализовать профессиональные образовательные программы разных ступеней и уровней и обеспечить подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для комбината.

Интегрированная образовательная среда имеет много преимуществ. Здесь процесс обучения сопряжен с производством, и студенты и учащиеся являются активными участниками созидательного процесса, а не сторонними наблюдателями. У студентов сокращаются сроки обучения, появляется возможность создания “гибких” образовательных траекторий, при желании они могут получить смежные профессии и высокие квалификационные разряды.

Интеграция бизнеса и образования позволяет проводить единую профориентационную политику, консолидировать и оптимально использовать кадровые и финансовые ресурсы, осуществлять повышение квалификации преподавательского состава, ввести эффективные принципы стимулирования успеваемости студентов, повысить престиж колледжа.

Сегодня можно сказать, что сотрудничество комбината и базовых учебных заведений переживает “вторую молодость”. На смену шефству приходит сотворчество. Комбинат помогает колледжу в формировании наиболее актуальных учебных программ, соответствующих требованиям производств. Производственники заинтересованы в объединении усилий с учебным заведением. Подтверждением тому служит следующая цифра: за 2 года комбинат вложил в базовые учебные заведения более 135 млн рублей, и эта работа продолжается.

В 2009 году колледж вошел в число победителей конкурса инновационных программ, организованного в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Конкурсный проект “Ресурсно-образовательный комплекс как интегрированное пространство формирования и развития профессиональной компетенции” был также разработан при участии специалистов комбината.

Все программы модернизации колледжа тесно связаны с планами технического перевооружения базового предприятия. В соответствии с этим обучение ведется с помощью развивающих программ, которые позволяют студентам приблизиться к реальным процессам металлургического производства. Также приобретено новейшее манипуляционное учебно-производственное и лабораторное оборудование, электронные учебники и многое другое.

В рамках социального партнерства колледжа и комбината осуществляется и программа профориентации. При этом предприятие тоже занимается привлечением школьников в лицей и колледж: проводит встречи с выпускниками и многие другие мероприятия, реализует инновационные проекты “Старт в будущее – начало успеха”, программу “Электронные каникулы”, способствующие осознанному выбору профессии и специальности металлургического профиля. Выпускники школ, учащиеся лицеев города и области, студенты и их родители имеют исчерпывающую информацию о будущей работе, об условиях и оплате труда, о возможностях продолжения образования и профессионального роста. Ежегодно комбинат резервирует 200 рабочих мест для выпускников колледжа. Это повышает его имидж как перспективного, долгосрочного и привлекательного работодателя, и одновременно служит стимулом для поступления в лицей и колледж.

Мы дополняем эту работу широкой пропагандой технических специальностей. Достаточно сказать, что в текущем году в центральных, региональных и корпоративных СМИ, а также на сайте колледжа было размещено более сотни различных информационных материалов о его деятельности. Содействовала этому пресс-служба комбината. Корпоративный журнал группы предприятий “Компания НЛМК” ввел специальную рубрику “Профессиональное образование”.

В результате совместных действий базового предприятия и колледжа складывается и система вторичной профориентации, направленная на укрепление уверенности студентов в правильности сделанного выбора.

Несмотря на жесткую конкуренцию на рынке образовательных услуг, в нынешнем году конкурс при поступлении в колледж составляет 2,8 человека на место.

Характерной чертой современного образования являются новые требования к подготовке будущих специалистов, имеющие отношение к адаптации в социуме. Чтобы выполнить их, в коллективе решили отказаться от привычных схем и набора предписаний и дополнить программу развития инновационным проектом “Развитие внеучебной деятельности студентов, создание в колледже благоприятной культурно-воспитательной среды». Проект предусматривает подход к воспитательной работе без назидательности и нравоучительности, так как любая система воспитания, построенная на принуждении, неэффективна. Усилия педагогов будут направлены на формирование у студентов инициативности, любознательности, доброжелательности, стремления к сотрудничеству, чувства нового.

