Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Партнёры

Инновационная карта России

На страницах журнала публикуется небольшой фрагмент из «Инновационной карты России», которая была подготовлена Центром стратегических разработок «Северо-Запад» и представлена с комментариями экспертов.

Просмотров: 4035

ОТ РЕДАКЦИИ. В конце 2009 года Министерство образования и науки РФ подготовило доклад «Национальная инновационная система и государственная инновационная политика Российской Федерации. Базовый доклад к обзору ОЭСР национальной инновационной системы Российской Федерации», выполненный по методологии Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) при участии ведущих российских экспертных организаций. «Подготовленный доклад содержит подробное описание научно-технического и инновационного потенциала, инфраструктуры и иных составляющих нашей инновационной системы, а также политики государства в этой сфере», – анонсировал многостраничный документ министр А.А. Фурсенко.

Документ весьма любопытен, поэтому журнал решил опубликовать небольшой фрагмент из него, а именно «Инновационную карту России», подготовленную Центром стратегических разработок «Северо-Запад» и представленную на страницах доклада с комментариями экспертов.

В силу низкой интенсивности инноваций использование официальных и охватывающих все регионы России статистических данных далеко не полностью отражает формирование инновационных процессов и условий, их стимулирующих, а также причины, им препятствующие. В связи с этим на основании косвенных статистических показателей были рассмотрены основные составляющие инновационного процесса. В качестве критерия оценки научного потенциала рассматривался так называемый индекс инновационности. Были выделены регионы, являющиеся лидерами по научно-технологическому потенциалу, регионы-лидеры по реализации и продвижению научных разработок в конечный бизнес-продукт, регионы, ориентированные на заимствование технологий. Также приведены результаты анализа регионов Российской Федерации с точки зрения наличия человеческого потенциала для ведения инновационной деятельности, распространения новых знаний, а также для вывода инновационной продукции на рынок.

Показатели, входящие в индекс инновационности :

  • человеческие ресурсы;
  • соотношение выпускников аспирантуры и вузов;
  • число аспирантов на 1 тыс. человек с высшим образованием;
  • численность исследователей с научными степенями на 1 тыс. человек населения;
  • процент выпуска из учреждений послевузовского образования с защитой степени;
  • доля населения с высшим образованием в экономически активном населении;
  • занятость в секторе обрабатывающих производств;
  • создание новых знаний;
  • внутренние затраты на исследования и разработки (в % от ВРП);
  • численность организаций, выполнявших исследования и разработки (в % от общего числа организаций);
  • численность персонала, занятого исследованиями и разработками (на 1 тыс. человек населения);
  • передача и применение знаний;
  • количество выданных патентов;
  • удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации;
  • затраты на технологические инновации;
  • вывод инновационной продукции на рынок;
  • доля отгруженной инновационной продукции (в % от ВРП);
  • объем отгруженной инновационной продукции;
  • затраты на информационные и коммуникационные технологии;
  • число использованных передовых технологий.

Индекс инновационности в условиях становления инновационной системы России фиксирует скорее стартовую позицию регионов с точки зрения наличия у них некоторых качеств, необходимых для создания инноваций. Индекс в большей степени характеризует готовность или способность регионов к инновациям, нежели действительный инновационный процесс. К достоинствам предложенного индекса можно отнести комплексность использованных для его расчета показателей, охватывающих – насколько это позволяет современная официальная российская статистика – основные этапы или элементы инновационного процесса. Недостатком данного инструмента является то, что он не позволяет оценить качество и интенсивность взаимодействия между составляющими инновационной цепочки.

Проведенное исследование показывает, что по индексу инновационности регионы Российской Федерации можно разделить на 6 условных групп.

Группа № 1 («столицы») лидирует по всем показателям. Она концентрирует высококвалифицированные человеческие ресурсы и наиболее успешно реализует рыночный этап инноваций.

Группа № 2, которую можно условно назвать «потенциальные инновационные лидеры» или «регионы, готовые к инновациям», в наибольшей степени (после «столиц») является ведущей по рыночной составляющей (соответствует уровню «столиц»), отставая по характеристикам человеческого потенциала. В регионах второй группы используется наибольшее число передовых технологий, производится наибольший объем инновационной продукции.

