Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Электронный журнал об образовании

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Экспресс-форум: дополнительное профессиональное образование - проблемы, перспективы, задачи

В настоящее время все развитые государства мира реализуют программы формирования систем непрерывного образования. Так, доля экономически активного населения, участвующая в непрерывном образовании, составляет в Австрии – 89,2% , Дании – 79,9%, Финляндии – 77,3%, Швеции – 71%, Швейцарии – 68%, тогда как в России всего 10 % взрослого населения.

18.06.2010
Просмотров: 2835

Наш журнал приступил к освещению проблем и перспектив развития дополнительного профессионального образования в России на постоянной основе.

В прошлом номере АО впервые в рамках рубрики «Экспресс-форум» начало этому большому и серьезному разговору положили ректоры и руководители подразделений учреждений дополнительного профессионального образования.

Одной из центральных задач модернизации российского общества и национальной экономики является организация эффективной системы непрерывного образования.

В настоящее время все развитые государства мира реализуют программы формирования систем непрерывного образования. Так, доля экономически активного населения, участвующая в непрерывном образовании, составляет в Австрии – 89,2%, Дании – 79,9%, Финляндии – 77,3%, Швеции – 71%, Швейцарии – 68%. В России, несмотря на то, что развитие непрерывного образования было продекларировано в 2004 году как один из пяти приоритетов развития образования, переподготовку проходят, по разным данным, до 10% взрослого населения ежегодно.

Между тем, одной из основных проблем, которые сдерживают развитие инновационной экономики в нашей стране, является именно нарастающий дефицит кадров всех уровней квалификации.

Сегодня обсуждение этих проблем продолжают ректоры учреждений дополнительного профессионального образования, которые ответили на следующие вопросы:

  1. В русле решения задачи создания общеевропейского образовательного пространства в настоящее время принято говорить о десяти задачах Болонского процесса: к ранее сформулированным добавляются, в том числе, развитие системы дополнительного образования (так называемое «образование в течение всей жизни»). Какое место вы отводите системе ДПО в решении задачи создания в России современной системы непрерывного образования? Как вы считаете, в состоянии ли российская система ДПО в ее нынешнем положении в полной мере реализовывать принцип «образование в течение всей жизни»? Какой опыт работы отечественных учреждений ДПО, по вашему мнению, в этой связи необходимо сохранять и развивать? Что, на ваш взгляд, требует кардинального пересмотра и изменения, на каком уровне?
  2. Деятельность системы ДПО в современных условиях, по своей сути, предполагает обладание самыми новыми знаниями – на острие передовой научной мысли. Откуда, собственно говоря, получают эти знания учреждения ДПО? Практика показывает, что зачастую единственным путем освоения нового является заимствование опыта у зарубежных «поставщиков знаний» (перевод учебников, методик, кейсов и т.п.) – без учета российской специфики. Сегодня отечественная система ДПО также по большей части базируется на традиционных методах обучения, среди которых преобладают лекционные. Назрело решение проблемы перехода на новые технологии обучения. Каково ваше видение путей изменения этой ситуации? Расскажите, пожалуйста, об опыте вашего учреждения.

ФОМИЧЕВА Людмила Кузьминична, ректор Псковского института повышения квалификации, кандидат педагогических наук, доцент

(1) Формирование в России современной системы непрерывного образования предполагает постоянное обновление образования, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Основополагающей характеристикой такой системы является не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей человека, его готовности к переобучению. В решении этих задач дополнительному профессиональному образованию (ДПО) принадлежит главенствующее место, поскольку институты повышения квалификации (ИПК) работают по гибким обновляющимся модульным программам, дифференцированным на все уровни профессионализма педагога, они способны в полной мере реализовывать принцип «образование в течение всей жизни». ИПК и другие учреждения ДПО следует рассматривать в качестве основных специализированных организаций, обеспечивающих взаимодействие с вузами и другими учреждениями, оказывающими качественные услуги непрерывного образования. ИПК ориентированы на научно-теоретическое и научно-методическое сопровождение каждого, кому необходимо продолжить свое профессиональное развитие.

