Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Подведены итоги и намечены перспективы развития российской кадровой политики

В Москве 6-7 декабря прошел IV Всероссийский форум «Национальная система квалификаций России». В очередной раз он стал площадкой для обмена опытом, знаниями и идеями между представителями органов власти, бизнеса, общественных организаций, ведущих серьезную совместную работу по развитию НСК.

Просмотров: 284

В Москве 6-7 декабря прошел IV Всероссийский форум «Национальная система квалификаций России». В очередной раз он стал площадкой для обмена опытом, знаниями и идеями между представителями органов власти, бизнеса, общественных организаций, ведущих серьезную совместную работу по развитию НСК.

БОРОДАЧЕВ Владислав Владимирович, директор
Приволжского института развития профессиональных
квалификаций и компетенций, советник при ректорате
Нижегородского государственного архитектурно-
строительного университета, эксперт Национального совета
при Президенте РФ по профессиональным квалификациям,
кандидат технических наук, профессор.

ПЕРВЫЙ день собрал более тысячи участ­ников. На заседаниях присутствовали пред­ставители федеральных и региональных ор­ганов власти, объединений работодателей, профсоюзов, советов по профессиональным квалификациям, крупнейших компаний, про­фессиональных сообществ, научных, обра­зовательных и экспертных организаций из 65 регионов России, зарубежные гости.

На пленарной сессии председатель На­ционального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям (НСПК) Александр Шохин подвел итоги работы по со­зданию НСК с 2012 по 2018 годы. В частности, он отметил, что в основном работа велась над инфраструктурой. Были созданы отраслевые советы по профессиональным квалификациям (СПК), центры оценки квалификации (ЦОК) и экзаменационные площадки. В 2018 году по развитию НСК разработана и направлена Пре­зиденту РФ дорожная карта, а Правительство РФ включило задачи по ее эффективной ре­ализации в основные направления деятель­ности на период до 2024 года.

Более конкретно и наглядно продемонстри­ровала результаты деятельности НСПК и его структурных подразделений, а также перспек­тивы на 2019 год замминистра труда и социаль­ной защиты РФ, секретарь совета Любовь Ель­цова. Она констатировала, что уже действуют 34 отраслевых СПК и утверждены 1318 профс­тандартов (ПС). За два года со дня вступления в силу федерального закона «О независимой оценке квалификаций» эту процедуру прошли около 22 тыс. человек, 95% которых подтвер­дили свою квалификацию. Некоторые ЦОКи в своей деятельности достигли впечатляющих показателей: например, центр оценки квали­фикаций, созданный госкорпорацией «Роса­том». Этот ЦОК Любовь Ельцова оценила как образцовый с точки зрения технологичности и высокого уровня цифровизации, рекомендо­вав решать задачи дальнейшего развития НСК в рамках национальных проектов «Цифровая экономика» и «Образование».

Зампредседателя Комитета Госдумы РФ по образованию и науке, председатель Рос­сийского общества «Знание» Любовь Духа­нина рассказала о разработке нового профстандарта – «Консультант в области развития цифровой грамотности населения (цифровой куратор)». Этот ПС недавно был утвержден Минтруда и социальной защиты РФ и зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ.

– Основываясь на нашем опыте работы над профессиональным стандартом и формируе­мыми на его основе профессиональными ком­петенциями, мы предлагаем синхронизировать работу и общественно-профессиональное об­суждение проекта профессионального стан­дарта и проекта квалификаций. Утверждать их можно также одним пакетом. Это позволит снизить временные и финансовые затраты всех участников процесса.

Также Любовь Духанина предложила орга­низовать работу по прогнозированию требо­ваний, которые будут предъявляться к работ­никам через несколько лет. Таким образом, можно будет проектировать новые квалифика­ции, предвосхищая развитие рынка труда. По ее мнению, с этой задачей могут справиться институты развития совместно с НСПК.

С докладами на пленарной сессии выступили представители двух профильных министерств.

Замминистра науки и высшего образования РФ Марина Боровская отметила, что один из ключевых критериев качества образователь­ных программ – это успешное трудоустройство выпускников, их соответствие требованиям, предъявляемым бизнесом. Однако, по ее мне­нию, важность этого критерия пока не в полной мере осознается в образовательных органи­зациях. Марина Боровская также пообещала участникам форума, что ведомство займется формированием совета по профессиональным квалификациям в области образования.

– Создание такого совета покажет, какова потребность системы образования в кад­рах, ведь мы сами крупнейший работодатель в стране, – добавила замминистра.

Комментируя ее выступление, председатель Совета по профессиональным квалификациям в наноиндустрии Андрей Свинаренко отметил, что целый ряд секторов, действительно, пока не включен в НСК, и, если в образовании та­кой совет будет создан, это даст импульс к раз­витию всей системы.

