Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Проект «5-100» требует изменений в БФУ им.И.Канта

О задачах, которые ставит перед Балтийским федеральным университетом им.И.Канта участие в проекте «5-100», рассказал Алексей Пономарев, вице-президент Сколтеха, член Наблюдательного совета БФУ им.И.Канта.

20.12.2015
Просмотров: 54

О задачах, которые ставит перед БФУ им.И.Канта участие в проекте «5-100», мы разговариваем с Алексеем Пономарёвым, вице-президентом Сколтех, членом Наблюдательного совета БФУ им.И.Канта.

— Алексей Константинович, БФУ им.И.Канта попал в программу «5-100». Это серьёзный проект, участие в котором накладывает на университет весомые обязательства. Но программа дарит и возможности. На ваш взгляд — взгляд члена Наблюдательного совета университета, — какие возможности теперь открываются перед университетом?

— Во-первых, это возможность не вылететь из числа ведущих университетов, куда вы попали несколько лет назад, получив статус федерального университета и реализуя Программу развития. Вы получили возможность продолжить поступательное развитие. Это и материальный стимул, но в большей степени моральный, в смысле кнута и пряника. Потому что попадание в программу 5-100 даёт вам и кнут. Т.е. с университета будут требовать мощного движения, достижения показателей даже более содержательных, чем в период реализации Программы развития.

Наверное, самое важное, что отличает новую программу, её очень существенный целевой характер. Т.е. придётся защищать те действия, поддержку для которых хотите получить. И нести более жёсткую ответственность за результаты, которые по ним достигаются или не достигаются. В общем, это более сконцентрированное и более ответственное мероприятие, чем то, что делал университет раньше.

— На ваш взгляд, такие амбициозные планы университета и та ответственность, которая стоит перед командой, требует ли изменения в системе управления или структуре университета? Может быть, есть вуз, на чью модель управления следует обратить внимание?

— Каждый университет уникален, и универсальной модели нет. Поэтому каждый вуз, исходя из возможностей и приоритетов, выстраивает и свою организационную модель. Но необходимость в реорганизации несомненно назрела. Новые обязательства БФУ им.И.Канта перед проектом «5-100» требуют изменений в университете. Вы закончили очередной этап развития, становления. Когда-то вы были педагогическим институтом, потом классическим университетом, затем получили статус федерального вуза. Это этап серьёзного расширения и упрочения своих позиций не только в регионе. Теперь следующий этап — нужно расставить приоритеты, сконцентрировать на них усилия и занимать те позиции, на которое вы претендуете и на федеральном, и на международном уровнях. А на это нужны новые усилия, новая организация, новые кадры.

— Раз университет выходит на новый этап, давайте проанализируем предыдущий. Завершилась Программа развития. Что, как вам кажется, удалось сделать, а на что ещё нужно обратить внимание?

— Достижения весьма очевидны и ощутимы. В вашем университете сформировались несколько вполне дееспособных исследовательских кластеров: медицинский кластер, химико-биологический, физтех. Вам удалось привлечь специалистов из разных регионов России и мира и задать вектор развития из чисто образовательного учреждения в сторону научно-исследовательского. Если говорить о том, что не удалось, я бы говорил вот о чём. Не удалось развить инновационную составляющую университета, создать вокруг университета атмосферу стремления к инновациям, к более тесному взаимодействию с бизнесом. Безусловно, первые шаги сделаны, но их масштаб не достаточный, чтобы создать университет такого уровня и класса, как мы хотим. Пока не удалось сделать существенный рывок в качестве образовательных программ, приблизить их к современному уровню знаний. И это важные задачи на следующем этапе развития (в рамках программы 5-100): инновации и модернизация образовательной части.

— Но здесь мы сталкиваемся с существенной проблемой: Калининградская область слишком маленькая, здесь нет крупных предприятий или финансовых компаний, которые могли бы стать партнёрами и заказчиками тех самых инноваций. Нужно говорить о федеральном и даже международном уровне кооперации, где совершенно иной уровень конкуренции…

— Ну, во-первых, регион не очень маленький, он не намного меньше некоторых сопредельных государств. Во-вторых, и университет не очень большой. В-третьих, если университет позиционирует себя как федеральный и международный, он просто не может ориентироваться исключительно на региональный бизнес. Но с другой стороны, поскольку университет находится в не очень большом регионе, как вы справедливо заметили, было бы крайне странно, если бы университет не становился интеллектуальным и в какой-то степени бизнес-центром региона. Поэтому нужно соблюдать баланс между этими двумя векторами. И должен сказать, что университет ещё далеко не всё сделал, чтобы стать драйвером экономического роста в регионе. Первые шаги сделаны, но это задача для нового этапа.

