Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Электронный журнал об образовании

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Особое пространство формирования личности

Весьма существенна, но недооценена на федеральном уровне роль классического университета на юге России в формировании российской идентичности, сохранении и воспроизводстве многогранной культуры. Она особенно важна в условиях поликонфессионального и полиэтнического образовательного пространства.

28.05.2014
Просмотров: 36

Весьма существенна, но недооценена на федеральном уровне роль классического университета на юге России в формировании российской идентичности, сохранении и воспроизводстве многогранной культуры. Она особенно важна в условиях поликонфессионального и полиэтнического образовательного пространства.

Р.Д. ХУНАГОВ, ректор Адыгейского государственного университета, доктор социологических наук, профессор
Ф.К. ТУГУЗ, проректор по воспитательной работе Адыгейского государственного университета, кандидат физико-математических наук, доцент

Роль камертона

Классический университет как социальный феномен прошел длительный путь развития. С момента своего возникновения университеты стали не только очагами образования и науки, но и центрами, реализующими функцию хранения, транслирования и внедрения в общество культурных ценностей и знаний. Исторически университетам присущи академическая свобода, демократичность, приоритет поиска истины, синтез науки, образования и воспитания, особый дух. Авторитет лучших университетов мира во многом сформирован именно благодаря такой нравственной основе – без нее образование и наука теряют свою ценность для общества. Во все эпохи классический университет выполнял главную внепространственно-временную задачу в процессе социализации личности – внедрение в сознание эталона должного, что впоследствии играет роль камертона при выборе способов поведения человека и гражданина.

Процесс глобализации, размывая этнокультурную идентичность, серьезно повлиял на все сферы общественной жизни и, безусловно, на образование, среду современного университета, процессы социализации личности. В современном российском обществе и, очевидно, в образовательной среде существует ценностный хаос, начало которого было спровоцировано попыткой внедрить чуждые российскому менталитету западные ценности, что усугубилось переводом образовательной системы в сферу услуг. В реалиях сегодняшнего дня классический университет фактически остался единственным оплотом, способным противостоять этому негативному воздействию1.
Университетская среда сегодня – открытая, но автономная система, несущая в себе мощный потенциал воспитания и социализации личности. Современный классический университет на юге России должен выполнять ключевую роль не только в продвижении науки, образования и формировании нового поколения профессионалов, созидателей и патриотов. Весьма существенна, но недооценена на федеральном уровне его роль в формировании российской идентичности, сохранении и воспроизводстве многогранной культуры, универсальных нравственных ценностей. А ведь она особенно важна в условиях поликонфессионального и полиэтнического образовательного пространства.

Миссия университета на все времена – формирование личности, обладающей всем необходимым набором профессиональных, социальных и нравственных качеств, необходимых для самореализации в современном мире, для блага самого человека, семьи, общества и государства. Результат этой деятельности виден по прошествии времени.

На вузовскую среду существенно влияют многочисленные внешние факторы, которые, к сожалению, достаточно часто работают против целей воспитания. Это духовные и социальные болезни общества, проблемы семьи, школы, информационный негатив СМИ, нелучшие образцы массовой культуры, снижающаяся общая, языковая и поведенческая культура и другие факторы. На атмосферу в российских вузах влияют и коммерциализация образования, демографическая ситуация. Серьезной угрозой для нравственной основы образования остается коррупция.

С информационной точки зрения университет – пространство, в котором всеми его элементами, включая и самих студентов, формируются различные по значению, объему и содержанию информационные потоки: учебная информация, пространство событий, взаимоотношения, характер мероприятий и прочее. Они взаимодействуют внутри студента – приемника информации, трансформируясь
в виде знаний, мировоззрения, нравственных позиций, оценок. Университет может доминировать как среда воспитания, если генерируемые им информационные потоки будут влиять на студента более существенно, чем внешние. Таким образом, возрастает актуальность повышения качества этих потоков и эффективной настройки характеристик студента как активного приемника и сознательного преобразователя информации. Этого как раз и требует новая парадигма образования, но при этом центральной остается роль педагога. Его задача становится более сложной – помочь студенту ориентироваться в безбрежном океане научной информации, научить превращать ее в знания, и главное – привить потребность в занятии этой работой. Британский политик и спортсмен­олимпиец Уильям Уорд высказал потрясающее наблюдение: «Посредственный педагог излагает. Хороший педагог объясняет. Выдающийся педагог показывает. Великий педагог вдохновляет».

Традиции и новации

Проанализировав федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», обратимся к некоторым его положениям с точки зрения новаций, касающихся задач воспитания и социализации.

Во-­первых, в этом законе конкретизированы особенности государственной политики в области образования и воспитания. Во­-вторых, весьма расширены и уточнены права и обязанности как обучающихся, так и педагогических работников. В-третьих, значительно изменены компетенции образовательных учреждений.

Воспитание в новом законе – впрочем, как и в прежнем – трактуется как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся. А понятие «обучение» дополнено задачей «приобретения опыта применения знаний в повседневной жизни и формирования у обучающихся мотивации к получению образования в течение всей жизни».

