Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Партнёры

Опираясь на науку, повышать качество

Интервью с ректором Адыгейского государственного университета Рашидом Хунаговым о перспективах развития, международном сотрудничестве и научной деятельности.

Просмотров: 1995

Хунагов Рашид Думаличевич – ректор Адыгейского государственного университета, доктор социологических наук, профессор,  действительный член Академии педагогических наук, Академии социальных наук, Международной Адыгской (Черкесской) академии.

История Адыгейского государственного университета (АГУ) восходит к 1940 году, когда в Майкопе был открыт Учительский институт, ставший в 1952 году Адыгейским педагогическим институтом, а в 1993 году – государственным университетом. О том, какие задачи приходится решать коллективу учебного заведения сегодня, наш корреспондент беседует с ректором университета, профессором Р. Д. Хунаговым.

– Рашид Думаличевич, что собой представляет Адыгейский государственный университет сегодня?

– Это наиболее крупное образовательное учреждение нашей Республики. Ранее на нем замыкалась вся система подготовки и переподготовки педагогических кадров, но сегодня это многопрофильный классический университет, способный осуществлять широкий спектр направлений подготовки, от довузовской до послевузовской и дополнительной профессиональной. В его структуру, помимо трех институтов и 11-ти факультетов, входят Гуманитарно-технический колледж, Республиканская естественно-математическая школа, компьютерный центр «Турбо» и другие учреждения. 27 из 52-х кафедр имеют аспирантуру и 7 – докторантуру.

Вуз располагает корпоративной информационной сетью, одной из самых крупных в регионе. На базе университетского коммуникационного узла создается единое информационное пространство Республики Адыгея.

Улучшаются условия обучения. В 2000 году Правительство республики передало университету здание площадью 812 кв. м. для факультета адыгейской филологии и культуры. В 2004 году введен в эксплуатацию мансардный этаж университета (1572 кв.м.), на котором расположился оригинальный по дизайну и оборудованный новейшими компьютерами вычислительный центр, а в 2005 году – корпус на 720 мест. В настоящее время в центре города, на участке, выделенном муниципальными властями Майкопа, идет строительство еще одного корпуса – восьмиэтажного. Завершается комплекс работ по оборудованию новой библиотеки (2550 кв. м). Когда мы введем ее в эксплуатацию, весь университетский комплекс начнет функционировать на качественно новом уровне.

Если же говорить о том, что предстоит сделать, то надо назвать два наиболее важных направления, которыми мы уже начали активно заниматься: во-первых, это создание реальной инновационной среды в вузе; во-вторых, всесторонняя модернизация деятельности за счет внедрения современной системы качества образовательного процесса. В наши планы также входит укрепление связей с региональным бизнес-сообществом, выход на новые рубежи международного сотрудничества.

– Наверное, кроме того, что Вы сказали, модернизация требует еще и изменения дидактических подходов. Как этого добиться в условиях отдаленности от крупных академических центров?

– Сегодня, благодаря глобализации и интеграции интеллектуальных усилий и технических возможностей, задачи модернизации вдали от крупных научных центров решаются более эффективно, нежели прежде. Приведу актуальный пример.

В 2009 году университет вошел в крупный сетевой проект программы Европейского Союза ТЕМПУС, направленной на поддержку реформ в системе российского высшего образования. Проект посвящен разработке программы подготовки бакалавров социальной работы, которая сочетала бы передовой мировой опыт и современные теоретические подходы. На его реализацию Европейский Союз выделил нам один из самых крупных грантов, превышающий миллион евро.

Работа по проекту ведется совместно с ведущими университетами России и европейских государств – Великобритании, Германии, Франции и Италии. Уже проведены совместные рабочие семинары в Потсдаме, Риме, Москве, Казани и Майкопе. Мы дважды принимали коллег из Потсдамского, Парижского и Римского университетов. Студенты отделения социальной педагогики прослушали лекции ведущих профессоров из Лондона, Парижа и Рима. Усилиями нашего коллектива подготовлены учебно-методические комплексы для ряда дисциплин. При разработке материалов учтены стратегические направления реформирования образования, а именно: использование модульного подхода; зачет полученных знаний на основе кредитных (зачетных) единиц; учет межкультурного компонента; обеспечение дистанционной подготовки по учебным курсам; постоянный мониторинг качества обучения.

Наше учебное заведение активно сотрудничает с вузами России, ближнего и дальнего зарубежья, является членом Международной ассоциации университетов при ЮНЕСКО, Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы. У нас обучаются группы молодежи из стран ближнего и дальнего зарубежья: СНГ, Турции, Сирии, Иордании, Нигерии, Судана, Чада и других.

– Одним из главных требований, которые предъявляются сегодня к высшим учебным заведениям, является развитие науки. Повышается ли доля научной составляющей в деятельности вашего вуза?