— Алексей Константинович, во Владивостоке свои программы представили 18 вузов, победили только шесть. И мы в их числе. Как вы полагаете, чем БФУ им.И.Канта «зацепил» членов комиссии?

— Я не член экспертного совета, но мне кажется, что были правильно расставлены приоритеты, они были грамотно и реалистично сформулированы, было показан баланс в понимании места университета. Ещё важно, что университет представляли менеджеры и учёные новой волны, с хорошим международным опытом. И в целом предложенная программа довольно продуманная, цельная, реалистичная и достаточно амбициозная.

— И последний вопрос, может быть, несколько странный. Результатом проекта «5-100» должно стать продвижение российских вузов в мировых рейтингах университетов. И здесь есть соблазн пойти по пути не развития вуза, а формального достижения каких-то результатов, которые бы учитывались составителями рейтингов. Вы как член Наблюдательного совета хотели бы видеть БФУ им.И.Канта в топах рейтингов или наблюдать комплексное развитие, пусть и без серьёзного продвижения в рейтингах?

— Вообще все рейтинги — это не самоцель. Рейтинги, индикаторы созданы для того, чтобы более-менее уверенно понимать, что университет движется в правильном направлении: вокруг него развиваются эффективные люди в науке, в бизнесе, и он готовит этих людей, даёт им образование, даёт им возможность самореализоваться. И в конечном итоге люди, которых университет готовит, и знания, которые из университета выходят (в ходе научно-исследовательских работ, предпринимательских проектов), способствуют развитию страны и региона. А рейтинги и индикаторы — это показатели такого здоровья. И просто из этого надо исходить. В отношении формальных показателей тоже нужно понимать, что никакой университет не может быть лучшим, передовым абсолютно во всём. Университет должен грамотно маневрировать: в чём-то быть лучшим, в чём-то — просто хорошим, а в чём-то вообще не участвовать. И как раз показанная Совету стратегия оказалась адекватной, с чётко выделенными приоритетами и анализом сильных и слабых мест.

Ссылка на оригинал статьи

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: балтийский федеральный университет, модернизация образования

Похожие материалы:
Вторая европейская летняя школа по геобрендингу состоится в июне
ФЦП развития образования: итоги-2012
Как выжить в мире образовательных корпораций
Ректор БФУ им. И. Канта вошел в состав Общественной палаты РФ
А. Баринов: «Как только человек перестаёт учиться, он умирает как профессионал»
Центры прикладных квалификаций: концептуальные подходы
Нейротехнологии.рф - новый научно-популярный информационный проект
К новым знаниям – с новой техникой
Глобальное образование: перспективы
37-я конференция-школа "Информационные технологии и системы"

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (99) 2017

– Обучение должно быть веселым, – считает специальный гость международного форума DiGIT Ю Кай Чоу. По мнению председателя Совета директоров учреждений профобразования Пермского края Станислава Красных, с помощью демонстрационного экзамена вряд ли можно оценить воспитательный потенциал будущего педагога. Об этом и многом другом – в новом номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора

Партнеры
Популярные статьи
В Северо-Восточном госуниверситете отметили День российской науки
В Северо-Восточном государственном университете прошли XI научные чтения, посвященные Дню...
Из журнала
#88ЕГЭ для бакалавров?
#91Промежуточные итоги проекта «5-100»
#90Приумножение репутационного капитала университета
#91Новости №91
#89Прорыв Томского госуниверситета в рейтинге QS
Информационная лента
13:45В Северо-Восточном госуниверситете отметили День российской науки
11:56Лазерные и нанотехнологии как драйвер высокотехнологичного развития
11:44Создание инновационного научно-исследовательского технологического центра в Калининграде
11:11Стартует чемпионат проектов в сфере туризма «Молодежный туристский проект – 2018»
10:40Первый профессорский форум "Проблемы современной науки и высшего образования"