Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Проект «5-100» требует изменений в БФУ им.И.Канта

О задачах, которые ставит перед Балтийским федеральным университетом им.И.Канта участие в проекте «5-100», рассказал Алексей Пономарев, вице-президент Сколтеха, член Наблюдательного совета БФУ им.И.Канта.

Просмотров: 60

О задачах, которые ставит перед БФУ им.И.Канта участие в проекте «5-100», мы разговариваем с Алексеем Пономарёвым, вице-президентом Сколтех, членом Наблюдательного совета БФУ им.И.Канта.

— Алексей Константинович, БФУ им.И.Канта попал в программу «5-100». Это серьёзный проект, участие в котором накладывает на университет весомые обязательства. Но программа дарит и возможности. На ваш взгляд — взгляд члена Наблюдательного совета университета, — какие возможности теперь открываются перед университетом?

— Во-первых, это возможность не вылететь из числа ведущих университетов, куда вы попали несколько лет назад, получив статус федерального университета и реализуя Программу развития. Вы получили возможность продолжить поступательное развитие. Это и материальный стимул, но в большей степени моральный, в смысле кнута и пряника. Потому что попадание в программу 5-100 даёт вам и кнут. Т.е. с университета будут требовать мощного движения, достижения показателей даже более содержательных, чем в период реализации Программы развития.

Наверное, самое важное, что отличает новую программу, её очень существенный целевой характер. Т.е. придётся защищать те действия, поддержку для которых хотите получить. И нести более жёсткую ответственность за результаты, которые по ним достигаются или не достигаются. В общем, это более сконцентрированное и более ответственное мероприятие, чем то, что делал университет раньше.

— На ваш взгляд, такие амбициозные планы университета и та ответственность, которая стоит перед командой, требует ли изменения в системе управления или структуре университета? Может быть, есть вуз, на чью модель управления следует обратить внимание?

— Каждый университет уникален, и универсальной модели нет. Поэтому каждый вуз, исходя из возможностей и приоритетов, выстраивает и свою организационную модель. Но необходимость в реорганизации несомненно назрела. Новые обязательства БФУ им.И.Канта перед проектом «5-100» требуют изменений в университете. Вы закончили очередной этап развития, становления. Когда-то вы были педагогическим институтом, потом классическим университетом, затем получили статус федерального вуза. Это этап серьёзного расширения и упрочения своих позиций не только в регионе. Теперь следующий этап — нужно расставить приоритеты, сконцентрировать на них усилия и занимать те позиции, на которое вы претендуете и на федеральном, и на международном уровнях. А на это нужны новые усилия, новая организация, новые кадры.

— Раз университет выходит на новый этап, давайте проанализируем предыдущий. Завершилась Программа развития. Что, как вам кажется, удалось сделать, а на что ещё нужно обратить внимание?

— Достижения весьма очевидны и ощутимы. В вашем университете сформировались несколько вполне дееспособных исследовательских кластеров: медицинский кластер, химико-биологический, физтех. Вам удалось привлечь специалистов из разных регионов России и мира и задать вектор развития из чисто образовательного учреждения в сторону научно-исследовательского. Если говорить о том, что не удалось, я бы говорил вот о чём. Не удалось развить инновационную составляющую университета, создать вокруг университета атмосферу стремления к инновациям, к более тесному взаимодействию с бизнесом. Безусловно, первые шаги сделаны, но их масштаб не достаточный, чтобы создать университет такого уровня и класса, как мы хотим. Пока не удалось сделать существенный рывок в качестве образовательных программ, приблизить их к современному уровню знаний. И это важные задачи на следующем этапе развития (в рамках программы 5-100): инновации и модернизация образовательной части.

— Но здесь мы сталкиваемся с существенной проблемой: Калининградская область слишком маленькая, здесь нет крупных предприятий или финансовых компаний, которые могли бы стать партнёрами и заказчиками тех самых инноваций. Нужно говорить о федеральном и даже международном уровне кооперации, где совершенно иной уровень конкуренции…

— Ну, во-первых, регион не очень маленький, он не намного меньше некоторых сопредельных государств. Во-вторых, и университет не очень большой. В-третьих, если университет позиционирует себя как федеральный и международный, он просто не может ориентироваться исключительно на региональный бизнес. Но с другой стороны, поскольку университет находится в не очень большом регионе, как вы справедливо заметили, было бы крайне странно, если бы университет не становился интеллектуальным и в какой-то степени бизнес-центром региона. Поэтому нужно соблюдать баланс между этими двумя векторами. И должен сказать, что университет ещё далеко не всё сделал, чтобы стать драйвером экономического роста в регионе. Первые шаги сделаны, но это задача для нового этапа.

