Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Электронный журнал об образовании

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Грани и гранит науки

Сегодня университетская наука переживает непростые времена, но, пожалуй, всё же легче трудиться, опираясь на сформированную материально-техническую базу и чувствуя за плечами многолетний опыт предшественников. О том, как работается в современных условиях молодому научно-исследовательскому институту, рассказывает директор НИИ комплексных проблем Адыгейского государственного университета, доктор биологических наук, профессор Аминет ЦИКУНИБ

24.01.2013
Просмотров: 2183

Сегодня университетская наука переживает непростые времена, но, пожалуй, всё же легче трудиться, опираясь на сформированную материально-техническую базу и чувствуя за плечами многолетний опыт предшественников. О том, как работается в современных условиях молодому научно-исследовательскому институту, рассказывает директор НИИ комплексных проблем Адыгейского государственного университета, доктор биологических наук, профессор Аминет ЦИКУНИБ.

ЦИКУНИБ Аминет Джахфаровна – директор НИИ комплексных проблем Адыгейского государственного университета, доктор биологических наук, профессор.
Родилась в 1958 году в ауле Эдепсукай Адыгейской АО. В 1980 году окончила химико-биологический факультет Адыгейского государственного педагогического института. Работала научным сотрудником в Северо-Кавказском филиале Всесоюзного НИИ жиров, заведующей кафедрой биологической и общей химии Адыгейского филиала Кубанского государственного медицинского университета, руководила испытательным лабораторным центром Госсанэпиднадзора республики.
Научные интересы: нутрициология, биохимия питания, метаболические процессы, глюконеогенез, кинетика ферментативных реакций.
Автор более 85 научных трудов. Заслуженный деятель науки Республики Адыгея.

– Аминет Джахфаровна, научно-исследовательский институт комплексных проблем Адыгейского государственного университета был образован недавно, в январе 2009 года. Можно ли говорить о достижении определенных результатов?

– Конечно, об исторических вехах говорить пока рано, четыре года – срок небольшой. Но само создание НИИ стало важным этапом в развитии Адыгейского государственного университета, одного из старейших и наиболее крупных образовательных учреждений юга России, в последние десятилетия идущего по пути создания вуза исследовательского типа. Несмотря на молодость, институт имеет прочные корни, поскольку был сформирован на базе 20 научно-образовательных центров и учебно-исследовательских лабораторий, созданных еще в 1997 году, и характеризуется разнонаправленной научно-исследовательской деятельностью от естественнонаучной до социально-гуманитарной, гармонично сочетая фундаментальные исследования и прикладные разработки. С 2009 по 2012 годы на базе НИИ в рамках федеральных и региональных научно-технических программ, грантов, хоздоговорных работ выполнено более 150 научных проектов на сумму более 95 млн. рублей.

Как и должно быть в классическом университете, растет  доля фундаментальных научных исследований, но одновременно получают развитие и хоздоговорные работы, что указывает на развитие инновационной составляющей НИИ. Сегодня институт имеет развернутую инфраструктуру, включающую 4 научно-образовательных центра, 10 учебно-исследовательских лабораторий, 3 музея и редакционно-издательский отдел. В НИИ работает 21 доктор и 33 кандидата наук, из них 19 молодых ученых в возрасте до тридцати пяти лет.

– Для руководителя умение осознавать перспективу развития и определять особенности учреждения является одной из гарантий успеха. Какие основные направления деятельности рассматривает институт в настоящее время?

– На мой взгляд, одной из важнейших задач руководителя научного учреждения является эффективное планирование научно-исследовательской деятельности в соответствии с приоритетными направлениями развития науки и критическими технологиями, определенными на федеральном уровне. Это позволит разрабатывать конкурентоспособные и привлекательные на научном рынке проекты.

Основные направления деятельности центра интеллектуальных геоинформационных технологий (научный руководитель – профессор Хунагов Р.Д., заведующая центром – кандидат биологических наук Варшанина Т.П.) и лаборатории региональных проблем социально-экономического развития (профессор Керашев А.А.) направлены на развитие инновационных технологий поддержки сбалансированного социально-экономического развития региона.