В настоящее время образовательные организации высшего образования оцениваются через аккредитационные показатели, которые разработаны Министерством образования и науки РФ. Однако они позволяют выявить лишь соответствие вуза формально­технологическим требованиям – по измеряемому результату. Воспитательная деятельность не входит в их число. Между тем потенциал среды вуза как фактора воспитания и социализации можно определять, например, через некий интегральный параметр – путем экспертизы, определения качественных характеристик с использованием психолого­педагогических, социологических, культурологических подходов. Государство должно быть заинтересовано в том, чтобы определить и обеспечивать качественный минимум кадровых, материальных, информационных, технологических и иных ресурсов среды современного университета, позволяющий сформировать соответствующие компетенции и, безусловно, увязанный с уровнем инновационного развития сферы образования. Добавим, что остается нерешенной проблема определения степени сформированности у выпускников вуза социальных и нравственных компетенций.

Вернемся к анализу положений интегрированного закона. Прослеживается его преемственность по отношению к действовавшему ранее – в основополагающих принципах образования, задачах воспитания, но при этом добавлено, что следует формировать патриотизм, ответственность, правовую культуру, рациональное природопользование. Из нового законодательного акта исчезли фразы «любовь к Родине», «общечеловеческие ценности» – зато, наряду с гражданственностью, четко прописана задача формирования патриотизма. Это определяет концентрацию сил на названном направлении воспитательной работы.

Ранее не выделялась, а в новом законе закреплена задача формирования рационального природопользования, что актуализирует экологическое воспитание. Получила законодательное закрепление и задача формирования ответственности, правовой культуры. Излишне говорить, насколько это актуальные качества для выпускника любого профиля, причем именно ответственность чаще всего называется работодателями как наиболее ценное из них.

Что касается правовой культуры, то ее формирование – одна из самых запущенных проблем нашего общества. Развитие этого качества в условиях университета видится через улучшение соответствующего образовательного компонента, приближение его содержания к новым правовым реалиям. При этом необходимо учитывать потребности студентов и как будущих профессионалов, и как граждан. Очень важна их конкретная социальная практика и, прежде всего, студенческое самоуправление на разных уровнях – кстати, неоднократно упоминаемое в законе как институт реализации прав студентов.

Многие общекультурные компетенции, включенные в стандарты подготовки бакалавров и магистров, можно сформировать только через разностороннюю социальную активность студентов в пространстве вуза. Это дополнительный аргумент в пользу системной поддержки развития всей внеучебной инфраструктуры университета, а также студенческого самоуправления как мощного ресурса социализации.

Актуальная в рамках прежнего закона задача «защиты и развития системой образования национальных культур, региональных культурных традиций» сменилась принципом «защиты и развития этнокультурных особенностей» народов России в условиях многонационального государства. Формулировка настораживает – защищать не культуры, а лишь особенности. Думается, здесь заложено ослабление позиции государства в отношении роли образования как института сохранения и воспроизводства культуры.

В новом законе отражена тенденция: студент должен видеть в образовании ресурс саморазвития и роста и требовать от университета качества образовательных услуг и их адекватности его запросам. Документ предполагает активное вовлечение студентов в формирование своих образовательных траекторий. Это право сейчас закреплено, но технология его реализации – актуальная проблема.

Стоит обратить внимание на расширение прав обучающихся, в частности, на защиту от всех форм насилия, охрану жизни и здоровья, свободу совести, информации и выражения своих убеждений (пп. 9-10, ст. 29). Полагаем, их реализация в образовательном пространстве современного университета будет эффективной при наличии таких компонентов, как современная система здоровьесбережения, развитая информационная среда, высокая корпоративная культура.

Образовательная среда

Образовательная среда Адыгейского государственного университета, сложившаяся в течение его почти семидесятипятилетней истории, включает все необходимые элементы для разностороннего развития и социализации личности. Созданы условия для научной, социальной, культурной активности, сохранения и укрепления здоровья, занятий творческой деятельностью и спортом.

В АГУ с участием студентов разработан и принят Этический кодекс, который является ядром корпоративной культуры вуза, важнейшим ресурсом воспитания и социализации. В идеале он весьма позитивно влияет на образовательную среду, формирует ее качества. Однако далеко не сразу кодекс становится действенным механизмом и атрибутом вузовской корпоративной среды. Необходимо, активно используя административный ресурс и информационные возможности, обеспечивать соблюдение этических норм всеми слоями университетского сообщества – от руководителей до студентов2.

Важнейшим ресурсом воспитания профессионала и исследователя, а также социализации в АГУ является действенная система вовлечения студентов в научно-исследовательскую деятельность. Помимо традиционных форм, она включает Летний методологический университет. Это научный инновационный проект на учебно-оздоровительной базе АГУ «Горная легенда», в рамках которого уже пятнадцать лет реализуется задача выявления талантливых и активных студентов, освоения ими методологии научного поиска, навыков проектной работы, разнообразной креативной деятельности.

Студенческое самоуправление в АГУ переживает период активизации. Вуз вошел в число победителей конкурса Минобрнауки РФ по отбору программ развития студенческих объединений России на 2014 год, что стало существенной ресурсной поддержкой студенчества.

