Базовый элемент высшего рыбохозяйственного образованияОб этапах развития, направлениях деятельности и ключевых задачах рыбохозяйственного образовательного кластера читайте в статье, предоставленной Калининградским государственным техническим университетом – базовым вузом УМО по образованию в области рыбного хозяйства. Просмотров: 1060
Учебно-методическое объединение по образованию в области рыбного хозяйства по праву является базовым элементом высшего рыбохозяйственного образования – одной из старейших систем отечественного отраслевого образования, преодолевшего уже столетний рубеж. Необходимость обеспечения продовольственной и экологической безопасности России требует комплексного подхода к развитию рыбного хозяйства и подготовки специалистов в области водных биоресурсов и аквакультуры, рыболовства и технологий переработки гидробионтов. Об этапах развития, направлениях деятельности и ключевых задачах рыбохозяйственного образовательного кластера читайте в статье, предоставленной Калининградским государственным техническим университетом – базовым вузом УМО по образованию в области рыбного хозяйства. Этапы развития
На рубеже XIX-XX веков рыбные промыслы имели большое значение в обеспечении продовольственной безопасности страны. Для характеристики роли рыбного хозяйства России того времени достаточно привести статистические данные. Уловы рыбы в период 1893-1913 годов превышали 1 млн. тонн и занимали второе место по абсолютному улову среди рыбопромышленных государств. По стоимости улова вклад рыбной промышленности в государственный бюджет достигал 4 процентов. Доля ценных промысловых рыб в уловах составляла в процентах: 3,5 – осетровые, 9 – сиговые, 11,5 – лососи, 25 – сельди, 17 – вобла и тарань. Пониманием государственной важности разумного, хозяйского использования биологических ресурсов внутренних морей и пресноводных водоемов России продиктовано решение императора Николая II подписать 13 июля 1913 года одобренный Госсоветом и Госдумой «Закон об учреждении Отделения рыбоведения при Московском сельскохозяйственном институте». Это событие следует считать началом первого этапа (1913-1930) в истории становления высшей рыбохозяйственной школы и официальной датой рождения высшего рыбохозяйственного образования в России. Началом второго этапа развития высшего рыбохозяйственного образования (1930-1958) считают 1930 год, когда, претворяя в жизнь указания ВКП(б), коллегия Наркомторга СССР приняла постановление о развертывании в Москве на базе рыбохозяйственного факультета сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева специального Института рыбной промышленности и хозяйства. Одновременно в Астрахани и Владивостоке были сформированы Астррыбвтуз и Дальрыбвтуз. Ученые рыбных институтов вели большую научно-исследовательскую работу, активно участвовали в деятельности комиссий Госплана СССР и РСФСР, технических советов проектных организаций рыбной промышленности, Ихтиологической комиссии АН СССР и других организаций. С 1938 года Мосрыбвтуз стал растить также научные и педагогические кадры, получил право приема к защите докторских и кандидатских диссертаций. Расширились возможности практической профессиональной подготовки. В приморских регионах сформировалась инфраструктура рыбной отрасли – добывающие, перерабатывающие, судоремонтные предприятия, проектные, конструкторские организации союзного значения, отраслевой НИИ. К 1950 году в дальневосточном регионе подготовку специалистов рыбной промышленности и хозяйства осуществлял Дальрыбвтуз, а в 1987 году на базе его Камчатского филиала – ПКВИМУ, ныне Камчатский ГТУ. На севере в 1950 году было открыто Мурманское высшее мореходное училище, ныне МГТУ, на юге – Астррыбвтуз. Важным этапом (1958-1994) развития высшего рыбохозяйственного образования следует признать решение в 1958 году Правительства СССР о перебазировании технического института рыбной промышленности из Москвы в Калининград. К 1 сентября 1959 года перевод вуза был завершен. Институт получил новое название – Калининградский технический институт рыбной промышленности и хозяйства (КТИРПиХ). Эти годы для рыбной промышленности характеризуются наиболее динамичным развитием, вклад в которое сделали рыбохозяйственные вузы. Их список в течение этого периода пополнился в 1987 году, наряду с Астррыбвтузом и Дальрыбвтузом, Камчатским институтом рыбной промышленности и хозяйства. В 1988 году приказом № 100 Гособразования СССР было создано УМО по образованию в области рыбного хозяйства, а Калининградский государственный технический университет стал его базовым вузом. В состав УМО вошли все вузы отрасли, а затем к ним присоединились вузы других ведомств, в том числе классические университеты, где были открыты направления и специальности по профилю УМО. В состав УМО длительное время входили два направления: «Водные биоресурсы и аквакультура» (и специальность того же названия), «Рыболовство» (со специальностью «Промышленное рыболовство»), а также специальность «Технология рыбных продуктов». Перед УМО были поставлены основные задачи:
