Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Экспресс-форум: международное сотрудничество вузов

Необходимость решения задачи полноценной интеграции отечественной высшей школы в мировое образовательное пространство придала новый импульс международному сотрудничеству вузов. На вопросы редакции «АО» ответили ректоры ведущих российских вузов.

26.06.2015
Просмотров: 149

Необходимость решения задачи полноценной интеграции отечественной высшей школы в мировое образовательное пространство придала новый импульс международному сотрудничеству вузов.

На вопросы редакции «АО» ответили ректоры ведущих российских вузов.

1. Какие шаги необходимо предпринять для повышения международной конкурентоспособности системы отечественного высшего образования?

2. Назовите наиболее перспективные направления международного сотрудничества вузов в реалиях сегодняшнего дня, в том числе с учетом опыта работы вашего вуза.

3. Какие перспективные совместные образовательные и научные международные проекты с вузами-партнерами сегодня реализуются вашим вузом?

ГАЛАЖИНСКИЙ ЭдуардГАЛАЖИНСКИЙ Эдуард Владимирович, ректор Национального исследовательского Томского государственного университета, доктор психологических наук, профессор:

– (1) В мире накоплено достаточно аналитики по университетам мирового уровня. Данные убеждают: модель успеха имеет три составляющих – ресурсы, таланты и управление.

Одним из важнейших условий является привлечение со всего мира способных абитуриентов и лучшего академического персонала – людей, которые сегодня определяют развитие мировой науки.

Второе – диверсифицированная база финансирования. Наука требует сегодня больших затрат. Конкуренто­способные исследовательские университеты концентрируют передовые исследования, а для этого нужно, с одной стороны, иметь у себя лучших ученых, которые конкурируют за гранты и определяют мейнстрим в науке, а с другой – иметь диверсифицированные доходы, быть полезным отраслям, инновационному бизнесу. Отсюда требование выстраивания инновационной экосистемы вокруг современных университетов – они должны превращаться в реальный двигатель современной экономики знаний.

Третья составляющая успеха – современная система управления, которая заключается в том, что в университеты как академические корпорации приходит логика эффективности, логика современных управленческих инструментов, вовлечения стейкхолдеров в управление, логика формирования внутреннего субъекта процессов управления. И здесь самая сложная задача – совмещение академической свободы, являющейся условием нового знания, и эффективных методов управления, позволяющих выстраивать стратегии развития.

– (2) На наш взгляд, большие перспективы перед вузами открывает участие в сетевых крупных междисциплинарных консорциумах и объединениях. Например, таких как INTERACT – международная сеть наземных исследований и мониторинга в Арктике. Большое количество участников позволяет получать качественно новые данные. Арктика в значительной мере определяет климат на планете, поэтому проводимые там исследования интересны всему миру. Ученые ТГУ также ведут там научные изыскания. Можно сказать, что Россия в этом направлении имеет естественное преимущество, на которое не могут повлиять ни политическая ситуация, ни другие факторы.

Участие в крупных международных объединениях позволяет ученым находить ответы на вопросы, которые задаются впервые. Именно в таких сетевых проектах научные прорывы являются максимально возможными.

– (3) В развитии образовательных программ для ТГУ приоритетными являются страны Юго-Восточной Азии: Китай, Вьетнам, Малайзия, Япония. Мы можем занять свою нишу на их образовательном и исследовательском рынке и уже через это выстраивать кооперацию с вузами стран Старого Света.

Например, один из проектов, реализуемых нашими учеными совместно с китайскими, канадскими и британскими коллегами, – исследование влияния генетических и средовых факторов на процессы развития и обучения от рождения до юношеского возраста. Факторы формирования личности изучаются с помощью метода близнецов, известного с XIX века. На базе ТГУ создан Российский близнецовый регистр, в нем участвуют дети из 54 тыс. школ страны. Проект позволяет собирать уникальные данные о природе индивидуальных различий в обучении.

