Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Нелли Литвак: Голландские советы по профессиональной ориентации

Что полезного можно почерпнуть из европейского подхода в высшему образованию? Своими соображениями поделилась Нелли Литвак, автор популярных книг по профориентированию и профессор прикладной математики в университете Твенте, Нидерланды.

14.01.2013
Просмотров: 3414

Как правильно выбрать будущую профессию, чтоб не пришлось переучиваться впредь? Своими соображениями  поделилась Нелли Литвак, автор популярных книг по профориентированию и профессор прикладной математики в университете Твенте, Нидерланды. Что полезного можно почерпнуть из европейского подхода в высшему образованию?

- Покидающим школу будущим студентам далеко не всегда очевидно, к какому именно делу у них есть интерес и способности. Как решают эту вечную проблему европейские абитуриенты?

- Согласно современным голландским методикам, нужно серьезно рассмотреть как минимум четыре специальности. Я очень это рекомендую всем абитуриентам – и российским, и голландским. Это не только даст вам хорошее представление о разных возможностях, но и поможет принять решение обоснованно, без лишних случайных эмоций.

Например, некоторые ребята загораются энтузиазмом практически на любом факультете, а некоторых, наоборот, очень трудно заинтересовать. Как не поддаться эмоциям и понять, что вам что-то по-настоящему понравилось или не понравилось? Только в сравнении! Сравнить полезно в любом случае, даже если вы уверены в своем выборе. Может, вы найдете что-то еще лучше? Или, наоборот, убедитесь в правильности своего плана, и это убережет вас от будущих сомнений.

Также очень неплохо познакомится с профессией поближе. - «побывать за кулисами». Например, один мой знакомый увлекался зоологией, но профессионально работать с животными не захотел, а пожелал стать врачом. Тогда отец-биолог сводил его «по знакомству» в анатомичку, чтобы проверить, «не боится ли он трупов». Оказалось, что не боится. Мальчик стал готовиться к поступлению в медицинский, и стал блестящим терапевтом.

Несколько менее эффективный вариант, но тоже неплохой — тесты на профориентацию. Существует множество центров, где предлагают платное тестирование, но в Интернете есть и бесплатные тесты.

Опять из личного примера - моя дочь очень любит рисовать, но по тестам получилось, что творческие способности у нее средненькие, зато большие организаторские. Я удивилась, а потом поняла, что на самом деле так оно и есть. Но мы почему-то фокусировались на ее рисовании, и совершенно не приняли во внимание, с каким энтузиазмом она организовывала школьные праздники.

Результаты тестов, конечно же, не нужно воспринимать как истину в последней инстанции, но пройти их в любом случае полезно. Плюс, если абитуриент и его родители в полной растерянности, то можно просто вместе договориться: пройти развернутый тест и поступить в соответствии с результатами – какие бы они не были! Это неидеальная стратегия, но мои соседи сделали именно так, и их дочка пошла учиться на инженера-машиностроителя. От результатов теста она была в шоке, но потом втянулась, прекрасно закончила вуз, и очень довольна своей работой!

- Насколько вообще важен вопрос этого самого первого выбора? Как понять, что сделана ошибка в выборе места учебы и своего призвания, и срочно начать что-то менять, не теряя времени?

- Моя дочка очень волновалась по поводу выбора ВУЗа. По-моему, у нее было ощущение, что она решает свою судьбу. Но «принять важное решение» и «решить судьбу» - это не одно и то же!

Выбор ВУЗа повлияет на вашу карьеру, на профессиональные навыки и культуру, на характер и круг общения. Но что бы вы не выбрали, это не определяет ваш будущий успех или неудачу — это не роковое решение! Потом все можно поменять — недаром мы знаем огромное число знаменитых писателей, режиссеров, художников, изначально получавших совсем другую профессию. Единственная ошибка – не уделить вопросу выбора должного внимания, пойти наобум изучать что-то «нейтральное», что вас ни капельки не интересует. Хотя и это не катастрофа - скорее неоптимальная реализация собственных возможностей. Даже если решение оказалось неправильным, всегда можно доучиться он-лайн, сменить специальность в магистратуре, получить второе высшее.

Как понять, сделана ли ошибка? Если вы света белого не видите за учебниками, при этом еле-еле сдаете зачеты, и ни один профильный предмет вас толком не привлекает и не вызывает интереса – то я бы сказала, что специальность нужно менять.Обычно все становится ясно на первом курсе. Он самый решающий. В Голландии после первого курса многие отчисляются или меняют направление. Это абсолютно нормально, этого не надо бояться - нужно держать свою жизнь под контролем. Если учеба не добавляет вам счастья и не помогает вашей самореализации, то надо решиться и сменить направление.

- Популярный российский подход – «главное получить высшее образование, и не столь важно, какое!» - насколько он сегодня оправдан?

- Во всем мире диплом уже давно перестал быть гарантией успеха. Гораздо важнее реальные умения, профессионализм - а пути к профессионализму могут быть самые разные, включая и среднее специальное образование, к которому можно добавить различные курсы, в том числе он-лайн.

