Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Электронный журнал об образовании

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Госполитика в сфере образования: приоритеты и перспективы

Пути российского образования исповедимы, и многие начинания претворяются в жизнь – следует из ежегодного доклада Правительства РФ, представившего анализ реализации государственной политики в образовательной сфере за 2014­-2015 годы.

09.09.2016
Просмотров: 150

Материал опубликован в журнале №83 от 30.11.2015.

Пути российского образования исповедимы, и многие начинания претворяются в жизнь – следует из ежегодного доклада Правительства РФ, представившего анализ реализации государственной политики в образовательной сфере за 2014­-2015 годы. Документ составлялся на основе данных ведомственных мониторингов и результатов социологических исследований, а также информации, полученной в результате федерального статистического наблюдения. Полотно реализованных результатов получилось масштабным: обзор охватил все уровни образовательной системы, акцентировав внимание на приоритетных направлениях развития политики государства по повышению качества жизни граждан России.

Цели и задачи

Поставленные Правительством РФ цели и задачи осуществляются в соответствии с основными документами стратегического планирования: Государственной программой «Развитие образования» на 2013­-2020 годы и Планом деятельности Минобрнауки РФ на 2013-­2018 годы. Целью госпрограммы является обеспечение соответствия качества российского образования меняющимся запросам населения и перспективным задачам развития общества и экономики. Одна из главных задач – формирование гибкой системы непрерывного образования, развивающей человеческий потенциал. В качестве инструментов координации маршрута образовательной госполитики используются федеральная и региональная «дорожные карты», утвержденные правительством и всеми субъектами федерации планы мероприятий, направленные на повышение эффективности образования.

​Система образования охватывает около 30 млн. детей и молодежи, включая 6,8 млн. дошкольников, 14 млн. школьников, 2,6 млн. студентов профессионального образования и 5,2 млн. студентов высшей школы, которые обучаются в почти 100 тыс. образовательных организациях (около 40 процентов расположено в сельской местности). В государственных и муниципальных образовательных организациях работает около 5,1 млн. человек, в том числе около 3 млн. педагогических работников.

Общее и частное

Комплекс задач, актуальных для всех уровней системы образования, включает разработку и применение ФГОС и примерных образовательных программ, оптимизацию сети образовательных организаций, подготовку специалистов в соответствии с потребностями соответствующих отраслей экономики и социальной сферы. Сюда же вошли совершенствование педагогического образования и системы подготовки педагогических кадров, создание условий и увеличение числа образовательных организаций для инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-­сирот.

Дмитрий ЛивановЦель госполитики в сфере образования – обеспечение его доступности и качества для каждого российского гражданина.

Из выступления на заседании Совета Федерации министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова.

 


Особое внимание в рамках образовательной политики уделяется совершенствованию общественно-­государственной системы гражданского, патриотического и духовно­нравственного воспитания детей и молодежи.

В связи с этим следует отметить важную роль дополнительного образования, что выделено авторами доклада в качестве важного фактора повышения социальной стабильности и справедливости в обществе. Как следует из утвержденной недавно Концепции развития дополнительного образования детей на период до 2020 года, особая миссия и изменение ценностного статуса дополнительного образования позволят ответить на вызовы и риски современности, став прочным фундаментом для профессионального и личностного самоопределения человека. Несомненно, указанные в документе особенности реализации образовательной госполитики в направлении дополнительного образования детей подчеркивают значимость развития и других подвидов дополнительного образования, в том числе профессионального.

​Оплата труда преподавателей и мастеров производственного обучения, реализующих программы профобразования, выросла с 25,14 тыс. рублей (2013) до 27,7 тыс. рублей (2014) и по итогам 2014 года составила 84,9 процента от среднемесячной заработной платы на территории РФ.

В сфере высшего образования среднемесячная заработная плата профессорско­преподавательского состава выросла с 40,4 тыс. рублей (2013) до 47,2 тыс. рублей (2014) и по итогам 2014 года составила 144,7 процента от среднемесячной заработной платы по РФ.

Три стороны одной системы

В основной части доклада представлены результаты реализации госполитики и перечень целей и задач на предстоящий период в сферах общего, дополнительного, профессионального, высшего образования и обучения, а также образования лиц, нуждающихся в особой защите государства.

