Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Электронный журнал об образовании

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Базовый элемент высшего рыбохозяйственного образования

Об этапах развития, направлениях деятельности и ключевых задачах рыбохозяйственного образовательного кластера читайте в статье, предоставленной Калининградским государственным техническим университетом – базовым вузом УМО по образованию в области рыбного хозяйства.

Просмотров: 644

Учебно­-методическое объединение по образованию в области рыбного хозяйства по праву является базовым элементом высшего рыбохозяйственного образования – одной из старейших систем отечественного отраслевого образования, преодолевшего уже столетний рубеж.

Необходимость обеспечения продовольственной и экологической безопасности России требует комплексного подхода к развитию рыбного хозяйства и подготовки специалистов в области водных биоресурсов и аквакультуры, рыболовства и технологий переработки гидробионтов.

Об этапах развития, направлениях деятельности и ключевых задачах рыбохозяйственного образовательного кластера читайте в статье, предоставленной Калининградским государственным техническим университетом – базовым вузом УМО по образованию в области рыбного хозяйства.

Этапы развития

В.А. ВОЛКОГОН, ректор Калининградского государственного технического университета, кандидат экономических наук, доцент
А.А. НЕДОСТУП, проректор по информатизации и развитию Калининградского государственного технического университета, кандидат технических наук, доцент
С.А. УМАНСКИЙ, доцент кафедры ихтиологии и экологии Калининградского государственного технического университета, ученый секретарь УМО по образованию в области рыбного хозяйства, доцент, кандидат биологических наук

На рубеже XIX-XX веков рыбные промыслы имели большое значение в обеспечении продовольственной безопасности страны. Для характеристики роли рыбного хозяйства России того времени достаточно привести статистические данные. Уловы рыбы в период 1893-1913 годов превышали 1 млн. тонн и занимали второе место по абсолютному улову среди рыбопромышленных государств. По стоимости улова вклад рыбной промышленности в государственный бюджет достигал 4 процентов. Доля ценных промысловых рыб в уловах составляла в процентах: 3,5 – осетровые, 9 – сиговые, 11,5 – лососи, 25 – сельди, 17 – вобла и тарань.

Пониманием государственной важности разумного, хозяйского использования биологических ресурсов внутренних морей и пресноводных водоемов России продиктовано решение императора Николая II подписать 13  июля 1913  года одобренный Госсоветом и Госдумой «Закон об учреждении Отделения рыбоведения при Московском сельскохозяйст­венном институте». Это событие следует считать началом первого этапа (1913-1930) в истории становления высшей рыбохозяйственной школы и официальной датой рождения высшего рыбохозяйственного образования в России.

Началом второго этапа развития высшего рыбохозяйственного образования (1930-1958) считают 1930 год, когда, претворяя в жизнь указания ВКП(б), коллегия Наркомторга СССР приняла постановление о развертывании в Москве на базе рыбохозяйственного факультета сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева специального Института рыбной промышленности и хозяйства. Одновременно в Астрахани и Владивостоке были сформированы Астррыбвтуз и Дальрыбвтуз. Ученые рыбных институтов вели большую научно-исследовательскую работу, активно участвовали в деятельности комиссий Госплана СССР и РСФСР, технических советов проектных организаций рыбной промышленности, Ихтиологической комиссии АН СССР и других организаций. С 1938 года Мосрыбвтуз стал растить также научные и педагогические кадры, получил право приема к защите докторских и кандидатских диссертаций. Расширились возможности практической профессиональной подготовки. В приморских регионах сформировалась инфраструктура рыбной отрасли – добывающие, перерабатывающие, судоремонтные предприятия, проектные, конструкторские организации союзного значения, отраслевой НИИ. К 1950 году в дальневосточном регионе подготовку специалистов рыбной промышленности и хозяйства осуществлял Дальрыбвтуз, а в 1987 году на базе его Камчатского филиала – ПКВИМУ, ныне Камчатский ГТУ. На севере в 1950 году было открыто Мурманское высшее мореходное училище, ныне МГТУ, на юге – Астр­рыбвтуз.