ЗЕРНОВ ВладимирЗЕРНОВ Владимир Алексеевич, ректор Российского нового университета (г. Москва), доктор технических наук, профессор:

– (1) В отсутствии реальной конкурентной среды российским вузам и системе образования в целом очень сложно рассчитывать на передовые места в мировых рейтингах. При этом потенциал наших университетов по-прежнему огромен. Судя по тому, куда поступают победители международных олимпиад, качество отбора талантливой молодежи в России ничуть не хуже, чем в самых передовых вузах мира. Что же нужно сделать, чтобы и по качеству выпуска быть впереди?

Первое – создать конкурентную среду. Второе – оценивать вузы внутри страны по тем критериям, которые приняты в мире. Сегодня критерии оценки конкурентоспособности, мониторинга, аккредитации, к сожалению, практически не пересекаются с ними. Кстати, критерии Шанхайского рейтинга университетов составлялись в свое время воспитанниками отечественной высшей школы. Еще одна ремарка: прибор «Кардиокод», созданный учеными РосНОУ, способен констатировать угрозу наступления инфаркта за полгода – это достижение мирового уровня. Когда в вузе есть реальная наука, можно говорить об интеллектуальном потенциале, который имеет свою цену. Поэтому в оценке деятельности вузов необходимо учитывать, какой доход имеет вуз от своей интеллектуальной деятельности.

Третий шаг – катализировать на законодательном и административном уровне научные коллективы и отдельных ученых на повышение конкурентоспособности.

– (2) Реалии сегодняшнего дня таковы, что университет мирового уровня не может существовать без международной деятельности, оставаться безучастным к процессам интернационализации образования. Наиболее перспективна, по нашему мнению, деятельность, направленная на повышение уровня международных научных исследований, вовлечение в научные и академические процессы ученых с мировым именем, проведение в России международных конференций на значимые темы, консолидацию усилий российских вузов по расширению сотрудничества с вузами стран БРИКС, а также Ираном.

– (3) Наиболее значимы для РосНОУ программы академического обмена и профессиональные образовательные программы длительностью до одного года, которые дополняют программы вуза международной составляющей и ориентируют на мировые достижения в различных областях знаний. Такие программы реализуются с вузами Европы и Азии. Это Международная школа менеджмента в Париже (Франция) – маркетинг и менеджмент, Блэкберн Колледж, Уолсолл Колледж (Великобритания) – гостиничное хозяйство, туризм и гостеприимство, Университет Сунь Ятсена, Чжецзянский университет международных исследований (Китай) – перевод и переводоведение, туризм, исследования в области кардиологии, Исламский университет Азад, Университет им. Шахида Бехешти (Иран) – международное право, международные отношения, исследования в области нанотехнологий и другие.

ПИВОВАР ЕфимПИВОВАР Ефим Иосифович, ректор Российского государственного гуманитарного университета (г. Москва), доктор исторических наук, профессор:

– (1) Во­-первых, необходимо постоянно совершенствовать наши образовательные программы и эффективно проверять их качество. Важным аспектом является сотрудничество образования и современных медиа – пора начать уважать заслуги ученых. Достижения высшей школы должны отражаться в отечественных СМИ. Например, преподаватели института восточных культур и античности РГГУ совместно с коллегами из РАН разработали письменность для населения целого острова – Сокотра (Йемен). По версии Би­Би­Си, это стало одним из 10 главных научных открытий года. Российские СМИ отреагировали намного позднее.

Мало информации о качестве и хорошем опыте отечественного образования. Это приводит к снижению интереса и мешает расширению процесса интернационализации, то есть приезду к нам иностранных студентов. Необходимо освещать позитивные результаты: рассказывать, например, о наших выпускниках, работающих за рубежом и имеющих значимые результаты, о достижениях в гуманитаристике, партнерах, с которыми мы сотрудничаем.

