Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Новые открытия и большие возможности

Сибирский государственный университет водного транспорта стремится стать центром формирования инноваций и своей профильной отрасли Уральского, Сибирского и Дальневосточного регионов, находящихся в зоне его ответственности.

Просмотров: 277

СГУВТ готовит высококлассных специалистов морского и речного флота

Переориентация национальных транспортных вузов на решение новых инженерных задач вызвана внедрением новых технологий и техники в современной России, необходимостью повышения уровня безопасности. Университеты принимают непосредственное участие в государственной политике в сфере развития образования и науки, участвуя в федеральных проектах по повышению конкурентоспособности.
Сибирский государственный университет водного транспорта стремится стать центром формирования инноваций и своей профильной отрасли Уральского, Сибирского и Дальневосточного регионов, находящихся в зоне его ответственности.

 

 

 

 

ЗАЙКО Татьяна Ивановна – ректор Сибирского государственного университета водного транспорта (г. Новосибирск), кандидат педагогических наук, доцент.

Получение высшего образования в центре Сибири – бесспорное преимущество Сибирского государственного университета водного транспорта. Располагая большой и развитой инфраструктурой, филиальной сетью, вуз представляет собой единый комплекс с непрерывной, многоуровневой подготовкой специалистов для предприятий морского и речного транспорта.
Одной из важнейших целей развития транспорта на период до 2030 года является повышение уровня безопасности транспортной системы, в том числе путем подготовки квалифицированных кадров. Миссия университета полностью соответствует заданным приоритетам и перспективам развития отечественного флота и всей инфраструктуры водного транспорта России.
Подведомственный Росморречфлоту – Федеральному агентству морского и речного транспорта, – СГУВТ многие годы сотрудничает с крупнейшими российскими судоходными компаниями, судостроительными заводами и другими организациями. Будущие инженеры проходят практику непосредственно на производстве, получая необходимые навыки. Например, студенты, обучаясь по специальностям, предполагающим работу на судах, не менее года проводят в море или на реках Сибири и Дальнего Востока. Такая качественная подготовка открывает перед выпускниками большие возможности для дальнейшего профессионального роста. Особая гордость университета – работа на кораблях под российским флагом.
Отраслевой образовательный комплекс объединяет филиалы в Омске, Красноярске, Усть-Куте, Хабаровске и Якутске, а также структурное подразделение – Новосибирское командное речное училище им. С.И. Дежнева. Такой мощный научно-образовательный потенциал способен поддерживать инновационное развитие предприятий и организаций отрасли водного транспорта и смежных отраслей в России.

Устойчивое и эффективное функционирование системы отраслевого профессионального образования является особой государственной заботой. В конце октября 2019 года профильным федеральным министерством перед транспортными вузами была поставлена задача – представить предложения для формирования Концепции развития транспортного образования до 2024 года. Проведя анализ текущего состояния и перспектив развития отрасли в России и мире, Сибирский государственный университет водного транспорта разработал четкий план по повышению конкурентоспособности. Основной идеей стало формирование к 2024 году модели университета, способного решать любые проблемы и потребности кадрового обеспечения и проведения научных исследований.
Ведущими специалистами СГУВТ проведен анализ отраслевых инноваций за последние три года, внедряемых в виде пилотных проектов и уже доказавших свою эффективность. Результаты показали необходимость создания новых образовательных программ или внесения правок в существующие.
Указанные изменения являются, по сути, инно­вациями, которые должны появиться в образовательном процессе по мере использования новых технологий. В свою очередь, внедрение инноваций связано с развитием инфраструктуры образовательной среды, номенклатуры тренажерного, учебного и/или научно-исследовательского оборудования. Важную роль при этом играет получение профессорско-преподавательским и педагогическим составами, учебно-вспомогательным и иным персоналом знаний, умений и навыков, связанных с применением новых технологий и оборудования.
Анализ инноваций в отрасли и транспортном образовании производился табличным методом отдельно для каждого направления развития. При этом в рассмотрение принят ряд инноваций.
В сфере морского и внутреннего водного транспорта (морские и речные суда):

  • технологии беспилотного (цифрового) управ­ления;
  • технологии виртуальной реальности при проектировании;
  • сжиженный природный газ в качестве топлива;
  • аддитивные технологии (трехмерная печать) при строительстве;
  • искусственный интеллект для управления.

В сфере транспортного строительства (реализация инфраструктурных проектов развития):

  • Северного морского пути – проект «Ямал СПГ», включая развитие порта Сабетта, рекон­струкция арктических портов Диксона и Хатан­ги, строительство удаленного филиала порта Дудинка на мысе Таналау, проект развития транспортных узлов Восточный – Находка и Ванино – Советская Гавань, круглогодичных глубоководных морских портов, проект «Большой порт Зарубино».
  • Внутренних водных путей – реконструкция и уточнение габаритов, улучшение эксплуатационных параметров водных путей, создание нового транспортного коридора в п. Нижний Бестях на основе интермодального транспортного узла в Якутске, интегрированного с Северным морским путем внутренними водными маршрутами. Развитие и техническое перевооружение речных портов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, строительство перегрузочных комплексов в устьях рек Лены, Яны, Индигирки и Колымы.