В колледже созданы необходимые условия для развития личности. Только кружков и клубов имеется около 20. Во внеучебных мероприятиях, которые проводятся почти каждый день, участвует большинство студентов. Опросы показывают, что наибольший интерес вызывает деятельность различных клубов и объединений. Увлеченно работают творческий клуб “Юность”, военно-патриотический “Допризывник”, краеведческий “Клуб путешественников”, дискуссионный “Позитив”, “Литературная гостиная”, экологический отряд. Клуб студенческой самодеятельности “Вирилис” известен не только в Липецкой области, но и за ее пределами.

Способствует активной внеучебной работе такое обстоятельство: группа студентов была направлена в Институт социального проектирования, где прошла специальный курс обучения, предусматривающий формирование умений создавать новое, реализовывать идеи, творчески подходить к решению собственных инициатив и обозначенных задач.

Для дальнейшего совершенствования воспитательной деятельности в колледже практикуются творческие отчеты преподавателей, методистов, руководителей клубов, кружков, объединений по интересам. Проводятся они в форме свободного семинара-практикума, на котором коллеги обмениваются мнениями, делятся творческими планами и проектами.

Внеучебная деятельность не ограничивается рамками учебного заведения. В последнее время растет число студентов, которые участвуют в деятельности молодежных, общественных объединений, экологических, спортивных обществ, различных движениях, общегородских мероприятиях. Плюс к тому ребята регулярно демонстрируют свои достижения на региональных и общероссийских конкурсах, выставках, фестивалях по различным направлениям молодежного творчества.

Особая роль в системе внеучебной деятельности отводится исследовательской и поисковой деятельности. В колледже проводятся ежегодные научно-практические конференции, конкурсы дипломных работ, олимпиады, выставки технического творчества, конкурс “Я – специалист”. Исследовательская деятельность преподавателей и студентов механического отделения и отделения электротехники и автоматики нацелена на практический результат.

Их работы рекомендованы к внедрению в производства предприятий, являющихся социальными партнерами учебного заведения.

Коллектив колледжа стремится к тому, чтобы занятия в аудиториях, практическая подготовка и внеучебная деятельность дополняли друг друга. На решение этой задачи нацелена специальная программа совместных мероприятий управления профессионального развития персонала комбината и учебного заведения.

Первокурсники начинают занятия с посещения уникального музея предприятия и экскурсий по основным цехам и подразделениям. Производственную практику студенты проходят на лучших, высокотехнологичных участках, при этом за ними закрепляются опытные наставники. На комбинате уделяется первостепенное внимание техническому перевооружению, и практикантам предоставляется возможность ознакомиться с технологическими проектами и другими нововведениями. Например, нынче они могли изучить проект строительства высокотехнологичной доменной печи № 7.

Специалисты комбината регулярно посещают колледж, проводят классные часы, мастер-классы. Предприятие приглашает студентов и преподавателей на подведение итогов корпоративных конкурсов “Лучшие по профессии”, “Мастер года», “Инженер года”. Сотрудничество позволяет студентам еще в период обучения ознакомиться с кадровой и социальной политикой комбината и хорошо изучить действующие здесь программы “Молодой специалист ОАО “НЛМК”, “Молодой лидер ОАО “НЛМК”, “Жилье молодым специалистам”, “Сопровождение и развитие карьеры». Это благотворно воздействует на формирование у обучающихся инновационного поведения, профессиональной компетентности и культуры.

Победа в 2009 году в национальном проекте “Образование” является закономерным результатом эффективного социального партнерства компании мирового уровня и колледжа, имеющего глубокие исторические традиции в деле подготовки кадров. Сейчас сотрудничество вступает в новый этап развития. Создается многоуровневый и многопрофильный ресурсно-образовательный комплекс, что позволит организовать принципиально новое образовательное учреждение, в котором будет использован современный российский и зарубежный опыт профессиональной подготовки молодежи.

