Итоги первого форума по информационному взаимодействиюМинобрнауки РФ впервые проведен Форум по информационному взаимодействию в МГУ им. М.В. Ломоносова. В работе приняли участие более 700 представителей ректорского корпуса, руководителей органов управления образованием, экспертного сообщества, а также пресс-секретари образовательных организаций и органов власти. Просмотров: 1217
Универсальное лекало для информационного взаимодействияМинобрнауки РФ 18 сентября впервые проведен Форум по информационному взаимодействию в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова. В работе приняли участие более 700 представителей ректорского корпуса, руководителей органов управления образованием, экспертного сообщества, а также пресс-секретари образовательных организаций и органов власти. Как оценить качество информации? Существуют ли способы, которыми можно оценить информационную активность вузов? Кому нужна медийная культура? Чем информационная открытость отличается от информационной неразберихи? Кто должен контролировать информационный фон вокруг образовательной организации? Эти и многие другие вопросы активно обсуждались участниками форума на пленарном заседании и пяти тематических секциях. От каботажного мореплавания к океаническому Выступая на пленарном заседании, министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов подчеркнул, что важность информационного взаимодействия ни у кого сомнений не вызывает. Миллионы россиян интересует и то, как работает система в целом, и деятельность отдельных образовательных организаций. – В ходе работы, которая будет проведена на форуме, мы рассмотрим две основные темы. Первая – связана с открытостью, с тем как правильно образовательные организации и органы управления образованием всех уровней должны рассказывать о своей работе гражданам. Это тема, которая объединяется понятием «открытые данные». Вторая тема связана с конкретными технологиями работы прессслужб с общественным мнением в информационной среде, – задал тон дискуссии министр. Информационные революции неоднократно изменяли качество жизни человека, постоянно увеличивая его коммуникативные возможности. Сначала появилась речь, затем письменность, книгопечатание, средства массовой информации, называемые теперь традиционными, и, наконец, интернет, уничтожающий границы. Когда учитель перестал обладать монополией на знания, перед системой образования возникли новые задачи. Говоря о них, Дмитрий Ливанов привел интересное образное сравнение: – В средние века, когда люди перешли от каботажного, прибрежного мореплавания к океаническому и больше не могли ориентироваться по очертанию берегов, возникла потребность в навигации. И что сделали люди? По существу, они набросили рыболовную сеть на глобус, расчертив его на меридианы и параллели. Таким образом возникла система координат, в которой стала возможна ориентация и поиск пути. Вот и мы с вами живем в безбрежном океане информации. И для любого человека возможность правильной ориентации в нем крайне значима. Особенно она, конечно, важна для детей и тех, кто работает в системе образования. Доступность информации, открытость системы – это не просто веление времени. Это запрос, который каждый человек предъявляет сегодня к системе образования. Стала ли реальностью информационная открытость? Как обеспечить доступность? Министр заверил, понимание того, что не все и не всегда делают это правильно, есть. Далеко не все вообще это делают. Тем не менее для потребителей образовательных услуг это очень важно. – Действующий федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» создает уникальные условия для роста открытости образования, – отметил Дмитрий Ливанов. – Сейчас любая образовательная организация обязана публиковать в открытом доступе все сведения о своей работе. Социально значимая инициатива министерства Выступивший далее заместитель начальника Управления пресс-службы и информации Президента РФ Андрей Варламов отметил, что до сих пор вопросами информационного взаимодействия активно занимались только силовые ведомства. – И это понятно, у них каждый день чтото происходит, а при освещении событий надо правильно выстраивать схему работы со средствами массовой информации. Что такого происходит в образовании? Казалось бы, ничего особенного. А на самом деле – самое главное. Происходит некое таинство обучения. Вроде бы прямого отношения к информационной работе оно не имеет, но это только на первый взгляд. Призвав в процессе обучения овладевать не только профессиональными знаниями, умениями, навыками, но и общекультурными компетенциями, он подчеркнул: – На сегодняшний день медийная культура составляет совершенно неотъемлемую часть формирования личности. Какую профессию ни возьми, куда ни посмотри, она нужна всем. Мир настолько открыт, что информацию можно взять, откуда угодно. Как её подавать, насколько умело, зависит не только от журналиста, но и от того, кто её подает. Соответственно, возникает необходимость учебы и вашей – так как профессионально, наверное, не все занимались работой со СМИ, – и студентов, которые в будущем, как профессионалы в своей области, с этой работой тоже столкнутся. Как должна прививаться медийная культура? Очевидно, не только и не столько теоретически, сколько практически. – Представители журналистики не дадут соврать, она прививается в основном в творческом процессе, причем в