В сфере транспортной логистики и экономики транспорта:

  • геоинформационные технологии мониторинга движения транспортных средств, грузов, состояния водных путей и экологический мониторинг;
  • геоинформационные технологии и высокоточная навигация с применением автоматизированного зависимого наблюдения;
  • технологии информационного проектирования и моделирования (BIM), технологии цифровых двойников;
  • интеллектуальный анализ данных, включая обработку больших данных, параллельные вычисления, системы реального времени;
  • управление распределенными базами данных, технологии распределенных вычислений и взаимодействия;
  • технологии самоисполняемых кодов выполнения обязательств («смарт»-контракты);
  • технологии ведения распределенных реестров учета и удостоверения прав (блокчейн);
  • биометрическая идентификация и аутентификация;
  • автоматизированная обработка «естественных» языков.

В сфере экологии транспорта:

  • изменение принципов принятия решений в профессиональной деятельности с целью соот­ветствия планомерно повышающимся экологическим требованиям;
  • внедрение технологий, предотвращающих загрязнение окружающей среды с морских и речных судов;
  • применение 3D-моделирования при обеспечении экологической безопасности морских и речных судов.

В сфере транспортной безопасности:

  • внедрение технологий информационной безопасности (кибербезопасности) в транспорт­ный комплекс;
  • применение технологий виртуальной реаль­ности в процессе обучения по программам подготовки специалистов в области транспортной безопасности.

Результатом анализа инноваций явился подготовленный перечень дополнений или изменений в образовательные программы, которые необходимо внести в новые направления подготовки бакалавриата и магистратуры, в профили уже реализуемых направлений подготовки бака­лавриата и специалитета, в инфраструктуру образовательной среды и перечень учебно-лабо­раторного, исследовательского и тренажерного оборудования.

На основании проделанной работы сформулирована и предложена ключевая цель развития транспортного образования до конца 2024 года – обеспечить готовность каждой транспортной образовательной организации к решению любых прикладных научно-исследовательских и иных практических задач предприятий транспорта России.
Для достижения поставленной цели предлагается закрепить ответственность каждой транспортной образовательной организации за решением задач кадрового обеспечения отечественных предприятий отрасли – по территориальному или списочному принципу. Основанием может служить распорядительный акт федерального органа исполнительной власти, являющегося учредителем образовательной организации.
Необходимо определить реальную потребность предприятий транспорта в подготовке кадров, сопоставить с индивидуальными планами развития образовательных услуг. Также важно выявить необходимость решения прикладных научно-исследовательских задач на предприятиях. Здесь потребуется создание единого независимого координирующего органа.
Инфраструктура образовательной среды, перечни тренажерного, учебного и научно-исследовательского обеспечения, квалификация научно-педагогических работников должны быть ориентированы на решение любых прикладных научно-исследовательских и иных практических задач отрасли. Важно расширить применение современных образовательных технологий, в том числе за счет внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ, цифровых технологий, механизмов проектной деятельности. Целесообразно формировать механизмы коммерциализации знаний, организовывать площадки обмена опытом между всеми транспортными образовательными организациям, развивать экспорт образовательных услуг.
Реализация предлагаемой цели и комплекса задач позволит транспортным образовательным организациям существенно улучшить свою конкурентоспособность на мировом рынке в сфере водного транспорта.

Сибирский государственный университет водного транспорта

Дата основания – 15 мая 1951 года.
Обучающихся – 8228. Из них по программам высшего образования – 4742, по программам СПО – 3486, а также по программам ДПО и профессионального обучения – около 6,5 тыс. человек за год.
Стратегические проекты – строительство учебно-тренажерного центра Якутского института водного транспорта (филиал) СГУВТ (2020), модернизация учебно-исследовательских лабораторий (2020), тренажеров для подготовки командного плавающего состава (2020), строительство тренажерных комплексов по борьбе за живучесть судна в гг. Новосибирске, Красноярске и Усть-Куте (2021-2024), спортивного зала в г. Усть-Куте (2021-2023), реконструкция учебно-лабораторного корпуса, комплекса судовой гидродинамики им. В.Г. Павленко, здания лаборатории плазмотермических технологий и тренажера по подготовке командного состава морских и речных судов (г. Новосибирск, 2021-2025), пятиэтажного лабораторно-тренажерного корпуса со встроенным общежитием Красноярского института водного транспорта (филиал) СГУВТ (г. Красноярск, 2021-2023), учебного корпуса и общежития (г. Омск, 2021-2024).
Конкурентные преимущества – подготовка специалистов плавающего состава судов морского транспорта в соот­ветствии с требованиями Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты, а также специалистов плавающего состава речных судов для предприятий внутреннего водного транспорта РФ.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Очищать вино с помощью скорлупы кедровых орехов предлагают ученые ИРНИТУ
Эксперты высоко оценили возможности «Московского инновационного кластера»
В Технограде соберутся лучшие юные разработчики страны
Продукт ТюмГУ – ГМС проходит испытания на нефтепромыслах
На ВЭФ презентовали проект мамонтового центра на базе СВФУ
Молодые ученые ИрГТУ создают транспортную модель Иркутской области
Физики БФУ им. И. Канта разработали методику определения состава микропластика из Балтийского моря
Повышение качества транспортного образования
Ученые ЮУрГУ создают экологичные материалы нового поколения

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