Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Законодательство о целевой подготовке студентов

Готовятся изменения в законодательстве о целевой подготовке студентов. Решение о подготовке соответствующего законопроекта было принято по итогам специального селекторного совещания, посвященного вопросу эффективности целевого приема и целевого обучения.

Просмотров: 165

Материал опубликован в журнале №91 от 18.11.2016.

Готовятся изменения в законодательстве о целевой подготовке студентов

Решение о подготовке соответствующего законопроекта и внесении его в Правительство РФ к 1 февраля 2017 года было принято по итогам специального селекторного совещания, посвященного вопросу эффективности целевого приема и целевого обучения. В обсуждении, состоявшемся 14 октября, приняли участие премьер-министр РФ Д.А. Медведев, министр профильного федерального министерства О.Ю. Васильева, губернаторы ряда российских регионов, ректоры вузов.

МОДЕЛЬ целевого обучения российской высшей школы насчитывает уже более чем двадцатилетнюю историю. С момента принятия в 1995 году правительственного постановления о целевой контрактной подготовке и до вступления в силу нового закона об образовании, где ее правовой статус закреплен отдельной статьей, она превратилась в один из важных инст­рументов государственной образовательной политики.

​В 2015-2016 учебном году:

• в вузах обучались 168 тыс. студентов, поступивших на условиях целевого приёма;

• квота для целевиков превысила 15 процентов от общего приёма на бюджетные места, но в среднем по стране была выбрана лишь приблизительно на две трети;

• средний балл по единому государственному экзамену у целевиков составил 62,3 – это ниже среднероссийского на четыре единицы.

Об этом говорит и статистика: так, по данным за 2015 год, по программам целевого приема и целевого обучения проходили обучение уже свыше четверти миллиона российских студентов. По некоторым направлениям доля «целевиков» достигла очень существенных размеров: например, общий процент квоты целевого приема в медицинских вузах в 2014 году составил 50 процентов, а в ряде вузов Минздрава, по результатам зачисления, доходил и до 77 процентов. Тем не менее, открывая совещание, Д.А. Медведев констатировал: «Система не работает эффективно, во всяком случае, в полной мере, как мы рассчитывали». В подтверждение премьер привел ряд данных. В частности, более половины договоров о целевом обучении не содержат мер социальной поддержки студентов, а доля договоров, где не установлены сроки трудоустройст­ва выпускников еще выше – более 62 процентов. «То есть это, по сути, профанация. Получается, что трудоустройство вообще не предполагается или можно отработать фиктивно. В результате бюджетные деньги потрачены, а та или иная государственная структура, школа или больница так и не дождались молодого специалиста», – резюмировал глава правительства. Посетовал Д.А. Медведев и на низкий конкурс абитуриентов на целевые места: если в среднем по стране на одно бюджетное место претендовали 8 абитуриентов, то на целевое – только 1. «То есть, по сути, конкурса там не было, – отметил премьер, жестко добавив. – Считаю, что мы можем и должны предъявлять высокие требования к успеваемости будущих специалистов – и по результатам прохождения практики, и к тому, как они учатся».

МЕДВЕДЕВ Дмитрий Анатольевич МЕДВЕДЕВ Дмитрий Анатольевич, премьер-министр Правительства РФ:

– Есть вообще предложение о том, чтобы все госбюджетные места сделать целевыми. Но я думаю, что это малореально в нынешних условиях, да и не нужно, потому что вовсе не обязательно всех выпускников прикреплять к конкретному месту.
ВАСИЛЬЕВА Ольга Юрьевна ВАСИЛЬЕВА Ольга Юрьевна, министр образования и науки РФ:

– Мы прекрасно понимаем, что разработка вопроса потребует ещё большой работы. Придётся заниматься изменением закона об образовании, а также разработкой информационных систем, которые обеспечат прозрачность данной схемы по целевому трудоустройству выпускников. Допускаю, что и Бюджетный кодекс тоже требует своих изменений.
ФЕДОРОВ Александр Александрович ФЕДОРОВ Александр Александрович, ректор Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина:

– Выработка трёхстороннего договора предполагает, что вуз совершенно ясно и точно берёт на себя обязательство по подготовке не просто специалиста, а конкретного специалиста для решения конкретных проблем.

ОДНАКО претензии имеются не только у государства. Так, сами целевики, объясняя мотивы, почему они не спешат по выпуску из вуза трудоустраиваться по «месту назначения», в ходе опросов назвали следующие причины: отсутствие перспектив карьерного продвижения по служебной лестнице и гарантий на получение жилья, низкий уровень социально-экономического и культурного развития регионов, из которых они прибыли на обучение. Не всегда заинтересованной оказывается еще одна сторона – непосредственный работодатель. Дело в том, что заказчики целевого обучения – это, как правило, региональные и муниципальные власти, в то время как непосредственный работодатель – школа, больница, конкретное предприятие или организация – зачастую просто не участвуют в подготовке и подписании соглашения о целевом обучении. А значит, заметил Д.А. Медведев, в таком случае «работодатель вообще не несёт никакой ответственности и не имеет нормальных прав».

Что касается отсутствия мер социальной поддержки, то основная причина тривиальна – недостаток у регионов средств. Хотя даже в этих условиях часть субъектов, для которых обеспечение отраслей кадрами стоит очень остро, старается изыскать способы для привлечения и закрепления молодых специалистов на рабочих местах. Скажем, в Пензенской области разработана и финансируется специальная региональная программа подготовки медицинских кадров. «Ещё на этапе обучения студенты, заключившие целевые договоры, получают дополнительные ежемесячные выплаты за счёт бюджета Пензенской области», – рассказал участник совещания, губернатор области И.А. Белозерцев. Трудоустроившимся целевикам в дальнейшем выплачиваются также денежные субсидии и компенсации для решения жилищного вопроса. В результате, если еще несколько лет назад дефицит медицинских кадров в области составлял около 1,5 тыс. врачей, благодаря активной региональной политике цифру удалось сократить уже наполовину.

