Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Орловская область. Основа для интеллектуальной экспансии

Основными направлениями деятельности орловских вузов является подготовка кадров для нужд региона в сфере образования, культуры, сельского хозяйства, строительства, промышленности и здравоохранения. Представляем вниманию читателей обзор региональной системы высшего профессионального образования Орловской области.

Просмотров: 2676
Г.А. КАЗНАЧЕЕВА, руководитель Департамента образования, молодежной политики и спорта Орловской области, кандидат политических наук, доцент

Система высшего профессионального образования Орловской области представлена 7 федеральными высшими учебными заведениями и 5 филиалами, где по 226 специальностям обучается около 42 тыс. человек.

Основным направлением деятельности орловских вузов является подготовка кадров для нужд региона в сфере образования, культуры, сельского хозяйства, строительства, промышленности и здравоохранения. Все вузы области перешли на уровневую систему подготовки: при сохранении специалитета осуществляется набор на направления подготовки бакалавриата и магистратуры. Утвержденные в 2011 году учредителями образовательных учреждений ВПО области – профильными министерствами РФ, контрольные цифры приема студентов на очную форму обучения вузами были успешно выполнены.

Ядром региональной образовательной системы области по праву являются Орловский государственный университет, Государственный университет – учебно-научно-производственный комплекс, Орловский государственный аграрный университет. Эти вузы постоянно расширяют материально-техническую, учебно-лабораторную, социально-бытовую базы, совершенствуют инфраструктуру, образовательную, производственную и научную деятельность. На их базе созданы университетские комплексы, где реализуется системный подход к формированию эффективной модели и механизмов функционирования вуза на основе интеграции в единую образовательную среду, реальный сектор экономики и социальную сферу региона. Университетские комплексы консолидируют целые кластеры предприятий и научных организаций, высокотехнологичного предпринимательства и промышленности, являющиеся привлекательными для крупных иностранных и отечественных инвесторов и успешными на мировых рынках высоких технологий и образовательных услуг.

Все вузы Орловской области имеют достаточно развитую структуру учебных подразделений, а в последнее время успешно осваивают дистанционное и довузовское обучение. Здесь успешно развивается как фундаментальная, так и прикладная наука. Ученые региона целенаправленно занимаются научно-исследовательской деятельностью, успешно представляя опыт своей работы на международном, всероссийском и региональном уровнях.

Можно выделить четыре важнейших направления специализации учреждений высшего профессионального образования региона в сфере научно-исследовательской и конструкторской деятельности:

  • наноструктурные материалы и технологии;
  • аналитические комплексы для анализа веществ;
  • перспективные технологии ресурсо-, энергосберегающего промышленного и гражданского строительства;
  • исследования в области биотехнологий.

В указанных сферах НИОКР учеными Орловской области разработаны проекты, получившие поддержку в различных конкурсах по региональным и федеральным научно-техническим программам. Среди них конкурс Российского фонда фундаментальных исследований, конкурсы в рамках реализации федеральных целевых программ «Развитие научного потенциала высшей школы» и «Научные и научно-
педагогические кадры инновационной России», конкурс на соискание грантов Президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых.

Принятие федерального закона о малых инновационных предприятиях (МИП) существенно расширило возможности образовательных учреждений ВПО по привлечению инвестиций в научно-исследовательскую деятельность.

На сегодняшний день в пяти высших учебных заведениях области: Орловском государственном аграрном университете, Государственном университете – учебно-научно-производственном комплексе, Орловском государственном университете, Орловском государственном институте экономики и торговли, Орловском государственном институте искусств и культуры – создано 15 хозяйственных обществ. Созданные МИП позволяют реализовать на практике перспективные научные разработки ученых этих вузов, а также создать дополнительные рабочие места, в том числе и для выпускников.

Поскольку в качестве основного фактора обновления высшего профессионального образования сегодня выступают запросы экономики и социальной сферы, система ВПО ориентирована на рынок труда и перспективные потребности его развития. Особое внимание вузами Орловской области уделяется проблеме трудоустройства будущих специалистов. Во всех высших учебных заведениях созданы и активно работают центры содействия трудоустройству, которые ведут базу данных выпускников, а также базу имеющихся вакансий. Из учреждений ВПО ежегодно выпускаются 5-6 тыс. человек. Выпуск 2011 года составил 5276 человек, из них согласно результатам ежемесячного мониторинга 3983 выпускника были направлены на работу по заявлению работодателей, что составляет 75,1 процента.