Реализуемая программа являет собой яркий пример современного содружества профессионального образования и бизнеса.

Три вопроса автору.

– В нашей стране уже есть учреждения среднего звена, которые стали автономными. Как вы относитесь к такой перспективе?

– Перевод учреждений СПО в автономные повышает уровень ответственности, расширяет возможности учебного заведения в плане ведения деятельности и одновременно увеличивает зону риска. В ряде субъектов он идет весьма активно. Думаю, что прежде чем изменять статус, нужно все просчитать и взвесить. Мы планируем переход в автономное учреждение.

– Что, на ваш взгляд, необходимо предпринять на государственном и региональном уровнях, чтобы учреждения СПО динамично развивались?

– Во-первых, в программе модернизации инженерного образования России нужно определить систему СПО как базу подготовки высококвалифицированных рабочих и специалистов. Во-вторых, необходимо вернуться к приоритетному национальному проекту «Образование» для НПО и СПО. За последние 3 года его реализации в учебных заведениях-победителях произошло реальное изменение образовательной среды: появились ресурсные центры. Было бы целесообразно превратить их в опорные центры подготовки, переподготовки рабочих кадров и специалистов федерального уровня.

– Предполагается, что в работодатели примут участие в разработке вариативной части стандартов третьего поколения. удается ли этого добиться?

– Экспертная группа специалистов Новолипецкого металлургического комбината активно работает над вариативной частью стандартов третьего поколения. До 1 сентября 2010 года эта работа будет завершена по всем 10 специальностям.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: сергей петухов, липецкий металлургический колледж, СПО, личный опыт, ао-40

Похожие материалы:
Владикавказский торгово-экономический техникум
Как подготовить педагога нашего времени?
Подготовка кадров под «корпоративный заказ»
Концепция управления качеством – в действии
Владикавказский педагогический колледж - реформы в действии
Управление введением ФГОС в ссузе
Развитие внеучебной деятельности студентов
Создание инновационных предприятий в агроколледже
Психологический климат в ссузе
Лебедянский педагогический колледж

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
I Всероссийский форум для руководителей государственных и частных колледжей ProFuture’19
Ключевые темы форума: управление и оптимизация процессов СПО, маркетинг и эффективные инструменты...
Трудоустройство иностранных студентов – атрибут позиционирования на международном рынке образовательных услуг
Проведенные в зарубежных странах исследования факторов выбора иностранными студентами страны и...
Новый виток развития колледжа
Костромской областной медицинский колледж им. Героя Советского Союза С.А. Богомолова является...
Подтверждая высокий статус российской музыкальной школы
Российская академия музыки имени Гнесиных была первым российским вузом, прошедшим не только...
В СФУ пройдёт конференция по информатизации образования
24–27 сентября 2019 года в Институте космических и информационных технологий СФУ пройдёт III...
Из журнала
#95Итоги 2-го этапа Всероссийского конкурсного проекта в сфере ДПО «Образовательный марафон»
#96Эксперты делятся своим взглядом на принципиально важные вопросы в сфере образования
#101Моздокский механико-технологический техникум готовит квалифицированные кадры
#102Содружество Приборостроительного завода и Трехгорного технологического института
#101Опыт Пакистана по интернационализации высшего образования
Информационная лента
09:05Открыт прием заявок на участие в олимпиадах по общественным коммуникациям «PR-Олимп-2019»
09:05В ЮУрГУ на региональном этапе «РобоФеста» покажут искусство управления дронами и запустят роботов на Луну
09:03Всероссийский конкурс креативных проектов и идей по развитию социальной инфраструктуры «НЕОТЕРРА»
09:01Физики БФУ им. И. Канта разработали методику определения состава микропластика из Балтийского моря
09:00Петербургский и Туринский Политех будут развивать нефтегазовую отрасль