Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Система оценки качества образования в Красноярском крае

Непросто организовать оценочные процедуры в школах Красноярского края, где учебные заведения во многом отличаются друг от друга. На большой территории сосуществуют и интеллектуальные «инкубаторы» в бывших «почтовых ящиках», и кочевые «учительские», странствующие за семьями оленеводов. Рассказывает директор Красноярского центра оценки качества образования Сергей Семенов.

20.07.2012
Просмотров: 3559

Прежде выстроить начальную ступень

СЕМЕНОВ Сергей Викторович – директор Красноярского центра оценки качества образования.

Родился в 1961 году в городе Красноярске. Окончил экономический факультет Красноярского госуниверситета по специальности «Экономическая кибернетика». Имеет диплом Манчестерского университета Med in Communications, Education and Technology. Работал в системе высшего образования, рекламном бизнесе, девять лет занимал должность заместителя директора Красноярской экспериментальной школы «Универс».

С 2009 года – директор Красноярского центра оценки качества образования. Основные научные и профессиональные интересы связаны с вопросами оценки качества образования.

Почетный работник общего образования.

Больше половины площади Красноярского края – Крайний Север. Живут на его просторах около 15 тыс. человек, занимая лишь 10 процентов территории. От школы до школы иной раз не долетишь. В этом регионе учебные заведения во многом отличаются друг от друга: тут вам и интеллектуальные «инкубаторы» в бывших «почтовых ящиках», и кочевые «учительские», странствующие по тундре вслед за семьями оленеводов, и самостийные школы в таежных поселках старообрядцев, где учебный год начинается только по окончании уборочной. Как в такой ситуации организовать оценочные процедуры? Об этом рассказывает директор Красноярского центра оценки качества образования (ЦОКО) Сергей СЕМЕНОВ.

– Сергей Викторович, как бы вы оценили институциональную выстроенность системы оценки качества Красноярского края? Что уже создано и что еще необходимо достроить?

– Думаю, что об институциональной выстроенности говорить пока не приходится. И не только в Красноярском крае. Основная проблема – отсутствие согласованного операционализированного представления о результатах, на которые должен ориентироваться ученик, его родители, школа, система образования.

Тема оценки качества образования, бурно обсуждаемая в период реализации «Комплексного проекта модернизации образования» как основы, к сожалению, так и не получила логического завершения.

Оценкой занимаются и центры оценки, и службы по контролю, но подходы их не параллельны ни инструментально, ни идеологически. Дело надзорных ведомств – оценка и контроль устоявшихся, нормативно заданных практик. Дело центров оценки – не единственное, но, возможно, важнейшее – поиск такой модели оценки и таких инструментов, которые фиксируют изменения в системе образования и заставляют ее меняться, поскольку она чувствительна к измерениям. Но стыковок между этими задачами нет – при открытости всех к сотрудничеству.

Службы по контролю вынуждены заниматься поисками или приобретением инструментария оценки. Для ЦОКО камень преткновения – использование полученной информации, механизм ее превращения в управленческие решения. Школы же вынуждены учитывать требования той и другой стороны – и еще десятка инстанций.

– Вопрос измерения и оценки уровня овладения компетенциями с переходом на ФГОС – один из ключевых. По вашей оценке, насколько полно он решен с точки зрения методики и инструментария? Во многом это вопрос, адресованный к федеральным органам и экспертам, но, возможно, вы готовы высказать свои пожелания и предложения?

– Мы все живем в пространстве проб. Для начальной школы эти пробы уже приобрели достаточно ясные очертания. Красноярский край, например, с 2010 года участвует в оценке готовности первоклассников к школьному обучению и мониторинге образовательных достижений учащихся начальной школы. Неоспоримое достоинство этого инструментария, разработанного Институтом содержания и методов обучения РАО под руководством Галины Ковалевой, в том что он дает учителю возможность увидеть индивидуальный профиль ребенка – его ресурсы и трудности, увидеть его индивидуальное продвижение, причем не только в познавательной, но и в личностной, социальной сфере, а это, на наш взгляд, ключевые требования ФГОС.

Второй год мы участвуем и в апробации модели оценки качества начального образования, разработанной Институтом стратегических исследований в области образования РАО.

Больше 60 школ края попробовали пользоваться этим инструментом для оценки предметных и метапредменых результатов выпускников начальной школы.

Но для основной школы ничего подобного нет. Инструменты оценки пока находятся в стадии обсуждения общей концепции.

– Будете ждать или что-то разрабатывать сами?

– Мы уже начали. Опыт есть. Начиная с 2007 года, разрабатываются краевые контрольные работы для выпускников начальной школы. Сейчас их три: по математике, русскому языку и работе с информацией (в последней оценивается главным образом чтение и понимание текста). В прошлом году благополучно прошли экспертизу контрольно-измерительные материалы, разработанные для краевой контрольной работы по физике для 7 класса и выполненные в «пизовском» стиле. В следующем году планируется опробовать их на сплошной выборке.

– Почему физика, почему на сплошной выборке? И почему так рано – после первого года обучения?

– Такова специфика региона: много добывающих и обрабатывающих производств, соответственно высокий спрос на хорошую базовую подготовку в области естественных наук со стороны работодателей и системы профобразования.