Важным этапом (1958-1994) развития высшего рыбохозяйственного образования следует признать решение в 1958 году Правительства СССР о перебазировании технического института рыбной промышленности из Москвы в Калининград. К 1 сентября 1959 года перевод вуза был завершен. Институт получил новое название – Калининградский технический институт рыбной промышленности и хозяйства (КТИРПиХ). Эти годы для рыбной промышленности характеризуются наиболее динамичным развитием, вклад в которое сделали рыбохозяйственные вузы. Их список в течение этого периода пополнился в 1987 году, наряду с Астррыбвтузом и Дальрыбвтузом, Камчатским институтом рыбной промышленности и хозяйства.

В 1988 году приказом № 100 Гособразования СССР было создано УМО по образованию в области рыбного хозяйства, а Калининградский государственный технический университет стал его базовым вузом. В состав УМО вошли все вузы отрасли, а затем к ним присоединились вузы других ведомств, в том числе классические университеты, где были открыты направления и специальности по профилю УМО. В состав УМО длительное время входили два направления: «Водные биоресурсы и аквакультура» (и специальность того же названия), «Рыболовство» (со специальностью «Промышленное рыболовство»), а также специальность «Технология рыбных продуктов».

Перед УМО были поставлены основные задачи:

  • определение перспективных направлений подготовки и переподготовки кадров соответствующего профиля;
  • постоянное совершенствование содержания образования в соответствии с потребностями отраслей рыбного хозяйства;
  • совершенствование научной организации и методического обеспечения учебно-воспитательного процесса; распространение передовых методов обучения, направленных на активизацию познавательной деятельности студентов, развитие их творческого мышления и самостоятельности, интенсификацию учебного процесса;
  • углубление интеграции образования, науки и производства;
  • изучение и распространение передового опыта в области учебной и воспитательной работы, совершенствование переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров и специалистов.

Можно с полным основанием утверждать, что именно деятельность УМО способствовала тому, что российское образовательное пространство не превратилось в хаос вузовских систем, практически не связанных общими требованиями. КГТУ первым в отрасли начал подготовку бакалавров и магистров по направлениям рыбного хозяйства, сохранив и традиционную подготовку специалистов.

Несмотря на трудности этих лет, руководители УМО совместно с другими преподавателями рыбохозяйственных вузов сохранили и сумели приумножить достижения российской рыбохозяйственной высшей школы, воспитать прекрасных специалистов и создать необходимый потенциал для дальнейшего развития профессионального образования в условиях нынешнего подъема отечественной экономики.

Современный этап развития высшего рыбохозяйственного образования связан с активизацией деятельности УМО по образованию в области рыбного хозяйства. В течение последнего десятилетия в его состав вошли вузы, никогда ранее не готовившие специалистов рыбного хозяйства, в том числе классические, технические и сельскохозяйственные университеты, сельскохозяйственные академии и академии ветеринарной медицины, где были открыты направления подготовки по этому профилю. Если, например, пять лет назад, в 2009 году, вузов­-членов УМО было 12, то в настоящее время в этом списке 23 учреждения и, очевидно, в ближайшей перспективе их количество будет продолжать расти. Реформа системы высшего образования и задачи, поставленные руководством страны по развитию рыбохозяйственного комплекса, предполагают совершенствование деятельности УМО по образованию в области рыбного хозяйства.