Можно с полным основанием утверждать, что именно деятельность УМО способствовала тому, что российское образовательное пространство не превратилось в хаос вузовских систем, практически не связанных общими требованиями. КГТУ первым в отрасли начал подготовку бакалавров и магистров по направлениям рыбного хозяйства, сохранив и традиционную подготовку специалистов. Несмотря на трудности этих лет, руководители УМО совместно с другими преподавателями рыбохозяйственных вузов сохранили и сумели приумножить достижения российской рыбохозяйственной высшей школы, воспитать прекрасных специалистов и создать необходимый потенциал для дальнейшего развития профессионального образования в условиях нынешнего подъема отечественной экономики. Современный этап развития высшего рыбохозяйственного образования связан с активизацией деятельности УМО по образованию в области рыбного хозяйства. В течение последнего десятилетия в его состав вошли вузы, никогда ранее не готовившие специалистов рыбного хозяйства, в том числе классические, технические и сельскохозяйственные университеты, сельскохозяйственные академии и академии ветеринарной медицины, где были открыты направления подготовки по этому профилю. Если, например, пять лет назад, в 2009 году, вузов-членов УМО было 12, то в настоящее время в этом списке 23 учреждения и, очевидно, в ближайшей перспективе их количество будет продолжать расти. Реформа системы высшего образования и задачи, поставленные руководством страны по развитию рыбохозяйственного комплекса, предполагают совершенствование деятельности УМО по образованию в области рыбного хозяйства. Направления деятельности
В настоящее время вузы, входящие в состав УМО, расположены в разных уголках страны: три – на Дальнем Востоке (Дальрыбвтуз, Камчатский государственный технический университет, Сахалинский государственный университет); на юге европейской части страны – Астраханский государственный технический университет, Кубанский государственный университет, Дагестанский государственный университет, Дагестанский государственный аграрный университет имени М.М. Джамбулатова; на северо-западе – Калининградский государственный технический университет, Петрозаводский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, Государственная полярная академия, Санкт-Петербургская государственная академия ветеринарной медицины; в Западной Сибири – Государственный аграрный университет Северного Зауралья; в Восточной Сибири – Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова; в Москве и Московской области – В подавляющем большинстве вузов сформированы новые кафедры, профессорско-преподавательский состав которых представлен ведущими специалистами рыбного хозяйства в этих регионах. Научно-образовательный потенциал профессионального объединения существенно укрепился, что создает условия для формирования тесных информационно-образовательных горизонтальных связей, представляющих основу будущих рыбохозяйственных кластеров на региональном уровне. Сфера деятельности УМО по образованию в области рыбного хозяйства, курирующего два направления подготовки – «Водные биоресурсы и аквакультура» и «Промышленное рыболовство»,– постоянно расширяется. Стали уже традиционными ежегодные межвузовские конкурсы выпускных квалификационных работ, в которых принимают участие не только вузы-члены УМО, но и вузы Украины и Беларуси. Стало традицией в рамках пленумов УМО проводить научно-методические конференции, дающие возможность их участникам поделиться опытом учебно-методической работы в подготовке кадров. В этом году по результатам работы научно-методической конференции будет издан третий по счету сборник научных публикаций. Новыми важными направлениями стали создание комплектов оценочных средств для уровней бакалавриата и магистратуры, разработка ФГОС в области рыболовства и рыбоводства, а также профессиональных стандартов в области рыбного хозяйства, мелиорации и технологии переработки гидробионтов. До 2015 года в России должно быть подготовлено около 800 профессиональных стандартов. Они будут носить для работодателей в основном рекомендательный характер, за исключением, безусловно, профессиональных рисков, для которых профессиональный стандарт обязателен. Необходимость разработки профессиональных стандартов нашла отражение в Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2011-2013 годы, в котором предлагается осуществить в России разработку систем профессиональных стандартов, их дальнейшее совершенствование и сближение со стандартами Европейского Союза. Калининградский государственный технический университет совместно с производственниками и ассоциациями работодателей разработал уже 18 профессиональных стандартов для рыбохозяйственной отрасли страны. Региональная специфика рыбохозяйственного водного фонда территории России, особенности промысловой структуры водных биоресурсов, экологические водные проблемы, накопившиеся за последние