Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Нелли Литвак: Голландские советы по профессиональной ориентации

Что полезного можно почерпнуть из европейского подхода в высшему образованию? Своими соображениями поделилась Нелли Литвак, автор популярных книг по профориентированию и профессор прикладной математики в университете Твенте, Нидерланды.

Просмотров: 3448

Как правильно выбрать будущую профессию, чтоб не пришлось переучиваться впредь? Своими соображениями  поделилась Нелли Литвак, автор популярных книг по профориентированию и профессор прикладной математики в университете Твенте, Нидерланды. Что полезного можно почерпнуть из европейского подхода в высшему образованию?

- Покидающим школу будущим студентам далеко не всегда очевидно, к какому именно делу у них есть интерес и способности. Как решают эту вечную проблему европейские абитуриенты?

- Согласно современным голландским методикам, нужно серьезно рассмотреть как минимум четыре специальности. Я очень это рекомендую всем абитуриентам – и российским, и голландским. Это не только даст вам хорошее представление о разных возможностях, но и поможет принять решение обоснованно, без лишних случайных эмоций.

Например, некоторые ребята загораются энтузиазмом практически на любом факультете, а некоторых, наоборот, очень трудно заинтересовать. Как не поддаться эмоциям и понять, что вам что-то по-настоящему понравилось или не понравилось? Только в сравнении! Сравнить полезно в любом случае, даже если вы уверены в своем выборе. Может, вы найдете что-то еще лучше? Или, наоборот, убедитесь в правильности своего плана, и это убережет вас от будущих сомнений.

Также очень неплохо познакомится с профессией поближе. - «побывать за кулисами». Например, один мой знакомый увлекался зоологией, но профессионально работать с животными не захотел, а пожелал стать врачом. Тогда отец-биолог сводил его «по знакомству» в анатомичку, чтобы проверить, «не боится ли он трупов». Оказалось, что не боится. Мальчик стал готовиться к поступлению в медицинский, и стал блестящим терапевтом.

Несколько менее эффективный вариант, но тоже неплохой — тесты на профориентацию. Существует множество центров, где предлагают платное тестирование, но в Интернете есть и бесплатные тесты.

Опять из личного примера - моя дочь очень любит рисовать, но по тестам получилось, что творческие способности у нее средненькие, зато большие организаторские. Я удивилась, а потом поняла, что на самом деле так оно и есть. Но мы почему-то фокусировались на ее рисовании, и совершенно не приняли во внимание, с каким энтузиазмом она организовывала школьные праздники.

Результаты тестов, конечно же, не нужно воспринимать как истину в последней инстанции, но пройти их в любом случае полезно. Плюс, если абитуриент и его родители в полной растерянности, то можно просто вместе договориться: пройти развернутый тест и поступить в соответствии с результатами – какие бы они не были! Это неидеальная стратегия, но мои соседи сделали именно так, и их дочка пошла учиться на инженера-машиностроителя. От результатов теста она была в шоке, но потом втянулась, прекрасно закончила вуз, и очень довольна своей работой!

- Насколько вообще важен вопрос этого самого первого выбора? Как понять, что сделана ошибка в выборе места учебы и своего призвания, и срочно начать что-то менять, не теряя времени?

- Моя дочка очень волновалась по поводу выбора ВУЗа. По-моему, у нее было ощущение, что она решает свою судьбу. Но «принять важное решение» и «решить судьбу» - это не одно и то же!

Выбор ВУЗа повлияет на вашу карьеру, на профессиональные навыки и культуру, на характер и круг общения. Но что бы вы не выбрали, это не определяет ваш будущий успех или неудачу — это не роковое решение! Потом все можно поменять — недаром мы знаем огромное число знаменитых писателей, режиссеров, художников, изначально получавших совсем другую профессию. Единственная ошибка – не уделить вопросу выбора должного внимания, пойти наобум изучать что-то «нейтральное», что вас ни капельки не интересует. Хотя и это не катастрофа - скорее неоптимальная реализация собственных возможностей. Даже если решение оказалось неправильным, всегда можно доучиться он-лайн, сменить специальность в магистратуре, получить второе высшее.

Как понять, сделана ли ошибка? Если вы света белого не видите за учебниками, при этом еле-еле сдаете зачеты, и ни один профильный предмет вас толком не привлекает и не вызывает интереса – то я бы сказала, что специальность нужно менять.Обычно все становится ясно на первом курсе. Он самый решающий. В Голландии после первого курса многие отчисляются или меняют направление. Это абсолютно нормально, этого не надо бояться - нужно держать свою жизнь под контролем. Если учеба не добавляет вам счастья и не помогает вашей самореализации, то надо решиться и сменить направление.

- Популярный российский подход – «главное получить высшее образование, и не столь важно, какое!» - насколько он сегодня оправдан?

- Во всем мире диплом уже давно перестал быть гарантией успеха. Гораздо важнее реальные умения, профессионализм - а пути к профессионализму могут быть самые разные, включая и среднее специальное образование, к которому можно добавить различные курсы, в том числе он-лайн.

Мне нравится, как эта проблема решена в Голландии. Голландцы различают «высшее научное» и «высшее профессиональное» образование. «Высшее научное», в том числе, конечно, и образование врача, получают в научно-исследовательских университетах, где много теории, сложные программы, исследовательские проекты. При этом учителей, акушерок, инженеров, экономистов и многих других специалистов более практической направленности готовят в колледжах «высшего профессионального образования». Там предлагают очень качественный 4-летний бакалавриат, но теории меньше – ровно столько, сколько нужно для практики. Зато много проектов и стажировок. По российской терминологии это было бы как раз нечто среднее между вузом и техникумом.