Направления деятельности

В настоящее время вузы, входящие в состав УМО, расположены в разных уголках страны: три – на Дальнем Востоке (Дальрыбвтуз, Камчатский государственный технический университет, Сахалинский государственный университет); на юге европейской части страны – Астраханский государственный технический университет, Кубанский государственный университет, Дагестанский государственный университет, Дагестанский государственный аграрный университет имени М.М. Джамбулатова; на северо-западе – Калининградский государственный технический университет, Петрозаводский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, Государственная полярная академия, Санкт-Петербургская государственная академия ветеринарной медицины; в Западной Сибири – Государственный аграрный университет Северного Зауралья; в Восточной Сибири – Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова; в Москве и Московской области –
Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет) и Дмитровский рыбохозяйственный технологический институт (филиал) Астраханского государственного технического университета; на Урале – Оренбургский государственный университет, Уральская государственная академия ветеринарной медицины; на Средней Волге – Казанский государственный энергетический университет, Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия, Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия имени П.А. Столыпина, Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова, Волгоградский государственный аграрный университет. Положительную динамику процесса развития можно дополнить количеством изданной учебно-методической литературы с грифом учебно-методического объединения. Всего за период с 2004 по 2014 годы издано 73 учебных издания, в том числе 15 учебников.

В подавляющем большинстве вузов сформированы новые кафедры, профессорско-преподавательский состав которых представлен ведущими специалистами рыбного хозяйства в этих регионах. Научно­-образовательный потенциал профессионального объединения существенно укрепился, что создает условия для формирования тесных информационно-­образовательных горизонтальных связей, представляющих основу будущих рыбохозяйственных кластеров на региональном уровне.

Сфера деятельности УМО по образованию в области рыбного хозяйства, курирующего два направления подготовки – «Водные биоресурсы и аквакультура» и «Промышленное рыболовство»,– постоянно расширяется. Стали уже традиционными ежегодные межвузовские конкурсы выпускных квалификационных работ, в которых принимают участие не только вузы-члены УМО, но и вузы Украины и Беларуси. Стало традицией в рамках пленумов УМО проводить научно-методические конференции, дающие возможность их участникам поделиться опытом учебно-методической работы в подготовке кадров. В этом году по результатам работы научно-методической конференции будет издан третий по счету сборник научных публикаций.

Новыми важными направлениями стали создание комплектов оценочных средств для уровней бакалавриата и магистратуры, разработка ФГОС в области рыболовства и рыбоводства, а также профессиональных стандартов в области рыбного хозяйства, мелиорации и технологии переработки гидробионтов. До 2015 года в России должно быть подготовлено около 800 профессиональных стандартов. Они будут носить для работодателей в основном рекомендательный характер, за исключением, безусловно, профессиональных рисков, для которых профессиональный стандарт обязателен. Необходимость разработки профессиональных стандартов нашла отражение в Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2011-2013 годы, в котором предлагается осуществить в России разработку систем профессиональных стандартов, их дальнейшее совершенствование и сближение со стандартами Европейского Союза.

Калининградский государственный технический университет совместно с производственниками и ассоциациями работодателей разработал уже 18 профессиональных стандартов для рыбохозяйственной отрасли страны.

Региональная специфика рыбохозяйственного водного фонда территории России, особенности промысловой структуры водных биоресурсов, экологические водные проблемы, накопившиеся за последние десятилетия, требуют не только глубоких профессиональных знаний, но также умения и навыков применять их в практической деятельности. В интересах отрасли для обеспечения эффективной подготовки специалистов, отвечающих требованиям современных европейских образовательных стандартов, потребуется координация образовательной деятельности всех вузов, и этому в наибольшей степени отвечает УМО. Причем для КГТУ как головного вуза в системе УМО важно умело использовать геополитические выгоды эксклавного положения и «соседство» со странами Европейского Союза в части применения их опыта организации подготовки специалистов рыбного хозяйства, координации научных исследований с целью распространения новых знаний для других вузов­-членов УМО в организации образовательного процесса. Примером международного сотрудничества в этом направлении служит проект ТЕМПУС, в котором участвуют КГТУ, Нижегородская ГСХА, Кубанский госуниверситет, а также вузы Германии и Мальты.