Заместитель министра просвещения РФ Ирина Потехина поддержала необходимость создания совета по профквалификациям в области образования. Она подчеркнула важ­ность формирования представлений о конку­ренции на рынке труда со школьной скамьи. По ее мнению, чтобы быть успешным, выпускник должен владеть новой базовой грамотностью, предполагающей цифровые навыки, а также навыки проектной и командной деятельности, умение ставить задачи. Замглавы ведомства отметила, что, приспосабливаясь к трансфор­мациям на рынке труда, через эти вызовы проходят все мировые системы образования. С учетом этих же вызовов разрабатывался на­циональный проект «Образование», представ­ляющий собой систему быстрых изменений.

Участники форума

КОНСОЛИДАЦИЯ федеральных органов власти, работодателей и их социальных парт­неров в основном завершена – прозвучало в выступлениях других докладчиков.

Тот факт, что создание НСК проходит ус­пешно, подтвердил интерес присутствовавших на форуме коллег из стран ближнего зару­бежья к опыту ее реализации в России, осо­бенно в части формирования и применения профстандартов к процессу цифровизации.

Большой интерес вызвал и пилотный проект по созданию механизма взаимосвязи и гармо­низации процедур независимой оценки квали­фикации в рамках итоговой аттестации обуча­ющихся по программам СПО, проводимый в ряде регионов некоторыми СПК. Сейчас идет доработка соответствующих нормативно-пра­вовых актов, которые бы позволили выпускникам учреждений СПО получать не только диплом о профобразовании, но и сертификат Минтруда РФ о профессиональной квалифи­кации.

А.Н. Шохин

Вместе с тем в адрес НСПК и отраслевых СПК прозвучали и серьезные критические за­мечания, связанные со слабой проработкой механизма реализации Национальной сис­темы квалификаций на отраслевых федераль­ных уровнях, и особенно на уровне субъектов федерации. По этой причине в резолюцию форума были внесены конкретные инициа­тивы, касающиеся разработки нормативно-правовых актов по деятельности федеральных отраслевых органов власти, национальных объединений работодателей, национальных объединений саморегулирующих организаций и других общественных формирований и их подразделений в регионах, связанных с реа­лизацией НСК. В частности, было предложено:

• срочно подготовить и принять законода­тельные акты, регламентирующие деятель­ность и финансирование всех элементов региональной структуры НСК (координацион­ного совета при губернаторе, региональных методических центров, подразделений регио­нальных миграционных структур и служб заня­тости, отраслевых региональных структур);

• НСПК, отраслевым СПК и Национальному агентству по развитию квалификаций срочно разработать и реализовать систему обучения азам функционирования НСК руководства федеральных отраслевых министерств и ве­домств, губернаторов и их заместителей, глав региональных отраслевых министерств, соот­ветствующих руководителей муниципалите­тов, а также руководителей объединений ра­ботодателей и образовательных организаций высшего, среднего и дополнительного профес­сионального образования.

Участники форума

Следует отметить, что на сегодняшний день злободневным является и вопрос финансиро­вания НСК, включая разработку и обновление профстандартов, оценочных средств, образо­вательных программ, в том числе в режиме он­лайн, а также создание и обеспечение работы ЦОКов, учебных и экзаменационных центров, оплату обучения и процедуры оценки квали­фикаций. Кроме того, для дальнейшего успеш­ного становления НСК необходимо учитывать международный опыт.

В.В. Бородачев

В целом, несмотря на определенные про­блемы и трудности, Национальная система квалификаций важна, ценна и своевременна, а промежуточные результаты работы над ее созданием можно считать вполне удовлетво­рительными. В новом политическом цикле, до 2024 года, предстоит динамичное и масштаб­ное развитие НСК, определяемое дорожной картой: не просто документом, а важным усло­вием реализации общенациональных планов по развитию экономики, основанной на новом технологическом укладе.

Члены СПК в строительстве. Участники форума.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Национальная система квалификаций должна стать катализатором роста человеческого капитала
Новые аспекты развития Национальной системы квалификаций в 2019 году
Владислав Бородачев о первоочередных задачах развития НСК
Организация системы профессиональных квалификаций
НСК: работа над ошибками и планы на перспективу
Национальная система профессиональных квалификаций отметила первый юбилей
В Москве прошел II Всероссийский форум «Национальная система квалификаций России»
Сибирский государственный университет геосистем и технологий отметил восьмидесятипятилетие
Вопросы внедрения национальной системы квалификаций обсуждали сегодня в АлтГТУ
Роль ресурсного центра в управлении инновационной деятельностью образовательных организаций

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