В лаборатории физиологии развития ребёнка (научный руководитель – профессор Шаханова А.В.), центре «Здоровье» (научный руководитель – профессор Чермит К.Д.), лаборатории биомеханики (профессор Доронин А.М.) разрабатываются новые концептуальные подходы к физиологическому и биомеханическому обоснованию механизмов сохранения здоровья и работоспособности людей в различных условиях деятельности, включая спортивную, создается обширная информационно-методическая база по оценке психосоматического здоровья.

В иммуногенетической лаборатории (профессор Тугуз А.Р.) изучаются молекулярные механизмы развития социально значимых заболеваний: сердечно-сосудистых, онкологических и хронических воспалительных – с поиском специфичных для населения Республики Адыгея генов-маркеров, ассоциированных с этими системными патологическими процессами.

Научной базой создания новой лаборатории нутрициологии и экологии (профессор Цикуниб А.Д.) послужили результаты, достигнутые в разработке физиолого-биохимических и эколого-гигиенических основ оптимизации алиментарного статуса различных групп населения республики, формировании культуры здорового питания школьников и студентов.

Одним из важнейших направлений исследований лаборатории биоэкологического мониторинга беспозвоночных животных Адыгеи (профессор Замотайлов А.С.) является изучение и сохранение биологического разнообразия республики, уникального по составу биоты региона России.

В НИИ взят курс на проведение комплексных междисциплинарных исследований, что в большей мере позволяет реализовать целевые индикаторы научно-технических программ, эффективнее работать по целому ряду направлений. Так, лаборатории этнокультурных проблем (профессор Жаде З.А.), адыгейской филологии (профессор Хачемизова М.Н.), билингвизма (профессор Блягоз З.У.), центры адыговедения (профессор Унарокова Р.Б.) и социально-психологических проблем (кандидат психологических наук Ковалева Н.В.) стали экспериментальной площадкой в области системных исследований национальной, этнической и религиозной идентичности в полиэтническом обществе, выработки региональной политики в области образования и культуры, разработки инновационной концепции совмещения многоуровневой идентичности со сложной структурой северокавказской общности.

– Наука переживает сейчас далеко не лучшие времена, в частности, существует проблема развития материально-технической базы. Как она решается в институте?

– В этом плане нам, можно сказать, повезло. Комплекс мер, реализованных в АГУ по расширению научно-исследовательской инфраструктуры, селективное использование бюджетных и внебюджетных средств, спонсорской помощи позволили сформировать обширную материально-техническую базу для проведения научных исследований. На сегодня НИИ располагает необходимым набором оборудования для проведения научных исследований в области возрастной и спортивной физиологии, иммунологических и генетических исследований, по биомеханике, биомониторингу. Всего в приборном парке института более 40 единиц аналитического, экспериментально-диагностического и вспомогательного оборудования на общую сумму более 30 млн. рублей, при этом удельный вес оборудования со сроком службы до пяти лет составляет более 60 процентов. Подразделения института располагают современными компьютерами, специализированными программными пакетами, оргтехникой, видеокамерами, телевизорами, цифровыми фотоаппаратами, видеомагнитофонами. На этапе оснащения находится лаборатория нутрициологии и экологии.

В этом году НИИ расширил производственные площади на 500 кв. метров, получив новые лабораторные корпуса в современном инновационно-технологическом бизнес-инкубаторе АГУ, что существенно снизит затраты на проведение исследований, будет способствовать коммерциализации научных разработок от идеи до производства.

– Скажите, пожалуйста, какие из практических разработок могут быть внедрены уже сейчас, и что для этого требуется?

– Создание НИИ позволило повысить эффективность производства и реализации научной продукции. В первую очередь это касается разработки новых учебных, социальных, информационных и управленческих технологий. Разработки НИИ легли в основу целого ряда программ в области образования, здравоохранения и экологии, стратегии социально-экономического развития республики. Наибольших результатов в разработке инновационных продуктов достиг центр интеллектуальных геоинформационных технологий, на базе которого Роскосмос и корпорация «Рекод» создали первый на юге России центр космических услуг для получения результатов космического зондирования территории Республики Адыгея с целью экономического, туристического и градостроительного мониторинга. Центром разработана и автоматизированная система геодинамической оценки территории для детализации сейсмического районирования и управления риском сейсмической безопасности инфраструктуры. На международном инвестиционном форуме в Сочи ГИС-центром презентован информационно-справочный портал «Олимпийский Сочи – Красная Поляна», позволяющий выстраивать логистические функции управления транспортными потоками.