Ключевые задачи

Говоря о современном состоянии рыбного хозяйства России, приходится констатировать, что по целому ряду причин – перелов, браконьерство, изменение условий естественного воспроизводства из-за нарушений, связанных с гидротехническим строительством, безвозвратным изъятием стока рек, загрязнением водной среды – рыбные запасы внутренних водоемов страны существенно ухудшили свои количественные и качественные показатели. Для того чтобы изменить эти негативные тенденции Правительством РФ принято постановление и утверждена госпрограмма «Развитие рыбохозяйственного комплекса» (15, апрель, 2014, № 314) для реализации системы мероприятий, в которой важное место уделено научному и инвестиционному обеспечению. Рыбохозяйственная отрасль переживает серьезные изменения: активно формируется правовая база, внедряются новые управленческие решения, существенно расширяются международные связи в области рыболовства.

– Ключевая задача – это повышение доли отечественной рыбной продукции на внутреннем рынке и стимулирование производства пищевой рыбной продукции с высокой степенью переработки, – подчеркнул министр сельского хозяйства РФ Николай Федоров, выступая в сентябре этого года на совещании по вопросу развития рыбохозяйственного комплекса Камчатского края. Был отмечен также высокий потенциал аквакультуры в импортозамещении и обозначена необходимость разработки региональной программы развития аквакультуры. Планируется оказание господдержки как по субсидированию части процентов по кратко и долгосрочным кредитам, так и в рамках софинансирования экономически значимых региональных программ.

Вузы, входящие в состав УМО по образованию в области рыбного хозяйства, обладая значимым научно-образовательным потенциалом, могут служить серьезной опорой для обеспечения профессиональными кадрами региональных программ развития рыбохозяйственного комплекса страны. С позиций системного подхода в организации устойчивой эффективной рыбохозяйственной деятельности целесообразно участие трех взаимосвязанных групп специалистов:

  • в области водных биоресурсов и аквакультуры, способных осуществлять контроль и мониторинг состояния промысловых популяций гидробионтов, оценивать экологическое благополучие водной среды и уметь организовать процессы эффективного воспроизводства рыб и других промысловых биоресурсов в природных и искусственных водоемах, управлять процессами выращивания гидробионтов в промышленных установках;
  • в области промышленного рыболовства, которые способны организовать и обеспечить эффективную добычу водных биоресурсов в открытом море и во внутренних водоемах, а также обеспечивать инженерное сопровождение производственных объектов аквакультуры;
  • в области технологии хранения, глубокой переработки рыбы и морепродуктов на основе новейших достижений науки и техники с целью эффективного использования водных биоресурсов и решения проблем продовольственной безопасности страны.

Целесообразным направлением дальнейшего развития УМО по образованию в области рыбного хозяйства должно стать включение в его состав направления, связанного с технологией обработки рыбы и морепродуктов.

Вузы, объединенные УМО по образованию в области рыбного хозяйства, представляют собой основу рыбохозяйственного образовательного кластера, научно-образовательный потенциал которого позволяет решать сложные задачи развития рыбного хозяйства. Особенно это касается внутренних водоемов. Некоторые наиболее общие для всех рыбохозяйственных водоемов проблемы известны. Это загрязнение водоемов, совершенствование водного законодательства, где приоритеты рыбохозяйственного использования водной среды выступают не только в качестве требований обеспечения национальной продовольственной, но и экологической безопасности. По­-прежнему остро стоят вопросы рыбохозяйственного использования водоемов комплексного назначения и развития фермерского рыбоводства.

