Вопросы воспитания в региональной повестке

Что привнесет в управление качеством общего образования Примерная программа воспитания РАО?


Об авторе

фото САВИНЫХ Галина Петровна

САВИНЫХ Галина Петровна

Руководитель экспертного бюро «ПРО-сегмент», кандидат педагогических наук, научный сотрудник научно-методического Центра содержания образования ГБОУ ВО «Академия социального управления».

Примерная программа воспитания, разработанная в РАО (далее – Программа РАО), призвана помочь школам выявить и реализовать воспитательный потенциал образовательного процесса. Цель духовно-нравственного развития обучающихся поставлена перед системой образования указом Президента РФ от 7 мая 2018 года.

Накануне 2020-2021 учебного года Минпросвещения РФ направило в регионы письмо «О внедрении примерной программы воспитания», поставив перед органами исполнительной власти субъектов РФ задачу «организовать работу по подготовке общеобразовательных организаций к разработке и внедрению рабочих программ воспитания в соответствии с примерной программой».(1) Подготовка к внедрению рабочих программ воспитания предполагает встречную методическую инициативу от школ и грамотную обратную связь по вопросам воспитания. Важно посмотреть на программу с точки зрения текущей ситуации в управлении качеством общего образования.

Если берем в расчет, что качество образования – это, прежде всего, соответствие ФГОС,(2) то вопросом номер один станет согласование Программы РАО с уже действующими в школах программами воспитания. Такие разработаны согласно требованиям ФГОС общего образования и размещены в содержательных разделах основных образовательных программ (далее – ООП) по уровням общего образования. По логике действующего законодательства, именно на эти ФГОСовские программы должны ориентироваться школы, создавая условия для личностного развития обучающихся. И именно эти программы обеспечивают реализацию требования ФГОС в части достижения обучающимися личностных и метапредметных образовательных результатов. При этом школа не вправе включить в ООП какой бы то ни было документ, применение которого в отношении обучающихся выходило бы за рамки учебного плана и (или) плана внеурочной деятельности.

Отсюда возникает следующий вопрос: раз в каждой школе, в ООП всех уровней, уже есть программа воспитания, то какое отношение к ним будет иметь некая «рабочая программа воспитания», на составление которой ориентируют разработчики Программы РАО? Аналогичный вопрос возникает и в отношении «календарных графиков воспитательной работы», аналогом которых уже является ФГОСовский план внеурочной деятельности с прописанными в нем воспитательными мероприятиями по месяцам и периодам учебного года.

Чтобы ответить на обозначенные вопросы, остановимся на особенностях Программы РАО и покажем возможные точки ее пересечения с выше названным программно-мето­дическим обеспечением воспитательной работы школ.

Для начала обратим внимание на сильные стороны Программы РАО и отметим, что в ней:
– предложена организационная логика воспитания в школе и проработаны ее основные модули (всего 10);
– прописаны, с учетом актуальной политики государства, задачи воспитания школьников;
– предпринята попытка согласовать рекомендуемое содержание воспитания с требованиями ФГОС общего образования к личностным образовательным результатам;
– охарактеризован фактор урока в достижении воспитательных эффектов образовательной деятельности школы;
– описаны разнообразные формы воспитательной работы, подходящие под тот или иной модуль воспитания;
– отдельно рассмотрены возможности воспитания средствами самоуправления обучающихся.

При фокусировке на этих сторонах Программы РАО ее ранее названные организационно-понятийные издержки перестают восприниматься как неразрешимая проблема. Скорее, наоборот. Усиленное под влиянием Программы РАО внимание к организации воспитания в школах продвинет интеграцию обучения и воспитания и сделает более ясным мониторинг личностного развития обучающихся.


Усиленное под влиянием Программы РАО внимание к организации воспитания в школах продвинет интеграцию обучения и воспитания и сделает более ясным мониторинг личностного развития обучающихся.


При должном единообразии в подходах и плановом методическом сопровождении школы смогут нейтрализовать издержки Программы РАО, если:
• соотнесут определенные Программой РАО цели воспитания с направлениями внеурочной деятельности по ФГОС с требованиями ФГОС к личностным и метапредметным образовательным результатам обучающихся;
• скорректируют Программу духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся ООП НОО и Программу воспитания и социализации ООП ООО и ООП СОО, используя предложенные Программой РАО модули;
• примут за основу предложенный Програм­мой РАО подход к преемственности образовательных результатов между уровнями общего образования и обновят диагностические процедуры в рамках мониторинга личностного развития обучающихся.

