Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Инклюзивное образование в сфере искусства

Трудно переоценить роль Государственного специализированного института искусств в образовательной системе РФ. Он является уникальным в своем роде, единственным в мире учебным заведением, дающим возможность людям с инвалидностью получить полноценное высшее образование в сфере искусства.

25.03.2011
Просмотров: 2234

Смотри на меня как на равного

ШАТСКИЙ Андрей Иванович – и.о. ректора Государственного специализированного института искусств, профессор

Формулировка «образование в сфере искусства для людей с ограниченными возможностями здоровья», на первый взгляд, содержит заведомо взаимоисключающие понятия. Однако двадцатилетняя деятельность Государственного специализированного института искусств доказывает обратное. Это единственное в мире учебное заведение, дающее возможность людям с инвалидностью получить полноценное высшее образование в сфере искусства. Рассказывает и.о. ректора ГСИИ Андрей ШАТСКИЙ.

Аспекты проблемы

Социальная адаптация инвалидов в сфере образования является одним из актуальных вопросов настоящего времени.

В России, по данным Московской Хельсинкской группы, старейшей из ныне действующих правозащитных организаций, около 1,5 млн. детей с ограниченными возможностями. К сожалению, большая их часть остается вне общества, а также вне системы образования. В ряде западных стран процент детей и юношей-инвалидов, способных интегрироваться в социальную жизнь в итоге интенсивной поддержки государства и общества, выше.

Наиболее эффективные формы поддержки людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) реализуются в практике реабилитации инвалидов, конечной целью которой является, по определению Всемирной организации здравоохранения, их социальная интеграция, включенность в социальные структуры, предназначенные для здоровых людей и связанные с различными сферами жизнедеятельности человека – учебной, профессиональной и прочими. Прежде всего, это образование, так как именно эта сфера жизни может позволить людям с инвалидностью стать полноправными членами российского общества. Без образования любой человек – будь он инвалид или нет – просто не сможет адаптироваться к условиям современной жизни.

Получить высшее образование в гуманитарной или технической сферах люди с ОВЗ могут в социальных институтах, созданных для обучения инвалидов, или в обычных учреждениях высшего профессионального образования. Примером такого вуза может служить Бауманский техниральном вузе реализация образования инвалидов вообще возможна только при организации целой группы (курса) инвалидов.

Образование как образ жизни

Трудно переоценить роль Государственного специализированного института искусств в образовательной системе Российской Федерации. Он является уникальным в своем роде, единственным в мире учебным заведением, дающим возможность людям с инвалидностью получить полноценное высшее образование в сфере искусства. Пройдя подготовку в ГСИИ, молодой специалист может успешно реализовать себя в жизни современного общества.

Этот вуз реализует способности студентов с разными формами недуга: слабослышащих, плохо видящих, без рук, без ног, перенесших детский церебральный паралич и прочие заболевания. Они учатся в институте искусств, чтобы профессионально заниматься творчеством – стать актерами, музыкантами, живописцами, дизайнерами. «Смотри на меня как на равного» – это кредо не только коллектива института, но и жизненная установка учащихся.

Важную роль в процессе реабилитации инвалидов в ГСИИ играет система их совместного обучения с физически здоровыми сверстниками, что исключает атмосферу изоляции особого контингента студентов, характерную для многих специализированных учебных заведений.

В нашем институте молодой человек с ОВЗ чувствует себя как в учебном заведении, специально созданном для него, где его проблемы понятны педагогам и сверстникам. Здоровые люди, поступившие в вуз, чтобы учиться у заслуженных педагогов, мастеров своего дела, привносят в общую атмосферу института живительную энергию молодости и творческую инициативу. В ГСИИ, согласно уставу, может учиться до 30 процентов здоровых людей, что можно считать оптимальной составляющей для эффективной реализации инклюзивного образования.

Важным фактором также является совместное обучение людей с ОВЗ на одной кафедре. Это в корне отличает систему обучения в ГСИИ от интернатов, где обучаются люди с монозаболеваниями: только глухие или только с потерей зрения. Например, на кафедрах живописи и дизайна обучаются инвалиды по слуху, с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, перенесшие ДЦП и другие категории. Эффект совместного обучения состоит в том, что в восприятии инвалида с заболеваниями опорно-двигательного аппарата глухой сверстник – это практически здоровый человек, который способен более легко приобрести первоначальные навыки в живописи. А для глухого зачастую становится откровением способность студентов с ДЦП, которые едва держат кисть, очень ярко воспринимать цветовую гамму окружающего мира и выражать в живописи своё эмоциональное состояние.