Анализ результатов реализации образовательной политики государства в области среднего профобразования выявил ряд важных вопросов: модернизацию СПО по части актуализации ФГОС и разработки примерных основных образовательных программ (ПООП), совершенствование региональных систем профобразования, включая развитие инфраструктуры подготовки рабочих кадров, международное сотрудничество, конкурсное и олимпиадное движение. Согласно документу, модернизация ФГОС и разработка ПООП осуществляется в соответствии с принимаемыми профессиональными стандартами и стандартами WorldSkills International. В перспективе планируется изменить систему государственной итоговой аттестации выпускников, по возможности отказавшись от написания дипломных работ в пользу проведения практической части аттестации в виде заданий с учетом технологии WorldSkills.

​Количество организаций, реализующих программы СПО, сократилось за прошедший год на 2,9 процента. В 2015 году количество бюджетных мест для обучения по программам профобразования увеличено на 41 процент (с 512,7 до 722,7 тыс.), по сравнению с 2014 годом.

Государственная поддержка развития региональных программ модернизации профобразования продолжится в рамках ФЦПРО на 2016­-2020 годы. Перед субъектами РФ поставлена задача – обеспечить подготовку кадров в соответствии с лучшими зарубежными стандартами и передовыми технологиями в половине профессиональных образовательных организаций по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям СПО, список которых был утвержден Минтрудом РФ в начале ноября (2015).

Система ДПО определяется как самая мобильная составляющая образования, обеспечивающая оперативное реагирование на запросы и потребности специалистов, работодателей в совершенствовании профессиональных компетенций.

По данным мониторинга, за отчетный период в федеральные органы исполнительной власти, органы управления образованием субъектов Российской Федерации, подведомственные Минобрнауки РФ образовательные организации были направлены методические рекомендации, касающиеся законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере ДПО, реализации и разработки дополнительных профессиональных программ.

В 65 субъектах России разработаны комплексы мер, направленных на увеличение к 2015 году доли занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку.

​В настоящее время программы высшего образования реализуют 950 вузов, в том числе 548 государственных (муниципальных). Численность студентов сократилась за 2014-­2015 учебный год на 7,8 процента и составила 5 209 тыс. человек.

Уровень доступности высшего образования сохраняется – 56,4 процента (56,4 человека на 100 мест). Общий объем при установлении контрольных цифр приема по программам бакалавриата, магистратуры и специалитета на 2015-­2016 учебный год составил 506,5 тыс. человек, что на 8 процентов больше, чем в 2014-­2015 учебном году.

Увеличены бюджетные места по востребованным в регионах инженерным и естественнонаучным направлениям подготовки и специальностям, сокращены – по экономическим и гуманитарным.

Не менее значимыми за отчетный период оказались и результаты развития профессионального обучения. Здесь особое внимание было сосредоточено на итогах Президентской программы повышения квалификации инженерных кадров и аспектах реализации ведомственной целевой программы «Повышение квалификации инженерно-­технических кадров на 2015-­2016 годы». В мониторинге реализации программ повышения квалификации и переподготовки по приоритетным направлениям развития экономики страны и программ повышения квалификации инженерных кадров приняли участие 194 образовательные организации, подведомственные Минобрнауки РФ. По данным на 1 июля 2015 года, указанными образовательными организациями реализовано 3 538 дополнительных профессиональных программ повышения квалификации.

Основными задачами в рамках совершенствования и развития ДПО на предстоящий период должны стать методическая поддержка субъектов РФ и образовательных организаций, осуществляющих обучение по программам повышения квалификации, в том числе в системе корпоративного обучения, доработка и утверждение Концепции развития непрерывного образования взрослых в РФ на период до 2025 года.

Одним из ключевых приоритетов государственной политики сегодня является повышение эффективности, конкурентоспособности и качества высшего образования. На одном из последних заседаний Комитета Госдумы РФ по образованию, где рассматривались промежуточные результаты реформирования высшей школы, председатель комитета В. Никонов назвал этот вопрос одним из самых болезненных и обсуждаемых в стране. Неслучайно, анализу итогов оптимизации и реорганизации сети образовательных организаций высшего образования, равно как и модернизации его содержания в соответствии с профстандартами, была посвящена значительная часть доклада. В контексте обозначенных процессов Минобрнауки РФ была оказана государственная поддержка программ развития ведущих университетов, позволившая улучшить показатели деятельности вузов в части модернизации образовательной, научно­исследовательской и других видов деятельности. Также проведена работа по устранению избыточности филиальной сети и сокращению числа вузов, не способных удерживать требуемый уровень качества высшего образования. Предполагается, что решение подобных проблем в ближайшем будущем будет основано на структурной и содержательной модернизации высшей школы, включающей формирование широкой группы крупных конкурентоспособных опорных региональных университетов, ориентированных на качественную подготовку востребованных на региональном рынке труда специалистов.