любых формах. Общаетесь ли вы с представителями СМИ (сами даете интервью), или же помогаете студентам в какихлибо изысканиях в сфере журналистики (делать, например, стенгазету), или используете примеры из СМИ на лекциях, семинарах, или ведете свой блог и работаете в соцсетях... Каждый преподаватель, каждый ректор – личность, имеющая право на свою точку зрения, а высказывать ее – в соцсетях, например, – это особая культура, – акцентировал Андрей Варламов и пожелал аудитории успехов в реализации просветительской миссии. Сохранение чистоты смыслов – Есть мнение, что профессиональное сообщество с некоторым скептицизмом относится к таким терминам, как «информационная открытость». Иногда в глазах специалистов, занятых своим любимым делом, читаются немые вопросы: «Ну а зачем нам это всё? Оставьте нас, пожалуйста, в покое. Дайте нам спокойно работать». Было бы очень просто, если бы это можно было себе позволить, – вступил в диалог директор Департамента пресс-службы и информации Правительства РФ Михаил Бубен. – Было бы большим упрощением считать в условиях нашего времени, что информационная работа – просто некая деятельность, которая обслуживает некий основной процесс. Если так, то не было бы и предмета особого для сегодняшнего форума. Мы живем в условиях, когда информация о процессе влияет и на сам процесс, и на решения, которые принимаются в ходе этого процесса, и на его результат. Глобальный информационный уклад изменился и приходится приспосабливаться к этим изменениям. Технологические инновации, стоящие у истоков изменений, породили не только новые опасности и риски, но и новые возможности. С одной стороны, на социальные сети, например, можно отстраненно смотреть как на агрессивную среду, которая порождает репутационные риски для профессионалов. С другой – если процесс невозможно остановить, нужно его возглавить. – Ведь что происходит, – пояснил Михаил Бубен. – В социальных сетях кто угодно может обсуждать какието темы, и достаточно часто люди, не являясь специалистами в соответствующей области, считают возможным высказывать свое мнение и на основе достаточно приблизительных представлений о предмете судить о работе профессионалов. Вместе с тем, сеть – это факт жизни, который никуда не денется. Значит, этим приходится заниматься, и не потому, что это очень нравится, а потому что это не зависит от нашего желания или нежелания. И замечательно, если бы такие процессы возглавляла именно система образования, потому что именно образование несет просветительскую и воспитательную функции. В данном случае по отношению к аудитории социальных сетей. Миссия университетского образовательного сообщества заключается здесь в том, чтобы сохранять чистоту смыслов. Анализируя причинно-следственные связи между подачей информации и её восприятием, докладчик сделал ценное замечание: – Информационную открытость нельзя путать с информационной неразберихой. Если бóльшая часть людей нас почему-то поняла не так, как нам бы хотелось, то, наверное, это вопрос не к аудитории, а к нам самим. К тому, как мы объясняем или как не объясняем те или иные решения. И, скажем больше, это иногда вопрос к качеству самих решений. Подводя итоги выступления, директор Департамента прессслужбы и информации Правительства РФ отметил: – Минобрнауки РФ разработало рекомендации по ин-формационному взаимодействию. То, что в них изложено, не открытие Америки. Все пресс-службы, в том числе и в органах государственной власти, руководствуются примерно теми же правилами. Это универсальное лекало. Главное – осознавать, что работа прессслужб, подразделений по связям с общественностью предполагает высокую ответственность, организованность и регламентацию. Обеспечение качественного информационного контента Модератор пленарного заседания директор Департамента информационной политики Минобрнауки РФ Анна Усачева подытожила: – За информационный фон вокруг образовательной организации ответственность должно нести первое лицо. Именно руководитель должен его контролировать, должен определять, кто из сотрудников будет посредником между обществом и организацией, кто сможет доступно, оперативно и качественно поставлять актуальную информацию. Именно тот контент, который нужен, который должен отражать официальную позицию. Вот этому, как мне кажется, сегодня должны научиться специалисты, отвечающие за взаимодействие со СМИ, и я бы хотела вас попросить на первом этапе максимально включиться в теоретическую часть этой работы. От вашего понимания зависит, конечно, качество работы этих специалистов. МЕДИАактивность вузов РФ После пленарного заседания работа была продолжена на пяти тематических секциях. Выступая на первой, самой многочисленной секции форума, руководитель отдела журналистики редакции журнала «Аккредитация в образовании» Екатерина Синдеева изложила экспертное видение решения проблемы информационного взаимодействия и представила результаты независимой оценки информационной активности вузов России. Презентация к выступлению по итогам проекта «МЕДИАактивность вузов РФ» размещена на сайте журнала. Кроме того, на заседаниях рабочих групп охвачен широкий спектр вопросов обеспечения информационной открытости образовательных организаций и органов управления образованием всех уровней. Обсуждение поднятых на форуме тем будет продолжено в следующих номерах «АО». Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|