Инновационный опыт в повышении квалификации, благодаря специальной работе АПКиППРО, достаточно быстро становится достоянием всей системы ПК. Особо следовало бы выделить непрерывное развитие и многообразие деятельности Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. В целом же, например, наш институт, обладает огромным социальным оптимизмом, выполняя по отношению к педагогам функции социального лифта в условиях нового подхода к аттестации, введения ЕГЭ и ФГОС второго поколения, реализации ПНПО, региональных программ развития образования, при проведении профессиональных конкурсов, фестивалей, ассамблей, конференций.

Сформулированные ЮНЕСКО два базовых принципа: «образование для всех» и «образование через всю жизнь» сегодня дополнены третьим – «образование на месте проживания», что принципиально невозможно без опоры на информационно-коммуникационные технологии. Овладение ИКТ – определенный вызов времени для педагогов. Нами был выявлен достаточно высокий спрос педагогов на компьютерную подготовку и овладение методиками использования ИКТ в обучении – 77% респондентов. За два года институт и его 120 тьюторов двадцати пяти районных ресурсных центров обучили применению ИКТ в учебном и управленческом процессах 85% педагогов и 100% руководителей.

Повышение квалификации посредством дистанционного обучения усиливает необходимость индивидуального подхода к педагогу, что обязывает институт к переходу на новые педагогические технологии: образование по индивидуальным учебным планам, обучение по индивидуальным графикам и др.

Рассматривая непрерывное образование как универсальный способ трансляции культурноисторического опыта, передачи и сохранения общих норм и ценностей жизни, мы видим необходимость бережного отношения к имеющемуся российскому опыту в системе дополнительного образования. Поэтому, по нашему мнению, требуется кардинальный пересмотр и изменение позиции государства по отношению к сложившейся системе повышения квалификации в непрерывном образовании (оплата труда, развитие материально-технической базы). От министерства образования и науки РФ как субъекта управления требуется принятие решений по развитию системы повышения квалификации, прошедших общественную экспертизу, прежде всего педагогической общественности. Содержание совместно-распределенной деятельности субъектов повышения квалификации должно выстраиваться с учетом имеющегося опыта. Волевое, не подготовленное изменение образовательных институтов как субъектов этого процесса приводит к утрате традиций, без которых невозможны инновации, передача и сохранение ведущих норм и ценностей.

(2) Обращение к зарубежному опыту может быть только частью учебной деятельности учреждений ДПО. Кадровый состав кафедр нашего ИПК (78% преподавателей имеют ученые степени и звания), уровень подготовленности методистов позволяет не только адаптировать зарубежный и отечественный опыт, но и продуцировать собственные концепции и методики, учитывающие общероссийскую и региональную специфику. Источниками новых идей и опыта являются работа ученого совета, ежемесячные заседания методологического и методического семинаров, проводимые ежегодно недели повышения квалификации специалистов, обучение в аспирантуре, а также постоянное участие в межрегиональных, российских и международных проектах, конференциях, конгрессах, симпозиумах, на которых происходит обмен опытом и апробация новых идей. Так, например, повышение квалификации педагогов по гражданскому образованию опирается на разработанную нашими учеными теоретическую базу, положения которой отражены в многочисленных публикациях и апробированы на конференциях и конгрессах российского и международного уровня.