Еще одним важным пунктом обзора мероприятий госполитики в сфере высшего образования стали результаты реализации образовательных проектов в области педагогического образования и подготовки инженерных кадров в интересах оборонно-­промышленного комплекса (ОПК). В рамках проектов разработаны и апробируются новые модули основных образовательных программ «Образование и педагогические науки» на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, проведена работа по изменению подхода к подготовке инженерных кадров в направлении увеличения практикоориентированного обучения с участием предприятий.

​В 2014 году бюджетные расходы на образование составили около 3,1 трлн. рублей, превысив уровень 2013 года на 3,5 процента. Около 85 процентов составляет бюджетное финансирование, внебюджетное финансирование – около 500 млрд. рублей. Несмотря на рост объема бюджетных средств, поступающих в систему образования в номинальном выражении, с 2006 года доля расходов на образование в консолидированном бюджете Российской Федерации сократилась с 12,3 до 9,2 процента.

Перспективное планирование

В ближайших планах Правительства РФ – осуществление ряда мер по модернизации образования в соответствии с тенденциями социально­экономического развития России. В рамках реализации ФЦПРО на 2016­-2020 годы предполагается создание инфраструктуры, обеспечивающей доступность образования независимо от места проживания, состояния здоровья и степени социальной защищенности обучающихся, развитие их индивидуальных образовательных траекторий и возможность участия в территориально­распределенных сетевых образовательных программах. Также планируется развитие кадрового потенциала преподавательского и административного состава, совершенствование общероссийской независимой системы оценки качества и результатов образования, основанной на принципах профессионально­-общественного участия, повышение конкурентоспособности российского образования в целом.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-83, качество образования, Минобрнауки, законодательство в образовании, тенденции

Похожие материалы:
Мониторинг эффективности – мониторинг объективности?
Мониторинг эффективности – мониторинг объективности?
Итоги года: по пути повышения эффективности
Повышение профессионального уровня педагогов
Приемная кампания - 2013: получить хорошее образование или профессию?
Мониторинг вузов и филиалов в 2013 году
Новости 83
Юг России оставят без инженеров?
Мониторинг-2013: перечень критериев пополнился
Электронное обучение: бег через нормативные барьеры

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (95)

Ключевая тема номера – мировая конкурентоспособность России. Как повысить привлекательность страны в глазах международного сообщества, усилить экспортный потенциал образовательной системы, ответить на вызовы экономической реальности? Об этом и многом другом читайте в новом номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора


С 2015 года в проекте «Лучшие образовательные программы инновационной России» используется звездная система оценки образовательных программ и классификации типов профессионально-общественной аккредитации. Хотите пройти аккредитацию на 5 звезд?
Подробнее о проекте
Популярные статьи
Сотрудничество по направлению БРИКС выходит на новый уровень
Инициатива Тюменского госуниверситета по взаимодействию с одним из крупнейших университетов...
Разработки учёных ЮУрГУ помогают приблизить четвёртую промышленную революцию
Концепция автономных фабрик и цифровое производство уже сегодня являются предвестниками четвертой...
Из журнала
#83Механизмы повышения качества образования
#89Прорыв Томского госуниверситета в рейтинге QS
#84Курс на инновации
#86Новая образовательная модель
#86PR-инструменты приемной кампании – 2016
Информационная лента
14:15Сотрудничество по направлению БРИКС выходит на новый уровень
14:03Разработки учёных ЮУрГУ помогают приблизить четвёртую промышленную революцию
16:52 Рейтинг вузов-участников германской программы академического обмена
16:27Мичуринский ГАУ – в числе лучших аграрных вузов страны
16:19Студенты СПбГИКиТ начали съемки художественного фильма «Селфи с судьбой»