— Алексей Константинович, во Владивостоке свои программы представили 18 вузов, победили только шесть. И мы в их числе. Как вы полагаете, чем БФУ им.И.Канта «зацепил» членов комиссии?

— Я не член экспертного совета, но мне кажется, что были правильно расставлены приоритеты, они были грамотно и реалистично сформулированы, было показан баланс в понимании места университета. Ещё важно, что университет представляли менеджеры и учёные новой волны, с хорошим международным опытом. И в целом предложенная программа довольно продуманная, цельная, реалистичная и достаточно амбициозная.

— И последний вопрос, может быть, несколько странный. Результатом проекта «5-100» должно стать продвижение российских вузов в мировых рейтингах университетов. И здесь есть соблазн пойти по пути не развития вуза, а формального достижения каких-то результатов, которые бы учитывались составителями рейтингов. Вы как член Наблюдательного совета хотели бы видеть БФУ им.И.Канта в топах рейтингов или наблюдать комплексное развитие, пусть и без серьёзного продвижения в рейтингах?

— Вообще все рейтинги — это не самоцель. Рейтинги, индикаторы созданы для того, чтобы более-менее уверенно понимать, что университет движется в правильном направлении: вокруг него развиваются эффективные люди в науке, в бизнесе, и он готовит этих людей, даёт им образование, даёт им возможность самореализоваться. И в конечном итоге люди, которых университет готовит, и знания, которые из университета выходят (в ходе научно-исследовательских работ, предпринимательских проектов), способствуют развитию страны и региона. А рейтинги и индикаторы — это показатели такого здоровья. И просто из этого надо исходить. В отношении формальных показателей тоже нужно понимать, что никакой университет не может быть лучшим, передовым абсолютно во всём. Университет должен грамотно маневрировать: в чём-то быть лучшим, в чём-то — просто хорошим, а в чём-то вообще не участвовать. И как раз показанная Совету стратегия оказалась адекватной, с чётко выделенными приоритетами и анализом сильных и слабых мест.

Ссылка на оригинал статьи

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: балтийский федеральный университет, модернизация образования

Похожие материалы:
ФЦП развития образования: итоги-2012
Глобальное образование: перспективы
Ректор БФУ им. И. Канта вошел в состав Общественной палаты РФ
К новым знаниям – с новой техникой
Как выжить в мире образовательных корпораций
37-я конференция-школа "Информационные технологии и системы"
Центры прикладных квалификаций: концептуальные подходы
Вторая европейская летняя школа по геобрендингу состоится в июне
А. Баринов: «Как только человек перестаёт учиться, он умирает как профессионал»
Нейротехнологии.рф - новый научно-популярный информационный проект

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!

Партнеры
Популярные статьи
Тихоокеанский госуниверситет развивает сотрудничество с японскими вузами
Проект «Олимпиада по русскому языку для японских студентов и школьников» Тихоокеанского...
Форум для руководителей государственных и частных колледжей ProFuture'19.
Приглашаем принять участие в I Всероссийском форуме для руководителей государственных и частных...
В Твери прошла Международная научная конференция «Великий князь Михаил Тверской: эпоха, личность, наследие»
В эти дни в Верхневолжье и Москве проходят многочисленные мероприятия, посвященные знаменательной...
Татьяна Голикова посетила всероссийский форум «ПроеКТОриЯ»
Заместитель Председателя Правительства РФ Татьяна Голикова посетила всероссийский форум...
Что изучает самый молодой доктор наук Архангельской области
Работы доцента кафедры фундаментальной и прикладной физики САФУ Дмитрия Макарова объясняют...
Из журнала
#97Баварско-российская конференция по экономическим наукам
#99Система образования созрела для высокотехнологичных изменений
#101Республиканский медицинский колледж развивает в Тыве волонтерское движение
#100При Комитете Госдумы РФ по образованию и науке работает 21 экспертный совет
#98Система менеджмента качества Альметьевского политехнического техникума
Информационная лента
09:09В АГУ обсудили вопросы по сохранению и восстановлению сайгака
09:07РУМЦ ВятГУ провел выставку инклюзивного высшего образования
09:04«Помогая другим, помогаем себе»: новые знания для развития инклюзивного образования
09:00В Казани определили вектор развития молодежной политики на 2019 год
08:47ТюмГУ готовит к поступлению вьетнамских абитуриентов