- «Технари-математики» и «гуманитарии», творческие личности – насколько сегодня остро стоит проблема их разделения и наоборот – совмещения таких противоречивых склонностей в одной личности?

- Сейчас появляется много новых специальностей, где и то, и другое можно сочетать, и потребность в таких специалистах существует! И в нашем университете есть факультет «Креативные технологии» - сочетание дизайна и информатики. Там учат придумывать и реализовывать новые продукты для потребителей на основе современной техники и программного обеспечения. Например, один из проектов первого курса называется «Smart systems» («Умные системы»), где студентам сначала надо придумать систему, которая использует сенсоры, а потом запрограммировать их, написать документацию и своими руками построить работающий прототип. Одна группа построила колыбельку, которая реагирует на движение и голос малыша, начинает качаться или играть песенку.

В американских колледжах уже давно распространены понятия «major» и «minor». Major – это основная специализация, а minor – это вторая специальность, которую студенты изучают не так глубоко, но все-таки достаточно серьезно. При этом обе специальности могут быть абсолютно не связаны друг с другом, а могут и дополнять друг друга. В последнее время в Европе тоже есть такая система, в самых разных вариантах. Например, наши студенты прикладной математики могут потратить семестр на изучение любого другого предмета. Некоторые выбирают информатику или экономику, а некоторые – музыку или историю.

- Иностранные ВУЗы и колледжи — стоит ли учиться за границей?

- Провести хотя бы несколько месяцев в университете за рубежом очень полезно. Научаешься многому не только благодаря содержанию материала, но и благодаря новой обстановке, другим требованиям, другому языку и культуре. В короткое время появляется множество интересных контактов. И, конечно, это уникальный жизненный опыт.

Самый реальный способ попасть на учебу за рубеж – поступить в российский ВУЗ, где есть налаженные программы обмена. Еще можно попытаться поступить за рубеж в магистратуру, с российским бакалавриатом или дипломом специалиста. В этом возрасте у большинства уже нет проблем с самостоятельностью, и финансовые проблемы решить намного проще.

Магистратура – это один или два года, а не четыре. Это по определению дешевле. Стипендий для магистров тоже гораздо больше. Стипендии может предоставлять зарубежный университет, есть и программы на государственном уровне. Например, в Голландии существуют программы финансирования магистратуры для зарубежных студентов. Конкуренция на стипендии, конечно, огромная, но попробовать можно.

Конечно, закончив супер-сложную программу, на работу будет устроиться легче. Но тяжелая учеба - не для всех! Кроме высокого IQ, такая учеба требует терпения, определенного перфекционизма, желания добраться до самой глубины. И на свете очень много талантливых людей, которые этими качествами не обладают. Тем более, что в современном мире они вовсе не определяют успех - Wall Street Journal недавно писал, что самые ценные качества работника в 2012 году совсем другие: умение понятно коммуницировать, персональный брэнд, гибкость и продуктивность.

Ссылка на оригинал статьи

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: зарубежный опыт, профориентация, евразийский открытый институт

Похожие материалы:
Современное состояние и перспективы развития гарантии качества в Европе
Отечественный и зарубежный опыт профессиональной ориентации школьников
Кабинет министров рассмотрел государственную программу развития образования
Лучшие образовательные программы инновационной России
Некоторые подходы к обучению в Дании
Ливанов предвещает системе высшего образования глобальные изменения
Международная практика организации профессиональной ориентации
Система высшего образования республики Казахстан
Инженерное образование: компетентность – вектор модернизации
Госдума приняла в третьем чтении закон Об образовании в РФ

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
I Всероссийский форум для руководителей государственных и частных колледжей ProFuture’19
Ключевые темы форума: управление и оптимизация процессов СПО, маркетинг и эффективные инструменты...
Новый виток развития колледжа
Костромской областной медицинский колледж им. Героя Советского Союза С.А. Богомолова является...
Подтверждая высокий статус российской музыкальной школы
Российская академия музыки имени Гнесиных была первым российским вузом, прошедшим не только...
Научно-образовательный центр Республики Дагестан
Дагестанский государственный университет народного хозяйства – крупный региональный научно-...
Трудоустройство иностранных студентов – атрибут позиционирования на международном рынке образовательных услуг
Проведенные в зарубежных странах исследования факторов выбора иностранными студентами страны и...
Из журнала
#100В 2018 году Егорьевский авиационный технический колледж им. В.П.Чкалова отмечает столетний юбилей
#99Алексей Чаплыгин о силе брендов российских вузов
#98Новый рейтинг российских вузов по результатам мониторинга эффективности – 2017
#97Каковы должны быть рабочие навыки будущих поколений?
#94Российская система аккредитации в сфере образования прошла знаковые рубежи
Информационная лента
09:05Открыт прием заявок на участие в олимпиадах по общественным коммуникациям «PR-Олимп-2019»
09:05В ЮУрГУ на региональном этапе «РобоФеста» покажут искусство управления дронами и запустят роботов на Луну
09:03Всероссийский конкурс креативных проектов и идей по развитию социальной инфраструктуры «НЕОТЕРРА»
09:01Физики БФУ им. И. Канта разработали методику определения состава микропластика из Балтийского моря
09:00Петербургский и Туринский Политех будут развивать нефтегазовую отрасль