Создан существенный нематериальный актив, включающий 5 патентов и авторских свидетельств, открыто малое инновационное предприятие «Гео-Вертекс».

На базе лаборатории региональных проблем социально-экономического развития разработана система интегрированного управления туристическим кластером, разработано научно-методологическое обеспечение реализации кластерных инициатив, создана корпоративная сеть сотрудничества университета с субъектами туристской индустрии, мегакорпорациями.

Коллективом лаборатории биоэкологического мониторинга беспозвоночных животных издана «Красная книга Республики Адыгея», разработана утвержденная постановлением Правительства Республики Адыгея законодательная база ее ведения, основанная на передовых международных достижениях в области охраны исчезающих видов. На основе изучения микроэволюционных процессов в нутриентно-метаболической системе организма лабораторией нутрициологии и экологии разработана научная гипотеза о гипо- и аглюконеогенезе, новизна и практическая значимость которой подтверждены патентом.

Полагаю, что достигнутый уровень развития материально-технической базы, актуальность разрабатываемых тематик и научные достижения позволят институту быть конкурентоспособным и принять результативное участие в перспективном проекте «1000 лабораторий», запускаемом Министерством образования и науки РФ.

– С какими основными проблемами, на ваш взгляд, сталкиваются сегодня ученые?

– Проблем немало, многие из них общеизвестны и касаются в первую очередь недостаточной финансовой и материально-технической поддержки университетских НИИ, низкой социальной защищенности научных работников, непрестижности труда ученого среди молодежи. Дороги процедуры метрологического обслуживания приборного парка, патентного поиска и публикаций в крупных зарубежных журналах. Однако, невзирая на трудности, я уверена, научный потенциал высшей школы в формате НИИ имеет большие перспективы развития в плане формирования инновационной экономики России и её регионов.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: наука, адыгейский государственный университет, научный потенциал, ао-61

Похожие материалы:
Климентовский проект.Побеждая смерть.
Особое пространство формирования личности
В ТПУ будут разрабатывать технологии создания буровых растворов
Профессор Александр Шеповальников: «Человечество может не дожить до конца 21 века»
Наука международных отношений: вернуть лидерство?
В ТПУ запустили первый в России станок-робот с параллельной кинематикой
Присуждены премии Правительства РФ 2012 года в области науки и техники
Конкурс научных и инновационных проектов
Учёные ТулГУ летят в Тайвань
Открытые конкурсы для субъектов малого предпринимательства по программе «Старт-2013»

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 1 (93)

Ключевая тема номера – реалии и перспективы отечественного образования. Ушедший год выявил ряд любопытных, хотя и ожидаемых тенденций. Высшее образование не требуется 65 % специалистов, в то время как повышение качества СПО откроет новый уровень профессиональных возможностей. Работодатели считают качество подготовки выпускников отечественных вузов средним (55 %) или низким (28 %), а политику «зачистки» образовательной системы от неэффективных вузов поддерживает большинство. Об этих и других интересных наблюдениях и прогнозах читайте в 93 номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора


С 2015 года в проекте «Лучшие образовательные программы инновационной России» используется звездная система оценки образовательных программ и классификации типов профессионально-общественной аккредитации. Хотите пройти аккредитацию на 5 звезд?
Подробнее о проекте
Популярные статьи
В Плехановском университете обсудили будущее высшего образования
В 2017 году своё 110-летие отмечает Плехановский университет, вся история которого – отражение...
Дайджест № 93 «Аккредитация в образовании»
«Российские вузы перестали вариться в собственном соку!» – объявили международные эксперты....
Слово редактора к №93
Ключевая тема номера – реалии и перспективы отечественного образования. Ушедший год выявил ряд...
Из журнала
#89Слово редактора к №89
#87Независимая оценка качества - опыт Ульяновской области
#88Активы и пассивы высшей школы
#84Опорные вузы как механизм модернизации
#87Аккредитационные коллизии ДПО
Информационная лента
09:29Case-in: новое слово в инженерном образовании!
09:23Открыт набор в Российско-Китайский бизнес-инкубатор
09:35Высшая школа автомобильного сервиса откроется в СФУ
09:19ПВГУС снова в числе лидеров
14:00Конкурс на соискание премий Алтайского края в области науки и техники