Запрос на новые технологии в ПК в нашем институте обусловлен опережающим характером деятельности, свойственным системе образования Псковской области. Ведущий инструмент – обязательное ежегодное изучение запросов педагогов, заключение договоров с администрацией муниципалитетов, управлениями образованием и директорами УО, определение предпочитаемых педагогами и отдельными педагогическими коллективами видов, содержания и форм ПК. Это предполагает: введение индивидуальных маршрутов повышения квалификации (ИМПК) педагогов, совместную работу учителей и специалистов института в сетевых сообществах, проведение «Дня ПОИПКРО в школе», работу сетевых центров повышения квалификации (СЦПК), созданных в каждом из 6 образовательных округов на базе лучших образовательных учреждений с опорой на опыт сетевых педагогов-тьюторов, большинство из которых являются победителями конкурса лучших учителей ПНПО. Главная идея – максимальное приближение к опыту и достижениям школы и отдельных педагогов; ресурсная экономичность; распространение инновационного опыта; проектные методы работы; открытость, доступность и гласность в организации стажировок, проведении мастер-классов, тренингов, дискуссий; в корпоративном и индивидуальном повышении квалификации, базирующемся на самообразовании педагога.

В 2010 году деятельность сетевых центров повышения квалификации проводится апробационно, в работе участвуют 37 образовательных учреждений и более 60 сетевых педагогов, от ПОИПКРО с ними работают 40 специалистов – сетевых методистов и преподавателей. Лучшие образовательные учреждения – сетевые центры – по итогам двух лет работы будут представлены институтом для лицензирования образовательных программ как основы самостоятельной работы по повышению квалификации педагогов своего образовательного округа. Результативность и эффективность повышения квалификации на базе сетевых центров, годовые итоги предстоит обсудить в декабре 2010 года на областной научно-практической конференции «Учиться и учить по-новому: инновационное измерение».


ШИРЯЕВ Виктор Леонидович, ректор Ненецкого окружного института переподготовки и повышения квалификации (1990-2009 гг.), доктор педагогических наук, профессор

В качестве ответов на вопросы редакции я предлагаю краткий рассказ о ситуации, которая сложилась с системой дополнительного образования в Ненецком автономном округе на сегодняшний день, который мог бы быть озаглавлен «Система постдипломного образования: жить или умереть».

Проходившие в 90-е годы прошлого века демократические перемены в политическом и социально-экономическом развитии страны привели к серьезным изменениям в различных сферах деятельности, в том числе и образовательной. Разрабатывались и издавались новые учебные пособия, создавались новые методики, формы организации учебного процесса. Все это потребовало серьезной подготовки педагогов к образовательной деятельности в обновленных условиях. Именно в этот период уделяется пристальное внимание учреждениям повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Педагоги Ненецкого автономного округа оказались в стороне от инновационных процессов, проходивших в образовании, из-за отсутствия в округе учреждений, занимающихся дополнительным профессиональным образованием взрослых, а Архангельский институт повышения квалификации (сообщение – только самолетом), где в течение многих лет повышали квалификацию педагоги Ненецкого автономного округа, был не состоянии проводить эту работу. В 1990 году встал вопрос об открытии на территории Ненецкого автономного округа самостоятельного учреждения, реализующего программы непрерывного педагогического образования взрослых.

Ненецкий окружной институт переподготовки и повышения квалификации (НО ИППК), ранее – Институт усовершенствования учителей начал свою деятельность 1 декабря 1990 года. С момента создания институт работал в режиме развития, стал региональным учебным заведением дополнительного профессионального образования взрослых, сочетающим в своей деятельности функции учебного заведения (повышение квалификации и переподготовки педагогических кадров в рамках непрерывного образования взрослых), научно-исследовательского и информационно-методического центра образования Ненецкого автономного округа. Использование проектных, социально-психологических, личностно-ориентированных технологий способствовало повышению качества организации образовательного процесса, разработке перспективных моделей повышения квалификации взрослых, возможности обмениваться опытом на страницах печатных изданий института (газета «Педагог Заполярья», информационно-методические письма, бюллетени, научно-методические или литературные серии «Педагогам Заполярья», «Читаем о Севере», «Методическая копилка» и др.), организации повышения квалификации на договорных условиях с учреждениями.

Вся эта работа позволила на материалах деятельности института развития системы непрерывного образования взрослых успешно защитить докторскую и две кандидатские диссертации.