В высших учебных заведениях Орловской области работает более 5,5 тыс. человек: из них преподавателей – 2432, в том числе 1411 кандидатов наук – 58 процентов и 295 докторов наук – 12,1 процента. В условиях сегодняшнего дня особое значение приобретает подготовка молодых ученых как важнейшего стратегического ресурса страны, ведь их научные исследования отличаются яркими идеями, неординарным подходом, прогрессивными методами.

В образовательных учреждениях профессионального образования области работают 1623 молодых ученых и специалистов в возрасте до 40 лет, ученую степень имеют 862 человека – 53 процента. Руководствуясь необходимостью поддержки молодых ученых, с целью укрепления кадрового потенциала учебных заведений вузы области ведут активную работу по подготовке научных кадров в докторантуре, аспирантуре, клинической ординатуре и интернатуре. В 2011 году продолжили обучение в аспирантуре и магистратуре 578 выпускников системы ВПО. За последние три года прием в аспирантуру по конкурсному отбору возрос в полтора раза, личный выбор при самофинансировании – более чем в два, целевая подготовка для инновационных организаций – также почти в два раза, что, безусловно, говорит о возрастании роли послевузовской подготовки в регионе.

Для стимулирования исследовательской деятельности молодых преподавателей вузы отдают им приоритет участия во внутривузовских конкурсах научных работ, финансируют издательскую деятельность, обеспечивают участие ученых в научных мероприятиях, проводимых на территории России и за рубежом. Во всех учреждениях высшего профессионального образования созданы и активно работают советы молодых ученых. Основными целями и задачами их деятельности являются содействие в практической реализации государственной политики в сфере образования и науки, укрепление и развитие профессиональной солидарности, взаимопомощи и сотрудничества молодых ученых и специалистов, распространение профессиональных знаний и накопленного опыта, организация выставок, семинаров, конференций, иных мероприятий.

Особое внимание в Орловской области уделяется вопросам выявления и поддержки талантливой молодежи, ее обращения к фундаментальной науке. Департаментом образования, молодежной политики и спорта Орловской области для выявления наиболее способных студентов, повышения уровня подготовки специалистов в учреждениях высшего и среднего профессионального образования проводятся областные межвузовские студенческие олимпиады по 45 предметам и областной межвузовский конкурс научных студенческих проектов по 5 номинациям. Ежегодно более 150 студентов становятся их победителями и призерами.

Для поддержки творческой деятельности молодых ученых, роста их научной квалификации, более полного использования потенциала научно-исследовательских коллективов учреждений ВПО и научных организаций для решения научно-технических и социально-экономических задач региона ежегодно проводится конкурс на лучшую научно-исследовательскую работу молодых ученых. К участию в нем приглашаются молодые ученые, возраст которых не превышает 33 года. Победители получают денежное вознаграждение в размере 35 тыс. рублей каждый.

С 2002 года в Орловской области присуждается ежегодная премия имени А.П. Киселева1 за лучшую работу по математике и методике ее преподавания, внедренная в практику работы образовательных учреждений и обеспечившая значительный вклад в развитие математического образования:

  • для ученых, преподавателей и аспирантов в размере 20 тыс. рублей;
  • для студентов учреждений среднего и высшего профессионального образования педагогического профиля – 10 тыс. рублей.

С целью социальной защиты талантливой молодежи, проявившей особые успехи в учебной и научно-исследовательской деятельности, учреждены 850 именных стипендий губернатора Орловской области для студентов и аспирантов образовательных учреждений ВПО.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что правительством Орловской области ведется последовательная и планомерная работа по поддержке молодых ученых и специалистов региона. Осуществление названных мер позволяет в полной мере реализовать стратегические конкурентные преимущества, связанные с интеллектуальным потенциалом не только региона, но и страны в целом, сохранять и развивать мощную базу генерации знаний. Без сомнения, это обеспечит сохранение конкурентоспособности в научной сфере в краткосрочной и среднесрочной перспективе, а также создаст основу для дальнейшей интеллектуальной экспансии на долгосрочную перспективу.

1 Киселёв Андрей Петрович – известный педагог-математик, уроженец Орловской области, автор известнейших школьных учебников математики и физики, по которым учились многие поколения россиян, и отличавшихся высоким теоретическим уровнем, последовательностью, ясностью и краткостью изложения.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Молодежная политика в Ставропольском крае
Владимирский сегмент наноиндустрии
Инновационной экономике – инновационное образование
Кадровый потенциал Ярославской области
Орловская область - центр и сердце России
Интервью с Натальей Сенниковой о современном учителе
Экспорт образования: мяч на университетском поле?
Знаменский СГЦ. Кадры для АПК - проблема мотивации
Профессиональное сообщество – гарант реализации инициатив
Кадровый потенциал инновационного развития Кубани

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