Сохранить духовный и культурный код нацииГуманитарное образование является в наши дни основной сферой, способной формировать в человеке систему ценностей и мировоззрение благодаря самим предметам гуманитарных наук – литературе и языку, истории, философии, культуре, педагогике и психологии, укорененных в национальной духовной традиции, в духовном и культурном коде нации. Просмотров: 170
Проблемы образования – из наиболее актуальных в нашу сложную эпоху. Еще знаменитый русский историк В.О. Ключевский писал, что «истинное просвещение должно быть основано на совместном развитии разума и нравственного чувства» [1, 345]. Воспитание нравственного начала у студентов особенно важно для обеспечения баланса между научным, техническим и нравственным прогрессом, для поддержания социально устойчивого состояния современного общества, в конечном итоге – для выживания всего рода человеческого. Основную парадигму нравственного формирования личности человека обозначил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в лекции на тожественной церемонии по случаю присуждения ему степени почетного доктора Воронежского государственного университета: «ценности – цели – действия». Если мы вырываем из этой триады хоть одно звено, рушится логика жизни. Другими словами – ценности, цели и действия есть триада, в границах которой и развивается человеческая личность» [2]. Гуманитарное образование является в наши дни основной сферой, способной формировать в человеке систему ценностей и мировоззрение благодаря самим предметам гуманитарных наук – литературе и языку, истории, философии, культуре, педагогике и психологии, укорененных в национальной духовной традиции, в духовном и культурном коде нации. На уровень государственной задачи выходит преподавание литературы и истории в школе и вузе. Недавние выступления и последние поручения Президента РФ В.В. Путина направлены на придание русскому языку и русской литературе особенно значимого геополитического и культурообразующего статуса. Неслучайно, один за другим следуют Год русского языка, Год культуры и нынешний – Год литературы. Между тем вызовы современной эпохи исходят не только от цивилизационных техногенных форм, увлекающих молодежь в виртуальные пространства интернета и отвращающих от вдумчивого чтения художественных произведений. В широких общественных и более узких профессиональных кругах в наши дни много спорят о существенных изменениях ФГОС, о новых школьных перечнях художественных произведений, о сокращении часов на уроки литературы в школе, о прикладных направлениях бакалавриата в вузах, о резком сокращении количества бюджетных мест на филологические факультеты. Сегодня многие обеспокоены – эти решения ведут к ослаблению фундаментальных основ российского филологического образования, к тому, что современная молодежь лишается доступа к великому духовному наследию России, ее национальному достоянию – языку и русской классической литературе ХIХ-ХХ веков, способных духовно и нравственно ориентировать и воспитывать человека. Хорошо понимают это не только ученые и социологи, но и те, кого это касается непосредственно, – школьники и студенты. «Почему литературу хотят вывести из школьного и вузовского образовательного процесса?» – на этот вопрос, заданный в вузовской аудитории и гимназическом классе, был получен один ответ: «Потому что она духовно развивает человека». «Формирование духовно развитой личности» и было заявлено до недавнего времени в стандарте базового уровня среднего образования по литературе. Сегодня чиновники от образования уже ввели в терминологический обиход совсем иные, рыночные понятия: «образовательный продукт», «образовательные услуги». Соответственно терминологии должен формироваться «потребитель» или «конкурентоспособный человеческий капитал», которому русский язык и литература не будут нужны. Негативные процессы сокращения часов и программ по литературе уже проявились с достаточной определенностью: данные различных социологических опросов свидетельствуют о том, что современные молодые люди просто не понимают значения слов «духовность», «нравственность», «мораль», «совесть», «жалость», «милосердие», на которых базируется русское художественное сознание. Немало поспособствовали этому и современные СМИ, меняющие представления людей о нравственных ценностях и моделирующие их поведение. Лингвистический анализ языка целого ряда молодёжных журналов («Cool girl», «Хулиган», «Fакел» и других) позволяет сделать вывод, что именно молодёжная пресса формирует новые стереотипы поведения. В первую очередь это касается отношения к родителям и