А предложение пока оставляет желать лучшего. На этом этапе нам не важно, насколько полно усвоены элементы содержания, предусмотренные программой. Важно – «правильно» ли ученик вошёл в предмет, внес ли в этот первый год обучения вклад в становление основ физического мышления, началось ли освоение тех культурных средств, которые нужны любому современному человеку независимо от профиля обучения, который он потом выберет.

Кроме того, в 5, 7 и 9 классах уже в этом году запускается исследование становления читательской грамотности «Тяни-Толкай» (разработка Высшей школы экономики). Хочется понять, когда и почему лидерские позиции сменяются аутсайдерскими. И главное, что этому можно противопоставить?

Наш подход такой: если можно найти и адаптировать инструмент, предпочитаем сделать это, потому что разработка – вещь дорогая и ответственная.

Предпочитаем присоединяться к существующим в стране командам и «школам». Свобода, которая сегодня есть в региональных системах оценки качества образования, безусловно, значима, потому что у каждого региона есть свои традиции, своя специфика, но, с другой стороны, хочется работать в единой системе мер и весов.

– Какая еще организационная или методическая помощь необходима регионам от федеральной вертикали?

– Не хватает широкого профессионального обсуждения подходов к оценке. У нас крайне мало таких федеральных площадок. Одна из немногих – Российский тренинговый центр РАО, в семинарах и вебинарах которого мы регулярно участвуем. У нас очень давно не было конференций федерального масштаба, которые посвящались бы не техническим, а концептуальным вопросам оценки качества образования.

– В чью компетенцию, на ваш взгляд, входит разработка критериев общественного контроля? И какие показатели, по-вашему, здесь могли бы появиться?

– Сложно сказать. Мы ведомственная структура, и это налагает известные ограничения. Совершенно очевидно, что без общественного контроля не может обойтись оценка качества профессионального образования: его результаты должен оценивать потребитель – профессиональное сообщество.

В части общего образования сложнее. Мы ежегодно проводим региональное исследование удовлетворенности качеством образования учеников и их родителей. Болевые точки оно выявляет. Но это все равно взгляд изнутри системы. Чтобы иметь более детальную картину, нужны самостоятельные советы школ, активная работа со стороны местных сообществ. Но, кроме самого общества, ситуацию никто не изменит. Вводить что-то сверху вряд ли имеет смысл.

– Что в Красноярском центре оценки качества образования планируют на ближайшую перспективу?

– К 2015 году, когда завершит обучение по стандартам нового поколения первый набор, мы хотели бы обустроить начальную школу с точки зрения модели оценки. Это видится так: общая входная диагностика, доступный для всех педагогов и школ инструментарий для оценки динамики широкого спектра образовательных достижений в течение всего времени обучения и многомерный итоговый контроль, сфокусированный на разных типах результатов. Выстроим начальную ступень – будет понятно, что делать дальше.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-57, практика управления, качество образования, красноярский край, общеобразовательная школа, Красноярский ЦОКО

Похожие материалы:
Социальное партнерство как механизм обеспечения качества
Контроль качества образования. Ульяновская область
Новые подходы в управлении качеством государственных услуг
Создание школы XXI века надо начинать заново
Новый уровень модернизации НПО и СПО
Независимая оценка качества - опыт Ульяновской области
Цель – создание профессионального экспертного сообщества
Регион: как подготовить эксперта?
Экспресс-форум: Качество школьного образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (103) 2018

Удивительное рядом. Цифровизация шагает по стране, а количество обучающихся на онлайн-курсах составляет всего 4,05% от общего числа интернет-пользователей. Люди пенсионного возраста помогают иностранцам постигать азы русского языка через Skype, а вот школьных педагогов обучать премудростям профессии некому. Как всегда, у нас много интересного!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Изменения в законе о целевом обучении вступят в силу в 2019 году
Президент России Владимир Путин подписал 3 августа Федеральный закон об улучшении механизмов...
ИРНИТУ на форуме «ГеоБайкал – 2018»
Сотрудники Иркутского технического университета и компании «Гелиос» выступили с докладами на V...
Конференция PHENMA-2018 в Южной Корее
Серия ежегодных международных конференций, проводимых Южным федеральным университетом в странах...
ICSAM2018 в НИУ «БелГУ»
Белгородский государственный национальный исследовательский университет стал организатором...
САФУ запускает проект для молодежи с ограниченными возможностями здоровья
В новом учебном году Волонтерский центр САФУ, Ресурсный центр инклюзивного образования САФУ и...
Из журнала
#93Внеучебная деятельность в благовещенском педагогическом университете
#90Модернизация системы управления качеством
#92Народный мониторинг
#93Важнейшее звено социально-экономической системы региона
#93Эффективный контракт
Информационная лента
08:06Онлайн-курс ТюмГУ в проекте Courses in Russia
07:57Конференция PHENMA-2018 в Южной Корее
15:22РНФ начал прием заявок на конкурс по поддержке лабораторий мирового уровня
15:21В России вузам могут предоставить права на проведение антикоррупционной экспертизы
15:18ИРНИТУ на форуме «ГеоБайкал – 2018»