«Слышу голос из прекрасного далёка»

Стоит признать, что обучение людей с разнообразными ОВЗ усложняет работу педагогического коллектива, требует дополнительного технического оснащения, большого количества сурдопереводчиков, медицинского сопровождения учебного процесса. Особенность образования инвалидов заключается в том, что проблемы материально-технического оснащения учебного заведения не только отрицательно сказываются на качестве образования, но изменяют сам контингент студентов. Например, отсутствие современных лицензионных компьютерных программ препятствует освоению учебной программы инвалидами по зрению. В настоящее время в институте из-за отсутствия лифта фактически нет колясочников.

Развитию института, в котором учатся инвалиды из отдаленных регионов России, в значительной степени препятствует и отсутствие собственного общежития, приспособленного к нуждам людей с ОВЗ. Аренда общежитий в других вузах столицы представляет колоссальные трудности для администрации ГСИИ и создает неудобства для главных участников учебного процесса – инвалидов.

Будущее института видится в создании структуры, которая бы органично объединила педагогов творческих профессий и медиков: психологов, неврологов, терапевтов и т.д. Взаимно дополняя и творчески обогащая друг друга, педагоги и врачи могли бы на практике изучать воздействие искусства на людей с ограниченными возможностями здоровья – через постижение учащимися специфических особенностей видов искусств, преодоление ими трудностей в процессе получения практических навыков.

Для дальнейшего развития ГСИИ жизненно важным является вопрос об образовании инвалидов в системе среднего профессионального образования. Озабоченность вызывает тот факт, что на сегодняшний день в России не существует стройной системы образования детей-инвалидов в специализированных школах и колледжах искусств, которые могли бы готовить абитуриентов для ГСИИ. Только два учебных заведения – интернаты закрытого типа для слепых музыкантов в Курске и глухих художников в Павловске, находящиеся в ведении Минздравсоцразвития, – дают инвалидам среднее профессиональное образование в сфере искусства.

Несомненно, вопрос о создании вертикали инклюзивного образования в области искусства требует обсуждения на самом высоком уровне. Сегодня реальность такова, что приемная комиссия ГСИИ систематически «спотыкается» о низкий уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки молодых людей с ОВЗ.

Позитивную роль в изменении этой ситуации могло бы сыграть открытие в вузах бюджетных подготовительных отделений для инвалидов, что предусматривает проект федерального закона «Об образовании».

В 2011 году Государственный специализированный институт отмечает двадцатилетие. Это годы борьбы за саму идею существования института, период становления. Новое время требует эффективного решения главных задач социального образования в сфере искусства – создания действенной системы поиска талантов среди молодежи с ограниченными возможностями здоровья и обеспечения им беспрепятственного доступа к качественному высшему образованию.

PS. Подробнее о деятельности института, учебных программах, методах обучения вы можете прочитать на сайте www.gsii.org. Вопросы по телефону (499) 249-33 -80.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: андрей шатский, творческое образование, государственный специализированный институт искусств, инклюзивное образование, профиль, ао-46

Похожие материалы:
Летопись народного искусства Среднего Урала
Давайте введем понятие «профильный университет»
Ростовский колледж искусств: пополнять созвездие лауреатов
Через инновации к духовному, научному и творческому росту
Художественный вуз непрерывного образования
Владикавказский институт Моды: методика творческой активности
Будущее культуры Севера
Творческое образование - опыт Казахстана
Дискуссии о судьбе творческого образования
Доступность профессионального образования для инвалидов

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (99) 2017

– Обучение должно быть веселым, – считает специальный гость международного форума DiGIT Ю Кай Чоу. По мнению председателя Совета директоров учреждений профобразования Пермского края Станислава Красных, с помощью демонстрационного экзамена вряд ли можно оценить воспитательный потенциал будущего педагога. Об этом и многом другом – в новом номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора

Партнеры
Популярные статьи
Продлен прием заявок на участие в «Образовательном марафоне»
С целью популяризации лучших практик ДПО страны издательство «Аккредитация в образовании» с 2016...
Из журнала
#88Поколение учащихся за рубежом
#90Актуальные направления развития российского образования
#90Модернизация системы управления качеством
#93Новый уровень программной аккредитации
#92Интернационализация образования в России и мире
Информационная лента
14:26Лекции по предмету астрономия для учителей российских школ
11:55КубГУ посетил профессор из США
11:27В Казани презентовали систему интраоперационной навигации с технологией дополненной реальности
15:34В ТюмГУ назрела необходимость смены образа вуза
15:24Исследование экстремальных микроорганизмов поможет получить новые электропроводники