– Безусловно, да. В 2009 году на базе университета были открыты отделение Южного научного Центра РАН и Научно-исследовательский институт комплексных проблем, включающий 5 научно-образовательных центров, 12 учебно-исследовательских лабораторий, оснащенных современной приборной базой, и 3 музея. Научно-исследовательский институт является одним из главных звеньев в структуре университетского инновационного комплекса. Это формат, в рамках которого преподаватели, аспиранты и студенты ведут активные исследования по приоритетным направлениям науки. Музеи и Ботанический сад, созданный на базе агробиостанции, также наделены исследовательскими и образовательными функциями. Они имеют статус «Уникальных научно-образовательных объектов высшей школы».

В университете работают 8 советов по защите докторских и кандидатских диссертаций по 14 специальностям.

В настоящее время профессорско-преподавательский состав совместно с аспирантами и студентами выполняет свыше 100 научно-исследовательских работ в рамках 29 направлений тематического плана. Ежегодный объем освоенных средств составляет более 30 миллионов рублей.

Интенсивно развиваются наукоемкие инновационные технологии. Особая роль в этом процессе отводится Центру интеллектуальных геоинформационных технологий, участвующему в создании и реализации наукоемкой продукции и осуществляющему внедрение результатов интеллектуальной деятельности в производственно-хозяйственный комплекс региона. В настоящее время при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований на базе университета создается универсальная геоинформационная модель развития региона. Проект разрабатывается при участии научных консультантов двух институтов РАН.

Высокий уровень научных исследований подтверждается наградами, полученными за достижения в области высоких технологий и участие в выставках и международных форумах, а также свидетельствами, выданными Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, об официальной регистрации программ, разработанных центром.

Экспериментальная база университета уже сейчас привлекает ученых из Ростова, Астрахани, Краснодара, Ставрополя и других городов. Ведь университетский центр «Здоровье», лаборатории «Физиология развития ребенка» и «Биомеханика» оснащены уникальным оборудованием для комплексного медико-биологического мониторинга адаптивных возможностей и состояния здоровья детей, подростков, обучающейся молодежи, спортсменов. Общая стоимость приборной базы оценивается суммой, превышающей 10,5 млн рублей. А впереди создание мощного научно-экспериментального инновационного комплекса для крупномасштабных фундаментальных исследований в сфере здоровьесберегающих технологий и генетики.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: рашид хунагов, ВПО, республика адыгея, адыгейский государственный университет, профиль, ао-36

Похожие материалы:
Майкопский государственный технологический университет: комплексное развитие
Обучение с видом на будущее
СГСХА: кадры для сельского хозяйства
Первый вуз Чувашии
Центр космического мониторинга Арктики в САФУ
Источник жизненного вдохновения
Синтез светского и религиозного – образования
Будущее культуры Севера
Адыгейский государственный университет - Центр космических услуг
Реализовать нравственный потенциал искусства

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 9 (109) 2019

Готова ли система образования России к переходу на риск-ориентированную модель оценки качества? Почему российские работодатели не заинтересованы в развитии своих сотрудников? Что включает цикл обучения в Бразилии? Каковы перспективы набора студентов из Казахстана на обучение в российские вузы? Знакомьтесь с мнениями экспертов в новом номере «АО»!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Кадровый потенциал Чукотки
Стратегию развития Чукотского многопрофильного колледжа определяет ответственная задача,...
Продолжается прием заявок на региональный этап конкурса Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов
До 31 мая идет прием заявок на областной конкурс, проводимый в рамках регионального этапа...
Информационный центр ОИЯИ организует IT-школу молодых ученых Юга России
Главный проект — на базе ОИЯИ строится сверхпроводящий коллайдер протонов и тяжелых ионов NICA,...
Изобретение студента Астраханского госуниверситета поможет людям с ОВЗ
Четверокурсник факультета математики и информационных технологий АГУ Дмитрий Молимонов разработал...
Ученые СКФО планируют открыть единый центр по развитию нанотехнологий
Современное материаловедение и связанные с ним области невозможно развивать без приборов с...
Из журнала
#106Новый виток развития колледжа
#100Волгодонский инженерно-технический институт отметил юбилей
#100При Комитете Госдумы РФ по образованию и науке работает 21 экспертный совет
#104Профориентационная работа в информационно-коммуникационном пространстве «школа – вуз»
#98Общество «Знание» и Кубанское казачье общество основали техникум
Информационная лента
11:23В ТюмГУ создается Центр системного инжиниринга
09:17В Ульяновской области будет построен новый ветропарк мощностью 75 МВт
09:16Неделя арктической науки: САФУ принимает учёных из разных стран мира
09:08Выставка «Заповедное ожерелье Амура» в Музее ВГУЭС: уникальные фотографии животных и растений
09:06“Professional update”: будущее образования и знаний обсудили в Казани