Закрытие Института в 2010 году и создание на его базе филиала Архангельского ИППК РО без полномочий и финансового обеспечения привело к разрушению всей системы дополнительного образования в Ненецком автономном округе, при этом в округе слабо развиты информационные средства связи, что не позволяет качественно осуществлять дистанционное повышение квалификации, использовать систему видеоконференцсвязи. Педагогическое сообщество Ненецкого автономного округа «выпадает» из системы непрерывного образования. Это происходит в условиях старения педагогических кадров, с одной стороны, и дефицита кадров, с другой стороны (отсутствие высших учебных заведений в регионе), нет квалифицированных кадров других профессий (отсутствие возможности привлечь в образование не педагогов).

Мы считаем, что созданная нами модель дополнительного образования способствовала решению выше поставленных проблем, а в сложившейся ситуации сделать это сложно. Несмотря на то, что представители разных ветвей власти заявляют о необходимости реформирования системы повышения квалификации, кардинальных изменений не происходит. Подготовленный кадровый потенциал системы повышения квалификации слабо востребован властями региона. Законодательная база повышения квалификации не меняется в течение многих лет, тем самым, тормозит развитие инновационной деятельности учреждений дополнительного образования. Предполагаемого выделения денежных средств на повышение квалификации школе и учителю, у которых появилось бы право выбирать учреждение для повышения квалификации, не происходит (нет средств ни у школы, ни у системы повышения квалификации).

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ненецкий окружной институт переподготовки и повышения квалификации, псковский институт повышения квалификации, дополнительное профессиональное образование, экспресс-форум, ао-39

Похожие материалы:
Совместная российско-финская образовательная программа 2012-2013
ДПО: между законом и практикой
Экспресс-форум: инициативы Союза директоров ссузов России
Экспресс-форум: негосударственный сектор образования в России
Экспресс-форум: проблемы и перспективы дополнительного профессионального образования
Управление качеством в сфере ДПО
Экспресс-форум: физкультура и спорт в системе образования
Экспресс-форум: проблемы IT-образования
Послевузовское профессиональное образование
Повышение конкурентоспособности аграрного образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 8 (92)

На обложке журнала ректор Нижегородского государственного педагогического университета им. К.Минина А.А.Фёдоров. «Дети перестали читать книги, погружены в социальные сети и игровые приставки? Но кто позволил это всё изобрести и запустить в производство, сделав тотальным и тоталитарным? Разве не те самые взрослые, которые пятьдесят лет назад призывали к научно-техническому прогрессу и спонсировали новые поколения к постижению правил его ускорения?», – задается вопросами ректор Мининского университета. Читайте в 92 номере «АО» его статью «Новое педагогическое образование».
Слово редактора


С 2015 года в проекте «Лучшие образовательные программы инновационной России» используется звездная система оценки образовательных программ и классификации типов профессионально-общественной аккредитации. Хотите пройти аккредитацию на 5 звезд?
Подробнее о проекте
Популярные статьи
Открыт приём заявок на участие во II Всероссийском форуме русского языка
С 19 по 21 апреля 2017 года в Рязанском государственном университете имени С.А. Есенина состоится...
Открыт набор в Российско-Китайский бизнес-инкубатор
Стартовал прием заявок от резидентов в Российско-Китайский студенческий бизнес-инкубатор. Стать...
Case-in: новое слово в инженерном образовании!
6 апреля 2017 года в Пермском Политехе пройдет региональный этап международного инженерного...
Из журнала
#83Госполитика в сфере образования: приоритеты и перспективы
#84Инновационная платформа агрокластеров
#82Паспорт региона: Томская область
#86Инновационные механизмы адаптации
#86Новая образовательная модель
Информационная лента
09:29Case-in: новое слово в инженерном образовании!
09:23Открыт набор в Российско-Китайский бизнес-инкубатор
09:35Высшая школа автомобильного сервиса откроется в СФУ
09:19ПВГУС снова в числе лидеров
14:00Конкурс на соискание премий Алтайского края в области науки и техники