Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Профессионально-общественная аккредитация юридических программ

Сотрудничество Ассоциации юристов России и Ассоциации юридического образования стало отправной точкой формирования в РФ института общественно-профессионального мониторинга качества юридического образования.

31.10.2017
Просмотров: 45

Материал опубликован в журнале №90 от 31.10.2016.

В условиях реформирования системы высшего образования независимая оценка качества является необходимым условием подготовки квалифицированных кадров. Сотрудничество Ассоциации юристов России и Ассоциации юридического образования стало отправной точкой формирования в РФ института общественно-профессионального мониторинга качества юридического образования, создания координированной и эффективной системы общественной и профессионально-общественной аккредитации, организации продуктивного взаимодействия с работодателями.

МАНИНА Татьяна Александровна МАНИНА Татьяна Александровна – заведующая кафедрой менеджмента и права с курсом истории Пятигорского медико-фармацевтического института Волгоградского государственного медицинского университета Минздрава России, руководитель направления «Юриспруденция в здравоохранении», кандидат юридических наук, доцент.

ПРИСОЕДИНЕНИЕ России к Болонскому процессу и модернизация высшей школы привели к необходимости введения механизмов оценки и признания качества образования, соответствующих европейским стандартам [1].

На федеральном уровне основной комплекс обязательных мероприятий по оценке качества образования осуществляется Рособрнадзором, занимающимся лицензированием и государственной аккредитацией, а также контрольно-надзорными проверками. Процедуру мониторинга эффективности деятельности вузов, в свою очередь, проводит Минобрнауки РФ.

Как справедливо отмечает Т.Ф. Ящук, профессор Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, оцениваемый с позиций этих форм контроля вуз ассоциируется с некой хозяйствующей организацией, ориентированной на измеримые экономические показатели. А параметры, задаваемые аккредитацией, мониторингом и рейтингами, хотя и претендуют на универсальность, слабо отражают специфику отдельных образовательных программ, в том числе по юриспруденции [2].

Общественная и профессионально-общественная аккредитация – независимые формы участия профессиональных сообществ, работодателей, педагогических работников и обучающихся в процедуре оценки качества, обеспечивающие ее объективность и достоверность. Именно такая оценка может гарантировать высокий уровень подготовки выпускников, признание достижений вуза в образовательной и научной деятельности, создание механизмов, ориентированных на обеспечение конкурентоспособности России в европейском пространстве.

ПИОНЕРАМИ внедрения модели общественной аккредитации в России стали вузы, осуществляющие подготовку специалистов в области юриспруденции. Указом Президента РФ «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации» было дано поручение общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» (АЮР) при содействии Правительства РФ разработать и внедрить в практику механизм общественной аккредитации государственных и негосударственных вузов, осуществляющих подготовку юридических кадров.

Аккредитация проводилась на основе методики и критериев, разработанных экспертами АЮР. С 2009 по 2015 годы такую аккредитацию получили 138 вузов (факультетов) и 6 филиалов, реализующих программы юридического профиля. Помимо АЮР, оценку уровня деятельности образовательных организаций проводили Ассоциация юридического образования (АЮРО) и Ассоциация юридических вузов (ЮРВУЗ), общественную аккредитацию которых получили соответственно 67 и 26 вузов (факультетов).

Для формирования в РФ института общественно-профессионального мониторинга качества юридического образования, создания координированной и эффективной системы общественной и профессионально-общественной аккредитации, организации взаимодействия с работодателями в области совершенствования юридического образования Ассоциация юристов России и Ассоциация юридического образования заключили соглашение о сот­рудничестве. Результатом стала разработка модели профессионально-общественной аккредитации образовательных программ в области юриспруденции и модели учёта её результатов при государственной аккредитации, а также положения о профессионально-общественной аккредитации в области юриспруденции.

В 2015 году стартовал пилотный проект по профессионально-общественной аккредитации профильных образовательных программ, в котором участвовали 9 ведущих вузов в области юридического образования: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Уральский государственный юридический университет, НИУ «Высшая школа экономики», Южный федеральный университет и другие.

Результаты проекта были рассмотрены на совместном заседании АЮР и АЮРО и признаны успешными. Сравнительный анализ показателей и критериев общественной и профессионально-общественной аккредитации приведен в таблице (см. табл. 1).

Таблица 1. Критерии общественной и профессионально-общественной аккредитации

Критерии общественной и профессионально-общественной аккредитации

СОГЛАСНО данным, озвученным на пресс-конференции Федеральной палаты адвокатов, на начало 2016 года в России образовательные программы в области юриспруденции реализовывали 270 вузов и филиалов, что составило 30 процентов от общего числа образовательных организаций страны, где по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры обучались около 650 тыс. студентов. Общее количество получивших общественную аккредитацию в АЮР, АЮРО и ЮРВУЗ составляют 93 вуза (филиала).

Учитывая, что общественная аккредитация в области юриспруденции предшествует государственной и является обязательной для вузов (филиалов), занимающихся подготовкой юридических кадров, логично предположить, что образовательные организации иных профилей вправе обратиться в другие аккредитационные структуры для прохождения процедуры оценки качества своей деятельности. Помимо профессиональных ассоциаций и союзов, независимую общественную и общественно-профессиональную аккредитацию осуществляют общероссийские организации, которые выступают посредниками при взаимодействии с организациями международными и профессиональными.

В России к таким относится Национальный центр профессионально-общественной аккредитации (Нацаккредцентр). Организация на протяжении многих лет успешно проводит профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ по европейским стандартам гарантии качества высшего образования, занимается проектной и исследовательской деятельностью в области оценки и гарантии качества образования, осуществляет методическую и консультационную поддержку образовательных организаций и органов управления образованием по вопросам экспертизы образовательных программ, ведет международную деятельность, участвует в работе международных сетей организаций по гарантии качества, поддерживает контакты с зарубежными аккредитационными агентствами.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Наводнов В.Г., Мотова Г.Н. Практика аккредитации в системе высшего образования России // «Высшее образование в России», 2015, № 5. – С. 12-20.
  2. Ящук Т.Ф. Оценка юридического образования: аккредитация, мониторинг, рейтинги // «Российская юстиция», 2013, № 7. – С. 58-60.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: аккредитация, юридическое образование, качество образования, ао-90, тенденции

Похожие материалы:
Лучшие образовательные программы инновационной России
Слагаемые качества юридического образования
Аккредитация как инструмент повышения качества образования
Актуальные направления развития российского образования
Три этапа развития аккредитации в России
Интернационализация в сфере гарантии качества образования
Направления независимой оценки
Сбалансированная модель гарантии качества высшего образования
Новая образовательная политика
Управление качеством образования: новые подходы

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (97) 2017

Ключевая тема номера – эффекты модернизации. Единство и многообразие, порядок и хаос, материальное и духовное, цифровое и реальное – вот только некоторые из коллизий трансформации образовательного пространства. Должен ли быть «сытым» современный студент? – читайте в новом номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#92Новости №92
#88Удмуртский государственный университет отмечает юбилей
#88Прямая оценка качества подготовки
#89Колледж инновационного типа
#93Образование взрослых – основа социально-экономической реальности
Информационная лента
14:43Секреты успеха научных статей в МАИ от Elsevier
14:39СПбГУТ готовится к открытию «BAFO-2017»
11:54На факультете лингвистики ВятГУ запущен проект «Образование без границ»
11:43СОГУ – победитель этапа всероссийского хакатона «Собери университет»
15:26Проект ТувГУ «Кочевники - педагогические отряды на чабанские стоянки»  победитель конкурса грантов Президента РФ