В группе № 3 собраны регионы, в итоговом индексе которых наибольшим весом обладают подиндексы человеческих ресурсов. По ним они незначительно уступают группе потенциальных инновационных лидеров. Однако «рыночные» подиндексы, в особенности индекс «выхода на рынок», существенно отстают. Это можно объяснить неэффективным использованием достаточно качественных человеческих ресурсов, отсутствием устойчивых связей между наукой и производством или несоответствием научной и производственной баз региона. Эту группу можно охарактеризовать как регионы с нереализованным интеллектуальным потенциалом.

Группа № 4 является очень однородной по индексам «рынка» и «человеческого потенциала», при этом в большинстве ее регионов существуют крупные города, или они расположены рядом с Москвой, следовательно, в данных регионах есть источники человеческих ресурсов для создания новых знаний. Четвертая группа уступает третьей группе по индексу «создания новых знаний», но по рыночным индексам находится с ней на одном уровне. Таким образом, регионы группы № 4 можно охарактеризовать как крупные производственные центры, опирающиеся на трансфер технологий, с инновационным потенциалом среднего уровня, так как в них производится достаточно большой объем продукции с использованием передовых технологий, однако нет должного числа специалистов для создания новых знаний.

В группе № 5 собраны регионы, которые на данный момент не относятся к числу лидеров ни по одному из показателей, а система образования и производственная база не позволяют им переместиться на следующий уровень.

Наконец, в последней группе № 6 оказались регионыаутсайдеры по всем показателям.

* По методологии Центра стратегических разработок «Северо- Запад».

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: Минобрнауки, инновации, акцент, ао-44

Похожие материалы:
НИ ИрГТУ примет участие в конкурсе по созданию инжиниринговых центров
Закон об инновационной деятельности
Технопарк «Мордовия»: будущее «умной» экономики рождается сегодня
Мониторинг эффективности – мониторинг объективности?
Проблемы и перспективы развития отраслевого образования
Старт для инноваций и технологий
Ставропольский государственный университет – образовательный центр Северного Кавказа
Инновации: известное уравнение с неизвестным результатом
Российский индекс изобретательской активности
Проблемы педагогической инноватики

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 9 (109) 2019

Готова ли система образования России к переходу на риск-ориентированную модель оценки качества? Почему российские работодатели не заинтересованы в развитии своих сотрудников? Что включает цикл обучения в Бразилии? Каковы перспективы набора студентов из Казахстана на обучение в российские вузы? Знакомьтесь с мнениями экспертов в новом номере «АО»!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Кадровый потенциал Чукотки
Стратегию развития Чукотского многопрофильного колледжа определяет ответственная задача,...
Продолжается прием заявок на региональный этап конкурса Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов
До 31 мая идет прием заявок на областной конкурс, проводимый в рамках регионального этапа...
Информационный центр ОИЯИ организует IT-школу молодых ученых Юга России
Главный проект — на базе ОИЯИ строится сверхпроводящий коллайдер протонов и тяжелых ионов NICA,...
Изобретение студента Астраханского госуниверситета поможет людям с ОВЗ
Четверокурсник факультета математики и информационных технологий АГУ Дмитрий Молимонов разработал...
Ученые СКФО планируют открыть единый центр по развитию нанотехнологий
Современное материаловедение и связанные с ним области невозможно развивать без приборов с...
Из журнала
#106Дагестанский государственный университет реализует онлайн-проект по поддержке и развитию русского языка в полиязычном культурном пространстве
#101Минобрнауки РФ готовится к масштабной реформе профессионального образования
#103Психологические проблемы непрерывного образования
#96Новости образования «АО-96»
#102Студенты Раменского колледжа за три года получили 100 медалей WorldSkills
Информационная лента
11:23В ТюмГУ создается Центр системного инжиниринга
09:17В Ульяновской области будет построен новый ветропарк мощностью 75 МВт
09:16Неделя арктической науки: САФУ принимает учёных из разных стран мира
09:08Выставка «Заповедное ожерелье Амура» в Музее ВГУЭС: уникальные фотографии животных и растений
09:06“Professional update”: будущее образования и знаний обсудили в Казани