Мне нравится, как эта проблема решена в Голландии. Голландцы различают «высшее научное» и «высшее профессиональное» образование. «Высшее научное», в том числе, конечно, и образование врача, получают в научно-исследовательских университетах, где много теории, сложные программы, исследовательские проекты. При этом учителей, акушерок, инженеров, экономистов и многих других специалистов более практической направленности готовят в колледжах «высшего профессионального образования». Там предлагают очень качественный 4-летний бакалавриат, но теории меньше – ровно столько, сколько нужно для практики. Зато много проектов и стажировок. По российской терминологии это было бы как раз нечто среднее между вузом и техникумом.

- «Технари-математики» и «гуманитарии», творческие личности – насколько сегодня остро стоит проблема их разделения и наоборот – совмещения таких противоречивых склонностей в одной личности?

- Сейчас появляется много новых специальностей, где и то, и другое можно сочетать, и потребность в таких специалистах существует! И в нашем университете есть факультет «Креативные технологии» - сочетание дизайна и информатики. Там учат придумывать и реализовывать новые продукты для потребителей на основе современной техники и программного обеспечения. Например, один из проектов первого курса называется «Smart systems» («Умные системы»), где студентам сначала надо придумать систему, которая использует сенсоры, а потом запрограммировать их, написать документацию и своими руками построить работающий прототип. Одна группа построила колыбельку, которая реагирует на движение и голос малыша, начинает качаться или играть песенку.

В американских колледжах уже давно распространены понятия «major» и «minor». Major – это основная специализация, а minor – это вторая специальность, которую студенты изучают не так глубоко, но все-таки достаточно серьезно. При этом обе специальности могут быть абсолютно не связаны друг с другом, а могут и дополнять друг друга. В последнее время в Европе тоже есть такая система, в самых разных вариантах. Например, наши студенты прикладной математики могут потратить семестр на изучение любого другого предмета. Некоторые выбирают информатику или экономику, а некоторые – музыку или историю.

- Иностранные ВУЗы и колледжи — стоит ли учиться за границей?

- Провести хотя бы несколько месяцев в университете за рубежом очень полезно. Научаешься многому не только благодаря содержанию материала, но и благодаря новой обстановке, другим требованиям, другому языку и культуре. В короткое время появляется множество интересных контактов. И, конечно, это уникальный жизненный опыт.

Самый реальный способ попасть на учебу за рубеж – поступить в российский ВУЗ, где есть налаженные программы обмена. Еще можно попытаться поступить за рубеж в магистратуру, с российским бакалавриатом или дипломом специалиста. В этом возрасте у большинства уже нет проблем с самостоятельностью, и финансовые проблемы решить намного проще.

Магистратура – это один или два года, а не четыре. Это по определению дешевле. Стипендий для магистров тоже гораздо больше. Стипендии может предоставлять зарубежный университет, есть и программы на государственном уровне. Например, в Голландии существуют программы финансирования магистратуры для зарубежных студентов. Конкуренция на стипендии, конечно, огромная, но попробовать можно.

Конечно, закончив супер-сложную программу, на работу будет устроиться легче. Но тяжелая учеба - не для всех! Кроме высокого IQ, такая учеба требует терпения, определенного перфекционизма, желания добраться до самой глубины. И на свете очень много талантливых людей, которые этими качествами не обладают. Тем более, что в современном мире они вовсе не определяют успех - Wall Street Journal недавно писал, что самые ценные качества работника в 2012 году совсем другие: умение понятно коммуницировать, персональный брэнд, гибкость и продуктивность.

Ссылка на оригинал статьи

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: зарубежный опыт, профориентация, евразийский открытый институт

Похожие материалы:
Молодые ученые: возвращаться или нет
Отечественный и зарубежный опыт профессиональной ориентации школьников
Как и зачем измерять качество образования в вузах?
Опыт взаимодействия вузов и бизнеса
Будущее университетов: желаемое и возможное
В Тульском госуниверситете открыто направление "Наноинженерия"
Профориентационный центр появится в Тюмени
Международная практика организации профессиональной ориентации
Сравнительный анализ национальных рамок квалификаций России и Казахстана
IV Ассамблея Евразийской сети обеспечения качества образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (97) 2017

Ключевая тема номера – эффекты модернизации. Единство и многообразие, порядок и хаос, материальное и духовное, цифровое и реальное – вот только некоторые из коллизий трансформации образовательного пространства. Должен ли быть «сытым» современный студент? – читайте в новом номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора

Партнеры
Популярные статьи
ПАРАДОКСЫ на ВУЗПРОМЭКСПО
13-14 декабря под эгидой Минобрнауки России состоялась V ежегодная национальная выставка...
Из журнала
#92Современные вузы: многообразие стратегий развития
#93Образовательная среда нового поколения
#89Экспертное мнение. Владимир Наводнов
#88Прямая оценка качества подготовки
#92Инновационный лидер АПК Республики Татарстан
Информационная лента
14:43Секреты успеха научных статей в МАИ от Elsevier
14:39СПбГУТ готовится к открытию «BAFO-2017»
11:54На факультете лингвистики ВятГУ запущен проект «Образование без границ»
11:43СОГУ – победитель этапа всероссийского хакатона «Собери университет»
15:26Проект ТувГУ «Кочевники - педагогические отряды на чабанские стоянки»  победитель конкурса грантов Президента РФ