десятилетия, требуют не только глубоких профессиональных знаний, но также умения и навыков применять их в практической деятельности. В интересах отрасли для обеспечения эффективной подготовки специалистов, отвечающих требованиям современных европейских образовательных стандартов, потребуется координация образовательной деятельности всех вузов, и этому в наибольшей степени отвечает УМО. Причем для КГТУ как головного вуза в системе УМО важно умело использовать геополитические выгоды эксклавного положения и «соседство» со странами Европейского Союза в части применения их опыта организации подготовки специалистов рыбного хозяйства, координации научных исследований с целью распространения новых знаний для других вузов-членов УМО в организации образовательного процесса. Примером международного сотрудничества в этом направлении служит проект ТЕМПУС, в котором участвуют КГТУ, Нижегородская ГСХА, Кубанский госуниверситет, а также вузы Германии и Мальты. Ключевые задачиГоворя о современном состоянии рыбного хозяйства России, приходится констатировать, что по целому ряду причин – перелов, браконьерство, изменение условий естественного воспроизводства из-за нарушений, связанных с гидротехническим строительством, безвозвратным изъятием стока рек, загрязнением водной среды – рыбные запасы внутренних водоемов страны существенно ухудшили свои количественные и качественные показатели. Для того чтобы изменить эти негативные тенденции Правительством РФ принято постановление и утверждена госпрограмма «Развитие рыбохозяйственного комплекса» (15, апрель, 2014, № 314) для реализации системы мероприятий, в которой важное место уделено научному и инвестиционному обеспечению. Рыбохозяйственная отрасль переживает серьезные изменения: активно формируется правовая база, внедряются новые управленческие решения, существенно расширяются международные связи в области рыболовства. – Ключевая задача – это повышение доли отечественной рыбной продукции на внутреннем рынке и стимулирование производства пищевой рыбной продукции с высокой степенью переработки, – подчеркнул министр сельского хозяйства РФ Николай Федоров, выступая в сентябре этого года на совещании по вопросу развития рыбохозяйственного комплекса Камчатского края. Был отмечен также высокий потенциал аквакультуры в импортозамещении и обозначена необходимость разработки региональной программы развития аквакультуры. Планируется оказание господдержки как по субсидированию части процентов по кратко и долгосрочным кредитам, так и в рамках софинансирования экономически значимых региональных программ. Вузы, входящие в состав УМО по образованию в области рыбного хозяйства, обладая значимым научно-образовательным потенциалом, могут служить серьезной опорой для обеспечения профессиональными кадрами региональных программ развития рыбохозяйственного комплекса страны. С позиций системного подхода в организации устойчивой эффективной рыбохозяйственной деятельности целесообразно участие трех взаимосвязанных групп специалистов:
Целесообразным направлением дальнейшего развития УМО по образованию в области рыбного хозяйства должно стать включение в его состав направления, связанного с технологией обработки рыбы и морепродуктов. Вузы, объединенные УМО по образованию в области рыбного хозяйства, представляют собой основу рыбохозяйственного образовательного кластера, научно-образовательный потенциал которого позволяет решать сложные задачи развития рыбного хозяйства. Особенно это касается внутренних водоемов. Некоторые наиболее общие для всех рыбохозяйственных водоемов проблемы известны. Это загрязнение водоемов, совершенствование водного законодательства, где приоритеты рыбохозяйственного использования водной среды выступают не только в качестве требований обеспечения национальной продовольственной, но и экологической безопасности. По-прежнему остро стоят вопросы рыбохозяйственного использования водоемов комплексного назначения и развития фермерского рыбоводства. Анализ профессорско-преподавательского состава выпускающих кафедр вузов, осуществляющих подготовку кадров для рыбохозяйственной отрасли, показывает, что это преимущественно преподаватели с учеными степенями. Многие из них имеют большой опыт работы в научно-исследовательских институтах, деятельность которых связана с исследованиями водных экосистем. Кроме того, важно учитывать еще одну грань научно-образовательного потенциала – интеграцию этих образовательных подразделений (кафедр, факультетов) в образовательную и научно-исследовательскую структуру вуза, которая позволяет получать и обмениваться разнородной информацией. А это является мощным рычагом для развития инноваций. Налаживание, совершенствование горизонтальных связей в рамках профессионального сообщества, обмен информацией, организация совместных практик, проведение семинаров и мастер-классов ведущих ученых – стратегический путь развития УМО по образованию в области рыбного хозяйства.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|