– (2,3) Среди наиболее перспективных направлений международного сотрудничества необходимо назвать расширение спектра программ двойных магистратур и бакалавриата, а также практики программ двойной аспирантуры и докторантуры. Такая деятельность напрямую связана с развитием Болонского процесса в России и значительно расширяет возможности трудоустройства выпускников вследствие существенной интернационализации процесса обучения.

Второе направление – максимальное расширение присутствия наших преподавателей за рубежом и преподавателей вузов­партнеров в наших стенах. Безусловно, нужны совместные научные проекты и обращения за финансовой поддержкой институций разных стран. Это особенно важно, поскольку гуманитарные проекты финансируются в гораздо меньшей степени, чем негуманитарные, – во всем мире.

Следует широко практиковать издание научных трудов на двух языках и совместную работу через интернет, чтобы максимально избежать старения информации.

Среди перспективных проектов, которые реализуются в РГГУ совместно с партнерами, – двойная магистратура и двойные ученые степени. Что касается последнего, то это уже осуществляется нами с одним из десяти лучших вузов Германии – университетом Фрайбурга. Двойные магистратуры есть с Германией, Францией, Австрией, Польшей, Италией, в разработке – программа с венгерским и японским университетами.

Очень важно создание центров по продвижению русского языка и культуры за рубежом: у РГГУ такие центры действуют в Китае, Гватемале, Мексике, Чехии. Хотим сделать совместно наши центры в зарубежных университетах и их центры в наших стенах. Ведутся переговоры с Тель­Авивским университетом по этому вопросу, что перспективно. Сегодня возможны не только двойные магистратуры, но и множественные, когда выпускники получают дипломы сразу нескольких вузов.

Необходимо начинать реализацию двойных программ бакалавриата, хотя пока это сложнее с финансовой и технической сторон. Думается, должно развиваться и включенное обучение.

ОТ РЕДАКЦИИ. Читайте продолжение дискуссии на тему «Международное измерение российского образования: вектор сегодняшнего дня» в следующем номере «АО».

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-80, экспресс-форум, международное сотрудничество, РосНОУ, томский государственный университет, РГГУ

Похожие материалы:
Четвертый Болонский политический форум
Международная образовательная выставка «AULA-2014»
В РосНОУ обсудили рейтингование как фактор инновационного развития России
У Томского госуниверситета и Университета Лондона много общего
Открытие стратегической сессии Международного академического совета в ТГУ
О науке в мировом масштабе
Международный симпозиум в Германии
Дистанционное обучение русскому языку опробовали семь стран
РосНОУ укрепляет связи с американскими партнерами
10-я Международная конференция "Авиация и космонавтика - 2011"

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 4 (96) 2017

В работе «Образование будущего: семь неотложных задач», французский философ и социолог Эдгар Морен отмечает: «Проблема понимания стала решающей для людей. И поэтому учение взаимопониманию выступает в качестве одной из целей образования в будущем». Об этих и других стратегиях перспективного развития читайте в новом номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора

Партнеры
Популярные статьи
Второй саммит EdTechXAsia в Сингапуре
Второй год подряд EdTechXAsia соберет лучшие умы для обсуждения сегодняшних вызовов и завтрашних...
Университеты, меняющие себя и мир
19-21 октября в Москве состоится VIII Международная конференция исследователей высшего...
Слово редактора к №96
Если процесс оптимизации в образовании – и вузов, и школ – рассматривать в качестве пищевой цепи,...
Из журнала
#87Экспресс-форум: Развитие аграрного образования
#86Отраслевое образование – сильное звено в цепи трансформаций
#88Технология внедрения профессиональных стандартов
#88Синергетический эффект интеграционной модели обучения
#88Отвечая требованиям рынка труда
Информационная лента
11:51XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов
14:15Сотрудничество по направлению БРИКС выходит на новый уровень
14:03Разработки учёных ЮУрГУ помогают приблизить четвёртую промышленную революцию
16:52 Рейтинг вузов-участников германской программы академического обмена
16:27Мичуринский ГАУ – в числе лучших аграрных вузов страны