В условиях глобализации и кризиса ценностей одним из важнейших направлений государственной политики в работе с молодежью становится гражданско¬патриотическое. Стоит подчеркнуть, в студенческой среде в последнее время отмечается заметный рост патриотических настроений. Наши студенты чтут память о победе в Великой Отечественной войне. По собственной инициативе они оказывают адресное внимание всем ныне здравствующим ветеранам войны, чья трудовая жизнь неотделима от биографии АГУ. Невероятно трогательное мероприятие было самостоятельно организовано Союзом студентов и аспирантов вуза. Ветераны прошли через живой коридор чествующих их студентов, отведали блюда полевой кухни, искренне радовались концертным номерам. Примечательный факт: студент, инициатор акции, в праздничный день надел парадную гимнастерку прадеда, прошедшего всю войну.

Творческое развитие студентов реализуется через деятельность центра культуры (фестивали, праздники – более 20 в год) и творческих коллективов, среди которых можно выделить студенческий музыкальный театр «Арт-Ритон». Этот новый проект Адыгейского университета уже стал культурным явлением города Майкопа, с ним познакомились студенты вузов Ростова, Краснодара и Нальчика. В активе театра за неполных три года работы – четыре полноценных музыкальных спектакля¬мюзикла. Нельзя не отметить также ансамбль адыгского народного танца «Нарт» – неоднократный победитель творческих фестивалей и конкурсов в России, Турции, Китае, Италии. Единственный вузовский коллектив страны, он стал участником культурной программы Олимпийских и Паралимпийских зимних игр в Сочи, дав в рамках проекта «Дом адыга» в ежедневном режиме 29 концертов. В 2014 году газета «Адыгейский университет» заняла второе место во Всероссийском конкурсе студенческих изданий  «Хрустальная стрела» в номинации «Лучшее СМИ», оставив позади более двухсот изданий.

Ежегодно пополняется внушительная копилка спортивных достижений университета. Фундамент спортивной славы был заложен в 70-е годы благодаря появлению всемирно известной Майкопской школы самбо и дзюдо. В стенах АГУ выросли чемпионы мира и Европы, десятки мастеров спорта, сотни студентов занимаются в 14 спортивных секциях. В вузе разработана и реализуется научно-обоснованная инновационная программа здоровьесбережения. В мае нынешнего года университет стал призером Всероссийского конкурса Минобрнауки РФ на звание «Вуз здорового образа жизни».

Политика Адыгейского государственного университета заключается в том, чтобы обеспечить гармоничное развитие научного потенциала, всей инфраструктуры университета, условий для творчества, социальной активности и спорта на основе внимания к студенту, заботы о его социальной защищенности. Все эти факторы, способствуя развитию университета как реального центра притяжения молодежи региона, дают вузу новые конкурентные преимущества.


  1. Тугуз Ф.К. Российский классический университет в контексте процессов современности // «Социально-гуманитарные знания», 2013, №11. Ростов-на-Дону, стр. 159-165.
  2. Тугуз Ф.К., Ляушева С.А. Этический кодекс как ресурс социализации студентов //Вестник АГУ. Серия «Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология». – Выпуск 4 (130), 2013, стр. 152-160.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-72, личный опыт, рашид хунагов, адыгейский государственный университет, воспитательная работа

Похожие материалы:
Социальная деятельность как часть воспитательного процесса
Профилактика наркомании как направление воспитательной работы
Ставка на патриотическое воспитание
Адыгейский государственный университет - Центр космических услуг
Управление в пользу качества
Творчество как элемент воспитательного процесса
Опираясь на науку, повышать качество
Управление качеством в условиях модульно-компетентностного подхода
Как подготовить педагога нашего времени?
Воспитательная работа в КурскГТУ

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 2 (94)

Ключевая тема номера – история. От чего зависит ее ход, каковы ее движущие силы? Несомненно, важна роль личности, но при этом историю делают и массы. Велик фактор случайностей, но есть и объективные закономерности. В круговороте дней и событий бесценно помнить, что история творится здесь и сейчас, и не сама по себе, а при самом непосредственном участии нас с вами. Не будем забывать ее уроков и не будем снимать с себя ответственности за происходящее.
Анонс журналаСлово редактора


С 2015 года в проекте «Лучшие образовательные программы инновационной России» используется звездная система оценки образовательных программ и классификации типов профессионально-общественной аккредитации. Хотите пройти аккредитацию на 5 звезд?
Подробнее о проекте
Популярные статьи
Из журнала
#87Европейский опыт в региональном разрезе
#88Синергетический эффект интеграционной модели обучения
#84Новое в оценке качества образования
#88Прямая оценка качества подготовки
#87Паспорт региона: Республика Мордовия
Информационная лента
09:49Ученые из НГУ выступят на всемирно известной конференции TEDx
09:29Case-in: новое слово в инженерном образовании!
09:23Открыт набор в Российско-Китайский бизнес-инкубатор
09:35Высшая школа автомобильного сервиса откроется в СФУ
09:19ПВГУС снова в числе лидеров