Анализ профессорско-преподавательского состава выпускающих кафедр вузов, осуществляющих подготовку кадров для рыбохозяйственной отрасли, показывает, что это преимущественно преподаватели с учеными степенями. Многие из них имеют большой опыт работы в научно-исследовательских институтах, деятельность которых связана с исследованиями водных экосистем. Кроме того, важно учитывать еще одну грань научно-образовательного потенциала – интеграцию этих образовательных подразделений (кафедр, факультетов) в образовательную и научно-исследовательскую структуру вуза, которая позволяет получать и обмениваться разнородной информацией. А это является мощным рычагом для развития инноваций. Налаживание, совершенствование горизонтальных связей в рамках профессионального сообщества, обмен информацией, организация совместных практик, проведение семинаров и мастер-классов ведущих ученых – стратегический путь развития УМО по образованию в области рыбного хозяйства.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Волкогон В.А., Недоступ А.А., Уманский С.А. Научно­-образовательный потенциал вузов, осуществляющих подготовку профессиональных кадров для рыбной отрасли России. / Переход на федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. Лучшие практики рыбохозяйственного образования: материалы 2-й Всероссийской межвузовской научно-методической конференции (Калининград, сентябрь, 2013): сборник научных работ / Сост.: А.А. Недоступ, С.А. Уманский. – Калининград: КГТУ, 2013. – С. 5-9.
  2. Волкогон В.А., Недоступ А.А. Профессиональные стандарты в рыбохозяйственной отрасли Российской Федерации. / Переход на федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. Лучшие практики рыбохозяйственного образования: материалы 2-й Всероссийской межвузовской научно-методической конференции (Калининград, сентябрь, 2013): сборник научных работ / Сост.: А.А. Недоступ, С.А. Уманский. – Калининград: КГТУ, 2013. – С. 35-46.
  3. Шутов В.А. УМО по образованию в области рыбного хозяйства – вехи истории. / Переход на федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. Лучшие практики рыбохозяйственного образования: материалы 2-й Всероссийской межвузовской научно-методической конференции (Калининград, сентябрь, 2013): сборник научных работ / Сост.: А.А. Недоступ, С.А. Уманский. – Калининград: КГТУ, 2013. – С. 15-24.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: рыбохозяйственное образование, калининградский государственный технический университет, УМОнастроение, ао-75, качество образования

Похожие материалы:
Что происходит в недрах УМО?
Дуальная система как катализатор адаптации
Дополнительное образование взрослых
Электронное обучение. Проблемы и перспективы
Дуальная подготовка в системе аграрного образования
Лекарство от плагиата
Роль университетских комплексов Росжелдора
Академическая мобильность как показатель эффективности
Повышение качества транспортного образования
Ключевые проблемы профессионального образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 8 (92)

На обложке журнала ректор Нижегородского государственного педагогического университета им. К.Минина А.А.Фёдоров. «Дети перестали читать книги, погружены в социальные сети и игровые приставки? Но кто позволил это всё изобрести и запустить в производство, сделав тотальным и тоталитарным? Разве не те самые взрослые, которые пятьдесят лет назад призывали к научно-техническому прогрессу и спонсировали новые поколения к постижению правил его ускорения?», – задается вопросами ректор Мининского университета. Читайте в 92 номере «АО» его статью «Новое педагогическое образование».
Анонс журналаСлово редактора


С 2015 года в проекте «Лучшие образовательные программы инновационной России» используется звездная система оценки образовательных программ и классификации типов профессионально-общественной аккредитации. Хотите пройти аккредитацию на 5 звезд?
Подробнее о проекте
Популярные статьи
Инновационная площадка дуального обучения
Повышение качества профессионального образования – одна из важнейших задач сегодня, а укрепление...
Проект развития Тюменского индустриального университета
В российской высшей школе формируется новый кластер образовательных организаций – опорные вузы....
Международное сравнительное исследование инженерного образования
Центр мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ и Научно-исследовательский...
Инженерная школа XXI века
На современном образовательном рынке Санкт-Петербургский государственный университет...
Продвижение вуза-лидера
В рамках всероссийского конкурсного проекта «МЕДИАактивность вузов РФ» издательство «Аккредитация...
Из журнала
#88Инновационный центр региональной экономики
#84Новое в оценке качества образования
#83Мониторинг эффективности – мониторинг объективности?
#86Четыре "звезды" Российского экономического университета
#89Академическая мобильность индийских студентов
Информационная лента
09:29Case-in: новое слово в инженерном образовании!
09:23Открыт набор в Российско-Китайский бизнес-инкубатор
09:35Высшая школа автомобильного сервиса откроется в СФУ
09:19ПВГУС снова в числе лидеров
14:00Конкурс на соискание премий Алтайского края в области науки и техники