Положительным опытом Хабаровского края поделился губернатор В.И. Шпорт: здесь также принята и действует соответствующая программа, благодаря которой в социальную сферу и на сельхозпроизводство края пришло более тысячи молодых специалистов-целевиков. Интересно, что в рамках программы развивается и система образовательных кредитов: «Такой кредит за счёт средств краевого бюджета предусмотрен на оплату обучения в вузе по нужной региону специальности с условием трёхлетней отработки после получения образования, – рассказал губернатор. – В период обучения установлена дополнительная стипендия, оплачивается проживание в общежитии, проезд к месту практики и обратно, переезд к месту трудоустройства. Договоры образовательного кредита за эти годы заключили 70 человек».

НАСТРОЙКА эффективной системы целевого обучения будет проходить и с учетом положительного регионального опыта, и с учетом итогов эксперимента по целевой педагогической подготовке, который сейчас проводится на базе 4 государственных педагогических университетов: Нижегородского, Уральского, Ульяновского и Алтайского. «В 2017 году мы планируем расширить базовый эксперимент ещё на 12 регионов, – отметила министр образования и науки О.Ю. Васильева. – В основе эксперимента – взаимодействие «регион – вуз» и планирование потребности в учительских кадрах с перспективой до десяти лет. Целевое обучение реализуется на основе трёхстороннего договора: вуз – регион – студент. Договор заключается по результатам конкурсного отбора лучших студентов, окончивших второй курс бакалавриата, или при поступлении в магистратуру по итогам комплексного экзамена, проводимого с участием представителей субъектов Российской Федерации». В своем док­ладе министр предложила и общие подходы предстоящего изменения модели целевого обучения: «Суть предлагаемых изменений такова. В основе лежит трёхсторонний договор о целевом приёме, целевом обучении, заключаемый между образовательной организацией высшего образования, заказчиком и абитуриентом. Договор заключается до начала приёмной кампании, причём последней стороной, подписывающей договор и отвечающей за наличие в договоре взаимных обязательств абитуриента и заказчика, является вуз. Вуз оценивает качество договора. В случае отсутствия в договоре чётко прописанных обязательств и ответственности сторон вуз должен отказаться от подписания договора и не принимать данного абитуриента в пределах квоты целевого приёма». Четко прописанными правами и обязанностями будут наделены также и сам студент (в частности, он будет обязан отработать не менее трех лет в указанной в договоре организации, иначе – взимание неустойки в размере средств, затраченных бюджетом на его обучение), и заказчик (от его потребуется предоставить и меры социальной поддержки, и участие в софинансировании обучения, и гарантии трудоустройства выпускника целевой программы). Кроме того, в принятом по итогам совещания совместном решении Мин­обрнауки РФ и заинтересованными органами исполнительной власти поручено проработать вопрос о целесообразности введения механизма целевого приёма на обучение за счёт бюджетных ассигнований по образовательным программам профессионального образования.

Марина БРЫЛЯКОВА.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: по сути, ао-91, Минобрнауки, законодательство в образовании, марина брылякова

Похожие материалы:
Бюджет 2014-2016: финансирование национальной системы образования
Готова ли Россия инвестировать в свое будущее?
Перечень профессий СПО: исключить нельзя оставить
Минобрнауки РФ: итоги и перспективы
Минобрнауки РФ приступит к созданию ФИС
Опорные университеты: от объединения к развитию
Игорь Реморенко: «Поиск стратегий развития образования идет во всем мире»
Минобрнауки России определило критерии инновационной продукции
Минобрнауки России подготовило брошюру о новом законе об образовании
О независимой оценке квалификаций

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
I Всероссийский форум для руководителей государственных и частных колледжей ProFuture’19
Ключевые темы форума: управление и оптимизация процессов СПО, маркетинг и эффективные инструменты...
Трудоустройство иностранных студентов – атрибут позиционирования на международном рынке образовательных услуг
Проведенные в зарубежных странах исследования факторов выбора иностранными студентами страны и...
Новый виток развития колледжа
Костромской областной медицинский колледж им. Героя Советского Союза С.А. Богомолова является...
Подтверждая высокий статус российской музыкальной школы
Российская академия музыки имени Гнесиных была первым российским вузом, прошедшим не только...
В СФУ пройдёт конференция по информатизации образования
24–27 сентября 2019 года в Институте космических и информационных технологий СФУ пройдёт III...
Из журнала
#102Коркинский горно-строительный техникум готовит востребованные кадры
#99Система образования созрела для высокотехнологичных изменений
#100В России разработаны пять ключевых моделей экспорта образования
#98Ставропольский ГАУ – флагман отечественного аграрного образования и науки
#100Институт компьютерных технологий и информационной безопасности ЮФУ готовит инженеров нового поколения
Информационная лента
09:05Открыт прием заявок на участие в олимпиадах по общественным коммуникациям «PR-Олимп-2019»
09:05В ЮУрГУ на региональном этапе «РобоФеста» покажут искусство управления дронами и запустят роботов на Луну
09:03Всероссийский конкурс креативных проектов и идей по развитию социальной инфраструктуры «НЕОТЕРРА»
09:01Физики БФУ им. И. Канта разработали методику определения состава микропластика из Балтийского моря
09:00Петербургский и Туринский Политех будут развивать нефтегазовую отрасль