Единообразие в подходах и плановое методическое сопровождение нуждаются, очевидно, в последовательных мероприятиях регионального уровня. Помимо адресных программ повышения квалификации, потребуются инструктивно-обучающие семинары для представителей муниципальных методических служб (далее – ММС) и организаций-партнеров, задействованных в региональных проектах воспитания и социализации детей. Также будут полезны стратегические сессии с командами школ по новым форматам воспитательной работы при функционировании внутренней системы оценки качества образования (далее – ВСОКО).

При обсуждении этих шагов с руководителями муниципальных методических служб можно рекомендовать им подготовить сравнение целей Программы РАО с требованиями ФГОС к личностным образовательным результатам обучающихся. На основе этого школы смогут использовать имеющиеся у них планы внеурочной деятельности как организационную рамку «календарных графиков воспитательной работы», о необходимости которых говорится в Программе РАО.

Чтобы избежать задвоения часов и тем воспитательной работы, правильно добавить к ФГОСовскому плану внеурочной деятельности второе наименование – «календарный график воспитательной работы», то есть использовать название, заданное Программой РАО без нарушения логики организационных разделов ООП. В самой же сетке плана внеурочной деятельности достаточно сделать цветную маркировку мероприятий с учетом модулей Программы РАО. Например, все классные часы в плане внеурочной деятельности выделить зеленым цветом; он будет условно закреплен за модулем «Классное руководство» из Программы РАО. Этим же цветом в данном случае будут выделены и мероприятия, которые проводятся на класс.

Такой шаг позволит достичь школам организационной целостности рекомендаций Программы РАО и действующего в школе программно-методического обеспечения воспитательной работы, подчеркнет непротиворечивость ФГОСовской ООП целям Программы РАО (см. табл. 1).

Предлагаемый подход к внедрению Про­граммы РАО предполагает его одобрение на уровне региона, с дачей соответствующих рекомендаций муниципальным методическим службам. В противном случае будет велик риск, что формальное, методически не продуманное «подчинение» идеям Программы РАО приведет к нарушениям требований ФГОС общего образования.

Следующий вопрос, который тоже будет нуждаться в регламентации на региональном уровне, – это варьирование модулей Программы РАО. На возможность корректировки указывают сами разработчики. Но к этому обязывает и неоднородность этих модулей. Большая часть из них, по сути, отражает формы и организационные ниши внеурочной деятельности. Отличия составляют работа с родителями и школьный урок.

Всего Программа РАО предлагает 10 модулей воспитательной работы.
1. Ключевые общешкольные дела.
2. Классное руководство.
3. Курсы внеурочной деятельности.
4. Школьный урок.
5. Самоуправление.
6. Экскурсии, походы.
7. Профориентация.
8. Школьные медиа.
9. Организация предметно-эстетической среды.
10. Работа с родителями.

Принимая во внимание предложенные модули, можем утверждать, что большинство из них соотносится с направлениями внеурочной деятельности по ФГОС, а часть – с рабочими программами по предмету. Это модули 1, 2, 3, 5, 6, 8, 9. Оставшиеся три (4, 7, 10) – на усмотрение школы. Скажем, модуль 7 «Профориентация» Программы РАО можно реализовать средствами учебных предметов (особенно углубленных) и курсами внеурочной деятельности; модуль 9 «Организация предметно-эстетической среды» вне часов учебного плана и плана внеурочной деятельности – за счет административно-хозяйственной нагрузки по обеспечению условий реализации ООП; модуль 10 «Работа с родителями» также вне учебного плана и плана внеурочной деятельности – в рамках функциональных обязанностей классных руководителей, не связанных с присутствием обучающихся.

Программа РАО дифференцирует содержание воспитательной работы, опираясь на психовозрастную специфику обучающихся. От усвоения социально значимых знаний в начальной школе Программа РАО предлагает переходить к социально значимым ценностным отношениям в основной школе, и далее – к опыту осуществления социально значимых дел в старшей школе. Это позволяет использовать одинаковую для всех уровней совокупность личностных результатов как содержательную основу воспитательной работы.

