Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Опираясь на науку, повышать качество

Интервью с ректором Адыгейского государственного университета Рашидом Хунаговым о перспективах развития, международном сотрудничестве и научной деятельности.

Просмотров: 2148

Хунагов Рашид Думаличевич – ректор Адыгейского государственного университета, доктор социологических наук, профессор,  действительный член Академии педагогических наук, Академии социальных наук, Международной Адыгской (Черкесской) академии.

История Адыгейского государственного университета (АГУ) восходит к 1940 году, когда в Майкопе был открыт Учительский институт, ставший в 1952 году Адыгейским педагогическим институтом, а в 1993 году – государственным университетом. О том, какие задачи приходится решать коллективу учебного заведения сегодня, наш корреспондент беседует с ректором университета, профессором Р. Д. Хунаговым.

– Рашид Думаличевич, что собой представляет Адыгейский государственный университет сегодня?

– Это наиболее крупное образовательное учреждение нашей Республики. Ранее на нем замыкалась вся система подготовки и переподготовки педагогических кадров, но сегодня это многопрофильный классический университет, способный осуществлять широкий спектр направлений подготовки, от довузовской до послевузовской и дополнительной профессиональной. В его структуру, помимо трех институтов и 11-ти факультетов, входят Гуманитарно-технический колледж, Республиканская естественно-математическая школа, компьютерный центр «Турбо» и другие учреждения. 27 из 52-х кафедр имеют аспирантуру и 7 – докторантуру.

Вуз располагает корпоративной информационной сетью, одной из самых крупных в регионе. На базе университетского коммуникационного узла создается единое информационное пространство Республики Адыгея.

Улучшаются условия обучения. В 2000 году Правительство республики передало университету здание площадью 812 кв. м. для факультета адыгейской филологии и культуры. В 2004 году введен в эксплуатацию мансардный этаж университета (1572 кв.м.), на котором расположился оригинальный по дизайну и оборудованный новейшими компьютерами вычислительный центр, а в 2005 году – корпус на 720 мест. В настоящее время в центре города, на участке, выделенном муниципальными властями Майкопа, идет строительство еще одного корпуса – восьмиэтажного. Завершается комплекс работ по оборудованию новой библиотеки (2550 кв. м). Когда мы введем ее в эксплуатацию, весь университетский комплекс начнет функционировать на качественно новом уровне.

Если же говорить о том, что предстоит сделать, то надо назвать два наиболее важных направления, которыми мы уже начали активно заниматься: во-первых, это создание реальной инновационной среды в вузе; во-вторых, всесторонняя модернизация деятельности за счет внедрения современной системы качества образовательного процесса. В наши планы также входит укрепление связей с региональным бизнес-сообществом, выход на новые рубежи международного сотрудничества.

– Наверное, кроме того, что Вы сказали, модернизация требует еще и изменения дидактических подходов. Как этого добиться в условиях отдаленности от крупных академических центров?

– Сегодня, благодаря глобализации и интеграции интеллектуальных усилий и технических возможностей, задачи модернизации вдали от крупных научных центров решаются более эффективно, нежели прежде. Приведу актуальный пример.

В 2009 году университет вошел в крупный сетевой проект программы Европейского Союза ТЕМПУС, направленной на поддержку реформ в системе российского высшего образования. Проект посвящен разработке программы подготовки бакалавров социальной работы, которая сочетала бы передовой мировой опыт и современные теоретические подходы. На его реализацию Европейский Союз выделил нам один из самых крупных грантов, превышающий миллион евро.

Работа по проекту ведется совместно с ведущими университетами России и европейских государств – Великобритании, Германии, Франции и Италии. Уже проведены совместные рабочие семинары в Потсдаме, Риме, Москве, Казани и Майкопе. Мы дважды принимали коллег из Потсдамского, Парижского и Римского университетов. Студенты отделения социальной педагогики прослушали лекции ведущих профессоров из Лондона, Парижа и Рима. Усилиями нашего коллектива подготовлены учебно-методические комплексы для ряда дисциплин. При разработке материалов учтены стратегические направления реформирования образования, а именно: использование модульного подхода; зачет полученных знаний на основе кредитных (зачетных) единиц; учет межкультурного компонента; обеспечение дистанционной подготовки по учебным курсам; постоянный мониторинг качества обучения.

Наше учебное заведение активно сотрудничает с вузами России, ближнего и дальнего зарубежья, является членом Международной ассоциации университетов при ЮНЕСКО, Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы. У нас обучаются группы молодежи из стран ближнего и дальнего зарубежья: СНГ, Турции, Сирии, Иордании, Нигерии, Судана, Чада и других.

– Одним из главных требований, которые предъявляются сегодня к высшим учебным заведениям, является развитие науки. Повышается ли доля научной составляющей в деятельности вашего вуза?

– Безусловно, да. В 2009 году на базе университета были открыты отделение Южного научного Центра РАН и Научно-исследовательский институт комплексных проблем, включающий 5 научно-образовательных центров, 12 учебно-исследовательских лабораторий, оснащенных современной приборной базой, и 3 музея. Научно-исследовательский институт является одним из главных звеньев в структуре университетского инновационного комплекса. Это формат, в рамках которого преподаватели, аспиранты и студенты ведут активные исследования по приоритетным направлениям науки. Музеи и Ботанический сад, созданный на базе агробиостанции, также наделены исследовательскими и образовательными функциями. Они имеют статус «Уникальных научно-образовательных объектов высшей школы».

В университете работают 8 советов по защите докторских и кандидатских диссертаций по 14 специальностям.

В настоящее время профессорско-преподавательский состав совместно с аспирантами и студентами выполняет свыше 100 научно-исследовательских работ в рамках 29 направлений тематического плана. Ежегодный объем освоенных средств составляет более 30 миллионов рублей.

Интенсивно развиваются наукоемкие инновационные технологии. Особая роль в этом процессе отводится Центру интеллектуальных геоинформационных технологий, участвующему в создании и реализации наукоемкой продукции и осуществляющему внедрение результатов интеллектуальной деятельности в производственно-хозяйственный комплекс региона. В настоящее время при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований на базе университета создается универсальная геоинформационная модель развития региона. Проект разрабатывается при участии научных консультантов двух институтов РАН.

Высокий уровень научных исследований подтверждается наградами, полученными за достижения в области высоких технологий и участие в выставках и международных форумах, а также свидетельствами, выданными Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, об официальной регистрации программ, разработанных центром.

Экспериментальная база университета уже сейчас привлекает ученых из Ростова, Астрахани, Краснодара, Ставрополя и других городов. Ведь университетский центр «Здоровье», лаборатории «Физиология развития ребенка» и «Биомеханика» оснащены уникальным оборудованием для комплексного медико-биологического мониторинга адаптивных возможностей и состояния здоровья детей, подростков, обучающейся молодежи, спортсменов. Общая стоимость приборной базы оценивается суммой, превышающей 10,5 млн рублей. А впереди создание мощного научно-экспериментального инновационного комплекса для крупномасштабных фундаментальных исследований в сфере здоровьесберегающих технологий и генетики.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Индикатор уровня российского образования
Нестандартный урок, или Учитель, которого ждут
Адыгейский государственный университет - Центр космических услуг
Реализовать нравственный потенциал искусства
Камчатский филиал Российского университета кооперации: залог успеха
УлГТУ - центр изобретательской работы в России
ВГИ – история горного образования и науки Заполярья
Майкопский государственный технологический университет: комплексное развитие
Миссия Мичуринского государственного педагогического института
Качественное образование – основа компетентности специалиста!

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