учителям. Навязчиво формируется образ родителейтиранов, учителей-агрессоров – словом, создаётся образ врага, представленный словесным рядом сниженной жаргонной лексики с негативной оценкой, презрительной коннотацией: «родаки, кони, шнурки, черепа, зануды, уроды, кретины» [3]. Негативная лексика неизбежно влечёт за собой презрительно-снисходительное отношение к адресатам. Тем самым лишается действенности одна из главных библейских заповедей: «чти отца твоего и матерь твою». Отупленный СМИ и массовой культурой молодой человек утратит способность воспринимать настоящую литературу, потеряет эстетическое чувство, смыслопорождающий и нравственно формирующий навык общения с книгой. Трагические события на Украине вновь с невероятной остротой поставили вопрос о необходимости духовно-нравственного, другими словами – гуманитарного образования и воспитания молодежи. Однако в проект Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, направленной на «укрепление нравственных основ общественной жизни», вкралась двусмысленность. В документе заявлено о «переосмыслении таких ценностей, как гражданская идентичность, патриотизм, ответственная жизненная позиция» (раздел II, с. 1). Остается загадкой, в каком же направлении их надо переосмысливать: перестать осознавать свою национальную идентичность, не нести ответственность за совершенные поступки, перестать любить свою Родину?! Именно Россия, по признанию многих зарубежных ученых, остается – вопреки всем дестабилизирующим процессам – литературоцентричной страной, в которой литература и язык являются основными формами выражения национального самосознания и духа народа, высшим способом реализации духовных потенций образования и просвещения. Необходимо возвращение к углубленному изучению русской классической литературы, что возможно только при условии увеличения количества часов на изучение литературы в школе и вузе, а также восстановления достаточного количества бюджетных мест на филологические факультеты университетов. Русская литература имеет отличительную особенность – непосредственную связь художественного сознания с совестью. Именно она становится главным критерием личностного самоопределения героя русской литературы. Уроки русской классики помогут современному молодому человеку преодолеть внутреннюю «смуту», «повреждение умов», проявляющиеся в размывании духовно-нравственных констант. Духовность поможет человеку стать независимым от внешних условий жизни, подняться над вещным, житейским миром. Взгляд духовного человека дает возможность оценивать окружающий мир в соотнесении с постулатами христианской системы ценностей. Воронежский государственный университет отмечает Год литературы целым рядом проектов, призванных популяризировать классическую и современную литературу в студенческой и молодежной среде [4]. Преподаватели университета второй год читают популярные лекции в рамках образовательного проекта «Большой университет – большому городу». Реализуется проект «Студенты-филологи – студентам ВГУ», представляющий собой серию мероприятий: мини-лекции о новейшей русской литературе, экскурсии по литературным местам Воронежа, интеллектуальная игра «Знакомый ваш – Сергей Есенин» (к юбилею великого русского поэта), интернет-обсуждение романа З. Прилепина «Обитель» и многое другое. Студенты-филологи ВГУ активно участвуют в акции «Тотальный диктант» в качестве волонтеров. Подобные проекты позволяют развивать творческие способности, самостоятельность мышления, нравственную ориентированность молодых людей. Русская литература и русский язык, равно как и филологические науки, их изучающие, являются в наше время ареной острой духовной борьбы. От того, как говорят и мыслят, что читают и смотрят люди рубежа XX и XXI веков, как интерпретируются классические и современные произведения, во многом зависит духовно-нравственное состояние общества и человека. Мы должны понимать, что «одухотворенный русский язык – душа России, ее святыня… Судьба наша – в словах, нами произносимых. Всякое зло исходит от неясного и лживого слова. Грех произносить слова, чуждые чувству и душе своей. Законом должно стать: «не помысли слова, ведущего к злу» [5, 62]. Вот почему в наши дни столь важно объединить усилия чиновников сферы образования, вузовских преподавателей, журналистов, издателей, учителей в сложном деле филологического образования и просвещения молодого поколения. Только объединенными усилиями можно противостоять социальной и духовно-нравственной дестабилизации общества и другим серьезным угрозам современности. Литература
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|