Выше, в таблице, мы уже показали пять ключевых личностных результатов по ФГОС. Они повторяются от уровня к уровню. Поэтому для реализации преемственности по Программе РАО достаточно по каждому из пяти этих результатов распределить понятия и знания, отличающие тот или иной личностный результат, по рабочим программам учебных предметов учебного плана и (или) плана внеурочной деятельности ООП НОО. Также при разработке содержательного раздела ООП ООО можно предусмотреть необходимое количество учебной активности (урочной и внеурочной), чтобы полученные знания перерастали в ценностное отношение. В зависимости от формы и содержания обозначенной активности, она отражается в учебном плане или плане внеурочной деятельности.


Особый мониторинг под Программу РАО не нужен, а заяв­ленные в ней целевые ориентиры достаточно просто перевести в планируемые результаты по ФГОС.


Определяя с руководителями муниципальных методических служб тактику внедрения Программы РАО, стоит принять во внимание, что и урочную, и внеурочную деятельность ФГОС общего образования объединяет понятие «учебная деятельность». Хотя внеурочная деятельность организуется в формах, отличных от классноурочной, она несет ту же нагрузку, что и урочная, работая на достижение планируемых результатов ООП. Соответственно, если есть некий образовательный результат, внесенный в ООП (в нашем случае – личностный), то условия для его достижения должны быть и в урочной, и во внеурочной деятельности. Самый простой путь согласования урочной и внеурочной деятельности – распределить результаты воспитания между предметными объединениями. Если, например, объединение педагогов естественнонаучного цикла берет ответственность за результат «российская гражданская идентичность», то силами этого объединения полностью выстраивается содержательная линия (термины, темы мероприятий, проектов и прочее) для начальной школы, и содержание учебной активности в основной и старшей школах.

Еще один вопрос региональной повестки внедрения Программы РАО – учет ее подходов к мониторингу личностного развития обучающихся. Очевидно, что любой мониторинг внутри школы должен быть определен Положением о ВСОКО. Предметом мониторинга могут быть только те результаты, которые прописаны в целевом разделе ООП. Следовательно, особый мониторинг под Программу РАО не нужен, а заявленные в ней целевые ориентиры достаточно просто перевести в планируемые результаты по ФГОС (см. таблицу). Если подобная сетка результатов уже есть в ООП, можно ограничиться пояснительной запиской об их соответствии целевым ориентирам Программы РАО. Если результаты ООП отстают, их следует дополнить. При этом главным все-таки остаются требования ФГОС к личностным результатам.

Программа РАО отдает предпочтение такому методу диагностики личностного развития, как встроенное педагогическое наблюдение. Это не противоречит ФГОС, однако только одного этого метода недостаточно, чтобы диагностировать все аспекты личностного образовательного результата. Так, для диагностики знаний и понятий необходимы опросы, для диагностики опыта – структурированный учет единиц портфолио. Педагогическим же наблюдением следует пользоваться, преимущественно, для диагностики ценностных отношений. Закрепление по уровням в данном случае – условное, но сама связь метода и предмета диагностики – обязательная. То есть знание не диагностируется наблюдением, а ценностное отношение – тестом. Методы должны быть релевантны предмету диагностики. Все эти вопросы тоже нужно ставить и разъяснять в рамках формируемых рекомендаций по работе муниципальных методических служб со школами.

В целом, если говорить о ближайших перспективах внедрения Программы РАО, основная задача – максимально адаптировать идеи программы к ООП по уровням ФГОС общего образования. И в этом смысле «рабочими программами воспитания», образцом которых позиционируется Программа РАО, должны стать скорректированные разделы ООП: в начальной школе – «Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся», а в основной и старшей – «Программа воспитания и социализации». Это возможно при должном единообразии подходов на уровне региона, которые будут транслироваться в школы муниципальными методическими службами.

(1) Письмо № ДГ-1249/06 Минпросвещения РФ от 4 августа 2020 года.
(2) Ст. 2 Закона об образовании в РФ от 29 декабря 2012 года, № 273.

СПРАВКА
Примерная программа воспитания разработана сотрудниками Института стратегии развития образования РАО и зарегистрирована в Единой государственной информационной системе учёта научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения (госрегистрация – №АААА-Г19-619070900024-2 от 15.08.2019). Программа утверждена 2 июня 2020 года на заседании Федерального УМО по общему образованию.

Наверх